Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ, КАК ФАКТОР ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ВОЗМОЖНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ, КАК ФАКТОР ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дети младшего школьного возраста / воспитание / духовно-нравственное развитие / семья / ценности / школа / взаимодействие / primary school children / upbringing / spiritual and moral development / family / values / school / interaction

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бехоева Ася Абдулмуслимовна, Гадаборшева Зарина Исраиловна

Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений, что мешает детям учиться на примерах прошлого. В наши дни доминируют материальные ценности, а это искажает представления школьников о некоторых важных моральных и социальных ценностях. Государственная политика России предполагает, что духовное, нравственное, интеллектуальное и физическое развитие детей должны быть приоритетами в процессе воспитания молодого поколения россиян. Важно также воспитывать патриотизм, гражданственность и уважение к старшим. Надо признать, что список проблем нашего образования, в том числе духовного воспитания, весьма обширен. Но в первую очередь необходимо вернуть молодежь на почву духовных, нравственных традиций, внести в программы обучения элементы патриотизма, выделять время на изучение истории нашей страны, внедрять новые программы и методики воспитательной работы. Для повышения эффективности духовно-нравственного воспитания учеников начальной школы необходимо взаимодействие семьи, школы и учреждений культурно-досуговой деятельности. Такой подход поможет преодолеть социальную пассивность, устранить конфликты и наладить доверительные отношения между педагогами и родителями. Важно создать учебные программы, включающие участие семьи, проводить родительские собрания и мероприятия, рассказывающие о значимости духовно-нравственного воспитания. Общий труд семьи и учителей поможет детям лучше понимать мир, развивать творческий потенциал и быть успешными в будущем. Актуальность исследования исходит из того, что в условиях духовного и нравственного кризиса необходимо пересмотреть подходы к образовательному и воспитательному процессу, а также взаимодействию школы и семьи в процессе духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бехоева Ася Абдулмуслимовна, Гадаборшева Зарина Исраиловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

One of the problems of modern education is that the historical continuity of generations is not observed in the process of education, which prevents children from learning from the examples of the past. Nowadays, material values dominate, and this distorts the ideas of schoolchildren about some important moral and social values. The state policy of Russia assumes that the spiritual, moral, intellectual and physical development of children should be priorities in the process of educating the younger generation of Russians. It is also important to foster patriotism, citizenship and respect for elders. It must be admitted that the list of problems of our education, including spiritual education, is very extensive. But first of all, it is necessary to bring young people back to the soil of spiritual and moral traditions, introduce elements of patriotism into the training programs, allocate time to study the history of our country, introduce new programs and methods of educational work. To increase the effectiveness of the spiritual and moral education of primary school students, it is necessary to interact with the family, school and cultural and leisure activities. This approach will help to overcome social passivity, eliminate conflicts and establish trusting relationships between teachers and parents. It is important to create educational programs that include family participation, hold parent meetings and events that tell about the importance of spiritual and moral education. The joint work of the family and teachers will help children to better understand the world, develop creativity and be successful in the future. The relevance of the research comes from the fact that in the conditions of spiritual and moral crisis, it is necessary to reconsider approaches to the educational and educational process, as well as the interaction of school and family in the process of spiritual and moral education of the younger generation.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ, КАК ФАКТОР ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

4. Горячева, E.B. Использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе / Е.В. Горячева // Актуальные проблемы внедрения ФГОС при обучении математики в основной школе: материалы регион, науч.-практ. конф. - Пермь: Пермск. гос. гуман.-пед. универ, 2019. - С. 52-54

5. Иргалиева, Г.А. Использование ИКТ на уроках в начальной школе / Г.А. Иргалиева // Наука и образование сегодня. -2017. -№ 12(23). -С.91-94

6. Казначеева, С.Н. Исследование готовности студентов неязыковых направлений использовать сетевые ресурсы при обучении иностранным языкам / С.Н. Казначеева, В.А. Бондаренко // Вестник Мининского университета. - 2018. - Т. 6. -№ 2 (23). - С. 8.

7. Каракозова, E.H. Иноязычная информационная деятельность студента технического вуза / E.H. Каракозова, А.Н. Шамов//ВестникМининского университета,-2023. - Т. 11.-№ 1 (42).

8. Клюева, М.И. Значение игры и ее использование при обучении младших школьников иностранному языку / М.И. Клюева, Н.С. Пронина, P.A. Кузьмин // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 75-4. -С. 125-128

9. Коваленко, Е.Г. Теоретические основы формирования коммуникативных умений младших школьников на уроках английского языка / Е.Г. Коваленко, Н.Т. Манюрова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. -Т.38. - С. 124-131. - [электронный ресурс] - URL: http://e-koncept.ru/2017/771311.htm (дата обращения: 17.06.2023)

10. Ляшенко,М.С. Обучение английскому языку студентов-дизайнеров с использованием технологии «вики-сайта» в вузе / М.С. Ляшенко, М.С. Родионова // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. -2021. - № 1 (55). - С. 103-108

11. Минеева, O.A. Интеграция интернет-ресурсов в процесс обучения иностранному языку / O.A. Минеева, М.С. Ляшенко // Образовательные ресурсы и технологии. -2022. - № 1 (38). - С. 14-22

12. Никшикова, Л.Ю. Специфика коммуникативной культуры участников онлайн игр в зарубежных странах и странах СНГ / Л.Ю. Никшикова, В.А. Золотов // В сборнике: Научная дискуссия: вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков. - Нижний Новгород, 2023. - С. 77-84

13. Пронина, Н.С. Использование лексических игр на уроках английского языка в начальной школе / Н.С. Пронина, Ю.А. Молчанова // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 69-4. - С. 239-242

14. Цветкова, Л.А. Формирование лексических навыков у младших школьников с помощью компьютерной программы / Л.А. Цветкова: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. - Москва, 2002. - 16 с.

15. Цветкова, С.Е. Дидактический потенциал интернет-сайтов в формировании иноязычных коммуникативных умений у младших школьников / С.Е. Цветкова, И.К. Бевзюк, М.Р. Бочкарева, A.C. Потапова // В сборнике: Научная дискуссия: вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков. - Нижний Новгород, 2023. - С. 373-380

16. Цветкова, С.Е. Информационная образовательная среда как средство интенсификации самостоятельной иноязычной деятельности будущих экономистов / С.Е. Цветкова, И.А. Малинина. - Сибирский педагогический журнал. - 2015. -№ 56-3.-С. 183-191

17. Шунина, Т.О. Использование социальных сетей в обучении лексической стороне иноязычной речи в контексте информального образования / Т.О. Шунина, М.С. Ляшенко // В сборнике: Научная дискуссия: вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков. - Нижний Новгород, 2022. - С. 385-389

18. Яшина, О.В. Применение современных образовательных технологий при обучении иностранному языку в рамках дополнительного профессионального образования / О.В. Яшина // Вестник университета им. O.E. Кутафина (МГЮА). -2020. -№ 1 (65). - С. 97-100

Педагогика

УДК 37.017

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Бехоева Ася Абдулмуслимовна

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени A.A. Кадырова» (г. Грозный); кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и дошкольной психологии Гадаборшева Зарина Исраиловна

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный)

ВОЗМОЖНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ, КАК ФАКТОР ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО

ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений, что мешает детям учиться на примерах прошлого. В наши дни доминируют материальные ценности, а это искажает представления школьников о некоторых важных моральных и социальных ценностях. Государственная политика России предполагает, что духовное, нравственное, интеллектуальное и физическое развитие детей должны быть приоритетами в процессе воспитания молодого поколения россиян. Важно также воспитывать патриотизм, гражданственность и уважение к старшим. Надо признать, что список проблем нашего образования, в том числе духовного воспитания, весьма обширен. Но в первую очередь необходимо вернуть молодежь на почву духовных, нравственных традиций, внести в программы обучения элементы патриотизма, выделять время на изучение истории нашей страны, внедрять новые программы и методики воспитательной работы. Для повышения эффективности духовно-нравственного воспитания учеников начальной школы необходимо взаимодействие семьи, школы и учреждений культурно-досуговой деятельности. Такой подход поможет преодолеть социальную пассивность, устранить конфликты и наладить доверительные отношения между педагогами и родителями. Важно создать учебные программы, включающие участие семьи, проводить родительские собрания и мероприятия, рассказывающие о значимости духовно-нравственного воспитания. Общий труд семьи и учителей поможет детям лучше понимать мир, развивать творческий потенциал и быть успешными в будущем. Актуальность исследования исходит из того, что в условиях духовного и нравственного кризиса необходимо пересмотреть подходы к образовательному и воспитательному процессу, а также взаимодействию школы и семьи в процессе духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Ключевые слова: дети младшего школьного возраста, воспитание, духовно-нравственное развитие, семья, ценности, школа, взаимодействие.

Annotation. One of the problems of modern education is that the historical continuity of generations is not observed in the process of education, which prevents children from learning from the examples of the past. Nowadays, material values dominate, and

this distorts the ideas of schoolchildren about some important moral and social values. The state policy of Russia assumes that the spiritual, moral, intellectual and physical development of children should be priorities in the process of educating the younger generation of Russians. It is also important to foster patriotism, citizenship and respect for elders. It must be admitted that the list of problems of our education, including spiritual education, is very extensive. But first of all, it is necessary to bring young people back to the soil of spiritual and moral traditions, introduce elements of patriotism into the training programs, allocate time to study the history of our country, introduce new programs and methods of educational work. To increase the effectiveness of the spiritual and moral education of primary school students, it is necessary to interact with the family, school and cultural and leisure activities. This approach will help to overcome social passivity, eliminate conflicts and establish trusting relationships between teachers and parents. It is important to create educational programs that include family participation, hold parent meetings and events that tell about the importance of spiritual and moral education. The joint work of the family and teachers will help children to better understand the world, develop creativity and be successful in the future. The relevance of the research comes from the fact that in the conditions of spiritual and moral crisis, it is necessary to reconsider approaches to the educational and educational process, as well as the interaction of school and family in the process of spiritual and moral education of the younger generation.

Key words: primary school children, upbringing, spiritual and moral development, family, values, school, interaction.

Введение. В современных условиях крайне актуальной является проблема обеспечения в процессе социализации, создание условий в процессе обучения и воспитания для эффективного духовно-нравственного развития подрастающего поколения.

Необходимость духовно-нравственного развития учащихся детерминировано принятием в Российской Федерации ряда нормативно-правовых актов [1-3].

Духовно-нравственное воспитание - это одна из самых важных составляющих воспитательного процесса, направленного на целенаправленное формирование личности.

Модификации, трансформирующие пространство Российской Федерации, включающие в себя множественные процессы демократизации общества, утверждение процветания правового государства, распознавание основных прав и свобод личности, равно как и расширение возможностей для физического и интеллектуального развития индивидуума, порождают необходимость в готовности человека к самостоятельному принятию решений и адекватному поведению в сферах политики, экономики и культуры.

Адаптирование к такому эволюционному направлению развития требует изменения целей и результатов процесса обучения и воспитания.

Изложение основного материала статьи. В настоящее время младшие школьники часто проводят большую часть своего времени в условиях образовательного учреждения. Однако семья играет далеко не последнюю роль в формировании личности ребенка. Соответственно, стоит полагать, что учитель выступает проводником в мире знаний, а семья является постоянным гарантом, сопровождающим человека на протяжении всей жизни. Очевидно, что на начальной ступени школы ученикам необходимо получать внимание и поддержку как со стороны учителей, так и со стороны близких в рамках учебно-воспитательного процесса.

Воспитание является многогранным процессом, направленным на детей для развития их личности и формирования необходимых для жизни в обществе навыков [5].

Цель воспитания - формирование характера личности и укрепление ее места в обществе путем формирования черт, необходимых для достижения успеха. Основная цель образования - предоставить каждому человеку возможность реализовать свой потенциал, признавая при этом его социальную значимость.

Образование стремится воспитать такие черты, как принятие, уважение к различным культурам и этническому происхождению, ответственность, честность и трудолюбие. Поощрение критического мышления и воображения является неотъемлемой частью обучения, но также необходимо уделять внимание поддержанию культурных и исторических норм, духовности и морали.

Стратегия образования в Российской Федерации направлена на привитие молодежи морально-этических принципов путем внедрения широкого спектра ценностей, связанных культурным наследием. Эти ценности включают в себя справедливость, доброту, самоуважение, решительность, совесть, честь, оптимизм и стремление к соблюдению моральных обязательств [3].

Воспитание духовных и этических ценностей у учащихся подросткового возраста - это сложный системный процесс, включающей в себя целый ряд компонентов, таких как интеллектуальные, трудовые, гражданские, эстетические, физические, экономические, правовые и экологические уроки, а также формирование представлений о здоровом образе жизни в процессе внеурочной, внеклассной и учебной деятельности.

Основой духовно-нравственного воспитания являются общепринятые в обществе системы ценностей. Кроме того, существуют диагностические методики оценки эффективности данного процесса. Однако, не менее важно учитывать индивидуально-личностные особенности каждого ребенка и проектировать его дальнейшее развитие [5].

При этом взаимодействие школы и семьи в выше обозначенном процессе воспитания может рассматриваться как согласованная работа двух ключевых институтов, ответственных за формирование личностных характеристик и, прежде всего, и мировоззрения ребенка.

Совместное взаимодействие педагогов и родителей позволяет эффективнее формировать необходимые качества, знания и навыки учеников начальной школы. Для достижения этой цели, крайне важен постоянный обмен информацией между образовательным учреждением и родителями детей. Расширение данного взаимодействия крайне необходимо для достижения общих целевых установок в воспитании и всестороннем развитии учащихся, в том числе, в области духовно-нравственного воспитания [5].

В процессе семейного воспитания происходит важный этап социализации, который является первичным и включает получение базовых знаний о моральных принципах и общечеловеческих ценностях. Необходимо данный постулат передавать и студентам - будущим родителям (Н.Н. Уварова [8]), закладывая у них необходимые моральные ценности достаточные для того, что бы создать семью и передать эти ценности своим детям. Вот почему крайне важна преемственность при организации нравственного воспитания молодых людей, начиная с начальных ступеней образования и заканчивая этапом профессиональной подготовки.

Школа же продолжает это воспитание, предоставляя более обобщенные знания о мире и обществе в целом. Однако, эффективность воспитательного процесса может быть существенно повышена, если семья и школа будут сотрудничать, создавая благоприятную атмосферу для освоения новых знаний и умений. Организуя взаимодействие между этими институтами, необходимо учитывать индивидуальные потребности и личностные особенности каждого ребенка.

Однако, сотрудничество между школой и семьей не ограничивается учебным процессом, также оно проявляется в других внеклассных мероприятиях, включая воспитательную работу, организацию спортивных и досуговых мероприятий, а

также предоставление консультативной помощи в решении вопросов, связанных с духовно-нравственным развитием младших школьников.

При организации родительских собраний происходит обмен информацией между родителями и учителями, обсуждаются проблемные вопросы, намечаются пути их решения, происходит согласование совместных усилий.

Это, в совокупности, способствует формированию социальных навыков и духовно-нравственных качеств у школьников, которые будут полезны им в будущем.

В целом, процесс взаимодействия образовательных организаций и семей учащихся имеет следующие ведущие компоненты (рисунок 1).

Понимание и методологическое видение духовно-нравственного воспитания ребенка в контексте педагогической науки

Понимание и метод ологпче ское видение духовно-нравственного воспитания ребенка с точки зрения процесса развития

Прогнозир ование ожидаемых результатов

Актуальность данного процесса в услвоиях образовательной системы

Тематическая разработка плана во спит ателъноп деятельности

Рисунок 1. Система взаимодействия школы и семьи в процессе воспитания

Реализация выше обозначенной системы требует разработки открытой и прозрачной системы взаимодействия, позволяющей родителям активно участвовать в воспитательных мероприятиях и включаться во все направления педагогических воздействий на учащихся.

Основные проблемы духовно-нравственного воспитания и его эффективность зависят от особенностей и специфики социокультурного окружения учащихся.

При этом ведущая цель духовно-нравственного воспитания включает в себя следующие направления:

• формирование у детей набора ценностей, которые будут определять их отношение к взаимодействию с окружающими;

• создание условий для роста таких духовно-нравственных качеств, как благонадежность, ответственность, уважение свобод и прав каждого человека;

• личностное развитие.

Тем самым духовно-нравственного воспитание должно способствовать личностному росту ученика, формировать у него самоуважение и стимулировать развитие социальных и нравственных ценностей [4].

Основная цель как школьного, так и семейного воспитания - воспитание у детей крепких межличностных отношений, чтобы они научились общаться и уважительно разрешать споры.

Кроме того, такое воспитание должно помочь им осознать собственную моральную и социальную ответственность и важность различия между ценностями, культурами и национальностями.

Как отмечают многие исследователи [5-7 и др.], духовно-нравственное воспитание должно способствовать развитию у детей чувства солидарности между людьми и способность эффективно жить и работать в обществе, а также формировать уважение к законам и правам человека.

Тем самым духовно-нравственного развитие учащихся неразделимо от влияния школы и семьи, которое является основополагающими элементом воспитательных воздействий.

Выводы. В уникальном взаимодействии двух институтов формируются знания и умения, а также этические и моральные принципы, необходимые в дальнейшем ребенку для процесса социализации. Школа и семья, лишь при конструктивном взаимодействии, создают надежное векторное направление, ориентирующие младших школьников в правильном направлении.

Следовательно, взаимоотношения между учебными заведениями и семьей в рамках духовно-нравственного воспитания - сложный, многогранный процесс. Главная цель этого сотрудничества - объединить ресурсы школы и семьи для управления духовно-нравственными интересами ребенка. Чтобы добиться успеха, обе стороны должны придерживаться единого, последовательного стиля духовно-нравственного руководства и помнить об общих ценностях и этических нормах, которые демонстрируются в рамках учебно-воспитательного процесса.

Литература:

1. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон №273-Ф3: принят Госдумой 21 декабря 2012 года: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 10.05.2023)

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897. -URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/ (дата обращения: 09.05.2023)

3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение (с прил.) Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р / Российская Федерация. Правительство // Управление Дошкольным Образовательным Учреждением. -2015. - № 9. - С. 48-59

4. Булуева, Ш.И. Взаимодействие семьи и школы как условие нравственного воспитания школьников / Ш.И. Булуева, Р.Я. Юсупова, Х.М. Бадаева // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - №2 (81). - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/vzaimodeystvie-semi-i-shkoly-kak-uslovie-nravstvennogo-vospitaniya-shkolnikov (дата обращения: 10.05.2023)

5. Взаимодействие школы и семьи в воспитании духовно-нравственной культуры младших школьников. - URL: https://infourok.ru/vzaimodeystvie-shkoli-i-semi-v-vospitanii-duhovnonravstvennoy-kulturi-mladshih-shkolnikov-3325221.html (дата обращения: 10.06.2023)

6. Науменко, Н.М. Педагогическое просвещение родителей как механизм формирования ответственного родительства / Н.М. Науменко // Kant. - 2017. - №1 - (22). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-prosveschenie-roditeley-kak-mehanizm-formirovaniya-otvetstvennogo-roditelstva (дата обращения: 09.05.2023)

7. Федосеева, H.B. Проектирование педагогом работы по духовно- нравственному воспитанию и развитию личности школьника / Н.В. Федосеева // European journal of education and applied psychology. - 2015. - №3. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/proektirovanie-pedagogom-raboty-po-duhovno-nravstvennomu-vospitaniyu-i-razvitiyu-lichnosti" shkolnika (дата обращения: 10.05.2023)

8. Уварова, H.H. Роль вуза в формировании у современного студенчества ценностного отношения к институту семьи / H.H. Уварова // Вестник университета. - 2010. - № 21. - С. 120-122

Педагогика

УДК 37.012

первый проректор Богданцев Андрей Сергеевич

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (г. Санкт-Петербург)

ПОНЯТИЕ «ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ» В СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Аннотация. В условиях перехода нашего общества на новый этап развития, повысилось внимание ученых и исследователей к всестороннему анализу системы образования. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.) определяет в гл. 2 основные понятия, используемые в данном нормативном акте. Заглавным является понятие «образование», которое трактуется как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства...». Воспитание, безусловно, относится к той области научных знаний, которые в настоящее время тоже требуют нового фундаментального осмысления. В данной статье представлен анализ понятия «воспитательный потенциал» как как предмета современных педагогических исследований.

Ключевые слова: воспитательный потенциал, воспитание, потенциал, личность педагога, обучающийся, образовательный процесс.

Annotation. In the context of the transition of our society to a new stage of development, the attention of scientists and researchers to a comprehensive analysis of the education system has increased. The Federal Law «On Education in the Russian Federation» (2012) defines in Chapter 2 the basic concepts used in this normative act. The title is the concept of «education», which is interpreted as «a single purposeful process of education and training, which is a socially significant good and carried out in the interests of a person, family, society and the state ...». Education, of course, belongs to the field of scientific knowledge, which currently also requires a new fundamental understanding. This article presents an analysis of the concept of "educational potential" as a subject of modern pedagogical research.

Key words: educational potential, upbringing, potential, the personality of the teacher, the student, the educational process.

Введение. Современные тенденции развития общества предъявляет высокие и зачастую противоречивые требования к системе образования и воспитания. Существует большое количество педагогических исследований, посвященных проблеме воспитательного потенциала образовательного процесса различных видов деятельности, методов и средств. Авторы научных работ опираются на понимание сути и содержания воспитания, своеобразие носителей потенциала, его вид.

Изложение основного материала статьи. Словосочетание «воспитательный потенциал» довольно часто употребляется в научной литературе. Однако анализ показывает, что разные авторы, применяя этот термин, вкладывают в него разный смысл. В то же время ряд авторов предлагают понятия, близкие по смыслу к педагогическому потенциалу, и даже используют этот термин, но не раскрывая его содержания.

Понятие «потенциал» рассматривается как средство, запасы, источники, которые имеются в наличии и могут быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенных целей, осуществления планов, решения каких-либо задач; как возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области [8, 10].

Важно, что воспитание является той категорией, которая может быть приложена к человеку любого возраста. Ученые выделяют различные виды поведения и разрабатывают для них разные формы воздействия. Например, П.А. Сорокин выделят три вида поведения:

1) обязывающее, соответствующее нормам, принятым в соответствующем обществе;

2) «подвиг», когда поведения рассматривается как эталон поведения;

3) запрещенное, нарушающее установленные нормы [3, С. 41].

Развитие отдельных видов воспитательного потенциала представлено в педагогических исследованиях не одинаково. Лучше всего изучен процесс развития воспитательного потенциала семьи.

Публикации конца девяностых годов девятнадцатого века, посвященные исследованию понятия «воспитательный потенциал» акцентированы, преимущественно, на многообразных объектах исследования. Так, авторами рассматриваются воспитательный потенциал греко-римской борьбы (М.В. Прохорова, А.Г. Семенова, И.Д. Посошков), развлекательно-игрового общения (И.Г. Гусейнов ), инженерного вуза (В. Буглаев, В. Лагерев). Несколько снижен, но сохраняется интерес к исследованию воспитательного потенциала семьи (Н.А. Цветкова).

Двухтысячные года характеризуются всплеском исследований, нацеленных на изучение сущности и содержания воспитательного потенциала системы образования по различным его элементам. Четко выделяются такие носители воспитательного потенциала, как:

- народное образование (народная педагогика) в целом;

- отдельные образовательные учреждения (дошкольные образовательные учреждения, вузы) (отдельно выделяется воспитательный потенциал непрерывного образования);

- учебной дисциплины;

- личность учителя (педагога).

М.А. Романова считает потенциальным в личности учителя «совокупность психических свойств и способностей, которые у учителя имеются, но не реализуются или реализуются, но не полностью в его профессиональной деятельности; свойства и способности, которые полностью реализуются в его деятельности, но еще слабо развиты и требуют дальнейшего развития; свойства личности и способности, необходимые для успешной профессиональной деятельности учителя, но в данный моментвремени отсутствующие» [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.