Научная статья на тему 'Использование игровых технологий в процессе преподавания криминалистики в вузах МВД'

Использование игровых технологий в процессе преподавания криминалистики в вузах МВД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
262
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КРИМИНАЛИСТИКА / ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДЕЛОВАЯ ИГРА / ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рясов Александр Алексеевич, Жигалова Галина Георгиевна

В статье рассматриваются вопросы, связанные с возможностями и порядком использования игровых технологий в процессе преподавания криминалистики в вузах мвд. Содержатся рекомендации по проведению деловых игр по дисциплине «криминалистика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рясов Александр Алексеевич, Жигалова Галина Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF GAMING TECHNOLOGY IN TEACHING CRIMINOLOGY AT THE UNIVERSITIES OF THE MINISTRY OF INTERIOR

The article discusses issues related to the possibilities and procedure of the use of gaming technologies for teaching criminology at the University of the Ministry of the Interior. Provides guidelines for conducting the business of games on the discipline of «сriminalistics».

Текст научной работы на тему «Использование игровых технологий в процессе преподавания криминалистики в вузах МВД»

УДК 378

А А. Рясов ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

г г. Жигалова В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ

КРИМИНАЛИСТИКИ В ВУЗАХ МВД

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с возможностями и порядком использования игровых технологий в процессе преподавания криминалистики в вузах МВД. Содержатся рекомендации по проведению деловых игр по дисциплине «криминалистика».

Ключевые слова: криминалистика, игровые технологии, деловая игра, практические занятия.

Alexandr Ryasov Galina Zhigalova

THE USE OF GAMING TECHNOLOGY IN TEACHING CRIMINOLOGY AT THE UNIVERSITIES OF THE MINISTRY OF INTERIOR

Annotation. The article discusses issues related to the possibilities and procedure of the use of gaming technologies _ for teaching criminology at the University of the Ministry of the Interior. Provides guidelines for conducting the business of games on the discipline of «criminalistics».

Keywords: forensic science, game technology, business game, practical classes.

Невозможно себе представить осуществление правовой реформы без решения проблем подго -товки высококвалифицированных юридических кадров. Те знания, которые получают курсанты и слушатели вузов системы МВД, должны служить основной базой для решения ими будущих профессиональных задач по раскрытию и расследованию преступлений.

Общая практическая направленность процесса обучения сотрудника полиции должна быть максимально приближена к реальным условиям. Одной из профилирующих дисциплин, помогающих в решении данного вопроса, выступает криминалистика. Преподавание данной дисциплины предусматривает привитие практических навыков по собиранию следов при производстве следственных действий, обучение тактике их производства и организации раскрытия и расследования преступлений. Обязательной и неотъемлемой частью решения таких задач является использование игровых технологий в процессе преподавания дисциплины «криминалистика» [2].

Игровые технологии позволяют сделать учебный процесс более активным и существенно ус -корить формирование у курсантов и слушателей багажа теоретических знаний, умений и навыков, позволяющих значительно повысить эффективность деятельности сотрудника полиции. Игровое обучение обладает рядом безусловных преимуществ по сравнению с традиционными формами обучения, основное из них - требование активности со стороны каждого участника, при этом снимаются эмоциональные барьеры, и любой игрок демонстрирует свою готовность к решению будущих практических задач. Важное достоинство подобной формы обучения заключается в сокращении требуемого времени для получения практических навыков. Обучаемый имеет возможность проиграть в лицах в качестве репетиции предстоящей служебной деятельности практически любую конкретную ситуацию.

Ядром деловой игры является сценарий, разрабатываемый преподавателями. Обычно он содержит в себе определенную практическую ситуацию, которую необходимо воссоздать и разрешить. При этом действовать надлежит в строгом соответствии со сценарием.

Успех деловой игры во многом зависит от настроя ее участников. Необходимо с самого начала занятий ориентировать обучающихся на серьезную работу. Учебная группа должна быть психоло-

© Рясов А.А., Жигалова Г.Г., 2014

Вестник Университетам» 13, 2014

гически подготовлена к проведению занятий в форме деловой игры. При этом следует постепенно переходить от выполнения простых действий к более сложным. Непременное условие - установление определенных правил осуществления деловой игры и поведения участников. Лучше, если данные правила будут записаны. В конце занятия обязательны обсуждение и подведение итогов.

Прежде чем приступать непосредственно к проведению деловых игр по криминалистике, необходимо провести с учебной группой подготовительные тренинги, направленные на командную работу. Это могут быть упражнения, не связанные напрямую с вопросами раскрытия и расследования преступлений. Данные упражнения способствуют сплочению коллектива, выявлению лидеров, повышению работоспособности и собранности участников деловой игры. Учитывая, что подобная работа не входит в учебный план изучения криминалистики, целесообразно организовать данные тренинги в часы самоподготовки [6].

Успешное проведение деловых игр во многом зависит от хорошей теоретической подготовки обучающихся, знания ими учебного материала по большинству юридических дисциплин (уголовный процесс, уголовное право, оперативно-розыскная деятельность, административное право, физическая и боевая подготовка и другие), а также вопросов, подлежащих отработке в ходе деловой игры. Важным элементом деловой игры выступает импровизация ее участников при выполнении ролей. В игре, как и в реальной жизни, невозможно просчитать все комбинации при развитии той или иной ситуации. Именно поэтому курсанты и слушатели должны учиться творчески подходить к выполнению задания и в необходимых случаях проявлять инициативу. Однако при этом преподаватель должен строго следить за тем, чтобы участники деловой игры «не заигрывались» и не отступали от темы занятия.

Наиболее распространенный способ начала деловой игры - постановка преподавателем вводной задачи, адресованной всей учебной группе, ее части или кому-либо из обучаемых. При этом преподаватель обозначает дальнейшие условия и правила выполнения поставленной задачи, цель и конечный (желаемый) результат, устанавливает время деловой игры. Вводная часть может быть предложена обучаемым в виде озвученной преподавателем задачи, в виде раздаточного материала -машинописных текстов (листков с заданием), в виде аудио- или видеоматериалов.

Для создания обстановки, приближенной к реальным условиям, преподавателем или специально назначенной для этого технической группой производится инсценировка. При этом рекомендуется активнее использовать возможности криминалистических полигонов.

Следующий организационный этап деловой игры - распределение ролей. Здесь преподаватель может лично волевым решением назначить обучаемых на те или иные роли, может учесть при этом желание участников, а может поручить сделать это кому-либо из группы обучаемых, назначив его ответственным за дальнейшее проведение деловой игры. При распределении ролей необходимо учитывать то, какую роль играл данный обучающийся в прошлой деловой игре, чтобы исключить повторяемость и дать возможность участнику попробовать себя в разных ролях. Перед непосредственным выполнением задания преподаватель должен убедиться в том, что каждый участник деловой игры понял, что от него требуется, и готов к выполнению действий по реализации своей роли.

Следующий этап деловой игры предполагает непосредственное выполнение здания. Начало деловой игры должно быть обозначено преподавателем. После этого участники деловой игры при выполнении того задания, которое ими получено, должны вести себя как в реальной жизни: не рассказывать о том, какие действия они предпринимают, а просто выполнять их. По ходу действа никто из других участников деловой игры не должен вмешиваться в развитие событий, подсказывать, советовать и комментировать. Любые попытки сделать это должны строго пресекаться преподавателем. Любые обсуждения и обмен мнениями допустимы только после завершения деловой игры. Окончание деловой игры может быть обозначено участниками игровой ситуации, заявившими о выполнении задания, или преподавателем. В некоторых случаях игровая ситуация может быть прервана препода-

вателем для того, чтобы акцентировать внимание обучающихся на каком-либо важном элементе ситуации, конкретных словах или действии кого-либо из участников. Когда обучающиеся не имеют должного опыта в восприятии игровой ситуации, она должна быть максимально простой по строению, непродолжительной по времени и охватывать конкретные четко обозначенные действия.

Заключительный этап деловой игры - подведение итогов. Здесь особенно важно, чтобы каждый из участников поделился своими мыслями о выполнении им роли, пережитыми чувствами и выводами, которые он сделал, прокомментировал действия своих товарищей. Весьма полезным является обнаружение ошибок и недостатков лицами, которые их допустили.

Преподаватель должен держать под контролем процесс обсуждения итогов деловой игры. Однако прежде всего он должен дать возможность высказаться непосредственным участникам игровой ситуации, лицам, назначенным на роль руководителей, наблюдателей и экспертов. Только после этого можно подвести окончательный итог и выставить оценки [1].

Внедрение игрового моделирования в учебный процесс в вузах, к сожалению, осуществляется очень медленно, имеют место существенные проблемы, тормозящие развитие педагогического процесса в инновационном направлении. Однако внедрять инновации авторитарными методами практически невозможно. Этот процесс зависит от профессионального мастерства, творческого потенциала, инновационности самого преподавателя, от его психолого-педагогической и коммуникативной компетентности, мотивационной готовности и владения технологиями игрового моделирования.

Из сказанного следует, что для внедрения в учебный процесс игрового моделирования необходимо прежде всего обучать самих преподавателей. Обязательными профессиональными требованиями к преподавателю, работающему с игровыми технологиями, являются не только теоретические знания о проведении таких игр, но также коммуникабельность и психологическая компетентность. Проведению деловых игр преподавателей до последнего времени не обучали. Развитие таких умений и навыков путем самообразования крайне сложно, потому что для этого необходимо не только теоретическое обучение, но и практическое участие в различных играх и тренингах. Выход из сложившейся ситуации только один: играть, играть и еще раз играть. Но не ставя опыты на обучаемых (хотя метод проб и ошибок также имеет право на существование), а изучая технологии и проигрывая их в своей профессиональной среде на семинарах и в игровых мастер-классах. Лучше совершать ошибки в процессе обучения, чем в ситуациях реального педагогического общения, - здесь их можно исправить и осуществить необходимую коррекцию.

Подводя итог, отметим, что владение игровыми технологиями является одним из компонентов профессионального мастерства преподавателя [3; 4; 5]. Данные вопросы должны рассматриваться в процессе организации подготовки и повышения квалификации преподавателей системы МВД в условиях адъюнктуры.

Библиографический список

1. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии / Д.Г. Левитес. - М. - Воронеж, 1998.

2. Рясов А.А. Собирание вещественных доказательств при раскрытии и расследовании преступлений: монография / А.А. Рясов. - Ставрополь: Краснодарский ун-т МВД России, филиал в г. Ставрополе, 2012. - 210 с.

3. Сорокопуд Ю.В. Концепция модернизации подготовки преподавательских кадров для высшей школы // Мир образования - образование в мире. - 2010. - № 3. - С. 10.

4. Сорокопуд Ю.В. Оценка профессионального мастерства педагога // Профессиональное образование. Столица. - 2007. - № 7. - С. 10-11.

5. Сорокопуд Ю.В. Подготовка преподавателей высшей школы в процессе реализации ФГОС ВПО нового поколения // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2012. - № 6. - С. 284287.

6. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М., 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.