Научная статья на тему 'КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
87
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА / СТЁРТАЯ ФОРМА ДИЗАРТРИИ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / CORRECTIONAL WORK / ERASED FORM OF DYSARTHRIA / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Самохина А.Н.

Статья посвящена коррекция нарушений звукопроизносительной стороны речи у старших дошкольников со стёртой формой дизартрии. Предлагается проанализировать психолого -педагогическую литературу по проблеме коррекции нарушений звукопроизносительной стороны речи и особенности её работы у старших дошкольников с дизартрическими нарушениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Самохина А.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRECTION OF VIOLATIONS OF THE SOUND-PRONOUNCING SIDE OF SPEECH IN OLDER PRESCHOOLERS WITH DYSARTHRIC DISORDERS BY MEANS OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

The article is devoted to the correction of violations of the sound-pronouncing side of speech in older preschoolers with erased form of dysarthria. It is proposed to analyze the psychological and pedagogical literature on the problem of correction of violations of the sound-pronouncing side of speech and features of its work in older preschoolers with dysarthric disorders.

Текст научной работы на тему «КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

УДК 376. 37

Самохина А.Н. студент магистратуры 3 года обучения Южный федеральный университет Академия психологии и педагогики кафедра коррекционной педагогики Россия, г. Ростов-на-Дону КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ

СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Аннотация: Статья посвящена коррекция нарушений звукопроизносительной стороны речи у старших дошкольников со стёртой формой дизартрии. Предлагается проанализировать психолого -педагогическую литературу по проблеме коррекции нарушений звукопроизносительной стороны речи и особенности её работы у старших дошкольников с дизартрическими нарушениями.

Ключевые слова: коррекционная работа, стёртая форма дизартрии, информационно-коммуникационные технологии, дошкольная

образовательная организация.

Samokhina Of A.N. student 3rd year, "" Southern Federal University» Academy ofpsychology and pedagogy Department of correctional pedagogy Russia, Rostov-on-don CORRECTION OF VIOLATIONS OF THE SOUND-PRONOUNCING SIDE OF SPEECH IN OLDER PRESCHOOLERS WITH DYSARTHRIC DISORDERS BY MEANS OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES Annotation: The article is devoted to the correction of violations of the sound-pronouncing side of speech in older preschoolers with erasedform of dysarthria. It is proposed to analyze the psychological and pedagogical literature on the problem of correction of violations of the sound-pronouncing side of speech and features of its work in older preschoolers with dysarthric disorders.

Key words: correctional work, erased form of dysarthria, information and communication technologies, preschool educational organization.

Актуальность темы исследования: современная образовательная концепция предполагает использование личностно-ориентированного подхода к детям на основе развития их способностей и возможностей. Это актуализирует необходимость поиска путей совершенствования коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

Детство - первая стадия жизненного цикла человека, когда происходит становление организма и развитие его важнейших функций. Это период активной социализации ребенка и его включения в систему общественного воспитания.

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе.

Среди детей дошкольного возраста распространенным речевым является стертая дизартрия, которая имеет тенденцию к значительному росту. Л.В.Мелехова .Речевые нарушения, переходные между дизартрией и дислалией, называет органической дислалией или стертой дизартрией. Стертая дизартрия часто сочетается с другими речевыми расстройствами (заиканием, общим недоразвитием речи и др.).

Дизартрия - расстройство речи, характеризующееся комбинироновостью множественных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности, обусловленное недостаточной иннервации речевого аппарата при поражениях заднелобных и подкорковых отделов мозга. Основным симптомом речевого дефекта при дизартрии являются фонетические нарушения, которые часто сопровождаются недоразвитием лексико-грамматического строя речи. Нарушения фонетической стороны речи отрицательно влияют на формирование фонематического, лексического и грамматического компонентов речевой функциональной системы, вызывая вторичные отклонения в их развитии.

Клинические и педагогические исследования по проблеме дизартрии разнообразны. В работах К.А.Семеновой, Е.М.Мастюковой, М.Я.Смуглина описаны клинические симптомы дизартрии и общие принципы речевой терапии. И.И.Панченко и Л.А.Щербакова раскрывают основные формы дизартрических нарушений и дифференцированные пути коррекционного воздействия. Е.Ф.Архипова рассматривает особенности использования логопедического массажа в работе с детьми, имеющими дизартрию. И.Ю.Левченко и О.Г.Приходько определяют особенности логопедической работы по преодолению дизартрических нарушений речи. Л.В.Лопатина и Н.В.Серебрякова предлагают методику по преодолению фонетических нарушений у дошкольников со стертой формой дизартрии. Л.В.Лопатина раскрывает вопросы дифференциальной диагностики стертой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизносительной стороны речи.

Дифференциальная диагностика стертой дизартрии и других нарушений звукопроизносительной стороны речи чрезвычайно затруднена. Л.В.Лопатина раскрывает вопросы дифференциальной диагностики стертой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизносительной системы. Л.В.Лопатина и Н.В.Серебрякова создают методику преодоления

фонетических нарушений у дошкольников со стертой формой дизартрии. Выраженные нарушения звукопроизносительной системы при стертой дизартрии с трудом поддаются коррекции и отрицательно влияют на формирование фонематической и лексико-грамматической сторон речи, затрудняют процесс школьного обучения детей.

Большое влияние на понимание дизартрии оказали работы М.С. Маргулиса, который впервые четко отграничил дизартрию от моторной афазии.

Зарубежные учёные используют несколько другой подход к классификации речеязыковых нарушений. Так согласно классификации C. Van Riper и L. Emerick, основанной как на синдромологическом, так и нозологическом подходах, все расстройства речи и языка делятся на четыре категории, каждая из которых содержит перечень определенных нарушений:

- нарушения артикуляции (articulation disorders): фонетические (phonetic disorders) и фонологические нарушения (phonological disorders);

- нарушения голоса (voice disorders): нарушения высоты (disorder s of pitch), силы (disorder so fintensity), тембра (disorders o fvoicequality);

- нарушения плавности речи (fluency disorders): заикание (stuttering), клат-теринг (cluttering);

- языковые нарушения (language disorders): афазия/дисфазия (apha-sia/dysphasia), задержка языкового развития (delayed language development), от-клонение языкового развития (deviant language development).

В этой классификации дизартрия находится на стыке между тремя категориями: «нарушения артикуляции», «языковые нарушения» и «нарушения голоса», поскольку при данном речевом расстройстве могут быть разные проявления.

На сегодняшний день эта проблема требует дальнейшего углубленного изучения, так как недостатки речи весьма затрудняют взаимоотношения ребенка с окружающими, накладывают тяжелый отпечаток на его характер, рождают неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь негативные последствия для его речевого и психологического развития. Одной из важных сторон развития речи при дизартрии является характер звукопроизносительной стороны речи у старших дошкольников.

Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими речевые нарушения, в частности дизартрию, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать информационные компьютерные технологии в коррекционно-развивающем обучении в систему обучения каждого ребенка.

В современной системе образования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) являются неотъемлемой частью обучения дошкольников, в том числе и детей с нарушениями речи. Положительное влияние компьютеризации на развитие дошкольников с

нарушениями речи подчеркивают и многочисленные исследователи в сфере специального образования (В.П. Беспалько, Ю.Ф. Гаркуша, Е.Л. Гончарова,

0.И. Кукушкина, Т.К. Королевская, Л.Р.Лизунова, З.А. Репина и др.) .

Специалисты отмечают, что методики обучения на основе информационно-коммуникационных технологий обладают необходимыми возможностями, направленными не только на индивидуализацию обучения, адаптацию к способностям, возможностям и интересам обучаемых, но и повышение эффективности коррекционно-образовательного процесса.

Использованные источники:

1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-метод. пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 105с

2. Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению

стертой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова .-М.: АСТ: Астрель, 2008. —

254с.: ил.

3. Громова О.Е. О конференции «Онтогенез речевой деятельности: норма и патология». Логопедия, 2007. № 2. С. 122-126

4. Киселева В. А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии. Пособие для логопедов. / В.А. Киселёва: - М.: Школьная пресса, 2007.,с.145

5. Крупенчук. О.И. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств / О.И. Крупенчук, Т. А. Воробьева. - СПб.: «Литера», 2007., с.234

6. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. - М.: Айрис-пресс, 2008. — 224 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.