Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
информационно-коммуникативные технологии / мультимедийные презентационные технологии / information and communication technologies / multimedia presentation technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анишина Н.Н.

Современные информационные технологии внедряются в различные сферы жизни. Компьютерные технологии выступают как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы школьного логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия логопеда с другими участниками образовательного процесса: учащимися (коррекционно логопедическая работа, диагностика), родителями, педагогами (консультирование, логопедическое просвещение).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Анишина Н.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE WORK OF A SPEECH THERAPIST

Modem information technologies are being introduced into various spheres of life. Computer technologies act as a powerful and effective means of correction. The use of ICT complements the traditional forms of work of the school speech therapist, expanding the possibilities of interaction with other participants of the educational process: students (correctional speech therapy work, diagnostics), parents, teachers (counseling, speech therapy education).

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА»

PEDAGOGICAL SCIENCES

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ

УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Анишина Н.Н.

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 439 Петродворцового района Санкт-Петербурга,

учитель-логопед.

THE USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE WORK OF A

SPEECH THERAPIST

Anishina N.

The state budget special (correctional) educational institution for pupils with limited possibilities of health special (correctional) comprehensive school № 439 of the Petrodvorets district

of St. Petersburg, speech therapist.

Аннотация

Современные информационные технологии внедряются в различные сферы жизни. Компьютерные технологии выступают как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы школьного логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия логопеда с другими участниками образовательного процесса: учащимися (кор-рекционно - логопедическая работа, диагностика), родителями, педагогами (консультирование, логопедическое просвещение).

Abstract

Modern information technologies are being introduced into various spheres of life. Computer technologies act as a powerful and effective means of correction. The use of ICT complements the traditional forms of work of the school speech therapist, expanding the possibilities of interaction with other participants of the educational process: students (correctional speech therapy work, diagnostics), parents, teachers (counseling, speech therapy education).

Ключевые слова: информационно-коммуникативные технологии, мультимедийные презентационные технологии.

Keywords: information and communication technologies, multimedia presentation technologies.

Современные информационные технологии внедряются в различные сферы жизни. В современных условиях логопеды активно осваивают и используют компьютерные технологии, позволяющие повысить эффективность коррекционно-развивающего обучения детей со сложными речевыми нарушениями. Использование информационно -коммуникативных технологий, открывает широкие возможности для оптимизации деятельности логопеда и создания современной предметно-развивающей среды для детей с особыми образовательными потребностями. Информационные технологии позволяют воспринимать информацию на качественно новом уровне, что значительно повышает познавательную активность ребенка и принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. Компьютерные технологии выступают как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия. Они включаются в структуру индивидуального логопедического занятия как дополнительные инновационные элементы. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы школьного логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия логопеда с другими участниками образовательного процесса: учащимися (коррекционно -

логопедическая работа, диагностика), родителями, педагогами (консультирование, логопедическое просвещение).

Направления работы учителя-логопеда с использованием информационно-коммуникативных технологий.

1. Диагностика речевых нарушений.

2. Применение интерактивных и демонстрационных компьютерных технологий для коррекции речевых нарушений.

3. Пропаганда логопедических знаний, с целью профилактики и коррекции речевых нарушений.

Новые информационные технологии стали перспективным средством коррекционно-развива-ющей работы с детьми, имеющими нарушения устной и письменной речи. В современных условиях логопедические занятия уже не возможны без применения новых компьютерных технологий. Логопедическая работа по коррекции речевых нарушений с применением ИКТ направлена на:

• Развитие слухового внимания;

• Развитие артикуляционного аппарата;

• Развитие фонематического слуха;

• Коррекция грамматического строя речи;

• Обогащение и активизация словаря;

• Развитие связной речи

ИКТ можно использовать на различных этапах занятия: при введении в новую тему, закрепление полученных знаний, подведение итогов занятия, как вариант очередного задания. На индивидуальных занятиях по коррекции нарушений звукопроизношения ученику предлагается услышать правильное произношение звука, повторить речевой образец разного уровня сложности, провести работу над дыханием, темпом речи, голосом, интонацией. Для работы используются стандартные программы Microsoft Word, Microsoft Power Point, Microsoft Publisher, проигрыватель Windows Media. При обработке результатов обследования речи учащихся, для ведения мониторинга удобно применять Microsoft Excel. В настоящее время существует достаточно большой арсенал общеразви-вающих детских компьютерных игр и программ. Но они не в полной мере соответствуют целям и задачам коррекционной работы с детьми с нарушениями речи. Речевые нарушения столь разнообразны, а методические подходы специалистов столь разно-плановы, что вряд ли можно выделить какую-либо универсальную методику, которую можно было бы положить в основу автоматизированного, компьютерного подхода к коррекции речевых нарушений. Поэтому многие программы, игры из ресурсов Интернета адаптирую в соответствии с решаемыми задачами. Важное значение имеет правильный подбор компьютерной игры, который зависит, прежде всего, от физиологических и возрастных особенностей ребенка. В зависимости от текущих педагогических задач, необходимо чередовать компьютерные игры, при этом важно учитывать тип нервной системы, интересы и склонности ребенка. Применение различных компьютерных программ позволяет максимально использовать принцип дифференцированного подхода в обучении школьника, помогает подбирать индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребенка. Все разработки можно считать вспомогательными средствами логопедической работы, при этом большинство этих средств достаточно уникальны и эффективны. Условно все программное обеспечение разделила на группы:

• компьютерные логопедические тренажеры;

• компьютерные тесты;

• обучающие игры;

• слайдовые презентации (авторские и из ресурсов Интернета) по всем лексическим темам и направлениям коррекционно - развивающего обучения;

• видеоинформация (артикуляционная гимнастика, фильмы, клипы, звуковая ( мелодии без слов, песни, звуки и звукоподражания);

• анимация;

• игры и игровые упражнения на автоматизацию и дифференциацию звуков;

• альбомы по автоматизации звуков;

• статические упражнения и игры;

• компьютерные программы;

• использование ресурсов сети Интернет.

Авторские разработки занятий применяются

для:

1. Развития артикуляционной моторики «Артикуляционная гимнастика».

2. Развития мелкой моторики «Пальчиковая гимнастика».

3. Развития слухового внимания (подобраны звуковые файлы).

4. Автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях, связной речи.

5. Дифференциации звуков в слогах, словах, предложениях и связной речи.

6. Развития связной речи и познавательных способностей.

Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в образовательный процесс являются мультимедийные презентационные технологии. Поиск материалов к занятию проводится заранее. Все подобранные материалы объединяются в общую презентацию при помощи программы Microsoft Power Point. Плюсом такой презентации является возможность варьировать объем материала в зависимости от целей урока, уровня подготовленности ученика, его возрастных особенностей. В случае необходимости можно заменить картинку, текст, убрать лишний слайд. При желании и умении можно добавлять музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации.

Эти возможности позволяют адаптировать разработанную презентацию под конкретный урок с конкретным учеником или группой учеников. Методика проведения уроков с применением электронных презентаций может быть различной. Презентация, например, может быть использована при изучении нового материала и его закреплении. Цель презентации: сообщить информацию, научить, сформировать мотивацию, развлечь. Имея большое количество презентаций по различным темам, можно при составлении любого занятия предусмотреть этап, с использованием информационно-коммуникативных технологий. Урок с применением компьютерной презентации, созданной методически грамотно, является стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого порой трудно добиться при фронтальной работе с классом.

Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими возможностями позволяет повысить заинтересованность детей в занятиях; сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций: внимания, памяти, словесно-логического мышления; способствует положительной динамике развития; индивидуализирует процесс коррекционного обучения; активизирует мыслительную деятельность детей; помогает снять негативизм у учащихся от многократных повторений заданий, особенно речевых. В своей работе использую интернет-сайты, с логопедическими онлайн-играми. Использование

ресурсов сети Интернет позволяет в игровой форме передать детям те или иные знания, умения и навыки, например:

http://www.viki.rdf.ru/ - детские электронные презентации и клипы,

http://www.lenagold.ru/fon/clipart/alf.html - сайт с картинками на разные темы,

http://www.solhet.ee/prize06.html- детский портал «Солнышко»,

http ://www. samouchka. com.ua- «Самоучка»-этот сайт посвящен развивающим играм, обучающим программам для дошкольников и школьников младших классов- изучение при помощи флеш игр поможет облегчить обучение в начальных классах, http://www.teremoc.ru/game/game221 .htm -«Детские игры в Теремке»- интерактивные компьютерные упражнения на развитие языкового анализа и синтеза,

http://detipaint.ru/index.html - «Раскраски детям» сайт содержит интерактивные раскраски, формирующие мелкую моторику рук, развивающие концентрацию внимания, зрительную память и цве-товосприятие,

http://adalin.mospsy.ru/disc rech.shtml - сайт содержит развивающие упражнения для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (все задания разделены на определенное количество занятий по возрасту).

На логопедических занятиях можно использовать различные развивающие и обучающие программы:

• «Игры для Тигры»- логопедическая программа для устранения речевых нарушений;

• «Баба Яга учится читать»;

• «Домашний логопед»;

• «Уроки Кирилла и Мефодия. Начальная школа. Русский язык».

• «Уроки Кирилла и Мефодия. Учимся читать быстрее. Практический курс)

• Обучающая программа-тренажер по русскому языку «Фраза».

• Уроки Мудрой Совы- виртуальная школа.( здесь можно в игровой форме приобретать знания, умения и навыки для успешного обучения в школе. http://www.logozavr.ru/1549/

• Компьютерные игры по методике профессора А.В.Белошистой. (adalin.mospsy.ru-.ru)

Таким образом, целенаправленное системное логопедическое воздействие, направленное на коррекцию нарушений языкового и речевого развития у детей, с использованием ИКТ позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-об-разовательного процесса, сочетать коррекционные и учебно-развивающие задачи логопедического воздействия. А также позволяет усилить мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, сократить время, необходимое для коррекции и автоматизации ряда речевых навыков, систематизировать работу учителя-логопеда.

Список литературы

1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности: познавательная деятельность и проблемно-ценностное общение детей (серия «Работаем по новым стандартам»)- М., «Про-свещение»,2011г.

2. Кукушкина О.И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски,подходы//Дефек-тология.-М.,1994.-№5;Компьютерные технологии в контексте профессии: обучение студентов. Дефектология. -М.,2001. -№3

3. Лынская М.И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ. Логопед в детском саду-Л.,2006.-№6

4. Репина З.А., Лизунова Л.Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедре-ния//Вопросы гуманитарных наук.2004.-№5

5. Репина З.А., Лизунова Л.Р. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа « Игры для Тигры»//Вопросы гуманитарных наук.2004.- №5

6. Суровцева И.В. Добываем знания с помощью компьютера.//Начальная школа плюс До и По-сле.-2007.-№7

7. Тимофеева Ж.А. О способности детей с нарушением в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы//Де-фектология.1997.-№6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.