УДК 378.16
С.Ю.Косарев, А.С. Вешкельский
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
МЕТОДИКИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ КАК МАТЕРИАЛ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В РОССИЙСКИХ ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗАХ
В статье рассматриваются вопросы, связанные с проблемами снижения качества профессионального образования выпускников российских высших юридических учебных заведений, в части касающейся преподавания криминалистики и криминалистической методики, в частности; предлагаются подходы к усовершенствованию учебно-методического материала и методико-криминалистического обеспечения практических занятий по криминалистической методике. Анализируется расположение учебного материала в пособии по криминалистике и его текстовое исполнение.
Ключевые слова: криминалистика, криминалистическая методика, методики расследования преступлений, учебные пособия, практические занятия, ситуационно-ролевые игры.
Решение задачи обеспечения надлежащего содействия правоохранительным органам в борьбе с преступностью требует подготовки специалистов, способных решать эту задачу грамотно и высокопрофессионально. Вместе с тем, проблема снижения качества профессионального образования выпускников многих высших юридических учебных заведений вызывает тревогу [1, с. 235 - 248].
Впервые в России курс криминалистики был прочитан С.Н. Трегубовым в 1911 - 1912 гг. в Императорском Училище Правоведения. Впрочем, «кроме Трегубова... необходимо указать еще на проф. А.Д. Киселева, знакомившего студентов юридического факультета Харьковского университета с вопросами криминалистики еще в 1910 г.» [2, с. 7]. Начиная с 1930-х годов, преподавание криминалистики в СССР постепенно включалось в программы подготовки юристов в тех правовых вузах, где существовала прокурорско-следственная специализация.
В настоящее время в соответствии с действующим федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования криминалистика преподается во всех юридических высших учебных заведениях. Криминалистика относится к числу тех учебных дисциплин, от которых зависит уровень и содержание профессиональной подготовки будущих оперативных сотрудников, следователей, прокуроров, судей, руководителей правоохранительных органов всех уровней. Роль криминалистики в системе профессиональной подготовки этих категорий сотрудников правоохранительных органов постоянно возрастает, и этот процесс характерен для всех форм обучения [3, с. 433 - 465].
Таким образом, проблема поиска путей повышения эффективности учебного процесса является одной из актуальных для криминалистики и требует своевременного осуществления мероприятий, направленных на улучшение качества обучения.
«Не следует забывать, что следователь, который учится во время практики или на практике, учится всегда за ее счет, т.е. за счет людей, которые имеют несчастье попасть в сферу его неумелой деятельности, или за счет интересов общества, которые он, терпя неудачу при раскрытии преступления, не в состоянии в должной мере оградить» [2, с. 24 - 25].
В этой связи перед научно-педагогическими работниками встает проблема определенного усовершенствования организационно-методических документов учебного курса «Криминалистика».
Проведенное исследование генезиса и современного состояния существующих методик расследования преступлений позволяет, по нашему мнению, сделать вывод о том, что образовательные программы юридических российских вузов, по крайней мере, в части, касающейся преподавания криминалистики, нуждаются в значительной корректировке в области, касающейся преподавания криминалистической методики.
Думается, что во все программы российских юридических вузов пора (и давно пора) включить вопросы гораздо более детального изучения общих положений криминалистической методики (понятие, история, система, задачи, связи с другими научными знаниями, принципы, перспективы развития, теоретическое и практическое значение) с обязательным включением в их содержание изучение основ теории частных методик расследования преступлений как неотъемлимой, составной части общих положений криминалистической методики как раздела криминалистики.
Причем это не повлечет за собой увеличения количества учебного времени, отводимого на изучение криминалистики, поскольку даже в гражданских вузах введение в программу отдельной (и очень важной) темы, посвященной общим положениям криминалистической методики, легко может быть компенсировано за счет небольшого сокращения учебных часов, отводимых на изучение методик расследования отдельных категорий преступлений.
На наш взгляд, существующая учебная и учебно-методическая литература по криминалистике в целом отвечает требованиям, предъявляемым к такого рода источникам (при этом нельзя не сказать о том, что в первых главах будущих учебников по криминалистике свое достойнее место, наконец, должны занять имена первых русских криминалистов Д. Долгова и Н. Калайдовича, о которых ни в одном из современных учебников по криминалистике не упоминается ни слова).
Итак, особое значение для преподавания криминалистики приобретают вопросы преподавания методики расследования преступлений, которая, по образному выражению А.И. Бастрыкина, является руслом, по которому достижения криминалистики направляются в практику расследования [4, с. 121].
На важность повышения качества преподавания методики расследования преступлений указывает и тот факт, что, согласно результатам проведенного нами анкетирования сотрудников следственных подразделений, многие практические работники считают свои знания в этой области либо не достаточными (37,9 %), либо не полными (54,4 %). Полностью же удовлетворены своими знаниями были лишь 7,7 % опрошенных. При этом подавляющее большинство (91,5 %) респондентов ощущает потребность в регулярном пополнении своих научных методико-криминалистических знаний.
В соответствующих главах вузовских учебников, руководств для следователей или отдельно издаваемых учебных лекциях, посвященных методике расследования конкретных категорий преступлений, учебные вопросы, по нашему мнению, следует излагать с учетом сложившихся к началу XXI века подходов к структурированию частных методик расследования.
Начинать изложение учебного материала в любом случае целесообразно с описания криминалистической характеристики рассматриваемых преступлений. (Заметим, что при этом выявляется еще одно предназначение криминалистической характеристики - служить источником учебных знаний. Это в полной мере относится и к криминалистическим характеристикам, открывающим групповые методики, не обладающим той степенью конкретики, в связи с чем они не могут широко использоваться практическими сотрудниками правоохранительных органов.)
Если в главе или учебной лекции речь идет о расследовании преступлений определенной укрупненной группы, то в ее заключительной части в форме отдельных пунктов (параграфов) могут излагаться особенности расследования отдельных видов и разновидностей этой группы преступлений.
Что касается вопроса о том, методикам расследования каких категорий преступлений следует уделять наибольшее внимание при организации учебного процесса, то решение его целиком определяется состоянием и структурой современной преступности, а также специализацией учебного заведения.
Пожалуй, основной проблемой современного учебного процесса является подготовка юристов-криминалистов, обогащенных не только глубокими теоретическими знаниями, обладающих творческим мышлением, но и обученных практическим навыкам предстоящей работы.
«Специфика криминалистической подготовки в значительной мере связана с привитием практических навыков и умений» [5, с. 29 - 30].
Представляется, что будущий следователь еще в стенах учебного заведения должен овладеть необходимыми элементарными навыками оценки доследственных и следственных ситуаций, принятия тактических решений, работы с потенциальными доказательствами, организационных действий, составления следственных и иных документов по уголовному делу и т.п.
В этом, по нашему мнению, состоит перспектива юридического криминалистического образования. Таким образом, исключительно важная роль в учебном процессе по методике расследования преступлений принадлежит практическим занятиям, которые помогают закрепить теоретические знания, прививают обучаемым интерес к криминалистике.
Практические занятия - это определенный вид практики, связанный с углублением и расширением знаний и навыков на основе содержания лекций и в результате работы на семинаре, а также в ходе самостоятельного изучения рекомендуемой литературы [6, с. 41].
Формы проведения практических занятий разнообразны: групповые упражнения, оперативные тренировки, деловые игры, криминалистические учения и т.д.
Методико-криминалистическое обеспечение практических занятий сводится, главным образом, к обеспечению учебного процесса соответствующей учебной литературой.
Как правило, это традиционные сборники задач по криминалистике или криминалистической методике. Роль их в обеспечении учебного процесса, безусловно, высока. Однако проведение с учащимися практических занятий, посвященных решению небольших по объему задач по методике расследования преступлений, при всей важности этой работы уже не отвечает современным требованиям, предъявляемым к подготовке специалистов в области расследования преступлений (следователей, дознавателей).
Значимую роль в обеспечении учебного процесса могли бы играть тематические сборники задач, посвященные методике расследования конкретного вида (разновидности) преступлений.
К сожалению, отдельные из них, имеющиеся к настоящему времени, значительно «морально» устарели.
И, пожалуй, главное.Приближенным к практике, а, поэтому, и довольно перспективным представляется проведение практических занятий по методике расследования преступлений с использованием игровых уголовных дел.
Работа обучаемых в небольших учебных группах с использованием социально-активных методик обучения, ролевых игр значительно активизирует усвоение теоретического материала, овладение практическими навыками, обеспечивает выработку инициативного подхода к решению следственных задач, максимально раскрывая творческие способности каждого из учащихся. Ситуационно-ролевые игры не только разнообразят учебный процесс, но и позволяют каждому из их участников представить себя на месте того или иного должностного лица в определенных следственных и иных ситуациях.
Представляется, что для достижения целей криминалистической игры (криминалистического учения) должен разрабатываться план-сценарий ее проведения, предусматривающий ее правила, состав участников и информационное обеспечение.
Для организации расследования в группе учащихся каждый слушатель (курсант, студент) «назначается» на определенную должность: начальника правоохранительного органа, старшего следователя, следователя, оперуполномоченного уголовного розыска, оперуполномоченного подразделения ЭБиПК, участкового уполномоченного, эксперта-криминалиста, судебно-медицинского эксперта, ревизора и т.д. После этого слушателям предлагается под руководством старшего следователя, который должен выполнять роль руководителя следственной группы, разработать план расследования и задания для каждого ее участника.
Основой информационного обеспечения должны являться материалы учебного (игрового) уголовного дела.
Оптимальной формой изложения материалов учебных дел, по нашему мнению, могли бы быть специализированные учебно-методические пособия, содержащие фабулу одного дела, состоящего из нескольких частей (этапов). (За основу учебного материала, на наш взгляд, лучше всего брать материалы реальных архивных уголовных дел, адаптируя их применительно к учебным целям, а в ряде случаев снабжая необходимыми иллюстрациями и приложениями.)
Каждая часть (глава) пособия должна начинаться с изложения исходных (вводных) материалов (исходной информации, исходных данных), содержащих, помимо словесной информации, учебные протоколы осмотра места происшествия и других следственных действий, протоколы заявлений, объяснений и т.д.
В соответствии с содержанием исходных данных в пособии следует приводить задания, состоящие из нескольких вопросов и содержащие, например, требования обсудить исходную информацию, оценить следственную ситуацию, определить направления, силы и средства дальнейшего расследования, выработать план и тактику конкретного следственного действия, составить соответствующие процессуальные документы и т.п.
Таким образом, после обсуждения и практического разрешения вопросов, поставленных перед учащимися в соответствии с игровой ситуацией первой части пособия, следует очередная вводная информация (вторая часть) в развитие ситуации из части первой. Последовательность частей (этапов) обусловливается логикой расследования учебного дела. Такой подход к изложению учебного методико-криминалистического материала позволяет учащимся оценить правильность своих действий на предыдущем этапе работы и вырабатывает у них способность оперативного реагирования на изменяющуюся обстановку расследования. (Думается, что может быть признано целесообразным приводить в пособиях и варианты решения по каждому из заданий.)
Расположение учебного материала в пособии и его текстовое исполнение, по нашему мнению, должно предусматривать возможность дополнения материалов игрового дела преподавателем, ведущим занятия.
В содержание таких пособий целесообразно также включать данные о
месте проведения и общей продолжительности занятий (в том числе, с указанием времени, отведенного на каждый этап), необходимом оборудовании, контрольные вопросы, задания на самоподготовку.
Несомненно, что практические занятия с использованием специализированных учебно-методических пособий для проведения криминалистических ситуационно-ролевых игр в определяющей степени будут способствовать дальнейшему углублению теоретических знаний, приобретению и закреплению профессиональных навыков и умений у учащихся (слушателей, курсантов, студентов) при изучении методики расследования отдельных видов преступлений.
Таким образом, с учетом изложенного выше, представляется, что основными направлениями современного развития учебной методико-криминалистической литературы должны быть следующие направления:
1. Подготовка крупных специализированных учебно-методических пособий для проведения криминалистических ситуационно-ролевых игр;
2. Подготовка тематических сборников небольших задач, посвященных методике расследования конкретного вида (разновидности) преступлений;
3. Переработка и совершенствование имеющихся сборников задач по криминалистической методике;
4. Подготовка в форме глав учебников (руководств для следователей, учебных пособий) и учебных лекций новых криминалистических методик, обусловленных изменением и совершенствованием законодательства;
5. Переработка и совершенствование имеющихся методик.
Таковы наши общие соображения, касающиеся использования современных методик расследования преступлений и уголовных дел как материала для совершенствования учебного процесса в российских юридических вузах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Кропачев Н.М., Хохлов Е.Б. Юридическое образование в России: выбор пути //
Правоведение, 2003, № 2. С. 235 - 248.
2. Маннс Г.Ю. Криминалистика как прикладная дисциплина и предмет преподавания.
Иркутск: Гос. издательство. Иркутское отделение, 1921. 26 с.
3. Белкин Р.С. Курс криминалистики. В 3 т. Т. 3: Криминалистические
средства, приемы и рекомендации. М.: Юристъ, 1997. 480 с.
4. Бастрыкин А.И. Понятие методики расследования отдельных видов преступлений
// Вестник Ленинградского университета. Экономика, философия, право. Вып. 4. 1979.
С. 120 - 122.
5. Степанов В.В., Хаметов Р.Б. Организация преподавания криминалистики в вузах //
Южно-уральские криминалистические чтения. Вып. 9. Уфа, 2001. С. 29 - 30.
6. Возгрин И.А., Степанов А.А. Основы методики и дидактики курса
«Криминалистика»: Учебно-методическое пособие. СПб.: Изд. дом «Сентябрь», 2002.
224 с.