УДК 378.147; 004
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ
Е.И. Гужвенко, В.Ю. Гужвенко, Н.Н. Тумаков
Рассматриваются вопросы разработки и самостоятельного использования военнослужащими задач, составленных в Excel для отработки навыков решения огневых задач на определение прицела, точки прицеливания, упреждения при стрельбе из автомата Калашникова АК74М. Задачи классифицированы по степени сложности и факторам, влияющим на выбор решения.
Ключевые слова: информатика, информационные технологии, табличный процессор, огневая подготовка, огневые задачи.
При обучении курсантов стрельбе из стрелкового оружия мало научить их держать ровную мушку и плавно нажимать на спуск, ведь условия стрельбы таковы, что приходится стрелять на различные дальности, в изменяющихся погодных условиях, а это требует знания основ и правил стрельбы. Изучение правил происходит на огневой подготовке, содержит несколько несложных формул, применяемых в различных условиях, однако, как показали статистические исследования, около 95 % курсантов делают ошибки при решении огневых задач, что означает непоражение цели в бою.
Почему же такое происходит? На занятиях в полевых условиях заниматься решением задач в тетрадях нецелесообразно, нужно больше времени уделять практическим навыкам стрельбы, на аудиторных занятиях обучение групповое, что также не способствует наилучшему закреплению полученных знаний. При обучении в классе РВВДКУ есть возможность использовать электронный тренажер «СКАТТ», одна из возможностей которого - выдача теоретических сведений и проверка их. Однако, на данном тренажере целесообразнее отработать другие навыки, например, непосредственную отработку с оружием. Помимо этого, если использовав несложные математические расчеты, разделив количество курсантов на общее время аудиторных занятий, то получается, что курсант имеет возможность поработать на тренажере максимум два раза в семестр, то есть об отработке навыков на занятиях с использованием «СКАТТ» не идет речи. Если использовать его и во внеаудиторное время, количество раз увеличится до четырех, что также недопустимо мало.
Выход из этой ситуации предлагается в виде отработки навыков решения огневых задач во время самостоятельной подготовки курсантов к занятиям с использованием имеющихся у них планшетов и программы Excel, в которой составлено более 15 основных типов задач различной слож-
318
ности, каждая из которых содержит от 10 до 200 модификаций, в зависимости от выбранных исходных установок (температура; дальность до цели; высота цели; угол места цели; сила, направление ветра; скорость, направление, угол движения цели).
В самых простых задачах изменяется только один значимый для решения задачи параметр, остальные считаются близкими к нормальным условиям; в задачах посложнее - два параметра можно варьировать; еще более сложные ориентированы на выбор трех параметров, наиболее сложные подразумевают изменение всех условий.
Все задачи составлены таким образом, чтобы введя или выбрав ответ, обучаемый понял, верно ли решение, то есть выдается сообщение о правильности (неправильности) ответа. Если же ответ предполагает несколько данных, например, нужно указать прицел и точку прицеливания, то пока не будут введены все сведения, курсант не получит сообщение о том, насколько верно решена задача, ведь если дальность 450 м (остальные условия стрельбы из АК74М близки к нормальным), то верными будут несколько ответов: прицел (Пр) можно выбрать 5, а ТПр - нижний обрез цели (НОЦ) или Пр=4, ТПр - верхний обрез цели (ВОЦ).
Чтоб не допустить неправильного набора исходных данных, ячейки для редактирования выделены цветом, в них предусмотрен выбор из списка, остальные ячейки защищены от редактирования. Также у ячеек, где требуется ввод (или выбор), появляется всплывающая подсказка о необходимом действии (рис. 1).
В ячейках, выделенных цветом, выбирайте дальность, высоту, температуру, прицел, точку прицеливания
Определить исходные установки для производства первого выстрела при стрельбе из АК74М, если стрельба ведется по стрелку (М №8) на дальности
температура воздуха высота
450
Выберите дальнсть
1200 м
остальные условия стрельбы близкие к нормальным (табличным)
Пр = ТПр =
Рис. 1. Пример задачи на определение прицела и точки прицеливания при изменяющихся дальности, температуре и высоте
Для наилучшего освоения курсантами правил стрельбы были разработаны опорные схемы, с использованием которых выполняется решение задач на начальном этапе (рис. 2).
Рис. 2. Пример опорной схемы определения поправки на изменение температуры воздуха и заряда (АПр - поправка для прицела, АТПр - поправка для точки прицеливания)
Если условия стрельбы близки к нормальным (табличным), то прицел выбирается согласно дальности до цели, разделенной на 100 (Пр = Д), точка прицеливания - центр цели (ТПр = ЦЦ) [2].
Если дальность кратна 50 (например, 150, 250, 350...), то Пр = Д + 0,5, ТПр = ЦЦ - 0,5фц = НОЦ,
или
Пр = Д - 0,5, ТПр = ЦЦ + 0,5фц = ВОЦ.
Если условия стрельбы значительно отличаются от нормальных (табличных), то при выборе прицела и точки прицеливания необходимо учесть поправки, влияющие на дальность и направление полета пули.
Внесение поправок на изменение условий стрельбы, как правило, производится без использования таблиц стрельбы, по полевым (мнемоническим) правилам, которые стреляющие должны знать на память и уметь применять на практике.
К поправкам по дальности относятся:
- поправка на изменение температуры воздуха и заряда. При ее определении отдельно вычисляют поправки для прицела А1Пр и точки прицеливания Мтпр;
- поправка на уменьшение давления воздуха в горных условиях АЪ (рис. 3);
- поправка на угол места цели в горных условиях Аа.
К поправкам по направлению относятся:
- поправка на ветер Пв;
- упреждение при стрельбе по движущимся целям Упр.
320
Поправки по дальности влияют на выбор прицела и точки прицеливания по высоте (ТПр - ВОЦ, ЦЦ, НОЦ), поправки по направлению - на выбор точки прицеливания по направлению стрельбы (ТПр вправо или влево от цели) [1].
При учете нескольких поправок итоговые установки прицела и точки прицеливания определяются следующим образом:
- если дальность кратна 100 м, то
Пр = Д +А^р+ ЛЬдр+ Аадр; Шр=ЦЦ+Д1шр+ АИтПр+ Лашр;
- если дальность кратна 50 м, то
Пр = (Д±0,5фц) +А^р+ АЪпр+ Аа^; Шр=(ЦЦ±0,5фц)+Д1шр+ АЬшр+ АаШр.
Руководствуясь опорными схемами для каждой поправки, курсанты выполняют расчеты и, используя разработанные задания, проверяют правильность своего решения.
Зачем решать задачи по огневой подготовке? Известно, что способы и виды ведения огня должны избираться с расчетом нанесения противнику наибольшего поражения в кратчайшее время и с наименьшим расходом боеприпасов, организация такого огня требует от командиров подразделений сознательного понимания и твердого знания правил стрельбы из всех видов оружия. Решение этого облегчается тем, что, несмотря на некоторые различия в способах и правилах стрельбы из отдельных видов огневых средств, выполнение огневой задачи из всех видов огнестрельного оружия проходит по принципиально одинаковой схеме. Стрельба из любого оружия обычно слагается из трех элементов: подготовка стрельбы; пристрелка; стрельба на поражение. И всеми этими элементами должен владеть военнослужащий для успешного ведения огневого контакта, а одной из составляющих подготовки к стрельбе является умение верно определить исходные установки и дать правильную команду на поражение противника.
Список литературы
1. Наставление по стрелковому делу; Основы стрельбы из стрелкового оружия. М.: Военное изд-во, 1987. 640 с.
2. Кашанский Б.Р., Минин Р.А. Правила стрельбы из стрелкового оружия и гранатометов. М.: Военное издательство, 1972. 238 с.
Гужвенко Елена Ивановна, д-р пед. наук, доц., е/епа хи^аЛм.ги, Россия, Рязань, Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В. Ф. Маргелова,
Гужвенко Василий Юрьевич, командир взвода, vasiШ_gui@,mai/. ги, Россия, Омск, в/ч 64712,
Тумаков Николай Николаевич, ст. преподаватель, е/епа_хи@,^1 ги, Россия, Рязань, Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В. Ф. Маргелова
USE OF INFORMA TION TECHNOLOGIES FOR LEARNING MILITARY SERVICEMEN SOL VING TASKS FOR FIRE PREPARA TION
E.I. Guzhvenko, V. Yu. Guzhvenko, N.N. Tumakov
The article deals with the issues of development and independent use by military personnel of tasks compiled in Excel for training the skills of solving fire problems in determining the sight, the point of aiming, and anticipating when shooting from the Kalashnikov AK74M assault rifle. Tasks are classified according to the degree of complexity and factors that influence the choice of the solution.
Key words: informatics, information technologies, tabular processor, fire training, fire tasks.
Guzhvenko Elena Ivanovna, doctor of pedagogical sciences, docent, elena guialist. ru, Russia, Ryazan, Ryazan Higher Airborne Command School named after General of the Army V.F. Margelov,
Guzhvenko Vasily Yuryevich, platoon commander, vasilii gujamail. ru, Russia, Omsk, military unit 64712,
Tumakov Nikolay Nikolaevich, senior lecturer, elena guialist. ru, Russia, Ryazan, Ryazan Higher Airborne Command School named after General of the Army V.F. Margelov
УДК 623.4
СПОСОБЫ ПРИМЕНЕНИЯ ГРУППЫ ПРОТИВОТОРПЕДНЫХ СНАРЯДОВ В СОСТАВЕ КОМПЛЕКСА ПРОТИВОТОРПЕДНОЙ
ЗАЩИТЫ
А. Л. Шишкин
Рассматривается перспективное средство противоторпедной защиты надводного корабля - противоторпедный снаряд. Описываются возможные способы его применения в различных тактических ситуациях. По результатам проведения имитационного моделирования определяются условия применения, преимущества и недостатки каждого способа.
Ключевые слова: торпеда, противоторпедная защита, противоторпедный
барьер.
В конце XIX века появилась самоходная мина - торпеда. Высокая эффективность такого оружия заставила военно-морские силы различных стран искать пути защиты от него. Первыми средствами противоторпедной защиты (ПТЗ) были специальные сети и були у надводных кораблей. С изобретением акустических систем самонаведения появились и средства гидроакустического противодействия (ГПД). В настоящее время развитие систем наведения торпед привело к тому, что средства ГПД постепенно
322