ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ПРОЦЕССОМ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ Зотова И.В.1, Онуфриенко Е.С.2
'Зотова Ирина Васильевна - доцент, кандидат педагогических наук;
2Онуфриенко Елена Сергеевна - студент, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно—педагогический университет, г. Симферополь, Республика Крым
Аннотация: в статье рассмотрены особенности использования информационно-коммуникативной технологии как средство управления педагогическим процессом в дошкольных образовательных организациях. Раскрыты основные понятия: информационно-коммуникативная технология, ИКТ-компетентность педагога, информатизация дошкольного образования. Описаны задачи, которые решают с помощью информационно-коммуникативных технологий в дошкольных образовательных организациях. Перечислены пути реализации средств информационно-коммуникативных технологий в педагогической деятельности воспитателей. Ключевые слова: информационно-коммуникативная технология, ИКТ-компетентность педагога, информатизация дошкольного образования, педагогическая деятельность.
В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегия развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. Поэтому использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования.
Информатизация дошкольного образования рассматривается как целенаправленно организованный процесс обеспечения сферы образования методологией, технологией и практикой создания и оптимального использования научно - педагогических, учебно-методических разработок, ориентированных на реализацию возможностей информационных и коммуникационных технологий, применяемых в комфортных и здоровьесберегающих условиях (Роберт И.В.).
При этом одним из основных направлений информатизации образования является использование ИКТ в целях совершенствования методических подходов к обучению, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого в условиях информатизации общества, осуществления информационной деятельности и информационного взаимодействия образовательного назначения, а также осуществления профессиональной деятельности кадров информатизации образования [1].
Информационно-коммуникационные технологии — это совокупность средств и методов преобразования информационных данных для получения информации нового качества (информационного продукта).
Под информационно-коммуникационными технологиями в ДОУ понимают совокупность следующих составляющих:
- средства сбора, накопления и передачи информации;
- люди, обеспечивающие передачу информации и обладающие навыками использования информации в воспалительных процессах, а также те, на кого направлена эта информации и воспалительные процессы;
- технологии передачи информации и трансляции ее в воспитательный процесс, процесс управления ДОУ, внешних и внутренних связей для обеспечения жизнедеятельности ДОУ;
- информация или контент.
К задачам, которые должны решить ИКТ в ДОУ относятся:
- обеспечение максимального качества предоставляемых услуг (обеспечение качества воспитательно-образовательного процесса, обеспечение качества образовательных ресурсов, обеспечения взаимодействия с семьей, обеспечение открытости работы ДОУ для вышестоящих организаций и родителей воспитанников, повышение уровня безопасности детей, упрощение оформления документов для родителей);
- обеспечение коммуникации, переписка (Электронная почта);
- возможность самореализации;
- возможность самообразования;
- облегчение труда работников ДОУ (облегчение реализации образовательной деятельности за счет Интернет-ресурсов, медиатеки, электронных библиотек, конструкторы отчетных форм) В дошкольном образовании используют следующие категории ИКТ:
- ресурсы федеральных образовательных порталов в системе образования Российской Федерации,
- учебные электронные издания на CD,
- ресурсы, разработанные педагогами (презентации),
- телевизор, видео, DVD,
- использование мультимедийного проектора и проекционного экрана,
- использование интерактивной доски,
- использование интерактивного оборудования в совокупности с электронными образовательными ресурсами [2].
Информатизация дошкольного образования - это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и дети, и педагоги, и администрация ДОУ.
Это и создание информационного образовательного пространства ДОУ; и использование информационных технологий в воспитательно-образовательном процессе; и разработка интегрированных занятий; и проектная деятельность; и активное использование сети Интернет в образовании.
Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса. Большое количество информации, скорость ее обновления заставляет все чаще и чаще обращаться к ИКТ как средству передачи этой информации. При этом необходимо обладать такими аналитическими умениями и педагогам, и управленцам, и родителям, чтобы информация носила развивающий, а не пагубный характер.
ИКТ-компетентность педагога понимается как его готовность и способность самостоятельно использовать современные информационно-коммуникационные технологии в педагогической деятельности для решения широкого круга образовательных задач и проектировать пути повышения квалификации в этой сфере. Педагоги могут использовать ИКТ:
- при создании и использовании мультимедийных презентаций при проведении разнообразной деятельности;
- при проведении итоговой диагностики - распечатка бланков, протоколов;
- при обработке и анализе информации - едва ли не самый сложный, длительный вид работы, а использование персонального компьютера в качестве средства подсчёта результатов мониторинга дает возможность воспитателю облегчить свой труд;
- в самостоятельном изготовлении памяток, буклетов содержащих материалы по проблемам развития, воспитания детей с использованием программы Microsoft Publisher;
- фиксация и хранение результатов, копирование, редактирование, тиражирование материалов для занятий и мониторинга, создание базы данных для изучения передового педагогического опыта [3].
Таким образом, использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.
Список литературы
1. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Г. Захарова. 6-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2010. 192 с.
2. Коновалова Н.В. Применение ИКТ в дошкольном образовании // Молодой ученый, 2016. № 1. С. 721-724. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/105/24834/ (дата обращения: 21.05.2018).
3. Тевс Д.П., Подковырова В.Н. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Авторы-составители: Д.П. Тевс, В.Н. Подковырова, Е.И. Апольских, М.В. Афонина. Барнаул: БГПУ, 2006.. 132 с.