© Larionova I.I., Turenko O.Yu., Kalinin I.V.- 2023 http://dx.doi.org//10.26787/nydha-2686-6838-2023-25-1-12-17
Corresponding Author: Kalinin Igor Viktorovich - Head of the Department for Information and Analytical Work and Industrial Medicine, Dubna, Russian Federation
E-mail: [email protected]
*** | Accepted: 30.01.2023
https://ctinical-joumaL ru
E-ISSN 2686-6838
I
I
о
"■s
"■s
à о
£
в
N
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИИ ПО УПРАВЛЕНИЮ ПОТОКАМИ ПАЦИЕНТОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ
Ларионова1 И.И., Туренко2 О.Ю., Калинин1 И.В.
1ФБУЗ «Медико-санитарная часть № 9» Федерального медико-биологического агентства, г. Дубна, Российская Федерация
2Федеральное медико-биологическое агентство, г. Москва, Российская Федерация
Аннотация. В настоящее время актуальной задачей системы здравоохранения остается повышение качества оказания медицинской помощи населению. Необходимость совершенствования инфраструктуры медицинских организаций продиктована, как потребностями населения, так и эффективным использованием государственных ресурсов. Сохранение трудового долголетия трудоспособного населения, особенно работающего во вредных и опасных условиях труда, требует особого внимания систем здравоохранения при проведении медицинских осмотров, с учетом профессионального риска. Автоматизация медицинских процессов и использование систем электронной очереди способствуют повышению качества предоставления медицинских услуг. Целью исследования явилось изучение опыта использования информационных технологий по управлению потоками пациентов при проведении медицинских осмотров. Материалами исследования служили данные медицинской организации, оказывающей помощь сотрудникам промышленных предприятий за 2019-2021 гг., которые были проанализированы с помощью современных методов анализа. В ходе исследования раскрыты основные особенности разработанной и используемой системы по управлению потоками пациентов, а также установлено положительное влияние ее использования, за счет снижения времени прохождения медицинских осмотров, с нескольких дней, до 3 часов в сутки при использовании имеющихся у медицинской организации ресурсов. Основные принципы работы системы позволили за счет имеющихся ресурсов повысить качество оказания медицинской помощи, улучшить медико-демографические показатели прикрепленного к медицинской организации населения, увеличить количество обслуживаемых предприятий и населения, повысить удовлетворенность пациента качеством оказания медицинской помощи, а также уменьшить отвлеченность населения от трудового процесса, что является наиболее важным для работодателя при развитии человеческого капитала.
Ключевые слова: здравоохранение, медицинский осмотр, электронная очередь, Федеральное медико-биологическое агентство, потоки пациентов, качество медицинских услуг.
THE USE OF INFORMATION TECHNOLOGIES TO MANAGE THE FLOW OF PATIENTS DURING MEDICAL EXAMINATIONS
Larionova1 I.I., Turenko2 O.Yu., Kalinin11.V.
'Medical and Sanitary Unit No. 9 of the Federal Medical Biological Agency, Dubna, Russian Federation 2The Federal Medical Biological Agency, Moscow, Russian Federation
Abstract. At present, the urgent task of the healthcare system is to improve the quality of medical care to the population. The need to improve the infrastructure of medical organizations is dictated by both the needs of the population and the efficient use of public resources. Preservation of labor longevity of the able-bodied population, especially those working in harmful and dangerous working conditions, requires special attention of health care systems during medical examinations, taking into account occupational risk. Automation of medical processes and the use of electronic queue systems contribute to improving the quality of medical services. The aim of the study was to study the experience of using information technologies to manage patient flows during medical examinations. The research materials were the data of a medical organization providing assistance to employees of industrial enterprises for 2019-2021, which were analyzed using modern methods of analysis. The study revealed the main features of the developed and used system for managing patient flows, and also established the positive impact of its use by reducing the time for medical examinations from several days to 3 hours a day using the resources available to the medical organization. The basic principles of the system operation made it possible, using available resources, to improve the quality of medical care, improve the medical and demographic indicators of the population attached
https://ctinical-joumaL ru
E-ISSN 2686-6838
to the medical organization, increase the number of enterprises and the population served, increase patient satisfaction with the quality of medical care, and also reduce the population's distraction from the labor process, what is most important for the employer in the development of human capital.
Keywords: healthcare, medical examination, electronic queue, Federal Biomedical Agency, patient flows, quality of medical services.
Введение. В настоящее время актуальной задачей системы здравоохранения остается повышение качества оказания медицинской помощи населению [1,2]. Необходимость совершенствования инфраструктуры медицинских организаций продиктована, как потребностями населения, так и эффективным использованием государственных ресурсов [3]. Данные Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) свидетельствую о необходимости реализации мер, по сохранению здоровья трудоспособного населения для поддержания экономического благополучия государств [4]. Сохранение трудового долголетия населения, особенно работающего во вредных и опасных условиях труда, требует особого внимания систем здравоохранения при проведении профилактических медицинских осмотров, с учетом профессионального риска [5]. В настоящее время сотрудники некоторых отраслей промышленности не могут быть полностью защищены от влияния неблагоприятных факторов рабочего процесса.
и качественное проведение осмотров предприятий предотвратить патологии у
Своевременное медицинских промышленных своевременно профессиональной
сотрудников позволяет развитие работающего медицинских
населения [6]. Автоматизация процессов и использование систем электронной очереди способствуют повышению качества предоставления медицинских услуг [7,8]. При этом, эффективное планирование работы амбулаторно-поликлинического учреждения с использованием информационных систем повышает уровень удовлетворенности населения, при посещении медицинской организации [9].
Цель настоящего исследования - изучение опыта использования информационных технологий по управлению потоками пациентов при проведении медицинских осмотров.
Материалы и методы. Для проведения исследования были использованы методы статистического и системного анализа, сравнения и группировки показателей. Материалами послужили отчеты о деятельности федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 9» Федерального медико-биологического агентства (ФБУЗ МСЧ № 9 ФМБА России) за 20192021 гг.
Результаты и обсуждение. По решению руководства Федерального медико-биологического агентства (ФМБА России) и в рамках реализации
«Новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь», в целях повышения качества и доступности медицинской помощи в ФБУЗ МСЧ № 9 ФМБА России реализован проект по созданию Центра промышленной медицины, основными задачами которого являются оказание первичной и специализированной помощи сотрудникам промышленных и научных предприятий, а также проведение различных видов медицинских осмотров.
Для оптимизации работы отделения медицинских осмотров медицинской организации, был проведен анализ проблемных вопросов, который позволил установить, что отсутствие систематизации распределения потоков пациентов в кабинеты специалистов вызывает образование очередей у одних специалистов, в то время как другие кабинеты, которые должны посетить пациенты в рамках медицинского осмотра свободны, а образование «живой» очереди в регистратуру и кабинеты специалистов крайне негативно сказываются на эпидемиологической обстановке в медицинской организации и может способствовать нерациональному использованию рабочего времени и экономическим потерям.
Также, при исследовании хронологии работы медицинских работников отделения медицинских осмотров ФБУЗ МСЧ № 9 ФМБА России методом «фотография рабочего дня», было определено, что временные затраты специалистов, для приглашения пациентов в кабинет, могут достигать до 8% рабочего времени, особенно в кабинетах врачей узких специальностей. Таким образом, нерешенные проблемы маршрутизации пациентов в отделении медицинских осмотров приводили к низкой эффективности обслуживания пациентов, за счет низкой проходимости и необходимости увеличения количества медицинского персонала, для увеличения числа обслуженных пациентов, что предопределило необходимость разработки и внедрения системы по управлению потоками пациентов с использованием информационных технологий.
Анализ научной и методической литературы, а также собственные наблюдения, позволили определить требования к системе, основными из которых стали:
- неограниченное число подключаемых автоматизированных рабочих мест (АРМ);
https://clinical-journal. ru
E-ISSN 2686-6838
- собственный список необходимых посещений для каждого пациента;
- неограниченное количество обслуживаемых пациентов;
- русскоязычный понятный интерфейс;
- учет времени, затрачиваемого врачом-специалистом для посещения;
- возможность автоматического распределения пациентов, в зависимости от загруженности каждого отдельного кабинета;
- отсутствие проблемы «вынужденного простоя» медицинского работника;
- отказ от использования персональных данных пациента, при вызове системой к врачу.
В рамках краудсорсинг-проекта ФМБА России, ФБУЗ МСЧ № 9 ФМБА России и резидентов особой экономической зоны технико-внедренческого типа «Дубна» был реализован проект по разработке автоматизированной системы по управлению потоками пациентов с использованием информационных технологий, схема которой представлена на рисунке 1.
Рис. 1 - Схема информационной системы по управлению потоками пациентов Fig.1 - Scheme of an information system for managing patient flows
При обращении в Центр промышленной медицины ФБУЗ МСЧ № 9 ФМБА России для прохождения медицинского осмотра, пациент получает талон с идентификационным номером в терминале самообслуживания и ожидает своей очереди в регистратуру. После появления свободного регистратора, система вызывает пациента в регистратуру, где медицинский работник выдает пациенту электронный браслет одного из двух типов: обычный (зеленый) или приоритетный (оранжевый) для льготных категорий граждан, с уникальным идентификационным номером и вводит в систему информацию о необходимом осмотре врачами-специалистами и диагностических исследованиях. Стоит отметить, что при направлении на медицинский осмотр организованных групп, необходимая информация вводится в систему заранее и время обращения в регистратуру снижается до нескольких минут, используемых медицинским работником для идентификации пациента.
После получения браслета с индивидуальным номером, с помощью звукового оповещения и информационных табло, установленных в медицинской организации, система вызывает пациента в свободный кабинет специалиста, кроме кабинета врача-профпатолога,
который обследуемый может посетить только в завершении медицинского осмотра. Во всех кабинетах медицинских работников установлены считыватели информации, которые фиксируют посещения пациентом специалиста и время, затраченное медицинским работником на прием. На завершающем этапе, в кабинете врача-профпатолога, пациент получает заключение о результатах медицинского осмотра и сдает браслет медицинской сестре.
В случае, если пациент не является к специалисту после вызова, система вызывает следующего, а предыдущий пациент будет вызван системой после него.
Повышению удовлетворенности пациентов качеством оказания мед. помощи, способствовала цифровая идентификация в очереди, без использования персональных данных, также была исключена возможность входа другого пациента в кабинет, когда в нем ведется осмотр.
В рамках подготовки системы к запуску, участники проекта провели серию опытных испытаний, в ходе которых были исправлены технологические ошибки, с учетом мнения пациентов и медицинского персонала. В зонах ожидания были установлены дополнительные считыватели информации, информирующие
Issue Doi: 10.26787/nydha-2686-6838-2023-25-1 —--—
https://clinical-journal. ru
E-ISSN 2686-6838
пациента о пройденных обследованиях и необходимости дальнейших посещений
специалистов в ходе медицинского осмотра, что позволило снизить отвлечение медицинских работников на консультативную помощь по вопросам маршрутизации населения во время прохождения медицинского осмотра.
В ходе исследования установлено, что система позволила упорядочить поток пациентов, вследствие чего время прохождения медицинских осмотров снизилось с нескольких дней, до 3 часов в течении одного дня, при этом пациент одновременно может пройти медицинский осмотр и диспансеризацию, в том числе углубленную. Положительным эффектом использования системы является равномерное распределение пациентов в зонах ожидания, что позволило учесть санитарно-эпидемиологические требования по
дистанцированию населения в условиях пандемии СОУГО-19.
Немаловажным фактом является то, что равномерное распределение нагрузки на врачей-специалистов в течение рабочего дня, позволило увеличить время, используемое врачом-специалистом непосредственно на осмотр и консультацию пациента и повысить уровень качество оказания медицинской помощи, о чем свидетельствует увеличение числа впервые выявленных заболеваний, у трудоспособного населения, при проведении медицинских осмотров в 2021 г. более чем на 15% в сравнении с 2020 г.
В ходе исследования установлено, что эффективное использование имеющихся у медицинской организации ресурсов и управляемое распределение нагрузки на медицинский персонал, позволили увеличить показатели выполнения плана медицинских осмотров прикрепленного
трудоспособного населения в 2021 г. в сравнении с 2019 г. на 3,35% и с 2020 г. на 15,81%, о чем свидетельствуют данные, представленные на рисунке 2.
105
Ш -96,65%
95
100%
90 85 80 75
2019
84,19%
■
2020
Рис.2- Выполнение плана медицинских осмотров
контингента, %
2021
периодических прикрепленного
Fig. 2 - Implementation of the plan for periodic medical examinations of the attached contingent,%
При этом удалось добиться снижения показателя первичного выхода на инвалидность среди населения трудоспособного возраста на 4,5% за 2 года.
Медико-статистические показатели работы и анализ медико-демографических данных работы Центра промышленной медицины, с использованием информационных систем по управлению потоками пациентов, свидетельствуют о снижении случаев временной нетрудоспособности и их длительности в сравнении с 2020 годом (таблица 1).
Таблица 1
Показатели заболеваемости с временной утратой трудоспособности на 100 работающих
год 2019 2020 2021
случаи 96706,00 121362,00 100731,00
дни 6392,00 7534,00 6478,00
Table 1
Morbidity rates with temporary disability per 100 employees
year 2019 2020 2021
cases 96706,00 121362,00 100731,00
days 6392,00 7534,00 6478,00
При этом мы наблюдаем снижение случаев временной нетрудоспособности и их длительности в сравнении с 2020 годом на 10% в днях и 17% в случаях. Кроме того, наблюдается снижение показателя первичного выхода на инвалидность среди населения трудоспособного возраста на 4,5% за 2 года, а также смертности трудоспособного населения на 10,3% в сравнении с 2019 г.
Вместе с тем эффективное использование ресурсов в медицинской организации позволило проводить медицинский осмотр одновременно группам более 30 человек, что позволило увеличить количество обследуемого контингента
работающего населения на 18%, а, следовательно, и выявляемость тех или иных заболеваний на ранних стадиях.
Стоит отметить, что при использовании системы, медицинская организация смогла увеличить количество обслуживаемых предприятий с 17 до 29, при этом численность обслуживаемого населения увеличилась на 16,3%.
Немаловажно подчеркнуть, что при снижении времени прохождения медицинских осмотров производственный процесс на предприятии практически не страдает и не прерывается в связи с кратковременным отвлечением сотрудника. Ресурсосбережение, с использованием основных принципов бережливого производства, является актуальным направлением не только для пациента, но и для медицинской организации, и, наиболее важным для работодателя,
https://clinical-journal. ru
E-ISSN 2686-6838
при формировании человеческого капитала предприятия.
Выводы. Разработанная и внедренная система по управлению потоками пациентов позволила повысить удовлетворенность пациента от посещения отделения медицинских осмотров, за счет оптимизации времени его посещения и повышения качества оказываемой медицинской помощи, без увеличения финансовых нагрузок на
учреждение здравоохранения, при использовании имеющихся материально-технических и кадровых ресурсов, а также повысить основные показатели работы медицинской организации. Уменьшение отвлеченности от работы сотрудников обслуживаемых промышленных предприятий и организаций во время прохождения медицинских осмотров позволяет снизить финансовые потери работодателей.
REFERENCES
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК
[1]. Boikov, V.A. Medical Center for Remote Monitoring of Patients with COVID-19: Organizational Experience and Evaluation of Effectiveness / V.A. Boikov, S.V. Baranovskaya, I.A. Deev, E.V. Taranukha, I.P. Shibalkov, M.A. Babeshin // 46 Bulletin of Siberian Medicine. - 2021. - No. 2. - P. 1222.
[2]. Breusov, A.V. Lean healthcare is the philosophy of modern medical organizations / A. V. Breusov, S. V. Pisklakov, D. A. Breusov // Modern problems of health care and medical statistics. - 2022. - No. 1. - P. 308-321. - DOI 10.24412/2312-2935-2022-1-308321.
[3]. Decree of the President of the Russian Federation of June 6, 2019 No. 254 «On the Strategy for the Development of Healthcare in the Russian Federation for the period up to 2025» [Electronic resource]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001 201906070052?ysclid=l7uejnro3e797972081.
[4]. Fact sheet - Health in the workplace [Electronic resource] // WHO. - 2017. - Access mode: https://www.who. int/ru/news-room/fact-sheets/detail/protecting-workers'-health.
[5]. Budash, D.S. Occupational risks and prediction of occupational pulmonary pathologies / D. S. Budash, S. A. Babanov // Health in an industrial city: we protect from youth: collection of materials of the interregional scientific and practical conference, Perm, June 04, 2019. - Perm: ANO DPO Perm Institute for Advanced Training of Health Workers, 2019. - P. 36-41.
[6]. Zheglov, A.V. Modern approaches to improving the system of mandatory medical examinations of workers in the mining industry / A.V. Zheglova // Collection of materials of the international scientific and practical conference «Health and the environment»: Collection of materials of the international scientific and practical conference, Minsk, November 14-15, 2019 / Under the general editorship of N. P. Zhukova. - Minsk: State Educational Institution «Republican Institute of Higher Education», 2019. - P. 111-114.
[7]. Muzalevskaya, A.A. Electronic queue system in a medical institution: determination of requirements and analysis of software tools for ensuring the functioning of electronic queue terminals / A.A. Muzalevskaya // Education and science without borders: fundamental and applied research. - 2020. -
[1]. Бойков, В.А. Медицинский центр удаленного мониторинга пациентов с СОУГО-19: опыт организации и оценка эффективности / В.А. Бойков, С.В. Барановская, И.А. Деев, Е.В. Тарануха, И.П. Шибалков, М.А. Бабешина // 46 Бюллетень сибирской медицины. - 2021. - Т. 20. - № 2. - С. 12-22.
[2]. Бреусов, А.В. Бережливое здравоохранение -философия деятельности современных медицинских организаций / А. В. Бреусов, С. В. Писклаков, Д. А. Бреусов // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. - 2022. - № 1. - С. 308-321. - Б01 10.24412/2312-2935-2022-1-308-321.
[3]. Указ Президента РФ от 06.06.2019 № 254 «О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. -URL:http://puЫicatюn.pravo.gov.m/Document/V iew/0001201906070052?ysdid=l7uejnro3e79797 2081
[4]. Информационный бюллетень - Охрана здоровья на рабочем месте [Электронный ресурс] // ВОЗ. - 2017. - URL: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/protecting-workers'-health.
[5]. Будаш, Д.С. Профессиональные риски и прогнозирование профессиональных легочных патологий / Д. С. Будаш, С. А. Бабанов // Здоровье в промышленном городе: бережем смолоду: сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции, Пермь, 04 июня 2019 года. -Пермь: АНО ДПО Пермский институт повышения квалификации работников здравоохранения, 2019. - С. 36-41.
[6]. Жеглова, А.В. Современные подходы к совершенствованию системы обязательных медицинских осмотров рабочих горнорудной промышленности / А.В. Жеглова // Сборник материалов международной научно-практической конференции "Здоровье и окружающая среда": Сборник материалов международной научно-практической конференции, Минск, 14-15 ноября 2019 года / Под общей редакцией Н. П. Жуковой. - Минск: Государственное учреждение образования "Республиканский институт высшей школы", 2019. - С. 111-114.
https://ctinical-joumaL ru
E-ISSN 2686-6838
No. 12. - P. 72-76. - DOI 10.36683/2500-249X/2020-12/72-76.
[8]. Public Service Management through Making Identity Cards During Covid-19 in Bandar Lampung City, Indonesia / M. Ardiansyah, Irsandi, M. I. Martadinata [et al.] // RUDN Journal of Public Administration. -2021. - Vol. 8. - No 4. - P. 442-451. - DOI 10.22363/2312-8313-2021-8-4-442-451.
[9]. Smyshlyaev, A.V. Smyshlyaev A.V., Melnikov Yu.Yu., Sadovskaya M.A. Implementation of a new approach to the management of medical organizations in order to increase public satisfaction with the quality of services provided within the framework of the project "Moscow standard of polyclinics" // The Scientific Heritage. - 2019. - No. 40-2(40). - P. 52-55.
[7]. Музалевская, очереди в определение программных
А.А. Система медицинском требований средств для
электронной учреждении: и анализ обеспечения электронной
функционирования терминалов очереди / А.А. Музалевская // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. - 2020. - № 12. - С. 72-76. - DOI 10.36683/2500-249X/2020-12/72-76.
[8]. Public Service Management through Making Identity Cards During Covid-19 in Bandar Lampung City, Indonesia / M. Ardiansyah, Irsandi, M. I. Martadinata [et al.] // RUDN Journal of Public Administration. - 2021. - Vol. 8. - No 4. -P. 442-451. - DOI 10.22363/2312-8313-2021-8-4442-451.
[9]. Смышляев, А.В. Внедрение нового подхода в управлении медицинскими организациями с целью повышения удовлетворенности населения качеством оказываемых услуг в рамках реализации проекта "Московский стандарт поликлиники" / А. В. Смышляев, Ю. Ю. Мельников, М. А. Садовская // The Scientific Heritage. - 2019. - № 40-2(40). - С. 52-55.
Author Contributions. Larionova I.I. — literature review, text writing; Turenko O. Yu., Ratmanov M.A. — concept and design of
the study; Kalinin I.V. - collection and processing of materials.
Larionova I.I. — SPIN ID: 3512-3051; ORCID ID: 0000-0001-8739-0176
Turenko2O. Yu. — SPIN ID: 3548-0111; ORCID ID: 0000-0003-0056-495X
Kalinin I.V. — SPIN ID: 8785-6848; ORCID ID: 0000-0001-8058-0268
For citation: Larionova I.I., Turenko O.Yu., Kalinin I.V. THE USE OF INFORMATION TECHNOLOGIES TO MANAGE THE FLOW OF PATIENTS DURING MEDICAL EXAMINATIONS. // Medical & pharmaceutical journal "Pulse". - 2023;25(1):12-17. http://dx.doi.org//10.26787/nydha-2686-6838-2023-25-1-12-17.
Вклад авторов. Ларионова И.И. — обзор литературы, написание текста; Туренко О.Ю., Ратманов М.А. — концепция и дизайн исследования; Калинин И.В. — сбор и обработка материалов.
Заявление о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Ларионова И.И.— SPIN ID: 3512-3051; ORCID ID: 0000-0001-8739-0176 Туренко О.Ю.— SPIN ID: 3548-0111; ORCID ID: 0000-0003-0056-495X Калинин И.В.— SPIN ID: 8785-6848; ORCID ID: 0000-0001-8058-0268
Для цитирования: Ларионова И.И., Туренко О.Ю., Калинин И.В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО УПРАВЛЕНИЮ ПОТОКАМИ ПАЦИЕНТОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ // Медико-фармацевтический журнал "Пульс". 2023;25(l):12-17. http://dx.doi.org//10.26787/nydha-2686-6838-2023-25-1-12-17.