Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
иностранный язык / начальная школа / информационные технологии / онлайн-ресурсы / игра / аудирование / интернет / foreign language / primary school / information technology / online resources / a game / listening / Internet

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Безденежных Наталия Николаевна, Цветкова Светлана Евгеньевна, Ерофеева Алла Васильевна

С момента появления компьютеров и интернета, ученые и педагоги в различных странах стали активно исследовать методики обучения иностранному языку с использованием информационных технологий. Цель статьи: рассмотреть современные направления информационных технологий, а также рациональные игровые методики, основанные на интерактивных программах, обеспечивающие эффективность обучения иностранному языку в начальной школе. В основной части статьи описано состояние проблемы; дан обзор источников, обоснована необходимость ее дальнейшей разработки. В практической части рассматриваются возможности использования информационных технологий в обучении иностранному языку у младших школьников, а также исследуется актуальность данных методик и предлагаются рекомендации для их эффективного применения в школьной среде. В заключение сделан вывод о полезности применения информационных образовательных технологий как средства интенсификации обучения иностранному языку в начальной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Безденежных Наталия Николаевна, Цветкова Светлана Евгеньевна, Ерофеева Алла Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Since the advent of computers and the Internet, scientists and educators in various countries have been actively researching methods of teaching a foreign language using information technology. The purpose of the article: to analyze modern trends in information technology, as well as rational game techniques based on interactive programs that ensure the effectiveness of teaching a foreign language in primary school. In the main part of the article, the state of the problem is described; an overview of sources is given, the need for its further development is justified. The practical part examines the possibilities of using information technologies in teaching a foreign language to younger schoolchildren, and also examines the relevance of these methods and offers recommendations for their effective application in the school environment. The conclusion is made about the usefulness of the information educational technologies as a means of intensifying foreign language teaching in primary school.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Литература:

1. Аскарова, Н.И. Формирование у студентов культуры принятия управленческих решений на основе коллективного обсуждения / Н.И. Аскарова, Н.Б. Пугачева // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - №76-3. -С. 21-23

2. Васьков, М.А. Теоретико-методологические подходы к анализу управленческой культуры / М.А. Васьков // Россия реформирующаяся. -2010. - №9. - С. 61-75

3. Журба, O.A. Управленческая культура России и современный мировой опыт / O.A. Журба // Форум молодых ученых. - 2020. - №3 (43). - С. 168-175

4. Макаров, М.И. Гуманистический подход в управлении процессом становления профессиональной культуры педагога / М.И. Макаров // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2019. - Т. 1,№ 3 (60). - С. 98-104

5. Черенцова, Т.А. Генезис и эволюция культуры управления / Т.А. Черенцова // Междисциплинарный диалог: современные тенденции в общественных, гуманитарных, естественных и технических науках. - 2014. - №1. - С. 167-179

Педагогика

УДК 372.881.1

кандидат психологических наук, доцент Безденежных Наталия Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Цветкова Светлана Евгеньевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Ерофеева Алла Васильевна

ФГБОУ ВО Нижегородский государственный технический университет имени Р.Б. Алексеева (г. Нижний Новгород)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. С момента появления компьютеров и интернета, ученые и педагоги в различных странах стали активно исследовать методики обучения иностранному языку с использованием информационных технологий. Цель статьи: рассмотреть современные направления информационных технологий, а также рациональные игровые методики, основанные на интерактивных программах, обеспечивающие эффективность обучения иностранному языку в начальной школе. В основной части статьи описано состояние проблемы; дан обзор источников, обоснована необходимость ее дальнейшей разработки. В практической части рассматриваются возможности использования информационных технологий в обучении иностранному языку у младших школьников, а также исследуется актуальность данных методик и предлагаются рекомендации для их эффективного применения в школьной среде. В заключение сделан вывод о полезности применения информационных образовательных технологий как средства интенсификации обучения иностранному языку в начальной школе.

Ключевые слова: иностранный язык, начальная школа, информационные технологии, онлайн-ресурсы, игра, аудирование, интернет.

Annotation. Since the advent of computers and the Internet, scientists and educators in various countries have been actively researching methods of teaching a foreign language using information technology. The purpose of the article: to analyze modern trends in information technology, as well as rational game techniques based on interactive programs that ensure the effectiveness of teaching a foreign language in primary school. In the main part of the article, the state of the problem is described; an overview of sources is given, the need for its further development is justified. The practical part examines the possibilities of using information technologies in teaching a foreign language to younger schoolchildren, and also examines the relevance of these methods and offers recommendations for their effective application in the school environment. The conclusion is made about the usefulness of the information educational technologies as a means of intensifying foreign language teaching in primary school.

Key words: foreign language, primary school, information technology, online resources, a game, listening, Internet.

Введение. С момента появления компьютеров и интернета, ученые и практикующие педагоги в различных странах стали активно исследовать и разрабатывать методики и программы обучения иностранному языку с использованием информационных технологий. В их работах исследовались и до сих пор активно обсуждаются различные аспекты обучения иностранному языку, предлагаются инновационные подходы, основанные на внедрении в обучение интерактивных компьютерных программ, мультимедийных материалов и разнообразных онлайн-ресурсов. Информационные образовательные технологии благотворно влияют на развитие познавательной мотивации обучающихся, обогащают дидактические возможности и значительно облегчают работу педагога, а также расширяют границы образовательного пространства.

Цель: рассмотреть современные направления информационных образовательных технологий и наиболее рациональные подходы к их внедрению в процесс обучения младших школьников; выделить эффективные методики и игровые приемы, основанные на интерактивных программах, их функции и преимущества в обучении английскому языку в начальной школе.

Изложение основного материала статьи. Вопросы о внедрении средств информационных технологий в процесс языковой подготовки широко рассмотрены и по сей день активно обсуждаются в трудах преподавателей вузов. Интенсивность процесса цифровизации вузовского обучения обусловлена необходимостью создания образовательной среды, позволяющей обучающимся овладевать стратегиями иноязычного самообразования, самоконтроля и языкового саморазвития.

В трудах преподавателей-методистов освещены различные аспекты смешанного обучения, в котором значительный процент времени отводится самостоятельному освоению языка в форме интерактивного взаимодействия с обучающей программой в электронной среде вуза (И.Н. Айнутдинова [1], Б.Н. Каракозова, А.Н. Шамов [7]). В статьях также рассмотрены вопросы использования web-pecypcoB второго поколения (Л.М. Быкова [3], М.С. Ляшенко [10], О.А. Минеева [11], Н. Скурихин и пр.); развивающий потенциал социальных сетей (С.Н. Казначеева [6], Т.О. Шунина, М.С. Ляшенко [17] и др.). Такой подход к обучению, основанный на использовании дидактических возможностей электронной среды в целях развития самостоятельной обучающей деятельности, обусловлен способностью студентов к самоорганизации, самостоятельному овладению языковыми стратегиям и освоению языка.

Очевидно, что результативность обучения младших школьников в значительной степени обусловлена эффективными управляющими и обучающими воздействиями со стороны педагога. Именно непосредственное субъектное взаимодействие и живой контакт учителя и учеников является решающим фактором успешного овладения языковыми явлениями, лексикой и речевыми навыками.

Задачей педагога является «обучение рациональным приемам учения, формирование умений пользоваться учебником, грамматическим справочником, словарем, звуко- и видеозаписью, средствами ИКТ» [9]. Таким образом, исследования методистов сконцентрированы, в основном, на вопросах применения наиболее рациональных форм и методов раннего обучения языку, основанных на субъектном взаимодействии учителя и обучающихся (H.H. Безденежных, С.Е. Цветкова [2], Е.Г. Коваленко, Н.Т. Манюрова [9], М.И. Клюева, Н.С. Пронина [8] и др.).

Проблема внедрения средств ИКТ на уровне начального образования в целом освещена в трудах Е.М. Артемьевой, Е.В. Горячевой [4], Г.А. Иргалиевой [5] и др. Вопрос о повышении качества обучения и мотивации младших школьников за счет использования средств ИКТ непосредственно в обучении ИЯ рассмотрен в работах Л.А. Цветковой [14], С.Е. Цветковой, М.Р. Бочкаревой, A.C. Потаповой, [15] и др. педагогов-методистов.

Изучение методических трудов показало, что использование информационных технологий на уроках в начальных классах является довольно актуальной проблемой, так как именно благодаря им дети лучше и быстрее усваивают нужную информацию. Информационные технологии позволяют создавать интерактивные образовательные программы и приложения, которые вовлекают детей в активное обучение. Это способствует удержанию их внимания и интереса к процессу обучения иностранному языку.

Учителю следует планировать урок, опираясь на доступные информационные технологии и выбирая соответствующие образовательные программы, приложения и онлайн-ресурсы. Он также должен быть знаком с функциональностью используемых технологий и готовиться к их использованию на уроке.

Во время работы с информационными технологиями учитель должен наблюдать за активностью учеников, оказывать помощь и поддержку в случае необходимости. Он может предоставлять дополнительные пояснения, оказать помощь в решении возникающих проблем и помогать ученикам эффективно использовать технологии в учебных целях.

Участие в уроке с использованием информационных технологий может вызывать у детей чувство радости и мотивации. Взаимодействие с интересными приложениями, играми или видео материалами создает позитивную атмосферу и стимулирует детей к дальнейшему изучению языка. Они могут работать с материалами в своем собственном темпе, получать мгновенную обратную связь и иметь доступ к дополнительным ресурсам и упражнениям в онлайн-формате.

Существует несколько современных направлений /видов информационных технологий, на основе которых могут быть использованы эффективные интерактивные и игровые методики и приемы в обучении иностранному языку детей в младших классах. Рассмотрим их.

1. Игровые и интерактивные приложения. Существует множество мобильных приложений и игр, разработанных специально для обучения детей иностранным языкам. Эти приложения часто предлагают интерактивные задания, игровые элементы и возможность тренировки навыков чтения, письма, аудирования и говорения.

Учителю английского языка в начальных классах весьма проблематично интегрировать интерактивный языковой курс в рамках часов, отведенных на освоение материала основной программы. Тем не менее, развивающий потенциал интерактивных заданий и языковых игр весьма значителен и не должен быть утерян.

Например. «Интересным для младших школьников окажется сайт www.lingualeo.ru. На этом сайте обучение проходит в форме, напоминающей онлайн-игру. Это позволяет избежать скучного и монотонного изучения языка [15, С. 377]. <...> Персональный план обучения, грамматические тренировки, подборка материалов по интересам - все это поможет не только заинтересовать и замотивировать детей, но и помочь им быстро и качественно изучать иностранные языки» [15,С. 377].

Развивающий потенциал аутентичного интерактивного курса может быть успешно реализован в рамках факультативов, проводимых соответственно учебному плану начальной школы, или в рамках дополнительного иноязычного образования в процессе занятий с репетитором.

2. Веб-платформы и онлайн-ресурсы. Интернет предоставляет широкий выбор веб-платформ и онлайн-ресурсов для обучения иностранному языку. Это могут быть интерактивные упражнения, видеоуроки, аудиоматериалы, игры, электронные учебники и многое другое. Ученики могут использовать эти ресурсы для самостоятельного изучения языка или под управлением учителя.

Использование в обучении языку web-pecypcoB второго поколения поможет повысить качество подачи, восприятия, тренировки и закрепления языкового контента, сделать познавательный процесс увлекательным для детей и более эффективным.

Образовательные интернет-ресурсы помогут учителю:

- рационально, последовательно и наглядно организовать процесс прослушивания текстов в рамках изучаемых на уроках тем;

- выбрать наиболее рациональный режим для написания аудиодиктанта, направленного на отработку и самоконтроль лексических навыков, усвоение особенностей орфографии;

- подобрать текст для чтения на желаемую тему и составить к нему интерактивные тестовые задания [16].

Используя функции и преимущества web-платформ, учитель имеет возможность расширить по мере необходимости

отдельные подсистемы упражнений, составить интерактивные упражнения и тесты, формирующие грамматические, лексические и речевые автоматизмы.

3. Видео и мультимедиа. Использование видео и мультимедийных материалов становится все более популярным в обучении иностранным языкам. Ученики могут просматривать видеоролики на иностранном языке, слушать аудиоматериалы, смотреть мультфильмы и фильмы с субтитрами или выполнять задания, основанные на просмотре видео.

4. Виртуальная реальность (VR). VR-технологии предоставляют возможность создания иммерсивной среды для обучения иностранному языку. Ученики могут погружаться в виртуальные ситуации, взаимодействовать с виртуальными персонажами и использовать языковые навыки в реалистичных сценариях, например, виртуальном путешествии или ролевой игре.

Например, в статье Л.Ю. Никшиковой, В.А. Золотова рассмотрены «различия в культуре общения между участниками онлайн-игр в зарубежных странах (США, Великобритания) и в странах СНГ (Россия, Белоруссия). Объектом исследования является процесс коммуникации участников общения в онлайн-пространствах» [12, С. 77]. В статье отмечается, что «неизбежно сложилась определенная культура общения в онлайн-играх, которая развивалась на протяжении нескольких десятилетий» [12, С. 78], <...>. «Так как онлайн-игры обретают все большую популярность среди людей, это влечет за собой непосредственное знакомство с культурой общения в них» [12, С. 78].

Очевидно, что онлайн игры разработаны для использования детьми с целью полезного проведения досуга и снятия напряжения в свободное от учебы время.

5. Социальные сети и онлайн-сообщества. Ученики могут использовать социальные сети и онлайн-сообщества, посвященные изучению иностранных языков, для общения с носителями языка и другими учащимися из разных стран. Это предоставляет возможность практиковать устную и письменную речь, обмениваться опытом и получать обратную связь.

Теперь приведем примеры игровых методик и приемов, направленных на формирование языковых и речевых умений у младших школьников.

1) Название: «Аудиосказка».

Цель: развитие навыков аудирования и понимания на слух.

Описание: Учитель предлагает младшим школьникам прослушать аудиосказку на иностранном языке, которая доступна через интерактивную программу или онлайн-ресурс. После прослушивания ученики обсуждают сюжет, отвечают на вопросы и выполняют задания, связанные с содержанием сказки.

Планируемые результаты: формирование навыков восприятия контекста на слух, идентификации слухового образа слов, выделения значимых фактов, взаимосвязей между ними и последовательности изложения; активизация изученного тезауруса и расширение пассивного словаря.

2) Название: «Виртуальная поездка».

Цель: развитие коммуникативных умений и расширение культурного кругозора.

Описание: Учитель проводит виртуальную экскурсию по стране, где говорят на изучаемом иностранном языке. С помощью интерактивных карт и видеоматериалов ученики знакомятся с достопримечательностями, культурой и традициями этой страны. В процессе экскурсии ученики могут задавать вопросы, обсуждать интересные факты и делиться своими впечатлениями.

Результаты: закрепление и расширение иноязычного тематического тезауруса; формирование речевых автоматизмов, развитие навыков устной речи и межличностного взаимодействия; географические знания и культурное понимание изучаемой страны.

3) Название: «Интерактивные упражнения».

Цель: Закрепление лексики и грамматических навыков.

Описание: Учитель предлагает младшим школьникам использовать компьютеры или планшеты для выполнения интерактивных упражнений на изучаемом иностранном языке. Это могут быть задания на соотнесение слов с картинками, составление предложений, выбор правильного варианта ответа и другие игровые формы активности.

Результаты: овладение грамматическим строем, словарным запасом по изучаемому /изученному модулю; параллельное формирование навыков чтения и сопроводительного письма; развитие логики и быстроты реакции.

4) Название: «Ролевые игры онлайн».

Цель: развитие речевой иноязычной компетенции.

Описание: Учитель организует ролевую игру, используя онлайн-платформу или приложение. Каждому ученику предлагается роль, и они должны взаимодействовать друг с другом на иностранном языке, используя соответствующие фразы и выражения. Ролевые игры могут быть связаны с реальными ситуациями, например, заказ в ресторане, покупки в магазине или общение в аэропорту.

Что развивается: устная речь, коммуникативные навыки, ситуационное использование языка.

5) Название: «Коллективное создание презентации».

Цель: Развитие навыков работы в группе и презентационных умений.

Презентация - комбинированный вид речевой деятельности, требующий сформированности определенных лингвистических знаний и умений, способности логически мыслить, самостоятельно работать с содержанием англоязычного текста. Следовательно, такой метод приемлем для детей, обучающихся в третьем - четвертом классах. Тема презентации должна быть близка, интересна и понятна младшим школьникам, языковой материал дан в пределах доступности. В третьем классе учитель последовательно обучает детей основным приемам /стратегиями создания презентации. Начиная примерно со второго полугодия, можно давать посильные задания для работы в команде, которая поэтапно курируется педагогом.

Описание: Учитель разделяет младших школьников на группы и предлагает каждой группе выбрать тему для презентации на иностранном языке. С помощью компьютеров и программы для создания презентаций, например, PowerPoint, ученики работают вместе, исследуют тему и создают презентацию. По окончании каждая группа представляет свою презентацию перед классом.

Что развивает: навыки работы в группе, исследовательские навыки, презентационные умения, публичное выступление.

Таким образом, урок «с использованием информационных технологий - это урок, который требует эмоционального и определенного интеллектуального напряжения. Он обеспечивает интерактивность, мотивацию и эффективность в обучении иностранному языку младших школьников. Он стимулирует заинтересованность и активное участие детей, развивает различные навыки и компетенции, и помогает им почувствовать большую уверенность в использовании иностранного языка» [18].

Такой урок способствует выполнению важных методических задач, таких как: развитие всех аспектов владения языком, включая грамматику, лексику, произношение и понимание на слух, что в свою очередь улучшает навыки чтения, письма, аудирования и говорения.

Необходимо учитывать тот фактор, что не все дети имеют доступ к информационным технологиям и ресурсам, а также то, что ученики могут быть отвлечены от учебного процесса из-за излишней заинтересованности в играх и развлечениях онлайн. Поэтому важно балансировать использование информационных технологий с традиционными методами обучения и адаптировать подход в зависимости от индивидуальных потребностей и возможностей каждого ученика.

Выводы. Итак, в данной работе рассмотрена возможность использования информационных технологий в обучении детей младшего школьного возраста иностранному языку. В результате можно сделать вывод, что их использование способствует более эффективному и интересному образовательному процессу, улучшает усвоение языковых навыков и стимулирует развитие детей в начальной школе.

Литература:

1. Айнутдинова, И.Н. Актуальные вопросы применения технологии смешанного обучения (Blended Learning) при обучении иностранным языкам в вузе / И.Н. Айнутдинова // Общество: социология, психология, педагогика. - 2015. -№ 6. -С. 74-77

2. Безденежных, Н.Н. Роль и место игровых технологий в обучении иностранному языку младших школьников /Н.Н. Безденежных, С.Е. Цветкова // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - С. 41-44

3. Быкова, Л.М. Исследование возможностей технологий веб 2.0 для развития межкультурной компетенции / Л.М. Быкова, Е.В. Наумова // В сборнике: Научная дискуссия: вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков. - Нижний Новгород, 2022. - С. 181-184

4. Горячева, E.B. Использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе / Е.В. Горячева // Актуальные проблемы внедрения ФГОС при обучении математики в основной школе: материалы регион, науч.-практ. конф. - Пермь: Пермск. гос. гуман.-пед. универ, 2019. - С. 52-54

5. Иргалиева, Г.А. Использование ИКТ на уроках в начальной школе / Г.А. Иргалиева // Наука и образование сегодня. -2017. -№ 12(23). -С.91-94

6. Казначеева, С.Н. Исследование готовности студентов неязыковых направлений использовать сетевые ресурсы при обучении иностранным языкам / С.Н. Казначеева, В.А. Бондаренко // Вестник Мининского университета. - 2018. - Т. 6. -№ 2 (23). - С. 8.

7. Каракозова, E.H. Иноязычная информационная деятельность студента технического вуза / E.H. Каракозова, А.Н. Шамов//ВестникМининского университета,-2023. - Т. 11.-№ 1 (42).

8. Клюева, М.И. Значение игры и ее использование при обучении младших школьников иностранному языку / М.И. Клюева, Н.С. Пронина, P.A. Кузьмин // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 75-4. -С. 125-128

9. Коваленко, Е.Г. Теоретические основы формирования коммуникативных умений младших школьников на уроках английского языка / Е.Г. Коваленко, Н.Т. Манюрова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. -Т.38. - С. 124-131. - [электронный ресурс] - URL: http://e-koncept.ru/2017/771311.htm (дата обращения: 17.06.2023)

10. Ляшенко,М.С. Обучение английскому языку студентов-дизайнеров с использованием технологии «вики-сайта» в вузе / М.С. Ляшенко, М.С. Родионова // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. -2021. - № 1 (55). - С. 103-108

11. Минеева, O.A. Интеграция интернет-ресурсов в процесс обучения иностранному языку / O.A. Минеева, М.С. Ляшенко // Образовательные ресурсы и технологии. -2022. - № 1 (38). - С. 14-22

12. Никшикова, Л.Ю. Специфика коммуникативной культуры участников онлайн игр в зарубежных странах и странах СНГ / Л.Ю. Никшикова, В.А. Золотов // В сборнике: Научная дискуссия: вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков. - Нижний Новгород, 2023. - С. 77-84

13. Пронина, Н.С. Использование лексических игр на уроках английского языка в начальной школе / Н.С. Пронина, Ю.А. Молчанова // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 69-4. - С. 239-242

14. Цветкова, Л.А. Формирование лексических навыков у младших школьников с помощью компьютерной программы / Л.А. Цветкова: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. - Москва, 2002. - 16 с.

15. Цветкова, С.Е. Дидактический потенциал интернет-сайтов в формировании иноязычных коммуникативных умений у младших школьников / С.Е. Цветкова, И.К. Бевзюк, М.Р. Бочкарева, A.C. Потапова // В сборнике: Научная дискуссия: вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков. - Нижний Новгород, 2023. - С. 373-380

16. Цветкова, С.Е. Информационная образовательная среда как средство интенсификации самостоятельной иноязычной деятельности будущих экономистов / С.Е. Цветкова, И.А. Малинина. - Сибирский педагогический журнал. - 2015. -№ 56-3.-С. 183-191

17. Шунина, Т.О. Использование социальных сетей в обучении лексической стороне иноязычной речи в контексте информального образования / Т.О. Шунина, М.С. Ляшенко // В сборнике: Научная дискуссия: вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков. - Нижний Новгород, 2022. - С. 385-389

18. Яшина, О.В. Применение современных образовательных технологий при обучении иностранному языку в рамках дополнительного профессионального образования / О.В. Яшина // Вестник университета им. O.E. Кутафина (МГЮА). -2020. -№ 1 (65). - С. 97-100

Педагогика

УДК 37.017

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Бехоева Ася Абдулмуслимовна

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени A.A. Кадырова» (г. Грозный); кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и дошкольной психологии Гадаборшева Зарина Исраиловна

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный)

ВОЗМОЖНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ, КАК ФАКТОР ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО

ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений, что мешает детям учиться на примерах прошлого. В наши дни доминируют материальные ценности, а это искажает представления школьников о некоторых важных моральных и социальных ценностях. Государственная политика России предполагает, что духовное, нравственное, интеллектуальное и физическое развитие детей должны быть приоритетами в процессе воспитания молодого поколения россиян. Важно также воспитывать патриотизм, гражданственность и уважение к старшим. Надо признать, что список проблем нашего образования, в том числе духовного воспитания, весьма обширен. Но в первую очередь необходимо вернуть молодежь на почву духовных, нравственных традиций, внести в программы обучения элементы патриотизма, выделять время на изучение истории нашей страны, внедрять новые программы и методики воспитательной работы. Для повышения эффективности духовно-нравственного воспитания учеников начальной школы необходимо взаимодействие семьи, школы и учреждений культурно-досуговой деятельности. Такой подход поможет преодолеть социальную пассивность, устранить конфликты и наладить доверительные отношения между педагогами и родителями. Важно создать учебные программы, включающие участие семьи, проводить родительские собрания и мероприятия, рассказывающие о значимости духовно-нравственного воспитания. Общий труд семьи и учителей поможет детям лучше понимать мир, развивать творческий потенциал и быть успешными в будущем. Актуальность исследования исходит из того, что в условиях духовного и нравственного кризиса необходимо пересмотреть подходы к образовательному и воспитательному процессу, а также взаимодействию школы и семьи в процессе духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Ключевые слова: дети младшего школьного возраста, воспитание, духовно-нравственное развитие, семья, ценности, школа, взаимодействие.

Annotation. One of the problems of modern education is that the historical continuity of generations is not observed in the process of education, which prevents children from learning from the examples of the past. Nowadays, material values dominate, and

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.