Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СИСТЕМЕ "ШКОЛА-ВУЗ"'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СИСТЕМЕ "ШКОЛА-ВУЗ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ / СТУДЕНТЫ НЕЯЗЫКОВЬЖ ПРОФИЛЕЙ ВУЗА / КОМПЬЮТЕРНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / IMPROVEMENT OF TRAINING QUALITY / STUDENTS PURSUING NON-LINGUISTIC CAREERS / COMPUTER-INFORMATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саитова Магзанур Асисчановна

Рассмотрены некоторые аспекты преподавания дисциплины «Иностранный язык» в системе «школа-вуз». Представлены возможности компьютерно-информационных технологий, применение которых в обучении сделает иностранный язык эффективным средством профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF INFORMATION-COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN TEACHING FOREIGN LANGUAGES IN THE SYSTEM "SCHOOL-UNIVERSITY"

The paper deals with some aspects offoreign language teaching in the system «school-university». The potentials of computer-information technologies which make a foreign language an effective tool ofprofessional training are outlined.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СИСТЕМЕ "ШКОЛА-ВУЗ"»

Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. № 2, 2014

Для дальнейшего развития дистанционного образования в ТюмГНГУ представляется целесообразным поиск инновационных социальных технологий взаимодействия субъектов интернет-партнерства в электронном образовании.

В ТюмГНГУ обучаются представители всей России и зарубежья, поэтому можно говорить о том, что тенденции и закономерности характерны для всего региона и виртуального пространства России.

На современном этапе стратегия развития предполагает сетевое взаимодействие и консолидацию усилий по формированию качественной образовательной виртуальной среды, что является выгодным как с экономических, так и с социальных позиций.

Список литературы

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: /Лйр://минобрнауки.рф.

2. Материалы официального сайта Центра дистанционного образования ТюмГНГУ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // http://www.tsogu.ru/distantsionnoe-obrazovanie/205432/.

3. Материалы свободной энциклопедии «Википедия» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: //http://ru.wikipedia.org/wiki.

4. Майер В. В., Моор С. М. Инновационный проект по продвижению дистанционного образования нефтегазового университета // Новые образовательные технологии в вузе (НОТВ - 2012): Сборник материалов (IX Международной научно-методической конференции, 8-10 февраля, 2012 г.) / Отв. за выпуск А. В. Щербаков. - Екатеринбург: УРФУ, 2012. - С. 114-119.

5. Майер В. В., Моор С. М. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе // НЕФТЬГАЗТЭК: Сборник материалов форума // Тюменский международный инновационный форум (17-18 сентября 2013 г.). - Тюмень: Экспресс, 2013. - С. 152-153.

Сведения об авторах

Майер Владимир Викторович, д. с. н., профессор; проректор по учебно-методической работе и инновационному развитию, Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 8(3452)256935, e-mail: mayer-v-v@ yandex.ru

Моор Светлана Михайловна, д. с. н., профессор директор Центра дистанционного образования, профессор кафедры социальных технологий, Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 8(3452)256932, e-mail:moorsm@mail.ru

Mayer V. V., Phd in Sociology, professor, prorectorforMethodology of Studying and Innovation development, Tyumen State Oil and Gas University, phone:8(3452)256935, e-mail: mayer-v-v@yandex.ru

Moor S. M., PhD in Sociology, professor, Head of the Center for Distance Education, professor, Department of Social Technologies, Tyumen State Oil and Gas University, phone: 8(3452)256932, e-mail: moorsm@mail.ru

УДК 371.3

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СИСТЕМЕ «ШКОЛА-ВУЗ»

USE OF INFORMATION-COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN TEACHING FOREIGN LANGUAGES IN THE SYSTEM «SCHOOL-UNIVERSITY»

М. А. Саитова

M. А. Saitova

Ключевые слова: повышение качества подготовки, студенты неязыковых профилей вуза, компьютерно-информационные технологии Key words: improvement of training quality, students pursuing non-linguistic careers, computer-information technologies

Рассмотрены некоторые аспекты преподавания дисциплины «Иностранный язык» в системе «школа-вуз». Представлены возможности компьютерно-информационных технологий, применение которых в обучении сделает иностранный язык эффективным средством профессиональной подготовки.

The paper deals with some aspects of foreign language teaching in the system «school-university». The potentials of computer-information technologies which make a foreign language an effective tool ofprofessional training are outlined.

В настоящее время значение иностранного языка в системе высшего профессионального образования приобрело особую актуальность. Проблема преемственности школьного и вузовского образования не нова. Вопросы взаимосвязи содержания общего и профессионального образования отражены в исследованиях С. М. Годника, Ю. А. Кустова и др. Несмотря на наличие большого количества теоретических исследований в этой области, на практике все еще существует разрыв между школьным и вузовским образованием, который проявляется в несогласованности содержания, методов и средств обучения в школе и в вузе.

Подготовка специалиста не получает дидактической преемственности на разных этапах развития личности. Без коренной перестройки учебных программ и учебников, программирующих сегодня запоминание готовых знаний, без включения в них материалов, стимулирующих интерес, преподаватель не может один справиться с задачей коренной перестройки образования. Одним из наиболее слабых мест в языковой подготовке

№ 2, 2014. News from higher educational institutions. Sociology. Economics. Politics.

студентов технических вузов является отсутствие у них прочных навыков, то есть системы знаний, позволяющей пользоваться иностранным языком как инструментом для общения, перевода и чтения оригинальной литературы.

Бочкарева Т. С. подчеркивает важность непрерывного обучения иностранным языкам. А это требует существенных изменений в содержании, структуре, организации и технологии обучения иностранным языкам в системе «школа — вуз» [1] Нельзя допускать, чтобы курс обучения иностранному языку был краткосрочным, но также пагубно растягивать его на длительное время. Второе требование связано с необходимостью стыковки всех этапов и ступеней обучения иностранному языку. Чтобы программа непрерывного обучения иностранным языкам стала действительно рабочим инструментом в руках обучающего и обучаемого, необходимо:

• обозначить для каждой ступени обучения планируемый результат;

• представить основные компоненты каждого из планируемых результатов;

• приложить к программе систему тестов для проверки достижения планируемого уровня обученности. Все эти задачи до недавнего времени были трудноразрешимыми из-за отсутствия учебников, реализующих принцип преемственности в системе «школа-вуз». Среди актуальных проблем преподавания иностранных языков в высшей школе являются: соотношения форм учебных занятий, доли аудиторной и самостоятельной работы, недостаточная степень усвоения учебного материала. В данном вопросе большую роль играет, помимо мотивации обучающихся, актуальность и привлекательность учебных материалов.

Новые, невиданные до сих пор возможности решения этих проблем открывают компьютерно-информационные технологии обучения иностранным языкам. Вслед за Л. Б. Половниковой мы утверждаем, что система преемственности курса должна включать не только средства обучения, но и использование возможностей информационных технологий, что усилило бы ее эффективность в рамках реализации преемственности в условиях технического вуза [2]. Использование информационных технологий в процессе обучения иностранным языкам имеет много преимуществ. Дидактические возможности использования информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранному языку описаны в работах М. Г. Евдокимовой, A. B. Конышевой, A. C. Нестеровой, Е. С. Полат, Л. А. Леонтьевой. Интернет создает естественную языковую среду. Одними из наиболее ярко выраженных положительных сторон являются следующие:

• Интернет является огромной библиотекой аутентичных материалов для изучения иностранного языка;

• работая и учась в Интернете, обучаемые начинают по-другому понимать необходимость знания языка;

• использование информационных технологий способствует сдвигу в режиме работы на занятии. Процесс обучения переходит от традиционного, где ведущую роль занимает преподаватель, к тому, в котором центром процесса становится обучаемый;

• повышается мотивация изучения иностранного языка, обучаемые перестают считать процесс обучения скучным.

Использование мультимедийных образовательных материалов, новых информационных и телекоммуникационных технологий в учебном процессе позволяет:

• представить обучающие материалы не только в печатном виде, но и в графическом, звуковом, аними-рованном виде, что дает многим учащимся реальную возможность усвоить предмет на более высоком уровне;

• автоматизировать систему контроля, оценки и коррекции знаний студентов;

• автоматизировать процесс усвоения, закрепления и применения учебного материала с учетом интерактивности многих электронных учебных пособий;

• осуществить дифференциацию и индивидуализацию обучения; существенно повысить интерес к предметам, что также определяет качество обучения.

Таким образом, задачи каждого этапа ведут к достижению определенного уровня владения иностранным языком, а их реализация позволяет оптимизировать учебный процесс, придать ему целенаправленный характер, приблизив к реальным потребностям специалистов в иностранном языке и к развитию технологий обучения в едином образовательном пространстве «школа — вуз».

Список литературы

1. Бочкарева Т. С. Важность непрерывного обучения иностранным языкам на современном этапе развития общества. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://conference.osu.ru/assets/files/conf_info/conf3/30.pdf

2. Половникова Л. Б. Методическая система преемственности курса физики технического вуза (на примере вводного раздела «Механика»): Автореф. дис... .канд. пед. наук. - Тюмень, 2009. - 22 с.

Сведения об авторе

Саитова Магзанур Асисчановна, доцент кафедры «Гуманитарные дисциплины», Тюменский государственный нефтегазовый университет», филиал в г. Тобольске, тел. 8 906 8200551, e-mail: saitova_magzanur@mail.ru

Saitova M. A., associate professor of the chair of humanities, Tobolsk branch of Tyumen State Oil and Gas University, phone: 8 906 8200551, e-mail: saitova_magzanur@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.