Научная статья на тему 'Использование информационно-коммуникативных технологий при изучении английского языка'

Использование информационно-коммуникативных технологий при изучении английского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
522
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПЕРСОНАЛЬНЫЙ КОМПЬЮТЕР / ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА И ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ / ГЛОБАЛЬНЫЙ РЕСУРС ХРАНЕНИЯ УЧЕБНОГО / МЕТОДИЧЕСКОГО / СПРАВОЧНОГО МАТЕРИАЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ниматулаев Шамиль Магомедович

Статья посвящена перспективным методам изучения английского языка, основанным на внедрении в учебный процесс информационно-коммуникационного потенциала Интернет технологий. Рассмотрены основные направления использования ИКТ в процессе обучения английскому языку. Обоснована идея использования учебных проектов организованных между учащимися различных регионов (стран) на основе использования Интернет сообществ для организации совместной учебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ниматулаев Шамиль Магомедович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование информационно-коммуникативных технологий при изучении английского языка»

____________________инновацио^^^_____________________________________________________________

Статья посвящена перспективным методам изучения английского языка, основанным на внедрении в учебный процесс информационно-коммуникационного потенциала Интернет технологий. Рассмотрены основные направления использования ПКТ в процессе обучения английскому языку. Обоснована идея использования учебных проектов организованных между учащимися различных регионов (стран) на основе использования Интернет сообществ для организации совместной учебной деятельности.

Ниматулаев Шамиль Магомедович,

преподаватель английского языка Дахадаевская средняя школа с. ЦатанихУнцукульский район республика Дагестан стажер «Института содержания и методов обучения»

Как можно использовать ИКТ при изучении английского языка?

Ключевые слова: иностранный язык; учебный проект; информационно-коммуникативные технологии; персональный компьютер; повышение качества и эффективности обучения; глобальный ресурс хранения учебного, методического, справочного материала

Г“ урное развитие и использование информацион-Оно коммуникационных технологий (ИКТ) вызванных, информатизацией всех видов деятельности человека требует не только изменение в профессиональной деятельности каждого из нас, но и предъявляет определенные требования к знаниям, умениям и навыкам.

Использование ИКТ в процессе информатизации общего и среднего образования, по сути, является процессом использования информационнокоммуникационного потенциала Интернет технологий. К наиболее важным технологиям информатизации образования относятся приемы создания и оценки качества информационных ресурсов образовательного назначения, подготовка учителей к эффективному использованию информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности.

Персональный компьютер, оснащенный соответствующим набором периферийных устройств и подключенный к Интернет, является основным средством использования ИКТ в сфере общего среднего образования и дает учащимся дополнительные возможности при изучении английского языка:

• включится в глобальный диалог с учащимися и преподавателями всего мира;

• получить прекрасную языковую практику общения в «онлайновых» телеконференциях;

• стать участником проектов, основывающихся на сотрудничестве многих учащихся по всему миру;

• получить дополнительные разъяснения от «онлайновых» обучающих программ или включится в заочные учебные курсы и т.д.

Учителя при использовании средства ИКТ должны учитывать три возможных направления внедрения средств информатизации образования в учебный процесс.

Первое, использование средств информационных коммуникационных технологий в качестве «вспомогательных (поддерживающих)» средств в рамках существующих традиционных форм и методов обучения, исторически сложившихся в системе общего среднего образования. Применение средств ИКТ в данном качестве позволит использовать их для интенсификации учебного процесса, индивидуализации обучения и автоматизации рутиной работы учителя (контроль над усвоением знаний, выставление и учет оценок, использование оболочек различных тестирующих программ и т.д.).

Второе направление, использования средств ИКТ необходимо для повышения качества и эффективности обучения. Использование информационных и коммуникационных технологий для организации межкуль-турного обмена учебной информацией не только с учащимися одного региона, но и другой страны в рамках телеконференций, совместных семинарах, учебных проектов и т.д. Данное направление приведет к существенному изменению качества изучения иностранных языков при организации диалога сучащимися этих стран.

Третье направление использование средств ИКТ как глобального ресурса хранения учебного, методического, справочного материала для эффективной организации учебного процесса.

Иностранный язык занимает особое место в ряду общеобразовательных дисциплин. Именно он позволяет приобщиться к иной культуре, познакомиться с историей, традициями стран изучаемого языка, речевыми особенностями людей, говорящих на нем. В учебном процессе большое значение уделяется страноведению. Уклад жизни, мышление, национальный характер, жизнь меняется, и на помощь приходят информационно-коммуникационные технологии. Они предлагают выгодные варианты представления творческих идей и, кончено же, добавляют новые.

В концепции модернизации образования уделяется большое внимание овладению учителями определенных компетенций. В их число входит формирование информационно-коммуникационной компетенции для эффективной организации общения участников различных открытых уроков, телеконференций, учебных проектов, семинаров в рамках сети Интернет не только между учащимися и преподавателями различных школ внутри страны, но и с коллегами из других стран.

Очевидно, что процесс изучения различных предметов, а в частности английского языка не может быть эффективен без применения средств ИКТ, которые позволяют осуществлять всемирный диалог посредством различных методических приемов.

Основные направления использования информационно-коммуникационных технологий при изучении английского языка являются:

• Применение компьютерных образовательных программ. На данном этапе развития средств ИКТ существует огромное количество различных компьютерных программ, которые позволяют обучаться письму, грамматике, произношению, говорению, а также осуществлять постоянный контроль над усвоением текущих знаний. Среди них такие программы как Cambridge University Press (Essential Grammar in Use, Learner’s Dictionary) позволяющих осуществлять контроль над усвоением грамматических тем и лексики (проверка знаний учащихся по изученной теме и вывод результатов). Различные программы фирмы Медиа Хауз можно использовать для обучения говорению и аудированию.

• Использование компьютерных презентаций для объяснения нового материала. Презентации позволяют сложный для восприятия материал преподнести в более интересной, доступной форме, показать больше наглядности, сделать процесс обучения более эмоционально-окрашенным, а значит более привлекательным для учащихся. Подготовка презентации с одной стороны отнимает у преподавателя много времени, но с другой стороны, не нужно каждый раз писать на доске, искать картинки, чертить таблицы. Весь материал демонстрируется для учащихся на большом экране, виден всем,понятен и приятен для восприятия.

• Презентации учащихся. После изучения определенной темы (блока тем) учащимся создать

проекты, в которых они отразят свои знания по изученной теме.

• Творческие проекты в форме электронной презентации. На зимних каникулах учащимся, организованным в различные творческие группы выдаются темы (они заранее известны: «Наша страна», «Наш город», «Наш колледж», географические проекты и т.д.). В группе у каждого есть свое направление работы, выполняя которую он вносит свой вклад в выполнение общего проекта. Учащимся предлагаются определенные алгоритмы работы в группе, различного рода консультации, оговариваются сроки промежуточного контроля. В конце учебного года они защищают свои проекты, показывая знания в области грамматики, письменной речи, лексике английского языка, а также знания в области компьютерных технологий. Проекты необходимо организовывать между учащимися различных городов, стран для мотивации учащихся, для эффективной языковой практики.

Необходимо разработать эффективную методологию создания коммуникативных сообществ, для организации совместной учебной деятельности. Средством позволяющим создавать условия для индивидуальной, групповой организации учебной деятельности должно стать информационно-образовательная среда, основанная на использовании информационнокоммуникационных технологиях.

Учебная деятельность в группах работающих над реализацией проекта предложенной учителем, структурированных таким образом, что все участники оказываются взаимосвязаны и взаимозависимы и при этом каждый выполняет свою часть проекта самостоятельно, является эффективным способом изучения иностранного (английского) языка с одной стороны и развивает междисциплинарный характер обучения с другой стороны.

Одним из перспективных направлений в изучении английского языка в целом или отдельных его тем, на наш взгляд является использование различного рода Интернет-сообществ (электронная почта, видеоконференции, форумы, чаты, и т.д.) и на их основе организованные тематические учебные проекты совместно с учащимися англоязычных стран.

Роль преподавателя в данных условиях меняется. Преподаватель оказывается свободным от рутинных функций подготовки и проведения объяснительно иллюстративного процесса, его функции сводятся к постановке задаче, определения направления поиска необходимой информации, консультированию учащихся, он уделяет больше внимания отдельным ученикам в той или иной мере не справляющихся со своей задачей. Важнейшей функцией преподавателя становится процесс организации совместной работы учащихся различных учебных заведений, разработка совместно с преподавателями других школ тематических учебных проектов.

Использование ИКТ преподавателями иностранных языков, обладающими высоким уровнем коммуникативной компетентности позволяет организовывать учебный процесс в формате группового обучения

с применением новых педагогических технологии: метод учебных проектов, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве и т.д. Данным методам обучения характерно:

• процесс обучения проходит в составе определенных группах учащихся объединенных единой целью;

• междисциплинарный характер обучения, реализованные разработанными учебными планами;

• самостоятельная проработка индивидуального задания в условиях распределения зданий при выполнении общего задания;

• интенсивные процесс коммуникации между участниками проекта, с ведущими проекта, с координаторами проекта, с экспертами и т.д.;

• использование Интернет технологий и традиционных носителей информации для поиска необходимой информации.

Процесс обучения в группах становится более эффективным за счет чувства ответственности каждого участника перед коллективом или группой учащихся объединенных общей задачей и распределенных «ролей», что было невозможным при традиционной образовательной системе.

К тому же использование учебного проекта позволяет учащимся работать над учебными материалами

по-разному - учащиися сам решает, как изучать материалы, как применять интерактивные возможности приложения и как реализовать совместную работу со своими одноклассниками. Таким образом, учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса.

Учащиеся могут влиять на собственный процесс обучения, подстраивая его под свои индивидуальные способности и предпочтения. Они могут изучать именно тот материал, который их интересует, повторять материал столько раз, сколько им нужно, и это помогает устранить многие препятствия их индивидуального восприятия учебного материала.

Литература

1. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.:Дельта, 2003

2. Использование информационных и коммуникационных технологий в общем среднем образовании // http://www. ido.rudn.ru/nfpk/ikt/ikt1 .html

3. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебнометодическое пособие / Авторы-составители: Д.П. Теве, В.Н. Подковырова, Е.И. Апольских, М. В, Афонина. - Барнаул: БГПУ, 2006

Автор раскрывает особенности подготовки учащихся старших классов к олимпиаде по технологии, определяет этапы и функции тъюторского сопровождения.

Каримова Елена Николаевна,

учитель технологии МОУ СОШ №2 г-к Геленджик

Ключевые слова: система подготовки к олимпиаде; тьютор; этапы тьюторского сопровождения; затруднения в подготовке учащихся старшего звена; процесс освоения деятельности

/■^лимпиадное движение по технологии имеет отно-^«/сительно недавнюю историю. В 2000 году была проведена I Всероссийская Олимпиада школьников по технологии. Ежегодно увеличивается число регионов, принимающих участие во Всероссийской олимпиаде школьников по технологии. В нашем регионе

олимпиада в 2008-09 учебном году была проведена впервые. Учителя нашей школы и города столкнулись с проблемой подготовки учащихся к этому событию. I и II туры муниципального, регионального и Всероссийского этапов олимпиады школьников проводятся только для учащихся 9-11 классов. В связи с переходом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.