ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Семчук С. И. Формирование информационно-коммуникативной компетентности студентов в сфере дошкольного образования // Концепт. -2015. - № 12 (декабрь). - ART 15440. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15440.htm. - ISSN 2304-120X.
ART 15440
УДК 371.132:004.9
Семчук Светлана Ивановна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии Уманского государственного педагогического университета имени Павла Тычины, г. Умань, Украина semchvk svetlana@mail.ru
Формирование информационно-коммуникативной компетентности студентов
в сфере дошкольного образования
Аннотация. В статье освещены актуальные вопросы формирования информационнокоммуникативной компетентности специалистов дошкольного образования. Проанализированы современные взгляды ученых на обозначенную проблему. Раскрыта сущность понятия информационно-коммуникативной компетентности личности. Ключевые слова: информационно-коммуникативная компетентность, компьютерные технологии, компьютеризация, дошкольное образование.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Реформирование дошкольного образования, необходимость его информатизации требует научно-методического обеспечения использования в педагогическом процессе новейших средств обучения и подготовки будущих специалистов, которые в совершенстве владеют современными медиатехнологиями. В связи с этим актуализируется проблема подготовки будущего специалиста дошкольного образования, формирования у него научно-исследовательской и информационно-коммуникативной компетентности как необходимого условия его профессиональной стабильности, ориентации в широком арсенале инновационного движения, научных разработок, качественной организации учебно-воспитательного процесса.
Освещение проблем, связанных с использованием современных информационных и компьютерных технологий в педагогическом процессе, получило начало и было развито в фундаментальных работах ученых (Р. Вильямса, Б. Гершунского, В. Глушкова, А. Ершова, К. Маклин, Ю. Машбиц, С. Пейперта, Е. Полат и др.). В работах этих авторов показано, что внедрение компьютерных технологий в практику обучения является одной из форм повышения эффективности учебного процесса.
Понятие «ИКТ-компетентность» имеет отдельное самостоятельное направление в психолого-педагогических исследованиях - «информатизация образования», фундаментальные основы которого заложены в работах С. Бешенкова, Я. Ваграменко, И. Вострокнутова, А. Кузнецова, А. Козлова, М. Лапчика, А. Лесневского, Н. Пака, И. Роберта, И. Румянцева и др.).
Современные подходы к осуществлению профессиональной подготовки будущих дошкольных педагогов освещаются в исследованиях А. Абдуллин, И. Богдановой, А. Богуш, Т. Жаровцевой, И. Зязюна, Е. Карповой, М. Князян, С. Курляндии, Р. Хмелюк и др.
Концепции формирования готовности будущих педагогов к педагогической деятельности представлены в работах К. Дурай-Новаковой, М. Дьяченко, А. Линенко, Л. Хомич и др.
Рассмотрена готовность студентов педагогического факультета к использованию новых информационных технологий в профессиональной деятельности (Н. Диканьская), ста-
1
о
Huem
научно-методический электронный >курнал
ISSN 2304-12QX
Семчук С. И. Формирование информационно-коммуникативной компетентности студентов в сфере дошкольного образования // Концепт. -2015. - № 12 (декабрь). - ART 15440. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15440.htm. - ISSN 2304-120X.
новление и развитие компьютерного образования студентов (А. Майборода), формирование готовности будущих педагогов к использованию компьютерных информационных технологий в профессиональной деятельности (А. Разинкина), подготовка будущих педагогов к использованию аудиовизуальных и компьютерных технологий (А. Трофимов).
Ведущее место среди этих исследований занимают работы, посвященные использованию компьютерных технологий в педагогическом процессе дошкольных образовательных учреждений (Ю. Горвиц, С. Дяченко, А. Зворыгина, Н. Кирсти, Н. Лысенко, В. Могилева, В. Моторин, С. Новоселова, С. Пейперт, Г. Петку и др.).
Мировой опыт показывает, что решение проблем дошкольного образования начинается с профессиональной подготовки педагогов. Без качественного роста педагогического профессионализма мы не сможем подняться до современных достижений науки. В связи с этим актуальным является такое обучение, которое основано не только на фундаментальных знаниях в определенной области, но и на общей культуре, включая и информационную. Поэтому каждому педагогу нужна основательная подготовка в сфере современных компьютерных технологий.
Необходимым условием информатизации образования является готовность воспитателей к использованию компьютерных технологий, обучение их в процессе передачи знаний, что означает постоянное, непрерывное самообразование.
Информационно-коммуникативная компетентность воспитателя - компонент его общей педагогической культуры, важнейший показатель его профессионального мастерства и соответствия мировым стандартам в сфере дошкольного образования.
Цель статьи обусловлена потребностью в освещении актуальных проблем формирования информационно-коммуникативной компетентности специалистов дошкольного образования в современных условиях информационного общества.
Профессиональная подготовка студентов средствами ИКТ предполагает получение ими полноценного высшего образования, повышение квалификации, возможность переподготовки, то есть, охватывает всю образовательную систему в целом.
Понятие «информатизация образования» связано с широким внедрением в систему образования методов и средств ИКТ. Методологическим фундаментом информатизации образования, как отмечает В. Быков, выступает, с одной стороны, информатика, а с другой - разделы психолого-педагогических наук и кибернетики, в которых исследуются и разрабатываются компьютерно ориентированные технологии педагогической, научной и управленческой деятельности. Информатизация общества предусматривает опережающую информатизацию отрасли образования и науки, где в основном формируется когнитивный, кадровый и научно-технический фундамент самой информатизации как процесса и социально-экономического явления, закладываются будущие достижения и развитие общества в целом [1].
Исследователи утверждают, что в реальном процессе коммуникация не передается как информация или знания, абстрактные объекты, доступные пониманию современного человека или обществу людей. Передаются только сообщения, которые являются последовательными символами алфавита, набором эмпирических объектов. Происходит разделение понятий «коммуникация» и «информация».
Наиболее точный подход к разграничению понятий «коммуникация» и «информация» был предложен A. Соколовым, который утверждает, что «информация - инструментальное понятие информационного подхода, содержание и объем которого изменчивы и зависят от изучения коммуникационных и организационных явлений» [2].
В словаре С. Ожегова «коммуникация» рассматривается как «сообщение» [3]. В целом коммуникация - общение, передача информации от человека к человеку - специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой
2
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Семчук С. И. Формирование информационно-коммуникативной компетентности студентов в сфере дошкольного образования // Концепт. -2015. - № 12 (декабрь). - ART 15440. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15440.htm. - ISSN 2304-120X.
деятельности, осуществляющаяся главным образом при помощи языка. Коммуникация может осуществляться вербальными и невербальными средствами.
Различают механистический и деятельностный подходы к коммуникации. Коммуникация - в механистическом подходе - целенаправленный процесс кодирования и передачи информации от источника и приема информации получателем сообщения. Коммуникация - в деятельностном подходе - совместная деятельность участников коммуникации (коммуникаторов), в ходе которой вырабатывается общий (до определенного предела) взгляд на вещи и действия с ними. Согласно логической теории коммуникации В. Переверзева [4], понятие «информация» как формализованные знания является первичным по отношению к понятию «коммуникация» и взаимосвязано с понятием «знание» как усвоенными мыслями.
Итак, для разделения понятий «информация» и «коммуникация» мы будем говорить об информации как о результате, формализации знаний относительно коммуникации, как о процессе приобретения знаний путем интерпретации информационных сообщений.
Кроме этого в нашем исследовании просматривается тесная связь терминов «информация», «коммуникация» с термином «технология». Понятие «информационно-коммуникационные технологии» появилось сравнительно недавно [5], оно объединяет информационное содержание и коммуникационные возможности технологий, под которым следует понимать «систему методов и средств ввода, обработки, хранения, вывода, поиска и передачи информации в компьютерных сетях» [6].
Решение проблемы профессиональной подготовки будущих специалистов возможно благодаря использованию средств ИКТ. В соответствии с Болонским процессом, к которому присоединилась Украина, создается общее пространство с общими определенными стандартами знаний во всех странах Европейского сообщества. Реформирование европейского образования в создании общества знаний - единый комплексный процесс, в котором высшие учебные заведения традиционно играют главную роль. В связи с этим профессиональная подготовка будущих специалистов должна быть интегрированной, обеспечивать целостность получения, усвоения и передачи знаний, умений и навыков.
Одним из приоритетных направлений относительно педагогической мысли является компетентностный подход, который в последние годы становится все более популярным.
В современных педагогических исследованиях В. Болотова, И. Зязюна, Л. Кай-далова, Н. Кичук, Е. Пометун, А. Савченко и А. Хуторского освещены вопросы внедрения компетентностного подхода в профессиональную подготовку специалистов, который направлен не только на определение уровня и объема полученных профессиональных знаний, но и на получение способности свободно ориентироваться в информационном пространстве, эффективно взаимодействовать в коллективе, быстро переучиваться или повышать квалификацию, развивать личностные качества: инициативность, активность, самостоятельность.
Анализ современных педагогических исследований и практика отечественного дошкольного образования свидетельствуют о растущем интересе к проблеме формирования ИКТ-компетентности будущего педагога. Прежде чем подойти к анализу данной проблемы, уточним сущность ее основных понятий.
Компетентность определяется как новообразования субъекта деятельности, формируется в процессе профессиональной подготовки, включая систематизированные знания, умения, навыки и личностные качества, позволяющие успешно решать функциональные задачи, касающиеся профессиональной деятельности.
По мнению А. Богуш, компетентность - комплексная характеристика личности, которая впитывает в себя результаты предыдущего психического развития: знания,
3
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Семчук С. И. Формирование информационно-коммуникативной компетентности студентов в сфере дошкольного образования // Концепт. -2015. - № 12 (декабрь). - ART 15440. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15440.htm. - ISSN 2304-120X.
умения, навыки, креативность (способность творчески решать задачи, составлять творческие рассказы, рисунки и конструкции по замыслу), инициативность, самостоятельность, самооценку, самоконтроль [7].
Понятие «компетентность», согласно разработчикам «Стратегии модернизации содержания общего образования», «включает в себя не только когнитивную и операционно-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Она включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, навыков» [8].
При этом отметим, что компетентность - актуальное проявление компетенции. Однако многие исследователи не разделяют эти понятия и рассматривают их вместе (компетенция/компетентность).
Очевидно, что база компетентности - знания. Основанием для такого утверждения может служить анализ результатов теоретических исследований O. Абдуллин, И. Котляровой, В. Краевского, Н. Кузьминой, Ю. Кулюткина, А. Марковой, М. Скаткина, В. Сластенина.
М. Лебедева и А. Шилова определяют компетентность педагога в сфере информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) как способность индивида решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий. Ученые выделяют базовый, общий и профессиональный этапы формирования информационной компетентности у будущих педагогов и четко разделяют применение информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности. В этом контексте, по их мнению, информационная компетентность определяет совокупность двух составляющих: компьютерной грамотности и компьютерной культуры [9].
Следовательно, ИКТ-компетентность - интегральная характеристика личности, которая проявляется в способности усваивать соответствующие знания, умения и навыки решения задач в педагогической и профессиональной деятельности с помощью компьютера.
Первоочередная задача современной дошкольной педагогики - формирование ИКТ-компетентности будущих педагогов, которые обязаны не только понимать новые проблемы, стоящие перед ними, но и находить их решения в повседневной профессиональной деятельности [10].
А. Спирин определяет информационно-коммуникационную компетентность как подтвержденную способность личности применять на практике информационно-коммуникационные технологии для удовлетворения собственных потребностей и решения общественно значимых, в частности профессиональных, задач в определенной предметной области или виде деятельности.
Реалии сегодняшнего дня таковы, что каждый будущий педагог должен быть способен к использованию компьютерных технологий в своей деятельности, а также в работе с детьми, коллегами и родителями. Применение воспитателем на занятиях знаний ИКТ позволяет эффективно и доступно подчеркнуть новизну учебного материала, привести примеры практического применения знаний по конкретному занятию, осуществить внедрение проблемного и эвристического обучения, продемонстрировать сложные природные процессы.
Возникновение и дальнейшее развитие информационного общества предполагает широкое применение компьютерных технологий в области дошкольного образования и определяется многими факторами, а именно:
- внедрение компьютерных технологий в современное дошкольное образование существенно ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека к другому;
4
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Семчук С. И. Формирование информационно-коммуникативной компетентности студентов в сфере дошкольного образования // Концепт. -2015. - № 12 (декабрь). - ART 15440. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15440.htm. - ISSN 2304-120X.
- современные компьютерные технологии повышают качество обучения и образования, позволяют личности успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и социальным изменениям;
- активное и эффективное внедрение компьютерных технологий в дошкольное образование является важным фактором создания новой системы образования, которое отвечает современным требованиям и процессу модернизации традиционной системы образования.
Следует отметить, что качество дошкольного образования на Украине определяется уровнем использования компьютерных технологий в ДОУ. Поэтому назовем факторы, которые могут способствовать более активному и эффективному использованию компьютерных технологий в дошкольном образовательном учреждении:
- большие дидактические возможности компьютера;
- наличие в продаже различных программных продуктов для обучения;
- введение в планирование режимных процессов дошкольного образовательного учреждения курса информатики (и на его основе внедрения методики формирования компьютерной компетентности детей дошкольного возраста);
- реализация различных программ, которые стимулируют формирование компьютерной компетентности воспитателей и детей;
- наличие во многих семьях компьютеров, что способствует формированию у детей готовности (психологической, мотивационной и практической) к использованию компьютера.
Воспитатель - это единственный специалист-педагог в ДОУ, который проводит не одно-два занятия, а обладает знаниями и владеет методиками преподавания всего спектра занятий в дошкольном образовательном учреждении. Педагог ДОУ может влиять на ребенка, а именно: вырабатывать умение отличать положительную информацию от негативной; формировать социально ориентированные качества и ценности, совершенствовать уровень овладения языком компьютерного контента; вырабатывать у детей оценочное отношение к телевизионным персонажам. Учебно-воспитательная информация, подаваемая в дошкольном образовательном учреждении, по сравнению с информацией, поступающей из ИКТ, занимает менее важное место.
Следует отметить, что ИКТ-компетентность воспитателя характеризует мотивированное желание, готовность и способность эффективно использовать возможности информационных и коммуникационных технологий в условиях педагогического процесса при обучении, воспитании и развитии детей старшего дошкольного возраста. В основу концепции ИКТ-компетентности положена идея воспитания компетентного человека, который обладает необходимыми знаниями и руководствуется ими; обладает высокими нравственными качествами; действует адекватно в соответствующих ситуациях и несет ответственность на определенную деятельность.
Назовем составляющие ИКТ-компетентности личности на всех уровнях их усовершенствования:
1. Видение: понимание и осознание роли и значения ИКТ для работы и обучения в течение жизни.
2. Культура: способ понимания, конструирования, мировоззренческого осмысления цифровых технологий для жизни и деятельности в информационном обществе.
3. Знание: набор фактических и теоретических знаний, отражающих область ИКТ как отрасль для обучения и практической деятельности.
4. Практика: применение знаний, умений, навыков в области ИКТ для личных, общественных, профессиональных и учебных целей.
5
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Семчук С. И. Формирование информационно-коммуникативной компетентности студентов в сфере дошкольного образования // Концепт. -2015. - № 12 (декабрь). - ART 15440. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15440.htm. - ISSN 2304-120X.
5. Совершенствование: способность совершенствовать, развивать, генерировать средствами ИКТ для обучения, профессиональной деятельности, личностного развития.
6. Гражданственность: подтвержденное качество личности демонстрировать сознательное отношение, связанное с применением ИКТ.
Анализ современной литературы по организации обучения будущих педагогов в области ИКТ позволяет нам выделить три уровня сформированности ИКТ-компетент-ности: низкий, средний и высокий.
Высокий уровень (творческое применение) сформированности ИКТ-компетент-ности характеризуется принятием будущим педагогом на личностном уровне ценности информационно-коммуникативной деятельности человека; отличной ориентацией и адаптацией в ИКТ-среде; гибкостью и адаптивностью мышления при ознакомлении с информационным содержанием; научной организацией труда при работе с источниками информации; использованием средств ИКТ для эффективного решения профессиональных задач, профессионально-социальной адаптации в быстро меняющемся информационном пространстве.
Средний уровень (применение по образцу) сформированности ИКТ-компетентно-сти характеризуется принятием педагогом на личностном уровне ценности информационно-коммуникативной деятельности человека, частичной ориентацией в ИКТ-среде, адаптивностью мышления при ознакомлении с информационным содержанием, начальными навыками научной организации труда при работе с источниками информации, эпизодическим использованием ИКТ для решения профессиональных задач.
Низкий уровень (понимание) сформированности ИКТ-компетентности характеризуется частичным принятием на личностном уровне будущим педагогом ценности информационно-коммуникативной деятельности человека, отсутствием научной организации труда при работе с источниками информации, эпизодическим чтением информационных текстов, отсутствием ориентации в ИКТ-среде.
Итак, можно сделать еще один важный вывод для нашего исследования: ИКТ-компе-тентность педагога - это определенный уровень компетентности, который позволяет оперативно ориентироваться в ИКТ-среде, осуществлять поиск, оценку, хранение и использование полученной информации в учебно-воспитательном процессе ДОУ.
Изучая научные источники по вопросу формирования ИКТ-компетентности будущего педагога, мы считаем необходимым отметить, что ИКТ-компетентность имеет и серьезный перечень неблагоприятных тенденций, в частности замедленность процесса компьютерного сопровождения учебно-воспитательного процесса, что обусловлено проблемами экономического характера. Техническая оснащенность электронными средствами не соответствует реальным потребностям образовательного процесса.
По нашему мнению, существует несколько обстоятельств, стимулирующих деятельность будущего педагога ДОУ к формированию ИКТ-компетентности: постоянное наращивание компьютерной базы дошкольного образовательного учреждения; постоянная и неуклонная динамика процесса компьютеризации и информатизации семьи. Человечество сталкивается с уникальным явлением: впервые за многолетнюю историю образования лидерами процесса модернизации информационного поля выступают не взрослые, а дети [11].
Итак, решение проблемы формирования информационно-коммуникативной компетентности будущих специалистов дошкольного образования в условиях мощной информатизации общества требует изменения содержания существующей системы подготовки педагогических кадров и создания благоприятных организационно-педагогических условий для внедрения современных компьютерных технологий в образовательный процесс.
6
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Семчук С. И. Формирование информационно-коммуникативной компетентности студентов в сфере дошкольного образования // Концепт. -2015. - № 12 (декабрь). - ART 15440. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15440.htm. - ISSN 2304-120X.
Ссылки на источники
1. Берестова Л. И. Социально-психологическая компетентность как профессиональная характеристика руководителя: автореф, дис. ... канд. психол. наук. - М., 1994. - 25 с.
2. Соколов A. B. Общая теория социальной коммуникации: учеб. пособие. - СПб.: Изд-во В. А. Михайлова, 2002. - С. 324.
3. Ожегов С. И. Словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1987. - С. 247.
4. Положение о кабинете информатики и информационно-коммуникационных технологиях обучения в общеобразовательных учебных заведениях, утвержденное приказом МОН Украины от 20.05.2004 г. № 407, зарегистрированное в Министерстве юстиции Украины 14.06.2004 г. за № 780/9329. - С. 10.
5. Розина И. И. Педагогическая компьютерно-опосредованная коммуникация. Теория и практика. -М.: Логос, 2005. - С. 25.
6. Кравченко Т. К., Пресняков В. Ф. Инфокоммуникационные технологии управления предприятием: учеб. пособие. - М.: ГУ ВШЭ, 2003.
7. Богуш А. М. Истоки речевого развития детей дошкольного возраста: программа и методические рекомендации. - Одесса: Маяк, 1999. - С. 11.
8. Стратегия модернизации содержания общего образования: материалы для разработки документов по обновлению общего образования. - М.: ООО «Мир книги», 2001. - С. 14.
9. Лебедева М. В., Шилова А. Н. Что такое ИКТ-компетентность студентов педагогического университета и как ее формировать // Информатика и образование. - 2004. - № 3. - С. 96-100.
10. Белкин A. C. Компетентность, профессионализм, мастерство. - Челябинск, 2004. - С. 7-11.
11. Горбунова Л. H., Семибратов A. M. Повышение квалификации педагогов в области ИКТ в условиях развития школьного образования // Педагогическая информатика. - 2004. - № 3. - С. 3-10.
Svetlana Semchuk,
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of Preschool Pedagogics and Psychology, Uman State Pedagogical University named Pavlo Tychyna, Uman, Ukraine semchyk svetlana@mail.ru
Forming of informatively-communicative competence of students in the field of preschool education Abstract. The paper deals with the actual issues of the development of informational and communicative competency of specialists in preschool education. The author analyzes the modern scholars' opinions on the identified problem and the essence of the concept of the informational and communicative competency of the individual. Keywords: informational and communicative competency, computer technology, computerization, pre-school education.
References
1. Berestova, L. I. (1994). Social'no-psihologicheskaja kompetentnost' kak professional'naja harakteristika rukovoditelja: avtoref, dis.... kand. psihol. nauk, Moscow (in Russian).
2. Sokolov, A. B. (2002). Obshhaja teorija social'noj kommunikacii: ucheb. posobie, Izd-vo V. A. Mihajlova, St. Petersburg, p. 324 (in Russian).
3. Ozhegov, S. I. & Shvedova, N. Ju. (ed.) (1987). Slovar'russkogo jazyka, Russkij jazyk, Moscow, p. 247 (in Russian).
4. Polozhenie o kabinete informatiki i informacionno-kommunikacionnyh tehnologijah obuchenija v obshheobra-zovatel'nyh uchebnyh zavedenijah, utverzhdennoe prikazom MON Ukrainy ot 20.05.2004 g. № 407, zaregis-trirovannoe v Ministerstve justicii Ukrainy 14.06.2004 g. za № 780/9329, p. 10 (in Russian).
5. Rozina, I. I. (2005). Pedagogicheskaja komp'jutemo-oposredovannaja kommunikacija. Teorija i praktika, Logos, Moscow, p. 25 (in Russian).
6. Kravchenko, T. K. & Presnjakov, V. F. (2003). Infokommunikacionnye tehnologii upravlenija predprijatiem: ucheb. posobie, GU VShJe, Moscow (in Russian).
7. Bogush, A. M. (1999). Istokirechevogo razvitija detej doshkol'nogo vozrasta: programma imetodicheskie rekomendacii, Majak, Odessa, p. 11 (in Russian).
8. (2001). Strategija modernizacii soderzhanija obshhego obrazovanija: materialy dlja razrabotki dokumen-tov po obnovleniju obshhego obrazovanija, OOO “Mir knigi”, Moscow, p. 14 (in Russian).
9. Lebedeva, M. V. & Shilova, A. N. (2004). “Chto takoe IKT-kompetentnost' studentov pedagogicheskogo univer-siteta i kak ee formirovat'”, Informatika i obrazovanie, № 3, pp. 96-100 (in Russian).
10. Belkin, A. C. (2004). Kompetentnost', professionalizm, masterstvo, Cheljabinsk, pp. 7-11 (in Russian).
11. Gorbunova, L. H. & Semibratov, A. M. (2004). “Povyshenie kvalifikacii pedagogov v oblasti IKT v uslovi-jah razvitija shkol'nogo obrazovanija”, Pedagogicheskaja informatika, № 3, pp. 3-10 (in Russian).
7
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Семчук С. И. Формирование информационно-коммуникативной компетентности студентов в сфере дошкольного образования // Концепт. -2015. - № 12 (декабрь). - ART 15440. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15440.htm. - ISSN 2304-120X.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию 10.12.15 Получена положительная рецензия 14.12.15
Received Received a positive review
Принята к публикации 14.12.15 Опубликована 30.12.15
Accepted for publication Published
www.e-koncept.ru
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Семчук С. И., 2015
8