Научная статья на тему 'Использование информационно-коммуникационных технологий при изучении английского языка'

Использование информационно-коммуникационных технологий при изучении английского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1934
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЯ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ / МОБИЛЬНАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ШКОЛА / СОВМЕСТНЫЕ ПРОЕКТНЫЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ниматулаев Шамиль Магомедович

Статья «Использование информационно-коммуникационных технологий при изучении английского языка» посвящена перспективным методам изучения английского языка основанной на внедрении в учебный процесс информационно-коммуникационного потенциала Интернет технологий. Рассмотрены дидактические возможности информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) при изучении английского языка. Отмечены основные направления использования ИКТ в процессе обучения английскому языку. Обоснована идея использования учебных проектов организованных между учащимися различных регионов (стран) на основе использования Интернет сообществ, для организации совместной учебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ниматулаев Шамиль Магомедович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование информационно-коммуникационных технологий при изучении английского языка»

Статья «Использование информационно-коммуникационных технологий при изучении английского языка» посвящена перспективным методам изучения английского языка основанной на внедрении в учебный процесс информационно-коммуникационного потенциала Интернет технологий. Рассмотрены дидактические возможности информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) при изучении английского языка. Отмечены основные направления использования ИКТ в процессе обучения английскому языку. Обоснована идея использования учебных проектов организованных между учащимися различных регионов (стран) на основе использования Интернет сообществ, для организации совместной учебной деятельности.

Ниматулаев Шамиль Магомедович

Преподаватель английского языка Дахадаевская средняя школа рес. Дагестан Унцукульский район с. Цатаних

Использование информационнокоммуникационных технологий при изучении английского языка

Ключевые слова: информационные технологии в образовании, информационная культура, информатизация, образования в сельской местности, мобильная компьютерная школа, совместные проектные деятельности.

I Дурное развитие и использование информационно и коммуникационных технологий (ИКТ) вызванных, информатизацией всех видов деятельности человека требует не только изменение в профессиональной деятельности каждого из нас, но и предъявляет определенные требования к знаниям, умениям и навыкам.

Использование ИКТ в процессе информатизации общего и среднего образования, по сути, является процессом использования информационно-коммуникационного потенциала Интернет технологий. К наиболее важным технологиям информатизации образования относятся приемы создания и оценки качества информационных ресурсов образовательного назначения, подготовка учителей к эффективному использованию информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности.

Персональный компьютер, оснащенный соответствующим набором периферийных устройств и подключенный к Интернет является основным средством использования ИКТ в сфере общего среднего образования и дает учащимся дополнительные возможности при изучении английского языка:

• включится в глобальный диалог с учащимися и преподавателями всего мира;

• получить прекрасную языковую практику общения в «онлайновых» телеконференциях;

• стать участником проектов, основывающихся на сотрудничестве многих учащихся по всему миру;

• получить дополнительные разъяснения от «онлайновых» обучающих программ или включится в заочные учебные курсы и т.д.

Учителя при использовании средства ИКТ должны учитывать три возможных направления внедрения средств информатизации образования в учебный процесс.

Первое, использование средств информационных коммуникационных технологий в качестве «вспомогательных (поддерживающих)» средств в рамках существующих традиционных форм и методов обучения, исторически сложившихся в системе общего среднего образования. Применение средств ИКТ в данном качестве позволит использовать их для интенсификации учебного процесса, индивидуализации обучения и автоматизации рутиной работы учителя (контроль над усвоением знаний, выставление и учет оценок, использование оболочек различных тестирующих программ и т.д.).

Второе направление, использования средств ИКТ необходимо для повышения качества и эффективности обучения. Использование информационных и коммуникационных технологий для организации межкуль-турного обмена учебной информацией не только с учащимися одного региона, но и другой страны в рамках телеконференций, совместных семинарах, учебных проектов и т.д. Данное направление приведет к существенному изменению качества изучения иностранных языков при организации диалога с учащимися этих стран.

Третье направление использование средств ИКТ как глобального ресурса хранения учебного, методического, справочного материала для эффективной организации учебного процесса.

Иностранный язык занимает особое место в ряду общеобразовательных дисциплин. Именно он позволяет приобщиться к иной культуре, познакомиться с историей, традициями стран изучаемого языка, речевыми особенностями людей, говорящих на нем. В учебном процессе большое значение уделяется страноведению. Уклад жизни, мышление, национальный характер, жизнь меняется, и на помощь приходят информационно-коммуникационные технологии. Они предлагают выгодные варианты представления творческих идей и, кончено же, добавляют новые.

В концепции модернизации образования уделяется большое внимание овладению учителями определенных компетенций. В их число входит формирование информационно-коммуникационной компетенции для эффективной организации общения участников различных открытых уроков, телеконференций, учебных проектов, семинаров в рамках сети Интернет не только между учащимися и преподавателями различных школ внутри страны, но и с коллегами из других стран.

Очевидно, что процесс изучения различных предметов, а в частности английского языка не может быть

эффективен без применения средств ИКТ, которые позволяют осуществлять всемирный диалог посредством различных методических приемов.

Основные направления использования информационно-коммуникационных технологий при изучении английского языка являются:

• Применение компьютерных образовательных программ. На данном этапе развития средств ИКТ существует огромное количество различных компьютерных программ, которые позволяют обучаться письму, грамматике, произношению, говорению, а также осуществлять постоянный контроль над усвоением текущих знаний. Среди них такие программы как ПШI IIIIIIT

□ □ШИШ шшршшшш™ ПЩ П1 IIIIIII IIIII П1 III I III I I ITT) позволяющих осуществлять контроль над усвоением грамматических тем и лексики (проверка знаний учащихся по изученной теме и вывод результатов). Различные программы фирмы Медиа Хауз можно использовать для обучения говорению и аудированию.

• Использование компьютерных презентаций для объяснения нового материала. Презентации позволяют сложный для восприятия материал преподнести в более интересной, доступной форме, показать больше наглядности, сделать процесс обучения более эмоционально-окрашенным, а значит более привлекательным для учащихся. Подготовка презентации с одной стороны отнимает у преподавателя много времени, но с другой стороны, не нужно каждый раз писать на доске, искать картинки, чертить таблицы. Весь материал демонстрируется для учащихся на большом экране, виден всем, понятен и приятен для восприятия.

• Презентации учащихся. После изучения определенной темы (блока тем) учащимся создать проекты, в которых они отразят свои знания по изученной теме.

• Творческие проекты в форме электронной презентации. На зимних каникулах учащимся, организованным в различные творческие группы выдаются темы (они заранее известны: «Наша страна», «Наш город», «Наш колледж», географические проекты и т.д.). В группе у каждого есть свое направление работы, выполняя которую он вносит свой вклад в выполнение общего проекта. Учащимся предлагаются определенные алгоритмы работы в группе, различного рода консультации, оговариваются сроки промежуточного контроля. В конце учебного года они защищают свои проекты, показывая знания в области грамматики, письменной речи, лексике английского языка, а также знания в области компьютерных технологий. Проекты необходимо организовывать между учащимися различных городов, стран для мотивации учащихся, для эффективной языковой практики.

Необходимо разработать эффективную методологию создания коммуникативных сообществ, для организации совместной учебной деятельности. Средством позволяющим создавать условия для инди-

видуальной, групповой организации учебной деятельности должно стать информационно-образовательная среда, основанная на использовании информационнокоммуникационных технологиях.

Учебная деятельность в группах работающих над реализацией проекта предложенной учителем, сгруюуриро-ванных таким образом, что все участники оказываются взаимосвязаны и взаимозависимы и при этом каждый выполняет свою часть проекта самостоятельно, является эффективным способом изучения иностранного (английского) языка с одной стороны и развивает междисциплинарный характер обучения с другой стороны.

Одним из перспективных направлений в изучении английского языка в целом или отдельных его тем, на наш взгляд является использование различного рода Интернет-сообществ (электронная почта, видеоконференции, форумы, чаты, и т. д.) и на их основе организованные тематические учебные проекты совместно с учащимися англоязычных стран.

Роль преподавателя в данных условиях меняется. Преподаватель оказывается свободным от рутинных функций подготовки и проведения объяснительно иллюстративного процесса, его функции сводятся к постановке задаче, определения направления поиска необходимой информации, консультированию учащихся, он уделяет больше внимания отдельным ученикам в той или иной мере не справляющихся со своей задачей. Важнейшей функцией преподавателя становится процесс организации совместной работы учащихся различных учебных заведений, разработка совместно с преподавателями других школ тематических учебных проектов.

Использование ИКТ преподавателями иностранных языков, обладающими высоким уровнем коммуникативной компетентности позволяет организовывать учебный процесс в формате группового обучения с применением новых педагогических технологий: метод учебных проектов, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве и т.д. Данным методам обучения характерно:

• процесс обучения проходит в составе определенных группах учащихся объединенных единой целью;

• междисциплинарный характер обучения, реализованные разработанными учебными планами;

• самостоятельная проработка индивидуального задания в условиях распределения зданий при выполнении общего задания;

• интенсивные процесс коммуникации между участниками проекта, с ведущими проекта, с координаторами проекта, с экспертами и т.д.;

• использование Интернет технологий и традиционных носителей информации для поиска необходимой информации.

Процесс обучения в группах становится более эффективным за счет чувства ответственности каждого участника перед коллективом или группой

учащихся объединенных общей задачей и распределенных «ролей», что было невозможным при традиционной образовательной системе.

К тому же использование учебного проекта позволяет учащимся работать над учебными материалами по-разному Пучащийся сам решает, как изучать материалы, как применять интерактивные возможности приложения и как реализовать совместную работу со своими соучениками. Таким образом, учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса.

Учащиеся могут влиять на собственный процесс обучения, подстраивая его под свои индивидуальные способности и предпочтения. Они могут изучать именно тот материал, который их интересует, повторять материал столько раз, сколько им нужно, и это

помогает устранить многие препятствия их индивидуального восприятия учебного материала.

Литература

□ Захарова II.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. ШМ.: Дельта, 200□

2. Использование информационных и коммуникационных технологий в общем среднем образовании 1ГП1 I ММ: ШШ □ □.

гшпгтмимим ппммппппп

□ Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие □ Авторы-составители: Д.П. Теве, В. И. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. □Барнаул: БГПУ, 200□

Автор предоставляет опыт работы по экологии в образовательном процессе высших учебных заведений, который способствует повышению качества образования студентов технологического факультета.

Тараканова Валентина Викторовна

доцент,

кандидат педагогических наук г. Егорьевск

Здоровье человека в условиях окружающей среды

Как влияет окружающая среда на здоровье человека?

Ключевые слова: экологическая обстановка, загрязнение водных ресурсов, выбросы автомобильного транспорта, исследование студентов, здоровье населения.

А Лежду здоровьем человека, состоянием окружает _1_ющей среды и развитием общества существует тесная связь. Всемирная Организация Здравоохранения определяет здоровье как состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней. Поэтому решение проблем окружающей среды и здоровья требует единого комплексного системного подхода. При строительстве необходимо учитывать, помимо загрязнения природной среды, также сопряженные с ним экологические проблемы □ деградацию природных компонентов, качество и комфортность среды обитания.

Ученые во всем мире утверждают, что человек способен жить более Ш) лет. Но современная статистика показывает что, продолжительность жизни в России всего около Шлет (П) для мужчин и Шшда для женщин).

Появляется логический вопрос, почему же эти цифры расходятся □ Думаю, однозначного ответа Вам не даст ни кто. В последнее время люди начали задумываться над этими вопросами чаще все, поскольку средняя продолжительность жизни снижается, а виной этому ухудшение экологической обстановки, появления новых заболеваний, некачественные продукты питания. Люди лишь последние несколько лет стали обращать внимание на то, какую воду они пьют, что едят, и как стараются оградить себя от различных заболеваний ПППППП

Рассмотрим, какое водоснабжение имеется на территории Егорьевского района Московской области.

Питьевое водоснабжение жителей города Егорьевска осуществляется за счет использования подземных источников. Источником водоснабжения г. Егорьевска являются подземные воды Подольско-Мячковского водоносного горизонта! П П

В городе и районе имеется II скважин, из которых и поступает питьевая вода в наши дома. В деревнях, где нет централизованного водоснабжения, имеются колодцы, родники. Поверхностные водоемы в качестве источников питьевой воды в г. Егорьевске не используются, поэтому на состояние питьевой воды мало влияет деятельность человека, а её состав в основном зависит от природных факторов (глубины залегания, погодных условий и т. д.). По химическому составу питьевая вода г.Егорьевска практически во всех артезианских скважинах имеется повышенное содержание железа и стронция, в некоторых источниках □ марганца. Из-за повышенного количества железа вода часто бывает мутной. Также имеется отклонение по жесткости. Для уменьшения жесткости воду лучше кипятить, при этом также уничтожается большинство бактерий. Для устранения повышенного содержания железа и стронция необходимо применять специальные фильтры. Такая практика у нас в городе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.