Научная статья на тему 'Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном учреждении'

Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАТИЗАЦИЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ / ЦИФРОВЫЕ РЕСУРСЫ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА / МЕДИАЦЕНТР / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / INFORMATION AND COMMUNICATIVE TECHNOLOGIES / MANAGEMENT OF INFORMATIONAL EDUCATION / DIGITAL RESOURCES / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT / KEY COMPETENCES / NEW EDUCATIONAL RESULTS / PROFESSIONAL RETRAINING / MEDIA CENTER / SOFTWARE / NETWORK INTERACTION / INFORMATION SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Регалова Т. В.

В статье представлен опыт по формированию информационной культуры всех участников образовательного процесса, по интеграции информационно-коммуникационных технологий в процессы управления, воспитания, обучения и построения информационного пространства школы через создание сетевого взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Регалова Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Using of information and communication technologies in educational institution

The author of the article describes the experiment on forming the informational culture of all participants of the educational process, on integration of informational and communicational technologies in the management processes, education, training and creation the information space of school through the creation of network interaction.

Текст научной работы на тему «Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном учреждении»

уроков с ИКГ-поддержкой, а также проектных и исследовательских работ, выполненных учениками. В 2012 году школа стала участником фестиваля образовательных учреждений «Нижегородская школа в цифровом формате», который проводился НИРО в рамках X международного форума информационных технологий «ИРогыт 2020 / Информатизация нашей жизни» 19 апреля 2012 года на Нижегородской ярмарке.

Опыт школы по развитию мультисер-висной информационной среды школы был представлен также в июне текущего года

в рамках стажировочной площадки для слушателей курсов «Управление инновационным развитием муниципальной системы образования» на базе городского округа г. Выксы, которые проводились по инициативе министерства образования Нижегородской области и НИРО. Наша новая цифровая школа — это мечта каждого ученика, учителя, родителя, воплотившаяся в реальность. И мы стремимся к новым рубежам, не останавливаясь на достигнутом. Впереди много планов, и в реализации их мы рады взаимодействию и открыты к сотрудничеству!

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Т. В. РЕГАЛОВА,

директор МБОУ СОШ № 97 Н. Новгорода school97@list.ru

В статье представлен опыт по формированию информационной культуры всех участников образовательного процесса, по интеграции информационно-коммуникационных технологий в процессы управления, воспитания, обучения и построения информационного пространства школы через создание сетевого взаимодействия.

The author of the article describes the experiment on forming the informational culture of all participants of the educational process, on integration of informational and communicational technologies in the management processes, education, training and creation the information space of school through the creation of network interaction.

Ключевые слова: информационно-коммуникативные технологии, управление информатизацией образования, цифровые ресурсыь, информационно-коммуни-кационныье технологии, информационно-образовательная среда, ключевые компетенции, новы1е образовательные результаты1, профессиональная переподготовка, медиацентр, программное обеспечение, сетевое взаимодействие, информационное пространство

Key words: information and communicative technologies, management of informational education, digital resources, information and communication technologies, information and educational environment, key competences, new educational results, professional retraining, media center, software, network interaction, information space

Программа модернизации педагогического образования становится новым шагом в разработке современной образовательной политики России. Одним в эффективных путей решения этих проблем является информатизация образования. Мир наполняется сетевыми и цифровыми ресурсами. С каждым годом их количество стремительно растет.

Используя интернет-ресурсы, мы находим в глобальной паутине информацию, необходимую нам и важную в работе, в познавательной деятельности и в быту. Жизнь без Интернета трудно представить.

Использование информационно-коммуникационных технологий дает возможность значительно ускорить процесс поиска и передачи информации, преобразовать характер умственной деятельности, автоматизировать человеческий труд, создать качественно новую информационно-образовательную среду как основу для развития и совершенствования системы образования.

Информатизация школы может сделать образовательный процесс более эффективным. Она будет способствовать совершенствованию учебно-воспитательного процесса и системы управления школой.

Для более эффективной работы по управлению педагогическим коллективом и качеством обучения в школе создана и работает программа по информатизации, направленная на реализацию государственной политики в сфере образования, на создание и развитие единого информационного пространства.

Достижение целей программы будет способствовать улучшению условий образовательных возможностей на основе информационно-коммуникационных технологий.

Информатизация образования представляет собой процесс внедрения достижений информатики и информационных технологий в обучение, в управление образованием и в научные исследования. Она основана на использовании компьютерных средств хранения, переработки и представления информации в разнообразном виде.

Именно компьютер — основной технический компонент современных информационных технологий — многократно усиливает интеллектуальные возможности человека, помогает обучать и учиться, выполнять хотя и привычные действия, но в новой интерпретации и в удобном ритме.

Современная школа должна стать местом, где человек получает не только необходимые знания, но и проникается духом современного информационного общества, реального увеличения темпов и объемов усвоения знаний и качества подготовки.

Информационное образование в школе — это важная часть современной информационной культуры, включающая в себя обучение школьников информатике и формирование у них навыков информационной деятельности.

Задача школы заключается в формировании у обучающихся системы новых ключевых компетенций, в повышении мотивации к учебной деятельности, в воспитании инициативности, в способности к успешной социализации в обществе через использование ИКТ.

Ключевыми идеями работы нашей школы являются достижение учащимися новых образовательных результатов, формирование набора ключевых компетенций,

Информатизация образования представляет собой процесс внедрения достижений информатики и информационных технологий в обучение, в управление образованием и в научные исследования.

Информационная компетентность — это качество действий, обеспечиваюшдх эффективное восприятие и оценку информации, отбор и синтез информации в соответствии с системой приоритетов; работа с различными информационными источниками и ресурсами, позволяюшими проектировать решение проблем и практи-

обеспечивающих способность действовать в различных условиях.

Информационная компетентность — это качество действий, обеспечивающих эффективное восприятие и оценку информации, отбор и синтез информации в соответствии с системой приоритетов; работа с различными информационными источниками и ресурсами, позволяющими проектировать решение проблем и практических задач.

Чтобы иметь возможности личностного роста, ученик и учитель должны обладать сформированными информационно-коммуникативными умениями. Именно поэтому информатизация образовательного процесса избрана как базовое направление на современном этапе работы школы.

В настоящее время переход образования на качественно новый уровень невозможен без конкурентоспособного кадрового потенциала, без развития информатизации всего образовательного пространства, без формирования информационной культуры всех его участников.

Порой дети опережают педагогов в познании компьютерной техники и в использовании сети Интернет. Ряд педагогов испытывает трудности по внедрению новых образовательных инфор-мационно-коммуникацион-ных технологий в учебно-воспитательный процесс. Мы поставили своей целью создать дистанционную практико-ориентированную поддержку школьных учителей. Важной задачей яв-

ческих задач.

ляется обмен передовым опытом внедрения информационных технологий в современную образовательную среду. Поэтому на базе НГПУ им. К. Минина педагоги проходят профессиональную переподготовку по использованию интерактивного ап-паратно-компьютерного комплекса.

Комплекс дает возможность учителям и учащимся открывать и управлять любы-

ми компьютерными приложениями и мультимедийными средствами из Интернета, с компакт- и DVD-дисков. Учителя проходят обучение по программе Intel «Обучение для будущего».

Для поддержки образовательного процесса школа в системе закупает программно-педагогические средства по предметам учебного плана, в том числе по профильным предметам и элективным курсам, обеспечивает целенаправленную работу по систематизации и обновлению информационных ресурсов образовательного процесса, по расширению использования мультимедийного сопровождения.

В школе созданы все условия для того, чтобы компьютерные технологии пришли на помощь учителям и ученикам:

3 сформированы условия для творческой работы педагогов;

3 спланированы и проводятся мероприятия по научному, методическому и информационному обеспечению работы;

3 создается система мониторинга для проведения диагностики качества обучения;

3 проводится повышение квалификации педагогов на базе школы с использованием ИКТ;

3 совершенствуется материально-техническая база компьютерной техники.

В соответствии с имеющимся уровнем профессиональной компетентности преподавателям оказывается консультативная помощь в разработке плана самообразования или программы саморазвития, в освоении и внедрении ИКТ в учебно-воспитательный процесс, в приобретении программного обеспечения.

Работает класс информатики, имеется кабинет технической поддержки, кабинеты оснащены интерактивными досками. Школьная столовая и библиотека оборудованы компьютерной техникой, Интернетом, экранами, проекторами, в работе используются веб-камеры.

Активно работает школьный сайт: www. schl97.narod.ru.

Педагоги старшего и среднего звеньев использовали страницу сайта «Предмет-

ные олимпиады» при подготовке и проведении всероссийской олимпиады школьного уровня.

Школьный сайт — это возможность информирования родительского и педагогического сообществ. Посетители сайта знакомятся с публичным отчетом работы учреждения за год, узнают об итогах участия в различных конкурсах и проектах, о текущих новостях. Учителям предоставлена ниша для публикации своих методических идей, для передачи новых методик комплексного использования всех современных средств обучения и учебных материалов на школьном сайте. По итогам года выпускается методический сборник на основе наиболее востребованных материалов — это творческие разработки уроков, выполненные учителями, работающими с интерактивной доской.

Все техническое оборудование активно используется на уроках и во внеурочной деятельности. Компьютерные средства обучения являются большим подспорьем при подготовке учащихся к олимпиадам, НОУ, ЕГЭ. Они позволяют за короткий срок повторить большой объем материала, дают много дополнительных знаний (возможности Интернета), позволяют проверить себя с помощью выполнения тестов и практических заданий. Интерактивные тесты можно считать резервом оптимизации обучения на этапе обобщения знаний и выработки устойчивых навыков разного вида деятельности.

Вариативные траектории реализации непрерывного информационного образования в школе, участие школьников в летний период в «Полевом стационаре», работа с цифровыми лабораториями, метеостанциями, включая электронный образовательный ресурс, межпредметные практикумы для разных уровней обучения, участие в проектах Intel и «Интернет-кафе», в сетевом взаимодействии школ города и области позволяют сформировать информационную компетентность всех участников образовательного процесса.

Мультимедийные технологии являются одними из наиболее перспективных и популярных педагогических информационных технологий. Они позволяют создавать целые коллекции изображений, текстов и данных, сопровождающихся звуком, видео, анимацией и другими визуальными эффектами, и включают в себя интерактивный интерфейс и другие механизмы управления.

Программные продукты для учебного процесса представляют собой электронные варианты учебно-методических материалов: компьютерные презентации иллюстрированного характера, электронные словари, справочники и учебники, лабораторные практикумы с возможностью моделирования реальных процессов, программы-тренажеры, тестовые программы, электронные учебники, схемы, таблицы, уроки, ИКГ и внеклассные мероприятия, слайд-шоу, ИКГ и родительские собрания.

При всем многообразии технологий обучения: дидактических, компьютерных, проблемных, модульных и других — реализация ведущих педагогических функций остается за учителем. Это требует от него подготовки. Применяя ИКГ в инновационном обучении, педагог делает процесс более полным, интересным, насыщенным. При пересечении предметных областей естественных наук такая интеграция просто необходима для формирования целостного мировоззрения и мировосприятия.

С появлением новой техники все учителя нашей школы прошли обучение по овладению базовой ИКГ-компетентностью, хорошо обладают навыками работы на компьютере и в Интернете, применяют электронные образовательные ресурсы на своих уроках; 92 % педагогов активно используют в учебном процессе компьютер, а также сетевые учебные материалы, с удовольствием работают над созданием личных баз данных по предмету.

Школьный сайт — это возможность информирования родительского и педагогического сообществ. Посетители сайта знакомятся с публичным отчетом работы учреждения за год, узнают об итогах участия в различных конкурсах и проектах, о текущих новостях.

Информационные технологии используются в том числе и для диагностики качества знаний. Огромную роль здесь играет освоение программ, которые упрошают мониторинг интеллектуального развития учашихся и высвобождают время учителя для отработки важных учебных навыков, для индивидуальной и творческой ра-

Информационные технологии используются в том числе и для диагностики качества знаний. Огромную роль здесь играет освоение программ, которые упрощают мониторинг интеллектуального развития учащихся и высвобождают время учителя для отработки важных учебных навыков, для индивидуальной и творческой работ с учениками.

В основе интенсификации уровней учебно-воспитательного процесса лежит углубление межпредметных связей в результате использования современных средств обработки информации при решении задач по самым различным предметам (компьютерное моделирование, локальные и сетевые базы данных, выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности).

Информационные технологии используются для достижения следующих педагогических целей:

3 для формирования информационной культуры, умения обрабатывать информацию и принимать оптимальные решения в сложной ситуации (на программах-тренажерах);

3 для развития конструктивного, алгоритмического и творческого мышлений, коммуникативных способностей на основе выполнения совместных проектов, навыков исследовательской деятельности, для развития личности обучаемого, для подготовки его к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества.

Особое внимание в настоящее время уделя-

боты с учениками.

ется совершенствованию таких технологий, как технология повышения эффективности и качества процесса обучения; технология управляемого мониторинга (контроль, коррекция результатов учебной деятельности, компьютерное педагогическое тестирование и психодиагностика); комму-

никационная технология, обеспечивающая распространение научно-методического опыта; технология организации интеллектуального досуга, развивающих учебных игр.

Ресурсный медиацентр на базе школьной библиотеки, включающий в себя электронный каталог учебной, методической, художественной литературы, предметных презентаций, электронных разработок уроков, обучающих программ и тренажеров, видеотеку по предметам, электронный банк творческих проектов и научных работ учащихся, развивается медленно и не пользуется большим спросом.

Продолжается выпуск школьной газеты «Новое поколение» как в бумажном, так и в электронном вариантах.

В управленческом процессе администрация использует локальную сеть. Ежемесячно заполняются электронные мони-торинги образовательной деятельности КПМО. В лицензированной программе «АВЕРС: Директор», которая содержит следующие функциональные подсистемы: делопроизводство, планирование, успеваемость, здоровье, приказы, тарификацию, аналитику, библиотеку, медиатеку, — продолжено ведение электронной базы данных личных дел учащихся и педагогов, учебного процесса, успеваемости учащихся .

С 2009 года школа вошла в экспериментальную деятельность по созданию коммуникационной сети образовательных учреждений, которая позволит более продуктивно решать проблемы соотнесения традиционных подходов к организации учебно-воспитательного процесса и качественно новых средств, условий образовательной практики и подготовки кадров.

ИКТ — это действенная технология управления, которая может перевести процесс на качественно новый уровень.

В 2011—2012 годах в рамках федерального эксперимента всем коллективом осваиваются программы «Электронный классный журнал» и «Электронное расписание». Это позволяет оперативно создавать различные справки и отчеты, состав-

лять расписание занятий, повышать эффективность управления УВП. Новые технологии и программное обеспечение помогают быстро и своевременно реагировать и принимать меры родителям, педагогам, администрации по корректировке вопросов качества успеваемости и прохождения программ, по выполнению лабораторных работ и по учету посещаемости детей.

Электронные отчеты, которые заполняют классные руководители и учителя-предметники в конце каждой четверти, дают возможность проводить мониторинговые исследования по качеству обучен-ности учащихся, прогнозировать результаты, изменять пути достижения поставленных целей.

Проведение педагогических советов, совещаний, заседаний методических объединений учителей в настоящее время невозможно без использования компьютерных технологий — схем, графика, сводных таблиц, диаграмм, презентаций.

Эстетично выглядит заполнение аттестатов и свидетельств о результатах ЕГЭ в электронной программе.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе ведет автоматизированную электронную систему «ЕГЭ-РИС» (с базой данных о выпускниках и работниках в пунктах приема экзамена). Информационная система мониторинга и статистики в образовательной сфере — ОШ, РИК — также оформляется в электронном виде.

В школьной методической системе информационные технологии играют немаловажную роль:

3 учителя имеют эффективное средство для создания образовательного пространства;

3 информатизация преподавания позволяет повысить производительность труда;

3 повышается общая информационная культура учителя;

3 внедряются дистанционные формы работы (участие в конференциях, семинарах, олимпиадах, на курсах для учителей).

Мотивация и стимулирование профес-

сионального роста педагогов будут недостаточны, если не организовано ресурсное обеспечение образовательной среды, включающее в себя информационное, методическое и материально-техническое обеспечение деятельности педагогов.

Координацию деятельности по разработке и реализации программы осуществляют ШМС, педагогический совет, директор школы.

Контроль за ходом выполнения программы, за качественным проведением намеченных мероприятий и за целевым использованием средств осуществляет конференция школы.

В результате слаженной работы администрации школы, педагогического коллектива, административно-технического персонала созданы условия по формированию информационной культуры, адекватной современному уровню развития информационных технологий; ежегодно пополняется материально-техническая база школы, обеспечивающая системное внедрение и активное использование ИКГ; создано единое информационно-образовательное пространство школы и есть возможность выхода в мировую информационную сеть; существует стимулирование сотрудников и учащихся школы, систематически и творчески использующих ИКГ в своей деятельности; также создана школьная медиатека; автоматизирован документооборот всех служб учреждения; обеспечены связь и взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса, между школьной информационно-образовательной средой и внешним информационным пространством.

Результатами работы можно считать участие обучающихся в интернет-олимпиадах, в интернет-конкурсах, в сетевом интернет-проекте «По следам Нижегородского ополчения. Наследие Земли Нижегородской».

Педагоги школы принимали участие в

Электронные отчеты, которые заполняют классные руководители и учителя-предметники в конце каждой четверти, дают возможность проводить мониторинговые исследования по качеству обученности учащихся, прогнозировать результаты, изменять пути достижения поставленных целей.

заседаниях Совета округа, в интернет-педсовете, в сетевом педагогическом сообществе ОрепОавв, в интернет-конкурсах.

Таким образом, внедрение информационно-коммуникационных технологий в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества; современные информационно-коммуникационные технологии, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям; активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям информационно-

го общества и процессу реформирования традиционной системы образования в свете требований современного индустриального общества.

Ключевыми условиями эффективного использования ИКТ в управлении образовательным учреждением являются объединение всех компьютеров школы в локальную сеть и подключение к Интернету, перевод нормативно-правовой базы на электронные носители, обеспечение открытости и информационной прозрачности управления ОУ через школьный сайт, осуществление электронного документооборота, создание системы мониторинга качества учебного процесса, повышение квалификации и самообразования педагогического коллектива, выпуск печатных статей.

КОМПЛЕКС МЕР ПО ФИЛЬТРАЦИИ ВЕБ-КОНТЕНТА ЧЕРЕЗ ЛОКАЛЬНЫЙ МТ-СЕРВЕР В ШКОЛЕ

Д. А. ГРАЧЕВ, технический специалист МБОУ СОШ № 118 с углубленным изучением отдельных предметов Н. Новгорода бвпгиЬЬ @ gmail.com

Л. Л. ИЗЮМЕНКО,

учитель информатики МБОУ СОШ № 118 с углубленным изучением отдельных предметов Н. Новгорода karysel@mail.ru

В данной статье рассматриваются организация контролируемого доступа учащихся к ресурсам сети Интернет и фильтрация нежелательного контента, которые являются актуальными задачами каждого образовательного учреждения; также предла-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.