ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
© Сирожиддинов Н.С.*
Ташкентский химико-технологический институт, Узбекистан, г. Ташкент
Данная статья посвящена использованию информационных коммуникационных технологий в обучении иностранного языка.
Ключевые слова: ИКТ, мультимедиа, проектор, Интернет, DVD и CD диски.
В целях кардинального совершенствования системы обучения подрастающего поколения иностранным языкам было принято постановление президента Республики Узбекистан Ислама Абдуганиевича Каримова «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы изучения иностранных языков». Данное постановление требует большой ответственности от преподавателей иностранного языка, работающих не только в школах, колледжах и лицеях, но также перед преподавателями ВУЗов, Ведь именно они, используя современные педагогические технологии, должны подготовить кадры, от которых зависит воспитание и формирование современного, гармонично развитого и высокообразованного поколения [1, с. 1].
Сегодняшний студент живет и развивается в эпоху глобализации, когда любое явление становится источником информации, т.е., на современном этапе студент может получить различного рода информацию, не выходя из аудитории, обширно используя современные технологии. Сегодня средства массовой информации - это не просто радио или телевидение, но это также интернет, разнообразные социальные сети, доступ к которым становится возможным с каждым днем проще и доступнее. При таком изобилии информации роль преподавателя в корне изменилась и трансформировалась. Современная методика подразумевает не просто информировать студента, но научить уметь анализировать и самостоятельно принимать решения, подходить творчески к принятию решения. Преподаватель уже не является связующим звеном между информацией и студентом - студент сам может найти нужную информацию в различной интерпретации с помощью вышеперечисленных источников, но проанализировать, рассортировать и научить принимать правильное решение - вот функция современного преподавателя. Сегодня на занятиях преподаватель не просто преподает: основная цель его преподавания - воспитать гармонично развитую личность и высококвалифицированного специалиста, способного мыслить, творить. Таким образом,
* Преподаватель кафедре Языков.
методика преподавания претерпевает сильнейшие изменения, которые особенно коснулись преподавания иностранных языков. Все чаще мы говорим о знаниях иностранного языка, как языка специальности, как средство общения будущих специалистов. И это является основной мотивацией студентов при изучении иностранного языка. Стремление стать высококвалифицированным специалистом, приобрести умения и навыки иностранного языка на профессиональном уровне мотивирует студента в овладении языком специальности.
Таким образом, перед преподавателем стоит труднейшая задача: как научить студента использовать полученные знания в профессиональной деятельности, привить те навыки и способности, которые пригодятся ему в его будущей профессии, выработать технологию обучения всех языковых навыков (навыков письменной и устной речи, чтения и аудирования) [2, с. 290].
Использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) открывает новые возможности в преподавании иностранного языка, т.к. используя ИКТ на уроках английского языка, можно использовать новые формы и методы преподавания, и новые подходы и стили к процессу обучения.
Например, часто используемым элементы ИКТ в учебном процессе:
- электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора;
- интерактивные доски;
- электронные энциклопедии и справочники;
- тренажеры и программы тестирование,
- образовательные ресурсы Интернета;
- DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями;
- видео и аудиотехника;
- интерактивные карты и атласы;
- интерактивные конференции и конкурсы;
- научно-исследовательские работы и проекты;
- дистанционное обучение.
Изучение английского языка с использованием ИКТ дает возможность принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д. Учащиеся могут получать любую информацию по проблеме, над которой они работают, а именно: лингво-страноведческий материал, новости из жизни известных людей, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т.д. Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, оп-line тестов и программных продуктов позволяют учащимся углубить знания [2, с. 89].
Одним из видов таких занятий является видеоурок с использованием видеоролика. Подобные занятия становятся очень актуальными в связи с развитием и внедрением компьютерных технологий в образовательную сис-
тему и вызывают большой интерес среди студентов, т.к. просмотр видеоролика помогает лучшему усвоению материала, развивает слуховые навыки понимания английской речи. Очень важно правильно подобрать видеоролик, относящийся к той или иной теме урока, с использованием терминологии специальности и тех лексических единиц, которые уже известны аудитории.
При подборе видеоролика важно обратить внимание на общий уровень группы. Для лучшего понимания материала видеоролика надо провести предварительную работу со студентами, для того чтобы выявить насколько предыдущая информация усвоена студентами. Данный этап занятия можно провести в виде устного опроса или же обсуждения, применив «мозговой штурм». Цель такого вида урока - понимание и умение проанализировать полученную информацию, прийти к какому-то заключению и выводу. Поэтому работа с вокабуляром является следующим важным этапом подготовки студентов к просмотру видеоролика. Заранее подготовленный глоссарий со значениями слов на английском языке помогает развить коммуникативные навыки языка специальности и подготовить студентов к пониманию информации из видеоролика.
После просмотра видеоролика следует провести опрос в виде вопросов-ответов для выявления у студентов правильность понимания материала. Другим методом подобной работы является определение правильности или неправильности утверждения, согласно услышанному тексту. В заключении проводится обсуждение по всему пройденному материалу, с обязательным использованием терминологии и новой лексики. Очень важно суметь подвести студента к собственному выводу и решению проблемы путем анализа новой и полученной ранее информации [2, с. 291].
Рассмотрим, как ИКТ как помогает преподавателям на уроках английского языка:
- При обучение письму.
С помощью ИКТ материал будет восприниматься легче, а затраты по времени станут меньше так как не будет необходимым записывать на доске примеры и правила, все будет отображаться на экране.
- При обучение чтению.
ИКТ позволяет совершенствовать навыки техники чтения за счет таких заданий как: извлечение из текста смысловой информации различных видов, воспроизводимых на компьютере, проекторе(ответы на вопросы, пересказ и т.д.) [3].
Для понимания прослушанного, значимую роль играют лексические, грамматические и произносительные навыки. Наблюдения показывают, что в общем понимании смысла текста больше действуют лексические знания, а в точном понимании текста значимо знание грамматического материала.
Также для различения звуковых сторон иностранного языка, имеют и такую значительную роль, как и лексические, грамматические навыки.
Для прослушивания надо уделить большое внимание выбору текста. Выбранный аудио текст для лучшего понимания должен быть интересным и поучительным, новшеством. Целесообразно выбирать аудио текст по возрасту учеников, вызывающих интерес, логически точный, вобравший в себя диалогические и монологические формы.
Задания к тексту должны быть необычными, интересными и творческими. Особенно перед прослушиванием текста, надо уделить внимание пояснительной работе, по устранению сложностей. Работа по устранению сложностей требует много труда и времени. Одно из таких упражнений: работа по картине к тексту. Студенты, описывая текст, используют слова и словосочетания из текста или учитель, задавая вопросы по тексту, может устранить сложности. Работа над заглавиями также даёт плодотворные результаты. Прочитав заглавие, ученики примерно знают, о чём говорится в тексте. Помимо этого перед прослушиванием, можно выполнять следующие упражнения:
- визуальные импульсы (иллюстрации, картинка, видео, диафильм);
- акустические импульсы (шум, музыка, различные звуки);
- составление маленьких текстов с опорными словами;
- работа по карточкам с предложениями;
- упражнения для приведения в порядок (картинка-текст, картинка-картинка, текст-картинка);
- правильное определение последовательности;
- обсуждение схожего текста и т.д.
Иногда пониманию текста помогает шум и музыка. Например, беседа, связанное с контролем паспорта в аэропорту, ученики хотя не понимают всех слов, знают о чём беседа, где и между кем она происходит. В понимании данного текста ученикам помогают их жизненный опыт, шум в аэропорту, разговор пассажиров на разных языках и имение понятия об этом месте [4, с. 9].
В заключение можно сказать, что обучение при помощи современных компьютерных технологий несёт в себе огромный мотивационных потенциал, позволяет делать занятия более эмоционально и информационно-насыщенными. Однако следуют помнить, что коммуникативные задач и на уроке в первую очередь необходимо решать посредством живого общения с учителем учениками на иностранном языке.
Список литературы:
1. Постановление президента Республики Узбекистан № 1875 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы изучения иностранных языков». - Ташкент, 10 декабря 2012. - С. 1.
2. Использование видео при обучении английского языка // Хорижий тил таълимини модеринизация килиш муаммолари Республика илмий методик конференция материаллари. - Ташкент, 2012. - С. 89, 290-291.
3. ht:tp://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/libra^ie-ikt-pri-obu-сЬепи.
4. Меджитова Х. Сборник материалов научно-практической конференции «Использование инновационных методов на чтении в языковом вузе». -Ташкент, 2014.