Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
45
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА / СТЁРТАЯ ФОРМА ДИЗАРТРИИ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / CORRECTIONAL WORK / ERASED FORM OF DYSARTHRIA / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Самохина А.Н.

Статья посвящена коррекция нарушений звукопроизносительной стороны речи у старших дошкольников со стёртой формой дизартрии. Предлагается оснащения содержания коррекционной работы средствами информационно-коммуникационных технологий на каждом этапе логопедической помощи детям старшего дошкольного возраста с дизартрическими нарушения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Самохина А.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE CORRECTION OF THE SOUND SYSTEM IN PRESCHOOL CHILDREN WITH DYSARTHRIA

The article is devoted to correction of violations of the sound-pronouncing side of speech in older preschoolers with erased form of dysarthria. It is proposed to equip the content of correctional work with information and communication technologies at each stage of speech therapy for children of older preschool age with dysarthric disorders.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ»

УДК 376. 37

Самохина А.Н. студент магистратуры 3 года обучения Южный федеральный университет Академия психологии и педагогики кафедра коррекционной педагогики Россия, г. Ростов-на-Дону ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ Аннотация: Статья посвящена коррекция нарушений звукопроизносительной стороны речи у старших дошкольников со стёртой формой дизартрии. Предлагается оснащения содержания коррекционной работы средствами информационно-коммуникационных технологий на каждом этапе логопедической помощи детям старшего дошкольного возраста с дизартрическими нарушения.

Ключевые слова: коррекционная работа, стёртая форма дизартрии, информационно-коммуникационные технологии, дошкольная

образовательная организация.

Samokhina Of A.N. student 3rd year, "" Southern Federal University» Academy ofpsychology and pedagogy Department of correctional pedagogy Russia, Rostov-on-don THE USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE CORRECTION OF THE SOUND SYSTEM IN PRESCHOOL CHILDREN WITH DYSARTHRIA Annotation: The article is devoted to correction of violations of the sound-pronouncing side of speech in older preschoolers with erasedform of dysarthria. It is proposed to equip the content of correctional work with information and communication technologies at each stage of speech therapy for children of older preschool age with dysarthric disorders.

Key words: correctional work, erased form of dysarthria, information and communication technologies, preschool educational organization.

«Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким -нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать слов, и ребенок усвоит их на лету ...» К.Д. Ушинский.

В современном мире информационно-коммуникативные технологии стали частью образовательного процесса, ведь иногда только с помощью них возможно показать то, что сложно описать словами. Для специалистов это дополнительная возможность с помощью современных игровых технологий

решить такие важные коррекционно-логопедические задачи и ещё малоисследованные варианты обучения.

И так, ИКТ-это технологии обмена информацией, коммуникации.,( сюда входят: информации в электронном формате: текст, видео, аудио, анимация, изображение информационных носителей: DVD, CD, флэш-памяти мультимедиа: игровые компьютерные программы, презентации и др. аудиовизуального оборудования: компьютера, ноутбука, ЖК-телевизора, проектора, интерактивной доски) и инструментами совместной деятельности, направленными на решение определенных задач и получение конкретного результата.

Очень важные слова сказала О. Ситникова: «Что бы мы ни говорили, как бы ни сопротивлялись прогрессу, факт остается фактом: компьютер настойчиво входит в нашу повседневную жизнь, успешно отвоевывая место под солнцем у книг и межличностного общения. Бороться с будущим собственных детей недальновидно и бесперспективно. И потому не будем мешать процессу. А возглавим его...»

С каждым годом заинтересовать и привлечь внимание дошкольников становится все сложнее, их уже не удивить картинками, кубиками, игрушками, разрезными моделями. Чтобы обеспечить устойчивый интерес дошкольников к получению новых знаний, образовательная деятельность должна стать эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить компьютерная техника с её мультимедийными возможностями.

Большой вклад в применение информационно -коммуникационных технологий для детей, имеющих особые образовательные потребности, в том числе и для коррекции звукопроизносительной системы внесла Ольга Ильинична Кукушкина. Её проект «Компьютерные технологии коррекционного обучения и педагогической диагностики детей с особыми нуждами» реализовывался с 1993 и завершился лишь в 2000 году, позднее полученные в ходе него разработки были продолжены в рамках исследовательского проекта: «Компьютерная поддержка развивающейся системы специального образования». Главными результатами ее проектов стала разработка первого в России пакета специализированных компьютерных программ для детей с нарушениями слуха, речи, задержкой психического развития ( "Мир за твоим окном"; "Математика для тех, кому трудно", и др.), русифицированы все три версии зарубежной компьютерной программы "Видимая речь" ("Speech Viewer"), и разработан методический подход к ее использованию в процессе формирования и коррекции произносительной стороны устной речи.

Анализ литературы по данной проблем дал основание полагать, что информационно-коммуникационных технологии для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка.

Имея столь богатый арсенал средств и технических возможностей перед специалистом стоит задача насколько реально их применить на практике. Ведь необходимый материал предстоит отобрать и систематизировать.

Использование в коррекционной деятельности нетрадиционных методов и приемов, а именно, мультимедийных презентаций, сокращает утомление и повышает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, что положительно сказывается на эффективности логопедической. помощи и повышает мотивационную готовность ребенка к занятию. Применение на логопедических занятиях мультимедийных презентаций познавательно и увлекательно для детей. Компьютер притягивает внимание детей, которое трудно добиться при фронтальной работе.

Компьютерные обучающие игры, мультимедийные презентации можно использовать по следующим направлениям коррекционной работы:

> Развитие артикуляционной моторики;

> Развитие речевого дыхания;

^ Здоровьесберегающие технологии;

> Формирование звукопроизносительной системы;

> Развития фонематического восприятия;

> Формирование лексико-грамматического строя речи;

^ Обучение грамоте;

> Развитие связной речи.

Электронные ресурсы делают процесс коррекции речи более динамичным и эффективным, по сравнению с традиционными методиками, так как задания представлены в интерактивной и игровой форме. Важным в процессе коррекционной помощи при нарушениях произношения является этап автоматизации звука и введения его в самостоятельную речь. Длится это гораздо дольше, чем этап постановки звука. Повторение и заучивание текстов, насыщенных исправляемым звуком, разнообразных по содержанию, что традиционно используют на коррекционных занятиях, не вызывает у детей интереса, что снижает мотивацию осознанной деятельности. При выполнении различных заданий происходит совместная координированная работа моторного, слухового и зрительного анализатора. Предлагаемая информация показывается в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.

На сегодняшний день специалистам доступен богатый выбор средств использования ИКТ в своей практики для решения самых сложных задач, помогающий полноценно использовать методы поисковой и творческой деятельности детей. Одним из таких средств является компьютерная программа Microsoft Power Point с помощью, которой возможно сделать мультимедийную презентацию. Эти программы способствуют увеличению восприятия наглядной информации и возможности подачи в увлекательном виде тщательно подготовленной информации. Важным достоинством этого вида ИКТ является использование одновременно графической, текстовой,

аудиовизуальной информации, и способностью которой будет возможность смоделировать различные жизненные моменты, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни.

Ещё один актуальный способ использования информационно -коммуникационных технологий является интерактивная доска. Она представляет собой сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску через проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере. Важной особенностью и достоинством является возможность использовать его для презентаций, просмотра аудио и видео записей и как компьютерную игру.

В настоящее время уже имеются различные компьютерные игры и программы разработанные специально для коррекции речи, а в частности звукопроизносительной системы.

Нельзя забывать и о том, что коррекционная работа, проводимая с детьми, должна быть направлена не только на устранение дефекта, но, прежде всего, на здоровье и на потенциальные возможности личности и индивидуальности каждого ребенка.

Гурьева Л.П. считает, что компьютеризация может вызывать как позитивные, так и негативные эффекты. Поэтому особого внимания требует проблема особенностей общения ребенка с компьютерным средствам.

Поэтому, при работе с компьютерной техникой в детском саду следуют соблюдать СанПиН 2.4.1340-03, 2.4.1.2660-10, 2.4.1.3049-13.[33] Это требуется для того, чтобы было минимальным вредное влияние компьютера на здоровье детей дошкольного возраста:

• Занятия с использованием компьютера для дошкольников 5-7 лет не чаще 3 раз в неделю по 10-15 минут не более 1 раза в день. В ходе занятия обязательно должна быть физминутка для глаз;

• На подгрупповых и фронтальных занятиях могут быть использованы мультимедийный проектор и экран;

• Обеспечение рациональной организации рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности;

• Экран видеомонитора при проведении индивидуальных занятий находится на уровне глаз ребенка на расстоянии не ближе 50 см;

• Фон презентаций однотонный, не отвлекающий внимание от содержания слайда, спокойных, не раздражающих зрение цветов;

• Применение крупных и реалистичных иллюстраций, которые не должны быть перегружены лишними деталями, спецэффектами;

• Ребенок, носящий очки, должен заниматься в них.

• Обязательное проветривание группы (кабинета) до и после занятий, влажная уборка до и после занятий.

Поскольку вся современная лицензированная компьютерная техника выпускается с учетом всех гигиенических норм, при должном уходе за ней,

никаких нарушений при ее использовании возникать не должно.

Важно стать для ребенка, проводником в мир новых технологий, сформировать основы информационной культуры личности ребенка, заинтересовать в коррекционной работе для преодоления речевых нарушений. Мы предполагаем, что информационные компьютерные технологии наиболее полно отвечают требованиям современного коррекционного образования. Использование ИКТ в логопедической работе дает неограниченные возможности применения различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью.

Использованные источники:

1. Вербенец А.М. Использование компьютерных технологий в развитии старших дошкольников: проблемы, этапы, методы. Научно-методический журнал «Детский сад: теория и практика» №6, 2011. С. 6-21.

2. Вренёва Е.П. Ресурсы информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушениями речи // научно-методический журнал « Логопед», - № 5. - 2010 с. 46-49

3. Говиц Ю.М., Зворыгина Е.В., Поддьяков Н.Н. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, - 2008. - 328 с.

4. Санитарно-эпидемиалогические правила и нормативы для ДОО./ Под редакцией Т. Цветковой. - М.:ТЦ Сфера, 2015. - 80 с.

5. Цаплина О.В. Использование средств мультимедийных технологий в работе с детьми дошкольного возраста // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, 2013. № 2 . - с. 132-134.

6. Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. Учеб но методическое пособие для логопедов и воспитателей детских садов / Под ред. Профессора Т.Б.Филичевой. . - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. - 48 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.