Научная статья на тему 'Преподавание иностранных языков в вузе на основе междисциплинарной интеграции'

Преподавание иностранных языков в вузе на основе междисциплинарной интеграции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
иноязычная подготовка / образовательный процесс / межпредметная интеграция / проектная деятельность студентов / рынок труда / foreign languages training / educational process / interdisciplinary integration / students’ project work / labor market

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е. П. Кобелева

Статья посвящена вопросу повышения эффективности иноязычной подготовки студентов вуза. Межпредметная интеграция рассматривается автором как один из подходов, направленных на решение обозначенной проблемы. В работе приведен анализ исследований по вопросам межпредметной интеграции и обобщается опыт организации проектной деятельности студентов на иностранном языке, ее образовательный потенциал и возникающие проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Е. П. Кобелева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN LANGUAGES TRAINING ON THE BASIS OF INTERDISCIPLINARY INTEGRATION

The article is devoted to the issue of improving the effectiveness of foreign languages training to university students. Interdisciplinary integration is considered by the author as one of the approaches aimed at solving the stated problem. The paper presents the analysis of researches on interdisciplinary integration and summarizes the experience of organizing the students’ project work in foreign languages, its educational potential and possible problems.

Текст научной работы на тему «Преподавание иностранных языков в вузе на основе междисциплинарной интеграции»

ПРЕПОДАВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ВУЗЕ НА ОСНОВЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Е.П. Кобелева, канд. пед. наук, доцент

Сибирский государственный университет путей сообщения (Россия, г. Новосибирск)

Б01: 10.24411/2500-1000-2019-11756

Аннотация. Статья посвящена вопросу повышения эффективности иноязычной подготовки студентов вуза. Межпредметная интеграция рассматривается автором как один из подходов, направленных на решение обозначенной проблемы. В работе приведен анализ исследований по вопросам межпредметной интеграции и обобщается опыт организации проектной деятельности студентов на иностранном языке, ее образовательный потенциал и возникающие проблемы.

Ключевые слова: иноязычная подготовка, образовательный процесс, межпредметная интеграция, проектная деятельность студентов, рынок труда.

Формирование навыков профессионального иноязычного общения студентов вуза является одной из приоритетных задач, которая стоит перед преподавателями языковых кафедр. Актуальность данной проблемы определяется востребованностью на рынке труда выпускников, в равной степени владеющих как профессиональными, так и иноязычными компетенциями. Очевидно, что решение данного вопроса лежит в плоскости междисциплинарной интеграции, то есть синхронизации преподавания профильных и языковых дисциплин. Так, отмечается, что междисциплинарная интеграция способствует профессионально-ориентированному обучению иностранному языку на основе моделирования будущей профессиональной деятельности [1]. В исследовании О.Л. Моховой [2] делается акцент на том, что именно междисциплинарные связи отвечают за целостность современного учебного процесса в высшей школе. Кроме того, иностранный язык признается оптимальным средством междисциплинарной интеграции с предметами не только гуманитарного, но и специального цикла как бакалавриата, так и магистратуры [3]. По мнению Степановой М.М., важным средством междисциплинарной интеграции как в средней школе, так и в вузе, является включение страноведческой и лингвостра-новедческой информации в учебный материал по различным дисциплинам [4].

Результаты исследования. Обобщение многолетнего опыта преподавания языковых дисциплин на кафедре «Английский язык» Сибирского государственного университета путей сообщения позволяет сделать определенные выводы относительно роли междисциплинарной интеграции в повышении эффективности иноязычной профессионально-ориентированной подготовки.

Основной целью обучения студентов на факультете Мировая экономика и право СГУПС является подготовка будущего специалиста, имеющего достаточно высокий уровень профессиональной иноязычной компетентности, что дает очевидное конкурентное преимущество на современном рынке труда [5]. Данное условие конкурентоспособности современного выпускника обусловлено возросшими требованиями со стороны потенциальных работодателей.

Так, с целью изучения реальных потребностей рынка и уточнения требований к иноязычной подготовке будущих экономистов, было проведено анкетирование 27 работодателей, среди которых были и подразделения ОАО «РЖД». Им предлагалось с практической точки зрения оценить важность 10 навыков, связанных с владением иностранным языком: это, например, ведение деловой переписки на иностранном языке, участие в переговорных процессах на иностранном языке и т.д. Результаты

проведенного опроса подтверждают необходимость практико-ориентированного обучения иностранному языку, которое формирует готовность выпускника к выполнению своих функций в определенной профессиональной сфере деятельности.

Одним из подходов, который отвечает обозначенным требованиям, а также основывается на междисциплинарной интеграции является организация проектной деятельности студентов на иностранном языке. Тематика проектов, которые реализуются на кафедре «Английский язык» отражает специфику подготовки студентов на факультете «Мировая экономика и право» - Банковская система региона (Regional banking system), Монетарная и фискальная политика (Monetary and fiscal policy), Экономическая независимость Российской Федерации (Economic independence of the Russian Federation), Экономическая ситуация в России (Economic situation in Russia), Международное экономическое сотрудничество России: точки роста (Russia: international business development) и др.

Целесообразно отметить, что междисциплинарные проекты представляют собой субъект-субъектное взаимодействие участников образовательного процесса, направленное на исследование определенной проблемы в профессиональной области средствами иностранного языка [6]. Алгоритм проектной деятельности включает 3 этапа. Первый этап (предпроектный) является, по сути, обеспечивающим. Здесь происходит формирование тех навыков, без которых невозможна эффективная проектная деятельность. Это навыки подготовки и выступления с презентацией на иностранном языке, навыки переговорного процесса, ведения дискуссии на иностранном языке, умение описать график, диаграмму, а также владение профессиональной терминологией по теме проекта. Второй этап - исследовательский, связанный с аналитической работой, изучением раз-

ке, а также презентацией результатов проектной деятельности. И, наконец, оценочный этап. Здесь студенты имеют возможность провести самооценку и взаимооценку своей деятельности. Также «продукт» проекта оценивается внешними экспертами.

Очевидно, что реализация междисциплинарных проектов становится более эффективной в условиях межкафедрального взаимодействия, когда результаты проектной деятельности студентов оцениваются не только с позиции владения иностранным языком, но и с точки зрения их профессиональной актуальности. Таким образом, было реализовано ряд междисциплинарных проектов во взаимодействии с экспертами-экономистами выпускающей кафедры [7]. Однако опыт организации междисциплинарных проектов позволил выявить ряд проблем, среди которых можно выделить организационные трудности, возникающие в процессе педагогического сотрудничества; необходимость выработки необходимого инструментария и общих подходов к оценке результатов проектной деятельности. Следует также отметить необходимость увеличения количества часов на изучение иностранного языка, а также потребность в повышении квалификации преподавателей языковых кафедр с целью приобретения знаний в тех областях профессиональной деятельности, для которой они готовят будущих специалистов (экономика, финансы и т.д.).

Заключение. Таким образом, опыт организации проектной деятельности на иностранном языке свидетельствует о ее достаточно высоком потенциале в плане формирования иноязычной компетентности будущих экономистов и подтверждают необходимость развития такого направления как преподавание в команде (team teaching), которое позволяет выстраивать образовательный процесс на основе междисциплинарной интеграции.

личной информации на иностранном язы-

Библиографический список

1. Вахрушева С.Н., Машарова Т.В. Междисциплинарная интеграция образовательного процесса в подготовке юриста // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2017. - №4.

2. Мохова О.Л. Междисциплинарный подход при обучении иностранному языку в неязыковом вузе // Вестник Академии. - 2016. - № 3. - С. 94-97.

3. Казначеева С.Н., Репина Р.В. Интеграция иностранного языка с другими дисциплинами на основе личностно-деятельностного подхода с целью развития познавательной активности студентов // Мир науки. - 2016. - Т. 4, №1.

4. Степанова М.М. Иностранный язык как средство междисциплинарной интеграции: от школы до магистратуры // Молодой ученый. - 2014. - №4. - С. 1244-1246.

5. Комкова А.С., Кобелева Е.П., Крутько Е.А. Профессиональная подготовка выпускников российских вузов в условиях интернационализации: теоретические и практические аспекты // Профессиональное образование в современном мире. - 2019. - Т. 9. № 3. -С. 2928-2937.

6. Матвиенко Е.Н., Кобелева Е.П. Повышение эффективности иноязычной подготовки студентов-экономистов на основе междисциплинарной интеграции // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 51-1. - С. 104-110.

7. Nekhoroshkov, V. Internationalization of Higher Education in Russia: A Case Study of Siberian Transport University / V. Nekhoroshkov, E. Kobeleva, A. Komkova, E. Krutko // Advances in Social Science, Education and Humanities Research. - 2019. - Vol. 333. - P. 500-505.

FOREIGN LANGUAGES TRAINING ON THE BASIS OF INTERDISCIPLINARY

INTEGRATION

E.P. Kobeleva, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Siberian Transport University (Russia, Novosibirsk)

Abstract. The article is devoted to the issue of improving the effectiveness of foreign languages training to university students. Interdisciplinary integration is considered by the author as one of the approaches aimed at solving the stated problem. The paper presents the analysis of researches on interdisciplinary integration and summarizes the experience of organizing the students' project work in foreign languages, its educational potential and possible problems.

Keywords: foreign languages training, educational process, interdisciplinary integration, students' project work, labor market.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.