Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИМИТАЦИОННЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗА'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИМИТАЦИОННЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее профессиональное образование / иноязычная подготовка в вузе / имитационные образовательные технологии / методическое обеспечение / проектная работа / higher education / foreign language training / simulation educational technologies / methodological support / project work

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кобелева Елена Павловна, Матвиенко Елена Николаевна

Актуальность представленного исследования обусловлена необходимостью подготовки студентов вуза, которая в полной мере отвечает требованиям современного рынка труда, а значит, имеет высокую степень профессионализации учебного процесса и его сближения с профессиональным контекстом будущего выпускника. Одним из решений обозначенной проблемы является использование имитационных образовательных технологий, которые понимаются как метод воспроизведения процессов, происходящих в реальной профессиональной деятельности. Целью исследования является изучение практико-ориентированной иноязычной подготовки студентов в вузе на основе имитационных технологий. Обобщен опыт использования имитационных технологий, а также описана практика иноязычной подготовки студентов-экономистов в Сибирском государственном университете путей сообщения. Авторами представлены результаты анализа научных источников, посвященных проблеме использования имитационных технологий в системе высшего профессионального образования, а также в процессе иноязычной подготовки в вузе; предложена деятельностная модель организации профессионально-ориентированной иноязычной подготовки студентов, которая включает три вида деятельности обучающихся: надпредметную, имитационную и квазипрофессиональную. Практическая значимость исследования выражается в разработке соответствующего методического обеспечения, способствующего более эффективной иноязычной подготовке на основе имитационных образовательных технологий, включающее учебно-методическое пособие для организации исследовательских проектов по экономике на иностранном языке, а также практикум для студентов-экономистов, целью которого является формирование навыков эффективного поиска и обработки информации профессионального характера на иностранном языке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кобелева Елена Павловна, Матвиенко Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The relevance of the present study is determined by the need to teach university students, whose qualification fully meets the requirements of the modern labour market, and therefore has a high degree of professionalization and its convergence with the professional context of the future graduates. One of the solutions to this problem is the use of simulation educational technologies, which are understood as a method of reproducing in training the processes taking place in real professional activity. The aim of the research is to study the practice-oriented foreign language training of students at the university based on simulation technologies. Thus, the studies devoted to using simulation educational technologies in the higher education are generalized, and the experience of teaching foreign languages to the economics students at the Siberian Transport University is described. The authors present the review of scientific sources concerned with the problem of using simulation technologies in the system of higher education, as well as in the process of foreign language training at the university; an activity-based model for organizing professionally-oriented foreign language training of students is proposed, which includes three types of students' activities: general, simulation and quasi-professional. The practical significance of the study is expressed in the development of appropriate methodological support that contributes to more effective foreign language training based on simulation educational technologies. The methodological support includes a teaching aid for organizing research projects on economics in a foreign language and a handson course for students of economics, whose purpose is to develop skills in reading comprehension, professional terminology usage, analysis and decision-making, public speaking, as well as holding business meetings.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИМИТАЦИОННЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗА»

После проведенного исследования, мы приходим к выводу, что 53,2% респондентов находятся на среднем показателе практической готовности, на уровне ниже среднего находятся 21,5 респондентов и на уровне выше среднего располагаются 17,9%, а 7,4% респондентов демонстрируют практическую готовность высокого уровня (рис. 3).

Уровни практической готовности

■ средний

■ н/среднего

■ в/среднего высокий

Рисунок 3. Уровни сформированности практической готовности

Выводы. В нашем исследовании использовались следующие организационные формы обучения: тренировки, массовые спортивные и фитнес-мероприятия, знакомство с нормативно-методической документацией и ее анализом, проведение занятий спортом, педагогический анализ занятий, массовая спортивная работа вне занятий, изучение плановых документов, организация и проведение физической подготовки, а также физкультурно-массовая работа, лекции со студентами, спортивные мероприятия, соревнования, индивидуальные и групповые консультации. В перспективе мы планируем обновить организационные формы нашей работы новыми цифровыми технологиями.

1. Ковальчук, А.К. Построение системы формирования лидерских качеств будущих специалистов по Адаптивной физической культуре / А.К. Ковальчук, O.E. Клименко, И.Ю. Белова // Материалы V Международной научно-практической конференции «Физическая культура и спорт - основы здоровой нации». - Чита. - 2019.

2. Молонов, Г.Ц. Фундаментализация общеобразовательной подготовки школьников / Г.Ц. Молонов. - Улан-Удэ: ВСГАКИ, 2002. - 142 с.

3. Осипова, Т.П. О роли практики в Формировании готовности студентов к профессиональному самосовершенствованию / Т.П. Осипова // Вестник КГУ им. H.A. Некрасова. - 2014. - Том 20.

4. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / Д.Я. Райгородский. -Самара: «БАХРАХ-М». -2001. -672 с.

5. Фельдштейн, Д.И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная актуализация психолого-педагогических проблем развития образования / Д.И. Фельдштейн. -М: МОДЭК, МПСИ. -2011.

6. Шадриков, В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход / В.Д. Шадриков // Высшее образование сегодня. - 2005. - №9,- С. 23.

7. Шипилова, Е.В. Формирование готовности студентов-психологов к профессиональной психологической деятельности: автореф. дисс. ... канд. псих. наук/Е.В. Шипилова. - Москва. -2007. - 16 с.

УДК 378.016:811.161.1

кандидат педагогических наук, доцент Кобелева Елена Павловна

Сибирский государственный университет путей сообщения (г. Новосибирск); старший преподаватель Матвиенко Елена Николаевна

Сибирский государственный университет путей сообщения (г. Новосибирск)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИМИТАЦИОННЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Аннотация. Актуальность представленного исследования обусловлена необходимостью подготовки студентов вуза, которая в полной мере отвечает требованиям современного рынка труда, а значит, имеет высокую степень профессионализации учебного процесса и его сближения с профессиональным контекстом будущего выпускника. Одним из решений обозначенной проблемы является использование имитационных образовательных технологий, которые понимаются как метод воспроизведения процессов, происходящих в реальной профессиональной деятельности. Целью исследования является изучение практико-ориентированной иноязычной подготовки студентов в вузе на основе имитационных технологий. Обобщен опыт использования имитационных технологий, а также описана практика иноязычной подготовки студентов-экономистов в Сибирском государственном университете путей сообщения. Авторами представлены результаты анализа научных источников, посвященных проблеме использования имитационных технологий в системе высшего профессионального образования, а также в процессе иноязычной подготовки в вузе; предложена деятельностная модель организации профессионально-ориентированной иноязычной подготовки студентов, которая включает три вида деятельности обучающихся: надпредметную, имитационную и квазипрофессиональную. Практическая значимость исследования выражается в разработке соответствующего методического обеспечения, способствующего более эффективной иноязычной подготовке на основе имитационных образовательных технологий, включающее учебно-методическое пособие для организации исследовательских проектов по экономике на иностранном языке, а также практикум для студентов-экономистов, целью которого является формирование навыков эффективного поиска и обработки информации профессионального характера на иностранном языке.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, иноязычная подготовка в вузе, имитационные образовательные технологии, методическое обеспечение, проектная работа.

Annotation. The relevance of the present study is determined by the need to teach university students, whose qualification fully meets the requirements of the modern labour market, and therefore has a high degree of professionalization and its convergence with the professional context of the future graduates. One of the solutions to this problem is the use of simulation educational

Литература:

Педагогика

technologies, which are understood as a method of reproducing in training the processes taking place in real professional activity. The aim of the research is to study the practice-oriented foreign language training of students at the university based on simulation technologies. Thus, the studies devoted to using simulation educational technologies in the higher education are generalized, and the experience of teaching foreign languages to the economics students at the Siberian Transport University is described. The authors present the review of scientific sources concerned with the problem of using simulation technologies in the system of higher education, as well as in the process of foreign language training at the university; an activity-based model for organizing professionally-oriented foreign language training of students is proposed, which includes three types of students' activities: general, simulation and quasi-professional. The practical significance of the study is expressed in the development of appropriate methodological support that contributes to more effective foreign language training based on simulation educational technologies. The methodological support includes a teaching aid for organizing research projects on economics in a foreign language and a hands-on course for students of economics, whose purpose is to develop skills in reading comprehension, professional terminology usage, analysis and decision-making, public speaking, as well as holding business meetings.

Key words: higher education, foreign language training, simulation educational technologies, methodological support, project

Введение. Современный рынок труда не в полной мере удовлетворен уровнем знаний, необходимых навыков и компетенций у выпускников российских вузов. Несмотря на то, что большинство из них много лет проводят в университетах, нанимателям все равно приходится доучивать их непосредственно «на местах». Большой разрыв между знаниями, полученными в университете, и навыками, которые потом от выпускника ждет работодатель, подтверждается, например, опросом Всероссийского центра изучения общественного мнения в 2016 г, который показал, что недостаток практических навыков у выпускников российских вузов признают больше половины бывших студентов и абсолютное большинство работодателей (91%). Более поздние данные Минобрнауки свидетельствуют о том, что 91% работодателей по-прежнему жалуются на недостаток практических навыков, а более 40% российских студентов считают обучение в вузе оторванным от требований рынка труда Г51.

Изложение основного материала статьи. Одним из методических решений, способствующих усилению профессиональной составляющей обучения в современном вузе является имитационное обучение или моделирование будущей профессиональной деятельности в образовательном процессе. Имитационное обучение - это процесс, при котором студент осознанно выполняет действия в обстановке, моделирующей реальную, с использованием специальных обучающих средств. Имитационное обучение способствует повышению качества обучения за счет того, что профессиональное действие может быть неоднократно повторено для выработки уверенности выполнения и ликвидации ошибок. Для этого используются игровые методы обучения, а также специальные тренажеры, симуляторы и модели. Использование таких высокотехнологичных средств обучения позволяет не только формировать профессиональные умения, но и поддерживать на необходимом уровне в течение всей профессиональной жизни редко используемые умения в каждодневной практике [18].

Анализ научной и методической литературы показал высокую степень актуальности проблемы профессионализации учебного процесса в вузе вообще и использования имитационных технологий в частности. Так, по мнению Бостанова Э.Х. учебный процесс должен быть обеспечен современными методами обучения, которые моделируют контекст конкурентной ситуации и способствуют эффективному формированию конкурентоспособности будущих специалистов [1]. С этой целью необходимо разрабатывать индивидуальные образовательные проекты, которые могли бы интегрировать содержание как общеобразовательных, так и специальных дисциплин. Подчеркивается, что имитационные технологии способствуют переходу от процесса учения к профессиональной деятельности [12]. Воропаева Л.В. считает, что в процессе организации подготовки компетентного специалиста необходимо использовать такие эффективные формы работы как корпоративные встречи и вторичную занятость студентов [2]. Решетка В.В. считает, что одним из эффективных методов имитационной технологии является метод проектов и выделяет 6 элементов его применения (6 «И»): проблема, проектирование (планирование), поиск информации, продукт, презентация, портфолио [10]. Могилевская Е. В. полагает, что процесс интенсификации профессиональной подготовки будущего специалиста станет эффективным, если в учебно-воспитательный процесс будет включено имитационное моделирование на основе информационных технологий. А так же, необходимо объединить преимущества современных компьютерных обучающих технологий с традиционными способами обучения [8].

Авторами исследований подчеркивается необходимость использования имитационных методов обучения в процессе самостоятельной работы (кейс-задачи, индивидуальные творческие задания, метод решения дилемм, метод проектов), а также компьютеризация самостоятельной работы. Для более эффективного формирования профессиональной компетентности авторы предлагают использовать микротехнологии проблемных вопросов (мозговой штурм в условиях ролевой игры, контент-анализ, разыгрывание «социодрамы», «деловой театр», имитация, редактирование документов, стилистическая правка), а также систему коммуникативных игр, что обеспечивает единство теоретической и практической подготовки будущих специалистов. Игра способствует формированию профессиональной компетентности будущего специалиста в условиях неопределенности и риска и использованию приобретенных знаний в будущей профессиональной деятельности [17].

Авторы подчеркивают, что при использовании имитационной модели в обучении меняется роль преподавателя. Чтобы разработать оптимальные стратегии повышения качества подготовки специалистов необходимо учитывать когнитивные, эмоциональные, социальные и персональные фактороы взаимодействия преподавателя и студентов [9]. Также отмечается, что происходит усиление консультативно-координирующей функции педагога по отношению к информационно-контролирующей [13].

Имитационные технологии в обучении иностранным языкам также является актуальной проблемой в теории и практике профессионального образования и является предметом научной дискуссии. Так, авторы подчеркивают, что необходимым условием формирования профессиональной иноязычной компетенции, является интеграция учебной деятельности студентов по иностранному языку и специальным дисциплинам. При этом иноязычная речь является средством решения моделируемых профессиональных ситуаций. Отмечается, что формирование профессиональной иноязычной компетенции требует взаимосвязанной деятельности студентов, студентов как будущих специалистов и преподавателя и реализуется в процессе профессионального сотрудничества студентов с преподавателем и студентов друг с другом [16].

Исследователи подчеркивают, что процесс формирования навыков профессионального общения студентов средствами иностранного языка будет более эффективным, если в процессе обучения используются учебные программы, ориентированные на квазипрофессиональную и профессиональную деятельность студентов. При этом факторами, которые обеспечивают эффективное воздействие имитационной деловой игры на иноязычное профессиональное общение студентов, являются проблемность содержания, сотрудничество в команде и использование иностранного языка как средства решения профессиональных задач. Таким образом, средствами имитационного обучения закладываются основы практического

владения профессионально направленным иностранным языком [11]. Хомякова Н.П. считает, что имитационные технологии формирования иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции являются и формами контроля ее сформированности. Таким образом, в качестве форм письменного контроля (текущего, промежуточного и итогового) могут использоваться такие технологии как написание профессионального эссе, написание исследовательской работы, комментирование судебного постановления. В качестве форм устного контроля (текущего, промежуточного и итогового) предлагаются такие технологии как решение и презентация новой юридической задачи/казуса, краткое изложение содержания ранее подготовленного профессионального эссе и исследовательской работы с их последующим обсуждением. Комплексной же эффективной формой контроля является проведение деловых игр и ситуаций моделирования научного общения [15].

Обобщение теории и практики по проблеме имитационных технологий позволил предложить собственное решение вопроса углубления профессиональной составляющей в подготовке будущих экономистов.

Многолетняя практика обучения студентов-экономистов на кафедре «Английский язык» Сибирского государственного университета путей сообщения (СГУПС) способствовала разработке деятельностной модели профессионально-ориентированной иноязычной подготовки студентов, которая основывается на постулатах имитационного обучения в вузе [3,4,7].

Рассмотрим практические аспекты ее реализации в образовательном процессе. Ранняя профессионализация иноязычной подготовки начинается с надпредметной деятельности, не имеющей привязки к определенной сфере, однако обеспечивающей необходимый базис для будущего моделирования профессиональной деятельности. На данном этапе студенты осваивают разговорные клише, необходимые для формирования навыков публичных выступлений на иностранном языке, ведения деловой встречи, дискуссии и пр.

На втором этапе (имитационном) происходит обучение деловой переписке на иностранном языке, формирование навыков вести телефонные переговоры, переводить контракты. Данные задачи решаются в процессе ролевых игр, имитационных деловых встреч и переговоров. Таким образом, происходит формирование исследовательских навыков, навыков работы в команде, делового общения, ведения переговоров [6, 14].

И, наконец, проектная деятельность и решение кейсов позволяют выйти на, так называемую, квазипрофессиональную деятельность, когда в результате продуктивного взаимодействия субъектов образовательного процесса, направленного на реализацию учебного проекта, моделирующего будущую профессиональную деятельность обучающихся формируются определенные компетенции, необходимые в реальном рабочем контексте.

Следует также отметить, что использование имитационных технологий должно сопровождаться соответствующим методическим обеспечением. С этой целью на кафедре «Английский язык» СГУПС изданы, к примеру, учебно-методическое пособие «Организация исследовательских проектов по экономике на иностранном языке», предлагающее практические рекомендации по организации проектной деятельности студентов на иностранном языке и практикум «Решение финансовых проблем предприятия. Taking Financial Decisions», содержащий конкретные экономические ситуации и реальные производственные проблемы для решения [19].

Учебно-методическое пособие «Организация исследовательских проектов по экономике на иностранном языке» ориентировано на подготовку специалистов, готовых самостоятельно спланировать и организовать исследовательский проект в своей профессиональной сфере, осуществить его, оценить достигнутые результаты и определить перспективу развития и способствует интеграции иностранного языка в профессиональный контекст обучающихся и формированию модели социального поведения в определенном профессиональном сообществе (работа в команде, практика принятия решений, делегирование полномочий и пр.).

Пособие предлагает алгоритм проектной деятельности, методику организации проектной деятельности студентов на разных ее этапах, методические рекомендации подготовки устных презентаций, рекомендации и клише для анализа диаграмм и графиков, а также разъясняет требования к визуальному сопровождению. Пособие также предлагает на различных этапах проектной деятельности инструменты ее оценки, включающие самооценку, взаимооценку, экспертную оценку, а также оценку «продукта» проекта.

Целью практикума «Решение финансовых проблем предприятия. Taking Financial Decisions» является формирование навыков эффективного поиска и обработки информации профессионального характера на иностранном языке, активного использования профессиональной терминологии, анализа и принятия решений проблемных ситуаций, связанных с областью профессиональной деятельности, подготовки презентаций на английском языке, а также проведения деловых встреч. Данный практикум включает практико-ориентированные задания (кейсы) экономической тематики (Banking, Outsourcing off-shore, Investment, Shares, Bonds, Dealing with debts). Каждый раздел включает дотекстовое задание, направленное на освоение терминологии (Pre-reading task), текст (Text) по теме кейса с последующим заданием (Define the terms, Answer the questions, True/false statements, Complete the sentences), непосредственно конкретную экономическую ситуацию для решения (Case study) и письменное задание (Writing). Для выполнения письменных заданий в качестве приложений предлагаются рекомендации по написанию деловых писем (Fetters, E-mails), составлению повестки дня производственного совещания (Agendas), оформлению отчета (Reports) и разработки плана действий (Action plan) по решению определенной проблемы.

Как результат, предлагаемые методические разработки помогают сформировать уверенное владение профессией, иностранным языком и современными информационными технологиями.

Выводы. Таким образом, проблема профессионализации образовательного процесса является актуальной и рассматривается в научной литературе с различных точек зрения - от методических решений относительно различных категорий обучающихся до роли преподавателя в организации имитационных профессиональных контекстов. Предлагаемая авторами деятельностная модель организации иноязычной подготовки в вузе коррелирует с принципами имитационного обучения в вузе, доказала свою эффективность и может быть воспроизведена в различных вузах, решающих проблему ликвидации разрыва между университетским образованием и реальной профессиональной деятельностью. Описанное в работе методическое обеспечение, которое используется в профессионально-ориентированной иноязычной подготовке, способствует более эффективной организации занятий по иностранному языку, имеющих своей целью формирование профессиональных компетенций будущих экономистов.

Литература:

1. Бостанов, Э.Х. Концепция подготовки конкурентоспособных экономистов в современных условиях развития экономики / Э.Х. Бостанов // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 70-4. - С. 47-50

2. Воропаева, Л.В. Воспитание экономически компетентного специалиста в условиях профилизации образования: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Воропаева Людмила Владимировна. - Ставрополь, 2006. - 164 с.

3. Использование мнемотехник в процессе профессионально-ориентированной иноязычной подготовки студентов-экономистов / P.O. Агавелян, Е.П. Кобелева, Е.А. Стучинская, Е.В. Душинина // Сибирский педагогический журнал. - 2022. -№ 4.-С. 38-50

4. Кирякова, O.A. Инновационные технологии формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов неязыковых вузов / O.A. Кирякова // Вопросы педагогики. - № 9-1.- 2021. - С. 59-62

5. Коммерсантъ: сайт. - URL: https://www.kommersant.ru/doc/5078746 (дата обращения: 12.06.23)

6. Матвиенко, E.H. Метод проектов как способ реализации контекстного обучения иностранному языку студентов-экономистов / E.H. Матвиенко, Е.А. Стучинская, Е.П. Кобелева // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 6. -С. 218-222

7. Матвиенко, E.H. Повышение эффективности иноязычной подготовки студентов-экономистов на основе междисциплинарной интеграции / E.H. Матвиенко, Е.П. Кобелева // Проблемы современного педагогического образования. -2016.-№51-1.-С. 104-110

8. Могилевская, Е.В. Профессиональная подготовка будущих менеджеров с использованием имитационного моделирования на основе информационных технологий: автореферат диссертации ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Могилевская Екатерина Владимировна. - Ставрополь, 2006. -27 с.

9. Назойкин, Е.А. Мультиагентное моделирование учебного процесса передачи и накопления знаний / Е.А. Назойкин // Системы управления и информационные технологии. -2011. -№ 1-1(43). - С. 159-162

10. Решетка, В.В. Проектный метод обучения как средство реализации практико-ориентированной технологии / В.В. Решетка // Профессиональное образование в России и за рубежом. -2013. - №2 (10). - С. 83-86

11. Самсонова, А.Б. Некоторые особенности контекстного обучения английскому языку в техническом вузе / А.Б. Самсонова // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. - 2016. - № 26(45). - С. 117-122

12. Сергеева, Л.А. Реализация контекстного подхода в процессе обучения общеобразовательным дисциплинам студентов вуза: на примере экономических специальностей: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Сергеева Лидия Александровна. - Майкоп, 2007. - 165 с.

13. Танаева, З.Р. Практико-ориентированное обучение: теоретико-методологические подходы / З.Р. Танаева // Инновационное развитие профессионального образования. - 2012. - № 2(02). - С. 39-42

14. Таскаева, Е.Б. Об антропологических предпосылках формирования билингвизма / Е.Б. Таскаева // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения: Гуманитарные исследования. -2021. -№ 1(9). - С. 83-88

15. Туницкая, Е.Л. Профессиональное эссе в области права как вид дискурса: аргументативный аспект / Е.Л. Туницкая, Н.П. Хомякова // Филологические науки в МГИМО. -2021. - Т. 7, № 2(26). - С. 87-97

16. Филоненко, В.А. Подготовка моряков к эффективной деятельности в современных условиях социально-трудовых отношений / В.А. Филоненко, В.Ф. Тенищева // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 6(97). - С. 302-305

17. Формирование речевой компетентности студентов неязыкового вуза / Т.В. Иванчикова, Ю.К. Леванов // Высшее образование в России,-2017.-№ 11.-С. 132.

18. Komkova, А. Foreign language learning environment: a case study of STU / A. Komkova, E. Kobeleva, E. Taskaeva, V. Ishchenko // Lecture Notes in Networks and Systems. - 2022. - T. 403. - LNNS. - Pp. 429-437

19. Zubkov, A.D. Teaching Foreign Language in Transport University Using Massive Open Online Courses: Pilot Study / A.D. Zubkov//Lecture Notes in Networks and Systems. - 2022. - T. 403. - Pp. 92-100

Педагогика

УДК 37.013

кандидат педагогических наук, доцент Ковалева Анна Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный педагогический университет» (г. Барнаул); кандидат педагогических наук, доцент Шаталова Елена Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный педагогический университет» (г. Барнаул)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В данной статье рассматривается актуальный вопрос о социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной инклюзии. Предлагается программа психолого-педагогического сопровождения социализации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной образовательной организации. С внедрением федерального государственного образовательного стандарта увеличилось количество детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях, что обусловило возникновение трудностей, связанных с обучением и адаптацией в новых образовательных условиях. Учитывая характер развития личности имеют место быть и трудности в формировании новых межличностных отношениий, которые все еще не нашли своего разрешения. На фоне этого остро стоит вопрос о развитии взаимоотношений между одноклассниками, которые имеют разные уровни психофизического развития и, от того, разные стартовые возможности.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, социализация, младшие школьники, инклюзивная образовательная организация, психолого-педагогическая программа.

Annotation. This article discusses the topical issue of the socialization of children with disabilities in terms of educational inclusion. A program of psychological and pedagogical support for the socialization of younger schoolchildren with disabilities in an inclusive educational organization is proposed. With the introduction of the federal state educational standard, the number of children with disabilities in general educational institutions increased, which led to the emergence of difficulties associated with learning and adaptation in new educational conditions. Given the nature of personality development, there are also difficulties in the formation of new interpersonal relationships that have not yet been resolved. Against this background, there is an acute question of the development of relationships between classmates who have different levels of psychophysical development and, therefore, different starting opportunities.

Key words: psychological and pedagogical support, socialization, younger students, inclusive educational organization, psychological and pedagogical program.

Введение В Российской Федерации происходит процесс глубинных изменений, модернизации образовательной системы, связанной с активным внедрением инклюзивных форм образования. Инклюзивное образование предполагает

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.