Научная статья на тему 'Информационно-коммуникативные технологии, как средство организация самостоятельных занятий физической культурой студентов с различным типом мотивации достижения'

Информационно-коммуникативные технологии, как средство организация самостоятельных занятий физической культурой студентов с различным типом мотивации достижения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
74
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА / МОТИВАЦИЯ ИЗБЕГАНИЯ НЕУДАЧ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ / STUDENTS / SUCCESS MOTIVATION / FAILURE AVOIDANCE MOTIVATION / PHYSICAL DEVELOPMENT / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / INDEPENDENT PHYSICAL EDUCATION CLASSES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гавришова Елена Владимировна, Грачев Александр Сергеевич, Третьяков Андрей Александрович

В работе проводится анализ эффективности применения программ самостоятельных занятий студентов с различным типом мотивации достижения, а также поиск механизма удаленного взаимодействия с помощью информационно-коммуникативных технологий. Для этого в период с сентября по ноябрь 2019 г. был проведен эксперимент, в котором приняло участие 194 студента Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова, Белгородского государственного национального исследовательского университета и Белгородского юридического института МВД РФ им. И.Д. Путилина. Участникам на выбор были предложены три программы самостоятельных тренировок: «Красота и здоровье», «Дельфин» и «Беги за другом». Результаты свидетельствуют о достоверном увеличении силового индекса у занимающихся в группе «Красота и здоровье»; жизненного индекса, индекса Робинсона и «Времени восстановления после 20 приседаний» в группе «Дельфин»; силового индекса, индекса Робинсона, «Времени восстановления после 20 приседаний» и общей выносливости в группе «Беги за другом». Во всех группах наблюдалось улучшение показателя уровня соматического здоровья. Проведенное исследование свидетельствует об эффективности предложенных программ самостоятельных тренировок для студентов с различным типом мотивации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гавришова Елена Владимировна, Грачев Александр Сергеевич, Третьяков Андрей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information and communicative technologies as a means of organizing independent physical culture classes for the students with various types of achievement motivation

The paper analyzes the effectiveness of the application of self-study programs for students with various types of achievement motivation, as well as the search for the mechanism for remote interaction by using the information and communication technologies. For this, the experiment was conducted between September and November 2019, in which 194 students of the Belgorod State Technological University named after V.G. Shukhov, Belgorod State National Research University and Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after I.D. Putilina took part. The participants were offered with three independent training programs to choose from: «Beauty and Health», «Dolphin», and «Run After Another». The results indicate a significant increase in the strength index for students in the group «Beauty and Health»; life index, Robinson index and "Recovery time after 20 squats" in the group «Dolphin»; power index, Robinson index, "Recovery time after 20 squats" and overall endurance in the group «Run after another». In all groups, an improvement in the indicator of the level of somatic health was observed. The study indicates the effectiveness of the proposed independent training programs for students with various types of motivation.

Текст научной работы на тему «Информационно-коммуникативные технологии, как средство организация самостоятельных занятий физической культурой студентов с различным типом мотивации достижения»

3. Davidenko, D.N. (2006), "Assessment of the formation of students' physical culture in the educational process of a technical university", Theory and Practice of Physical Culture, No. 2, pp. 2-6.

4. Zolotarev, A.P., Gakame, A.P., Leksakov, A.V. and Rossiyskiy, S.A. (2009), "Prospects for the methodology of developing the problem of autonomous varieties of football", Theory and Practice of Physical Culture, No. 7, pp. 28-30.

5. Kostyuchenko, V.F. and Radovitskaya, E.V. (2011), "Functional capabilities of students and their dynamics in the process of learning at a university", Health for All: Scientific and Practical Journal, No. 1, pp. 51-55.

6. Mackenzie, S., Kropivnitskaya, T. and Devyataeva, O. (2016), "Modern approaches to the development of beach game sports", Science in Olympic Sports, No. 1, pp. 77-83.

7. Malysheva, A.A. and Ovsyannikova, I.N. (2013), "Beach sports as a means of recreation for students", Izvestiya Sochi State University, No. 3 (26), pp. 154-156.

8. Ovsyannikova, I.N. (2008), "Improving the effectiveness of the educational process in a university by means of beach handball", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (38), pp. 5154.

9. Cherkasov, O. (2014), Beach soccer: get acquainted, learn, play, Krasnodar.

10. Rozhnov, A.A. and Efimov, A.I. (2017), "Features of the application of beach volleyball techniques in the process of physical education of university students", Izvestiya Tula State University, No. 1, pp. 91-96.

11. Smirnov, V.N. (2013), Specifics of the methodology for practicing modified beach volleyball with first-year students of an agricultural university, dissertation, Smolensk.

12. Ilyinich, V.I. (2000), Physical culture of the student, Gardariki, Moscow.

Контактная информация: gavrilovsergey11@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 18.12.2019

УДК 796.011.3

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, КАК СРЕДСТВО

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРОЙ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМ ТИПОМ МОТИВАЦИИ

ДОСТИЖЕНИЯ

Елена Владимировна Гавришова, кандидат педагогических наук, Белгородский

институт развития образования; Александр Сергеевич Грачев, кандидат педагогических наук, Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова; Андрей Александрович Третьяков, кандидат педагогических наук, доцент, Белгородский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации имени И.Д. Путилина

Аннотация

В работе проводится анализ эффективности применения программ самостоятельных занятий студентов с различным типом мотивации достижения, а также поиск механизма удаленного взаимодействия с помощью информационно-коммуникативных технологий. Для этого в период с сентября по ноябрь 2019 г. был проведен эксперимент, в котором приняло участие 194 студента Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова, Белгородского государственного национального исследовательского университета и Белгородского юридического института МВД РФ им. И. Д. Путилина. Участникам на выбор были предложены три программы самостоятельных тренировок: «Красота и здоровье», «Дельфин» и «Беги за другом». Результаты свидетельствуют о достоверном увеличении силового индекса у занимающихся в группе «Красота и здоровье»; жизненного индекса, индекса Робинсона и «Времени восстановления после 20 приседаний» в группе «Дельфин»; силового индекса, индекса Робинсона, «Времени восстановления после 20 приседаний» и общей выносливости в группе «Беги за другом». Во всех группах наблюдалось улучшение показателя уровня соматического здоровья. Проведенное исследование свидетельствует об эффективности предложенных программ самостоятельных тренировок для студентов с различным типом мотивации.

Ключевые слова: студенты, мотивация достижения успеха, мотивация избегания неудач, физическое развитие, информационно-коммуникативные технологии, самостоятельные занятия

физической культурой.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.1.p70-77

INFORMATION AND COMMUNICATIVE TECHNOLOGIES AS A MEANS OF ORGANIZING INDEPENDENT PHYSICAL CULTURE CLASSES FOR THE

STUDENTS WITH VARIOUS TYPES OF ACHIEVEMENT MOTIVATION

Elena Vladimirovna Gavrishova, the candidate of pedagogical sciences, Belgorod Institute of

Education Development; Aleksandr Sergeevich Grachev, the candidate of pedagogical sciences, Belgorod State Technological University named after V.G. Shukhova; Andrey Aleksan-drovich Tretyakov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia I.D. Putilin

Abstract

The paper analyzes the effectiveness of the application of self-study programs for students with various types of achievement motivation, as well as the search for the mechanism for remote interaction by using the information and communication technologies. For this, the experiment was conducted between September and November 2019, in which 194 students of the Belgorod State Technological University named after VG. Shukhov, Belgorod State National Research University and Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after I.D. Putilina took part. The participants were offered with three independent training programs to choose from: «Beauty and Health», «Dolphin», and «Run After Another». The results indicate a significant increase in the strength index for students in the group «Beauty and Health»; life index, Robinson index and "Recovery time after 20 squats" in the group «Dolphin»; power index, Robinson index, "Recovery time after 20 squats" and overall endurance in the group «Run after another». In all groups, an improvement in the indicator of the level of somatic health was observed. The study indicates the effectiveness of the proposed independent training programs for students with various types of motivation.

Keywords: students, success motivation, failure avoidance motivation, physical development, information and communication technologies, independent physical education classes.

ВВЕДЕНИЕ

С появлением информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) двигательная активность молодежи снизилась [3, 6]. В результате увеличилось количество заболеваний неинфекционного характера [5]. Как отмечает Rodjer L. et al. [12] дефицит двигательной активности является четвертым фактором возникновения неинфекционных заболеваний после гипертонии, курения и сахарного диабета. Одной из основных причинам снижения двигательной активности в старших классах школы и студенческом возрасте является интенсификация процесса обучения [4, 6]. В исследованиях Sigmundova D. et al [13] говорится о том, что снижение двигательной активности наблюдается у молодых людей после поступления в университет. Kwan M.Y. et al [10] отмечает, что для молодых людей вступление во взрослую самостоятельную жизнь сопровождается увеличением потребления алкоголя и табачных изделий. Большое значение для поддержания должного уровня двигательной активности в студенческом возрасте оказывает мотивация человека. В работе Lemoyne J. et al [11] установлено, что двигательная активность студента во многом определяется его самооценкой, самоконтролем и компетентностью в области физического воспитания и спорта. В данном контексте самооценка и самоконтроль определяют мотив достижения успеха или избегания неудач у студента при формировании потребности в занятии физической культурой. Поэтому целесообразно учитывать тип мотивации при разработке тренировочной программы и формы организации занятий.

Несмотря на то, что большинство специалистов [4, 5, 6, 13] указывают на негативное влияние развития информационно-коммуникативных технологий, King A.C. et al [9] свидетельствует о положительных изменениях двигательной активности при использовании студентами мобильных приложений или мессенджеров в качестве источника получения информации о содержании тренировок и обмена информацией с тренером.

Изучение специальной литературы по вопросу повышения двигательной активности студентов посредством ИКТ не выявила работ, в которых учитывался тип мотивации достижения занимающихся. Наши собственные исследования [3] показали эффективность применения ИКТ при организации самостоятельных занятий по физической культуре со студентами с разным типом мотивации достижения. Единственным недостатком являлся достаточно высокий процент «выбывания». 15% девушек и 12,2% юношей на разных этапах реализации эксперимента перестали выполнять задания. Большинство из них обладали мотивацией избегания неудач. Общение через общий чат доставляло им дискомфорт и боязнь выглядеть хуже на фоне остальных, что в большей степени и стало причиной их досрочного завершения эксперимента. В связи с чем, нами была предпринята попытка разработать программы самостоятельных занятий по физической культуре и механизм обратной связи с этими студентами через ИКТ для студентов с различным типом мотивации.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для разработки методики был проведен анализ предыдущего эксперимента [3], выявлены ошибки в обмене информацией между куратором и занимающимися, на основание которого был разработан механизм взаимодействия со студентами с мотивацией избегания неудач. Для самостоятельных тренировок студентов было подготовлено 3 программы: «Красота и здоровье», «Беги за другом» и «Дельфин». Каждая из предложенных программ была рассчитана на два месяца по 3 тренировки в неделю. Всего 24 занятия. За каждой программой был закреплен куратор из преподавателей по физической культуре.

В программе «Красота и здоровье» комплекс упражнений был направлен на развитие всех мышечных групп занимающихся. Направленность преимущественно силовая. Занятия проводились в домашних условиях или спортивном зале. Продолжительность занятий составляла 40-60 мин. В программе «Дельфин» в основном использовались упражнения в бассейне. Данная программа была рассчитана только на студентов, умеющих плавать. Продолжительность занятия составляла 45-50 мин. Программа «Беги за другом» содержала бег различной интенсивности и упражнения с силовой направленности. Программа содержала три уровня сложности: низкий, средний и высокий. Самостоятельные занятия проходили на улицы. Продолжительность одной тренировки варьировалась от 40 мин до 1 ч 30 мин. Подробное содержание программ описано в работе «Влияние мотивации достижения на здоровье студентов» [2]. Обмен информацией между студентами и кураторами осуществлялся через группу (чат) с соответствующим названием в Viber. Куратор оправлял задание на неделю (программу 3-х самостоятельных заданий) в воскресенье. Студенты в течение недели выполняли предложенную программу, после чего в пятницу или субботу должны были отправить отчет о проделанной работе в общую группу или личным сообщением куратору.

Эксперимент проводился с сентября по ноябрь 2019 г. В эксперименте приняло участие 194 студента из Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова, Белгородского государственного национального исследовательского университета и Белгородского юридического института МВД РФ имени И. Д. Путилина.

Соотношение студентов в каждой из предложенных программ выглядело следующим образом: «Красота и здоровье» - 74 человека (47 девушек и 27 юношей), «Дельфин» - 52 человека (26 девушек и 26 юношей) и «Беги за другом» - 68 человек (31 девушка и 37 юношей). До начала эксперимента были изучены показатели уровня соматического здоровья студентов по методике Г.Л. Апанасенко [1], общая выносливость с помощью теста

Купера и тип мотивации достижения по методики А. А. Реана [7]. В конце эксперимента повторно проводилась тестирование для оценки показателей общей выносливости и уровня соматического здоровья студентов.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ результатов ответов респондентов на анкету А.А. Реана позволило установить распределение студентов по типу мотивации достижения. В группе занимающихся по программе «Красота и здоровья» соотношение студентов по типу мотивации достижения выглядело следующим образом: мотивация достижения успеха у 58% респондентов, выбравших данную программу самостоятельных занятий; 31% респондентов не имеют ярко выраженного мотивационного полюса и 11% с мотивацией избегания неудач. В группе «Дельфин» с мотивацией достижения 52% студентов, 35% без ярко выраженного мотивационного полюса и 13% с мотивацией избегания неудач. В группе «Беги за другом»: 48% - мотивация достижения успеха, 40% - отсутствие ярко выраженного мотивационного полюса и 12% - мотивация избегания неудач. Мы сознательно не указали распределение с учетом типа мотивации достижения по гендерному признаку, поскольку ранее проведенные исследования свидетельствуют об отсутствии достоверных различий [3].

В каждой экспериментальной группе 5-8 студентов не выполнили весь объем предложенной им нагрузки. Причинами являлись болезнь, проблемы с учебой, у некоторых отсутствие желания. Стоит отметить, что «выход» из эксперимента не коррелировал с типом мотивации достижения. Таким образом, предложенный алгоритм взаимодействия между куратором и занимающимися через разделение общегрупповых и частных сообщений в мессенджере, дал положительный результат. В предыдущих наших исследованиях [3] ключевой проблемой для студентов с мотивацией избегания неудач являлось общение через групповой чат и отправка отчетов в этот чат. Как следствие они испытывали дискомфорт, а некоторые отправляли недостоверную информацию, чтобы выглядеть не хуже других участников группы. Поэтому в данном эксперименте студенты с мотивацией избегания неудач вначале отправляли отчеты кураторам в личном сообщении, а задания и похвалы получали в общем чате. Таким образом, они не стеснялись присылать достоверную информацию. При этом получение заданий и похвалы в общем чате способствовало формированию чувства сопричастности и являлось дополнительным стимулом для продолжения самостоятельных занятий.

С целью определения эффективности предложенных программ и алгоритма взаимодействия со студентами был проведен сравнительный анализ изменения показателей здоровья и общей выносливости. Поэтому для проведения сравнительного анализа были сформированы 3 выборки по 40 человек (25 девушек и 15 юношей). Для этого нами был проведен анализ результатов тестирования студентов до эксперимента и учитывался показатель типа мотивации достижения. Таким образом, нам удалось сделать выборки практически однородными.

Результаты изменения динамики показателей общего уровня соматического здоровья и общей выносливости представлены в таблице. Мы не проводили тендерного разделения занимающихся, поэтому расчет индексов и баллов для оценки уровня соматического здоровья проводился по среднему показателю.

Как следует из таблицы, в группе занимающихся по программе «Красота и здоровье», достоверные изменения произошли только в показателях силового индекса. Общий уровень соматического здоровья повысился с показателя «Низкий» до показателя «Ниже среднего». В показателях общей выносливости достоверных изменений выявлено не было. Сопоставляя содержание программы с полученными результатами, необходимо отметить, что предложенный вариант имеет ярко выраженную силовую направленность и способствует развитию силовых способностей занимающихся.

Таблица - Динамика изменения показателей общего уровня соматического здоровья и общей выносливости студентов_

Студенты, мотивированные на успех

«Красота и здоровье» «Дельфин» «Беги за другом»

Тесты Срезы

Входной Итоговый Р Входной Итоговый Р Входной Итоговый Р

Уровень соматического здоровья по шкале Г.Л. Апанасенко

Индекс Кетле, усл. ед. 18,42±0,75 18,29±0,21 18,66±0,27 18,75±0,54 18,86±0,88 18,14±0,37

Баллы -1,33±0,46 -1,12±0,34 -1,24±0,39 -1,20±0,25 -1,20±0,59 -1,27±0,85

Жизненный индекс усл. ед. 53,29±4,46 55,06±3,87 54,40±2,11 58,31±2,88 * 53,42±4,21 53,41±3,88

Баллы 1,77±0,43 1,84±0,43 1,81±0,77 2,01±0,85 1,79±0,57 1,75±0,50

Силовой индекс усл. ед. 51,31±3,72 58,31±3,45 * 49,61±4,28 54,17±3,00 49,81±4,18 57,27±3,88 *

Баллы 1,68±0,78 2,01±0,63 1,65±0,49 1,73±0,38 1,69±0,51 1,85±0,35

Время восстановл. ЧСС, сек 98,57±32,41 91,45±27,54 97,67±37,85 67,3±28,15 * 95,44±22,65 60,55±32,15 *

Баллы 1,21±0,97 1,64±0,77 1, 15± 1,17 4,37±0,62 * 1,35±0,97 5,10±1,12

Индекс Робинсона, усл. ед. 88,34±14,24 80,21± 12,1 94,22±8,24 86,78±3,72 * 92,22±7,55 87,12±6,72 *

Баллы -0,14±0,61 0,91±0,45 -0,85±0,3 1,02±0,33 -0,20±0,4 0,81±0,43 *

Общая сумма баллов 3,48± 1,91 5,65±2,02 3,10±2,02 7,89±2,28 * 3,42±1,73 8,09±2,28 *

Уровень здоровья низкий ниже среднего низкий средний низкий средний

Уровень общей выносливости

Тест Купера 2054±244 2028±323 1985±198 1998±188 2005±188 2275±204 *

* - достоверное различие по ^критерию Стьюдента

В группе, занимающейся по программе «Дельфин», достоверные изменения произошли в показателях жизненного индекса, индекса Робинсона и «Времени восстановления после 20 приседаний». Общей уровень соматического здоровья с показателя «Низкий» изменился до уровня «Средний». Такая динамика свидетельствует об эффективности предложенного комплекса упражнений. Полученные данные соответствуют исследованиям В. Л Кондакова с соавт. [5]. Как отмечают авторы занятия плаванием способствуют увеличению показателя жизненной емкости легких (ЖЕЛ) и нормализации артериального давления [5]. Кроме того, в работе А. А. Третьякова [8] говорится о том, что плавание оказывает положительный эффект на показатели общей выносливости.

Динамика изменения показателей, занимающихся в группе «Беги за другом» свидетельствует о достоверном улучшении силового индекса, индекса Робинсона и «Времени восстановления после 20 приседаний». А также достоверном увеличении общего уровня соматического здоровья со значения «Низкий» до значения «Средний». Стоит также отметить достоверное увеличение дистанции в показателях теста Купера, которые характеризуют общую выносливость занимающихся. Таким образом, предложенная программа самостоятельных занятий, в которой сочетались упражнения аэробного и анаэробного характера, позволила повысить силовые качества и выносливость занимающихся. В исследованиях С.Е. Гогинава [4], которые были основаны на выполнении циклических упражнений, таких как бег и плавание, в сочетании с упражнениями в тренажерном зале, были получены схожие данные. Авторами было установлено, что такое сочетание упражнений способствует достоверному улучшению как общего здоровья занимающихся, так и повышению показателей силы и выносливости.

Сравнительный анализ результатов между группами не проводился, поскольку мы посчитали это нецелесообразным. Включение в ту или иную группу осуществлялось студентами по желанию. Следовательно, проведя анализ и определив наиболее эффективную программу самостоятельных занятий, логичным будет использовать только эту программу.

Но, в таком случае, возникает ситуация, при которой у студента нет права выбора и велика вероятность, что предложенная программа будет им неинтересна. Как следствие снизится ее эффективность.

ВЫВОДЫ

Проведенное исследование позволило установить, что для организации самостоятельных занятий по физической культуре для студентов целесообразно применять ИКТ. Важно учитывать тип мотивации достижения студента при обмене информации через инструменты мессенджеров. Для занимающихся, имеющих мотивации избегания неудач, наиболее эффективным является вариант, при котором получение информации с заданиями и похвала от куратора осуществляется в общем чате, а отчеты о проделанной работе занимающегося отправляются личными сообщениями куратору. В результате студенты с мотивацией избегания неудач испытывают меньшей дискомфорт, отправляют достоверную информацию, ощущают сопричастность к программе и всем участника группы.

Предложенные программы самостоятельных занятий являются эффективными. У студентов, занимающихся по программе «Красота и здоровье» выявлены достоверные изменения в показателях силового индекса. Общий уровень соматического здоровья у этих студентов повысился с «Низкого» до «Ниже среднего». Выполнение заданий в программе «Дельфин» способствовало достоверному улучшению показателей жизненного индекса, индекса Робинсона и «Времени восстановления после 20 приседаний». Общий уровень здоровья повысился с «Низкого» до «Среднего». Программа «Беги за другом» способствовала увеличению показателя общей выносливости у занимающихся, улучшению значений в показателях силового индекса, индекса Робинсона и «Времени восстановления после 20 приседаний».

Дальнейшим направлением нашего исследования является увеличение масштабов исследования и проведения сравнительного анализа динамики изменения показателей общего уровня соматического здоровья и выносливости студентов с разделением их на группы с учетом их типа мотивации достижения.

Статья подготовлена в рамка реализации научного проекта № 18 313 00124 "Исследование влияния мотивации достижения успеха или избегания неудач на комплексные показатели здоровья студентов белгородских ВУЗов", получившего финансовую поддержку Федерального государственного бюджетного учреждения «Российский фонд фундаментальных исследований» (РФФИ).

ЛИТЕРАТУРА

1. Апанасенко, Г. Л. О возможности количественной оценки здоровья человека / Г. Л. Апа-насенко // Гигиена и санитария. - 1985. - №6. - С. 55-58.

2. Гавришова, Е.В. Влияние мотивации достижений на здоровье студентов: Учебно-методическое пособие / Е.В. Гавришова, А.С. Грачев, А.А. Третьяков. - Белгород : Изд-во НИУ БелГУ, 2020. - 151 с.

3. Гавришова, Е.В. Использование информационно-коммуникативных технологий в организации дополнительной оздоровительной деятельности студентов с учётом типа мотивации / Е.В. Гавришова, А.С. Грачев, А.А. Третьяков // Теория и практика физической культуры. - 2020. - №1- С. 44-47.

4. Гогинава, С.Е. Об оздоровительном эффекте сочетания нагрузок аэробного и анаэробного характеров на физкультурных занятиях в вузе / С.Е. Гогинава, О.Г. Румба // Физическое воспитание студентов. - 2014. - № 3. - С. 18-29.

5. Кондаков, В.Л. Влияние термогидротренингов на здоровье студентов / В.Л. Кондаков, Е.Н. Копейкина, В.В. Агошков // Теория и практика физической культуры. - 2018. - №. 7. - С. 21-22.

6. Крамской, С.И. Физическое воспитание и спорт в высших учебных заведениях / С.И. Крамской, И. А. Амельченко // Культура физическая и здоровье. - 2014. - № 3 (50). - С. 70-71.

7. Реан, А.А. Психология и педагогика : учебное пособие / А.А. Реан. - СПб. : Изд-во С-Петерб. ун-та, 2001. - 224 с.

8. Третьяков, А.А. Анализ взаимосвязи уровня соматического здоровья студентов с двигательной активностью / А.А. Третьяков, В.В. Дрогомерецкий, В.В. Агошков // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №. 3. - С. 279-279.

9. Physical activity promotion: highlights from the 2018 physical activity guidelines advisory committee systematic review / A.C. King, M.C. Whitt-Glover, D.X. Marquez, M.P. Buman, M.A. Napolitano, J. Jakicic, , J.E. Fulton, B.L. Tennant // Medicine and Science in Sports and Exercise. - 2018. - No 51 (6). - P. 1340-1353.

10. Physical activity and other health-risk behaviors during the transition into early adulthood: A longitudinal cohort study / M.Y. Kwan, J. Cairney, G.E. Faulkner, E.E. Pullenayegum // American Journal of Preventive Medicine. - 2012. - No 42 (1). - P. 14-20.

11. Lemoyne, J. Physical self-concept and participation in physical activity in college students / J. Lemoyne, P. Valois, F. Guay // Medicine and Science in Sports and Exercise. - 2015. - No 7 (1). - P. 142-150.

12. Rodjer, L. Physical activity on prescription (PAP): self-reported physical activity and quality of life in a Swedish primary care population, 2-year follow-up / L. Rodjer, H.I. Jonsdottir, M. Borjesson // Scandinavian Journal of Primary Health Care. - 2016. - Vol. 34. - No 4. - P. 443-452.

13. Physical activity in the lifestyle of Czech university students: Meeting health recommendations / D. Sigmundova, F. Chmellk, E. Sigmund, D. Feltlova, K. Fromel // European Journal of Sport Science. -2013. - Vol. 13. - No 6. - P. 744-750.

14. Reasons and Barriers for university students' leisure-time physical activity: Moderating effect of health education / S. Sukys, V.J. Cesnaitiene, A. Emeljanovas, B. Mieziene, I. Valantine, Z.M. Ossowski // Perceptual and Motor Skills. - 2019. - No. 126 (6). - P. 1084-1100.

REFERENCES

1. Apanasenko, G.L. (1985), "On the possibility of quantifying human health", Hygiene and sanitation, No. 6, pp. 55-58.

2. Gavrishova, E.V., Grachev, A.S. and Tretyakov, A.A. (2020a), Influence of achievement motivation on students' health, Publishing house of NRU BelGU, Belgorod.

3. Gavrishova, E.V., Grachev A.S. and Tretyakov, A.A. (2020b), "The use of information and communication technologies in the organization of additional recreational activities of students, taking into account the type of motivation", Theory and practice of physical culture, No. 1, pp. 44-47.

4. Goginava, S.Ye. and Rumba, O.G. (2014), "On the healing effect of a combination of aerobic and anaerobic exercise loads at physical education classes at a university", Physical Education of Students, No. 3. pp. 18-29.

5. Kondakov, V.L., Kopeikina, E.N. and Agoshkov, V.V. (2018), "The effect of thermohydrotrain-ing on the health of students", Theory and practice ofphysical culture, No. 7. pp. 21-22.

6. Kramskoy, S.I. and Amelchenko, I.A. (2014), "Physical education and sport in higher education", Culture physical and health, No 3 (50), pp. 70-71.

7. Rean, A.A. (2001), Psychology and Pedagogy: textbook, Publishing house of St. Petersburg University, St. Petersburg.

8. Tretyakov, A.A. Drogomeretsky, V.V. and Agoshkov, V.V. (2014), "Analysis of the relationship of the level of somatic health of students with motor activity", Modern problems of science and education, No. 3, pp. 279-279.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. King, A.C., Whitt-Glover, M.C., Marquez, D.X., Buman, M.P., Napolitano, M.A., Jakicic, J., Fulton, J.E. and Tennant, B.L. (2018), "Physical activity promotion: highlights from the 2018 physical activity guidelines advisory committee systematic review", Medicine and Science in Sports and Exercise, No 51 (6), pp. 1340-1353.

10. Kwan, M.Y., Cairney, J., Faulkner, G.E., and Pullenayegum, E.E. (2012), "Physical activity and other health-risk behaviors during the transition into early adulthood: A longitudinal cohort study", American Journal of Preventive Medicine, No 42 (1), pp. 14-20.

11. Lemoyne, J., Valois, P. and Guay, F. (2015), "Physical self-concept and participation in physical activity in college students", Medicine and Science in Sports and Exercise, No 7 (1), pp. 142-150.

12. Rodjer, L., H. Jonsdottir, I. and Borjesson, M. (2016), "Physical activity on prescription (PAP): self-reported physical activity and quality of life in a Swedish primary care population, 2-year follow-up", Scandinavian Journal of Primary Health Care, Vol. 34, No 4, pp. 443-452.

13. Sigmundova, D., ChmelIk, F., Sigmund, E., Feltlova, D. and Fromel, K. (2013), "Physical activity in the lifestyle of Czech university students: Meeting health recommendations", European Journal of Sport Science, Vol. 13, No 6, pp. 744-750.

14. Sukys, S., Cesnaitiene, V.J., Emeljanovas, A., Mieziene, B., Valantine, I., Ossowski, Z.M. (2019) "Reasons and Barriers for university students' leisure-time physical activity: Moderating effect of health education", Perceptual and Motor Skills, 126 (6), pp. 1084-1100.

Контактная информация: grarook@mail.ru

Статья поступила в редакцию 17.01.2020

УДК 372.879.6

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НОРМАТИВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ИСПЫТАНИЙ КОМПЛЕКСА ГТО III СТУПЕНИ

Светлана Сергеевна Галанова, аспирантка, Чайковский государственный институт физической культуры

Аннотация

Введение. В настоящее время в общеобразовательные организации внедрен Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (далее - комплекс ГТО). Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о слабой мотивации участников к подготовке и выполнению нормативных требований испытаний комплекса ГТО, о низком уровне физической подготовленности школьников. Самые низкие результаты наблюдаются при выполнении нормативных требований испытаний комплекса ГТО III ступени. Цель исследования - на основе сравнительного анализа нормативных требований испытаний комплекса ГТО и примерных образовательных программ определить причины низкой результативности выполнения обучающимися нормативных требований испытаний комплекса ГТО III ступени. Методика и организация исследования - проведен анализ научной литературы по результатам выполнения нормативных требований испытаний комплекса ГТО III ступени и сравнительный анализ нормативных требований испытаний комплекса ГТО III ступени с нормативами, разработанными в соответствии с примерными программами по физической культуре (авторы: В.И. Лях, А. А. Зданевич). Результаты исследования и их обсуждение. Данные официальной статистики и многочисленных исследований свидетельствуют о низкой результативности подготовки школьников к выполнению нормативных требований испытаний комплекса ГТО III ступени. Однако, школьник, который выполняет нормативы испытаний, предусмотренных программой по физической культуре, в полной степени является подготовленным для выполнения нормативных требований испытаний комплекса ГТО III ступени на знаки отличия. На наш взгляд в качестве основной причины, обуславливающей появление этого противоречия, следует назвать низкий уровень (либо вообще её отсутствие) мотивации школьников 11-12 лет к подготовке и выполнению нормативных требований испытаний комплекса ГТО III ступени, что диктует необходимость её учёта, как одной из возрастных особенностей, при организации и разработке программно-методического обеспечения этих процессов.

Выводы. Основной причиной низких показателей выполнения нормативных требований комплекса ГТО III ступени является отсутствие мотивации школьников, что диктует необходимость её учёта, как одной из возрастных особенностей, при организации и разработке программно-методического обеспечения этих процессов.

Ключевые слова: комплекс ГТО, нормативные требования испытаний комплекса ГТО, мотивация школьников.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.1.p77-83

COMPARATIVE ANALYSIS OF REGULATORY REQUIREMENTS FOR TESTING STUDENTS' LEVEL OF BEING "READY FOR LABOUR AND DEFENSE" (III

STAGE)

Svetlana Sergeevna Galanava, the post-graduate student, Tchaikovsky State Institute of Physical Culture

Abstract

Introduction. Currently the All-Russian physical culture and sports complex «Ready for labor and defense» (also known as the GTO complex) has been introduced in comprehensive educational institutions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.