Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ С УЧЕТОМ ТИПА МОТИВАЦИИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ С УЧЕТОМ ТИПА МОТИВАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / HEALTH / MOTIVATION TO ACHIEVE SUCCESS / MOTIVATION TO AVOID FAILURE / ADDITIONAL PHYSICAL TRAINING AND SPORT ACTIVITIES / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЗДОРОВЬЕ / МОТИВАЦИЯ УСПЕХА / МОТИВАЦИЯ ИЗБЕГАНИЯ НЕУДАЧ / ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гавришова Е.В., Грачев А.С., Третьяков А.А.

Цель исследования - выявление влияния информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) на организацию дополнительной физкультурно-оздоровительной деятельности студентов с разными типами мотивации: на достижение успеха или избегание неудач. Методика и организация исследования. В исследовании приняло участие 160 студентов 1-го и 2-го курсов (80 юношей и 80 девушек) Белгородского национального исследовательского университета, Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова, Белгородского юридического института МВД России им. И.Д. Путилина. В работе рассматриваются качественные показатели здоровья и двигательной активности студентов с мотивацией на достижение успеха или избегание неудач и предлагаются варианты дополнительных занятий физической культурой на основе ИКТ. Результаты исследования. Анализ интереса студентов к самостоятельным занятиям физической культурой с использованием ИКТ показал, что молодые люди, ориентированные на успех, проявляют больше активности и инициативы, чем юноши и девушки, ориентированные на избегание неудач. 56,2% девушек и 58,8% юношей, мотивированных на успех, с интересом включились в занятия по предложенной технологии, но силы воли на постоянную работу хватило не у всех - 3,7% девушек и 4,4% юношей оставили занятия на разных сроках. По 10% девушек и юношей из этой же подгруппы отказались от самостоятельных занятий, мотивируя тем, что они уже занимаются в фитнес-клубах, спортивных секциях. В группе студентов с мотивацией на избегание неудач, желающих заниматься оказалось, заметно меньше - 13% девушек, 18,7% юношей, причём 5% девушек и 6,7% юношей занимались недолго, вскоре перестали присылать отчёты, выходить на связь с куратором. Отказались от предложенной технологии 16,7% девушек и 12,2% юношей, мотивированных на избегание неудач, объясняя это нехваткой времени, что, скорее всего, связано с неумением планировать свою деятельность и с проявлением лени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гавришова Е.В., Грачев А.С., Третьяков А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Use of Information and Communication Technologies in Additional Physical Training and Sport Activities of Students Based on Motivation Type

Objective of the study was to identify the effects of information and communication technologies on additional physical training and sport activities of students with different types of motivation: to achieve success or avoid failure. Structure and methods of the study. Sampled for the study were the 1st- and 2nd-year students (n=160, including 80 males and 80 females) of Belgorod State National Research University, Belgorod State Technological University named after V.G. Shukhov, Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after I.D. Putilin. The article considers the qualitative indicators of health and motor activity of the students with motivation to achieve success or avoid failure and suggests the ways to organize additional physical education classes with the use of information and communication technologies. Results and conclusions. It was proved that effective application of information and communication technologies in independent recreational activities of students is possible provided that individual characteristics of their motivation are taken into account. It is important to determine which exactly gives an impulse to independent physical education activities: the desire to achieve success or avoid failure. It was found that information and communication technologies expand the process of education in general and physical training process in particular, define the content of motor activity, and enable to organize in the shortest time possible the assessment of the work performed, process the monitoring results.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ С УЧЕТОМ ТИПА МОТИВАЦИИ»

использование информационно-коммуникативных технологий в организации дополнительной оздоровительной деятельности студентов с учетом типа мотивации

УДК/UDC 796.011.3

Поступила в редакцию 29.08.2019 г.

Информация для связи с автором: gavrishova.alena@gmail.com

Кандидат педагогических наук, доцент Е.В. Гавришова1 Кандидат педагогических наук, доцент А.С. Грачев2 Кандидат педагогических наук, доцент А.А. Третьяков3

1 Белгородский институт развития образования, Белгород

2 Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, Белгород

3 Белгородский юридический институт МВД России им. И.Д. Путилина, Белгород

use of information and communication technologies in additional

physical training and sport activities of students based

on motivation type

PhD, Associate Professor E.V. Gavrishova1 PhD, Associate Professor A.S. Grachev2 PhD, Associate Professor A.A. Tretyakov3

1 Belgorod Institute for Educational Development, Belgorod

2 Belgorod State Technological University n.a. V.G. Shukhov, Belgorod

3 Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilin, Belgorod

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с I—

Аннотация

Цель исследования - выявление влияния информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) на организацию дополнительной физкультурно-оздоровительной деятельности студентов с разными типами мотивации: на достижение успеха или избегание неудач.

Методика и организация исследования. В исследовании приняло участие 160 студентов 1-го и 2-го курсов (80 юношей и 80 девушек) Белгородского национального исследовательского университета, Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова, Белгородского юридического института МВД России им. И.Д. Путилина. В работе рассматриваются качественные показатели здоровья и двигательной активности студентов с мотивацией на достижение успеха или избегание неудач и предлагаются варианты дополнительных занятий физической культурой на основе ИКТ.

Результаты исследования. Анализ интереса студентов к самостоятельным занятиям физической культурой с использованием ИКТ показал, что молодые люди, ориентированные на успех, проявляют больше активности и инициативы, чем юноши и девушки, ориентированные на избегание неудач. 56,2% девушек и 58,8% юношей, мотивированных на успех, с интересом включились в занятия по предложенной технологии, но силы воли на постоянную работу хватило не у всех - 3,7% девушек и 4,4% юношей оставили занятия на разных сроках. По 10% девушек и юношей из этой же подгруппы отказались от самостоятельных занятий, мотивируя тем, что они уже занимаются в фитнес-клубах, спортивных секциях. В группе студентов с мотивацией на избегание неудач, желающих заниматься оказалось, заметно меньше - 13% девушек, 18,7% юношей, причём 5% девушек и 6,7% юношей занимались недолго, вскоре перестали присылать отчёты, выходить на связь с куратором. Отказались от предложенной технологии 16,7% девушек и 12,2% юношей, мотивированных на избегание неудач, объясняя это нехваткой времени, что, скорее всего, связано с неумением планировать свою деятельность и с проявлением лени.

Annotation

Objective of the study was to identify the effects of information and communication technologies on additional physical training and sport activities of students with different types of motivation: to achieve success or avoid failure. Methods and structure of research. Sampled for the study were the 1st- and 2nd-year students (n=160, including 80 males and 80 females) of Belgorod State National Research University, Belgorod State Technological University named after V.G. Shukhov, Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after I.D. Putilin. The article considers the qualitative indicators of health and motor activity of the students with motivation to achieve success or avoid failure and suggests the ways to organize additional physical education classes with the use of information and communication technologies. Results of the study. It was proved that effective application of information and communication technologies in independent recreational activities of students is possible provided that individual characteristics of their motivation are taken into account. It is important to determine which exactly gives an impulse to independent physical education activities: the desire to achieve success or avoid failure. It was found that information and communication technologies expand the process of education in general and physical training process in particular, define the content of motor activity, and enable to organize in the shortest time possible the assessment of the work performed, process the monitoring results.

Keywords: information and communication technologies, health, motivation to achieve success, motivation to avoid failure, additional physical training and sport activities.

44 http://www.teoriya.ru № 1 • 2020 Январь | Yanuary

—- http://www.teoriya.ru

Ключевые слова: информационно-коммуникативные технологии, здоровье, мотивация успеха, мотивация избегания неудач, дополнительная физкультурно-оздоровительная деятельность.

Введение. Современные студенты выросли в эпоху информатизации и для них персональный компьютер с комплектом периферийных устройств такое же естественное средство обучения, передачи и получения информации, как ручка и тетрадь для предыдущих поколений. Широкое распространение телекоммуникационных средств оказало заметное влияние на здоровье молодых людей. С одной стороны, им становится доступным огромный контент информации о здоровом образе жизни, о здоровьеориентиро-ванной деятельности, о правильном питании, о том, как сказываются на здоровье вредные привычки. Однако с другой стороны, применение гаджетов резко снизило двигательную активность растущего человека на каждом возрастном этапе, и это негативно отражается на всех показателях здоровья: гармоничности развития, уровне физической подготовленности, физического развития, качестве соматического здоровья. Двух часов занятий физической культурой в неделю, которые отводятся учебным планом вуза, недостаточно, чтобы восполнить дефицит двигательной актив-

ности и достичь тренировочного здоровьеукрепляющего эффекта. Нужны дополнительные занятия, в которые студент включается по своей инициативе. В этом случае он делает то, к чему лежит душа, его не нужно принуждать, его активность определяется внутренним мотивом [1]. Учёт особенностей мотивации студентов к дополнительным занятиям физической культурой обеспечивает дифференцированный подход к их организации для студентов, ориентированных на успех или избегающих неудач [3, 4].

Использование информационно-коммуникативных технологий в организации самостоятельных дополнительных физкультурно-оздоровительных занятий студентов, в контроле и измерении результатов положительно сказывается на повышении показателей здоровья [2, 5].

Цель исследования - выявление влияния информационно-коммуникативных технологий на организацию дополнительной самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности студентов с разными типами мотивации: на достижение успеха или избегание неудач.

Динамика уровня соматического здоровья и двигательной активности студентов

Студенты, мотивированные на успех

Тесты Девушки (п=53) Юноши (п=62)

Срезы

Входной Итоговый р Входной Итоговый р

Уровень соматического здоровья по шкале Г.Л. Апанасенко

Индекс Кетле, усл. ед. 16,78±0,71 20,29±0,2 + 18,86±1,3 23,82±0,73 -

Баллы -1,29±0,36 -0,08±0,14 + -1,20±0,49 0,27±0,25 -

Жизненный индекс, усл. ед. 53,49±3,46 44,06±3,8 - 62,40±5,01 53,31±4,88 +

Баллы 1,57±0,43 0,44±0,4 - 1,60±0,87 0,7±0,45 -

Силовой индекс, усл. ед. 39,41±1,42 51,41±3,45 + 54,61±3,18 63,17±1,0 +

Баллы -0,57±0,2 1,12±0,63 - -0,60±0,4 0,13±0,33 -

Время восстановления ЧСС, с 98,57±22,41 91,21±8,1 + 97,50±12,85 60,3±0,15 +

Баллы 2,71±1,32 3,44±0,77 + 1,60±1,17 5,0±0,12 +

Индекс Робинсона, усл. ед. 89,34±10,24 80,21±10,1 + 105,22±3,24 86,78±3,72 +

Баллы -0,14±0,59 1,01±1,08 + -1,20±0,2 2,02±1,33 +

Общая сумма баллов 2,29±1,91 5,85±2,12 + 0,20±1,32 8,09±1,28 +

Уровень здоровья низкий ниже среднего низкий средний

Двигательная активность

Шагометрия 7568±231 11728±623 + 9631±298 12879±563 +

Студенты, мотивированные на избегание неудач

Тесты Девушки (п=27) Юноши (п=28)

Срезы

Входной Итоговый р Входной Итоговый р

Уровень соматического здоровья по шкале Г.Л. Апанасенко

Индекс Кетле, усл. ед. 16,18±0,65 16,7±0,4 - 18,54±1,2 20,25±0,21 -

Баллы -1,32±0,43 -1,5±0,13 - -1,35±0,45 -0,10±0,07 -

Жизненный индекс, усл. ед. 52,38±2,56 55,6±1,27 - 60,95±4,21 60,90±0,95 -

Баллы 1,46±0,44 2,09±0,18 - 1,91±0,97 2,64±0,1 -

Силовой индекс, усл. ед. 38,41±1,32 37,63±1,13 - 54,11±3,28 55,92±1,24 -

Баллы -0,49±0,31 -0,69±0,08 - -0,89±0,32 1,46±0,16 -

Время восстановления ЧСС, с 97,47±12,45 71,81±3,18 + 98,2±10,75 90,00±3,24 +

Баллы 2,63±1,42 4,21±0,21 + 1,42±1,87 2,67±0,26 -

Индекс Робинсона, усл. ед. 91,14±9,34 89,51±2,41 - 103,82±5,14 109,2±2,5 +

Баллы -0,16±0,49 0,03±0,18 - -1,56±0,31 -1,00±0,13 -

Общая сумма баллов 2,09±0,91 4,15±0,25 + 0,37±0,12 5,67±0,34 +

Уровень здоровья низкий ниже среднего низкий ниже среднего

Двигательная активность

Шагометрия 7645±314 9241±265 + 9478±342 10102±358 +

«+» - уровень достоверности по критерию Стьюдента, р<0,05

№ 1 • 2020 Январь | Yaпuary http://www.teoriya.ru 45

http://www.teoriya.ru -г-

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

Методика и организация исследования. В исследовании приняло участие 160 студентов 1-го и 2-го курсов (80 юношей и 80 девушек) Белгородского национального исследовательского университета, Белгородского государственного технологического университета им. В. Г Шухова, Белгородского юридического института МВД России им. И. Д. Путилина.

На начальном этапе исследования была проведена диагностика соматического здоровья по шкале Г. Л. Апанасен-ко, шагометрия для определения двигательной активности. Особенности мотивации студентов выявлялись по методикам Т. Элерса «Мотивация к успеху» и «Мотивация избегания неудач» [3].

Затем студентам, ознакомленным с результатами диагностики, были предложены варианты самостоятельных дополнительных занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью. Своеобразие самостоятельных занятий заключалось в том, что в мессенджере МЬег было создано три групповых чата: «Красота и здоровье», «Квест выходного дня», «Дельфин», на которых размещались комплексы упражнений, расписания общих занятий в лесопарковой зоне в группах «Квест выходного дня» или в клубе «Дельфин». В каждой из этих групп были студенты, ориентированные на успех, и те, которые избегают неудач, все они из основной группы здоровья. В каждой группе есть наставник (куратор), к которому можно обратиться за помощью, советом. Он регулярно в небольших постах публикует информацию о здоровом питании, значимости питьевого режима, режиме сна и отдыха, о безопасных пищевых добавках, методах борьбы со стрессом и др.

Раз в неделю в чате наставник размещает программу тренировок с рекомендациями выполнять её не реже 3 раз в неделю. После каждой тренировки в качестве самоконтроля установлено правило: публиковать селфи и мини-отчёт в групповой чат о прошедшем занятии. По субботам возможна заранее согласованная совместная тренировка желающих в лесопарковой зоне.

Контрольные точки: самооценка гармоничности развития и уровня двигательной активности - ежемесячно; уровень соматического здоровья, особенности мотивации - 1 раз в полгода.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ интереса студентов к самостоятельным занятиям физической культурой с использованием ИКТ показал, что молодые люди, ориентированные на успех, проявляют больше активности и инициативы, чем юноши и девушки, ориентированные на избегание неудач.

56,2 00 девушек и 58,8 % юношей, мотивированных на успех, с интересом включились в занятия по предложенной технологии, но силы воли на постоянную работу хватило не у всех - 3,7 0% девушек и 4,4 0% юношей оставили занятия на разных сроках. По 10 % девушек и юношей из этой же подгруппы отказались от самостоятельных занятий, мотивируя тем, что они уже занимаются в фитнес-клубах, спортивных секциях. В группе студентов с мотивацией на избегание неудач желающих заниматься оказалось заметно меньше - 13 % девушек, 18,7 0% юношей, причём 5 0% девушек и 6,7 00 юношей занимались недолго, вскоре перестали присылать отчёты, выходить на связь с куратором. Отказались от предложенной технологии 16,7 0 девушек и 12,2 00 юношей, мотивированных на избегание неудач, объясняя это нехваткой времени, что, скорее всего, связано с неумением планировать свою деятельность и с проявлением лени.

Для нас важно было при помощи ИКТ создать ситуацию, в которой студенты становились субъектом физкультурно-оздоровительной деятельности, т. е. чтобы они осознавали, для чего им необходимо этим заниматься (хочу), как это делать (могу), какого результата можно достичь и как он поможет им

в жизни и профессиональной деятельности (должен). Успех достигается там, где пересекаются «хочу быть здоровым и красивым», «могу этого достичь» и «должен это сделать для себя, своей семьи, профессиональной деятельности». Студенты, ориентированные на успех, ставят эти цели, адаптируя к собственным возможностям, ищут способы их достижения, проявляют настойчивость, преодолевают трудности, радуются успехам, очень переживают по поводу неудач, и это стимулирует их дальнейшую деятельность. Студенты, мотивированные на избегание неудач, не всегда адекватно оценивают свои возможности, часто ставят заведомо завышенные цели, и когда их не удаётся достичь, частично оправдывают себя. Далее берут очень лёгкие задания, а они не дают ожидаемого результата. Таким студентам оказывалась индивидуальная помощь.

Учитывая это, деятельность наставника (куратора) группы предполагала предоставление участникам нескольких вариантов решения оздоровительных задач, чтобы они имели возможность выбора и не чувствовали, что им навязывается определенное задание. Если варианты в выполнении определённых упражнений или их последовательности невозможны и нужна строгая последовательность действий, куратор, используя комплекс методов: информирование, инструктирование, предложение, требование, совет, убеждение, внушение, - стремился к тому, чтобы внешне навязанное решение со временем превратилось в собственное, что и обеспечит его устойчивость.

Сопоставление результатов входной и итоговой диагностики показывает положительную динамику, что даёт основания говорить об эффективности использования ИКТ в организации самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности студентов (см. таблицу).

В таблице чётко прослеживается улучшение показателей здоровья и значительное повышение двигательной активности у юношей и девушек, мотивированных на успех. Есть успехи и у студентов, мотивированных на избегание неудач, их двигательная активность приблизилась к нижней границе нормы, по уровню соматического здоровья и юноши, и девушки поднялись на одну ступень.

Вывод. Использование информационно-коммуникативных технологий в организации дополнительной физкультурно-оздоровительной деятельности студентов обеспечило значительное повышение двигательной активности студентов, что, в свою очередь, способствовало повышению показателей их здоровья.

Эффективное использование ИКТ для самостоятельных оздоровительных занятий студентов возможно при условии учёта индивидуальных особенностей их мотивации. Важно выяснить, что является толчком для самостоятельных занятий физической культурой: желание достичь успеха или избежать неудачи.

Студенты, ориентированные на успех, активны, инициативны и могут быть помощниками куратора в организации творческих физкультурно-оздоровительных дел и при условии доброжелательного, личностно ориентированного общения в группе могут быть примером для подражания студентам, которые испытывают страх перед неудачей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИКТ расширяют рамки процесса обучения в целом и физического воспитания в частности, определяют содержание двигательной деятельности, позволяют с минимальными затратами времени организовать учёт выполненной работы, обработать результаты мониторинга.

Статья подготовлена в рамках реализации научного проекта № 18-313-00124 «Исследование влияния мотивации достижения успеха или избегания неудач на комплексные показатели здоровья студентов белгородских вузов», получившего финансовую поддержку Федерального государственного бюджетного учреждения «Российский фонд фундаментальных исследований» (РФФИ).

46 http //www.teoriya.ru № 1 • 2020 Январь | Yanuary

http://www.teoriya.ru

Литература

1. Грачев А.С. Взаимосвязь показателей функциональной тренированности и физической подготовленности студентов с мотивами занятия спортом [Текст] / А.С. Грачев, Е.В. Гавришова, А. А. Третьяков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2018. - № 11 (165). - С. 68-72.

2. Григорьев С.Г. Цели, содержание и особенности подготовки педагогов в области информатизации образования в магистратуре педагогического вуза [Текст] / С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Информатика и информатизация образования». -2013. - № 1 (25). - С. 10-18.

3. Ильин Е.П. Мотивы и мотивация [Текст] / Е.П.Ильин. - 2-е изд.-СПб.: Питер., 2015. - 512 с.

4. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта [Текст]: учебник для студентов учреждений высшего образования / Л.И. Лубышева. - 4-е изд., перераб. - М.: Академия, 2016. - 269 с.

5. Окинавская хартия глобального информационного общества. Принята 22 июля 2000 года лидерами стран «Большой восьмерки». - URL: http://base.consultant.ru/search. (дата использования 24.07.2019).

References

1. Grachev A.S., Gavrishova E.V., Tretyakov A.A. Vzaimosvyaz pokazateley funktsionalnoy trenirovannosti i fizicheskoy podgotovlennosti studentov s motivami zanyatiya sportom [Interrelation of functional and physical fitness characteristics of students motivated for sports]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2018. no. 11 (165). pp. 6872.

2. Grigoryev S.G., Grinshkun V.V. Tseli, soderzhanie i osobennosti podgotovki pedagogov v oblasti informatizatsii obrazovaniya v magistrature pedagogicheskogo vuza [Objectives, content and features of teacher training in the field of informatization of education by master's program of pedagogical university]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Ser. «Informatika i informatizatsiya obrazovaniya». 2013. no.1 (25). pp. 10-18.

3. Ilyin E.P. Motivy i motivatsiya [Motives and motivation]. 2nd ed. St. Petersburg: Piter publ., 2015. 512 p.

4. Lubysheva L.I. Sotsiologiya fizicheskoy kultury i sporta [Sociology of physical education and sports. Textbook for university students]. 4th ed., rev. M.: Akademiya publ., 2016. 269 p.

5. Okinavskaya khartiya globalnogo informatsionnogo obschestva. Prinyata 22 iyulya 2000 goda liderami stran «Bolshoy vosmerki' [Okinawa Charter for the Global Information Society. Adopted on July 22, 2000 by the leaders of the G8 countries]. Available at: http://base. consultant.ru/search. (date of access 24.07.2019).

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ ЖЕНСКОЙ МИНИ-ФУТБОЛЬНОЙ КОМАНДЫ СТУДЕНТОК РАЗНОГО УРОВНЯ СПОРТИВНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

А.В. Попов1

Кандидат педагогических наук, доцент Н.С. Леонтьева2

1Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет, Москва

2Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

УДМ^С 796.332

Ключевые слова: студенческий мини-футбол, команда, студентки-футболистки, уровень спортивной квалификации, спортивная подготовка, модель, система.

Введение. Специфика подготовки женской мини-футбольной команды в условиях образовательного процесса высшего учебного заведения, в том числе постоянная «текучка» кадров, обновление состава, ставит перед тренером новые специфические задачи в процессе тренировочной и соревновательной деятельности. В среднем тренер может рассчитывать на участие студенток в спортивной деятельности примерно в течение двух лет.

Цель исследования - разработать дифференцированную модель подготовки футболисток-студенток с учетом уровня спортивной квалификации.

Методика исследования. Представленная модель включает целевой, организационно-деятельностный и контрольно-констатирующий компоненты. Все компоненты представленной модели и их разделы взаимосвязаны. Целостный подход при ее реализации обеспечивает эффективный результат (см. таблицу).

DIFFERENTIATED TRAINING MODEL FOR WOMEN'S FUTSAL TEAM OF STUDENTS WITH DIFFERENT SKILL LEVELS

A.V. Popov1

PhD, Associate Professor N.S. Leontieva2 1National Research Moscow State University of Civil Engineering, Moscow

2Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism (SCOLIPE), Moscow

Поступила в редакцию 22.10.2019 г.

Результаты исследования и их обсуждение. В первый год работы с командой должен идти поиск оптимальной системы игры, которая подойдет для конкретного контингента занимающихся. При этом задача тренера состоит в том, чтобы не пытаться довести до автоматизма каждую из существующих систем игры, а, используя их, выявить наилучшее сочетание схем и типов тактических действий, которые оптимально раскроют потенциал футболисток. В свою очередь, на втором году тренировочный процесс направлен на доведение до автоматизма оптимальной системы игры, выбранной для конкретного контингента футболисток. Это позволяет рассчитывать на качественный рост результатов соревновательной деятельности.

Вывод. Разработанная дифференцированная модель подготовки женской мини-футбольной команды студенток разного уровня спортивной квалификации, а также ее практическая реализация в условиях тренировочного процесса с учетом выбора оптимальной системы игры для конкретного контингента футболисток позволяют обеспечить качественный рост результатов соревновательной деятельности.

Дифференцированная модель подготовки женской мини-футбольной команды разного уровня спортивной квалификации

Целевой компонент Организационно-деятельностный компонент Контрольно-констатирующий компонент

Генеральная цель Подцели Задачи Принципы Система отбора и спортивной ориентации Система тренировочной деятельности Система соревновательной деятельности Система факторов оптимизации тренировочной и соревновательной деятельности Тестирование Статистика Анализ

Апробирование и выявление результатов

Использованная литература

1. Тестоедов В.А Современные проблемы футбольных спортивных организаций в России / В.А. Тестоедов, Н.Ю. Мельникова, Н.С.

Леонтьева, Л.С. Леонтьева. Олимпийский бюллетень № М.: Издательство «Человек», 2017. - С. 226-231.

Информация для связи с автором: sasha00.00@mail.ru

18.

№ 1 • 2020 Январь | Yanuary http://www.teoriya.ru 47

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.