Научная статья на тему 'Криминалистическая подготовка в системе формирования профессиональных навыков субъектов расследования преступлений'

Криминалистическая подготовка в системе формирования профессиональных навыков субъектов расследования преступлений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
309
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
криминалистика / криминалистическая подготовка / следственная практика / дистанционное обучение / раскрытие и расследование преступлений / criminalistics / criminalistic training / investigative practice / distance learning / disclosure and investigation of crimes

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юрий Владимирович Красненко

В статье рассмотрены вопросы формирования профессиональных навыков у обучающихся и действующих субъектов криминалистической деятельности; анализируются некоторые возможности организации учебного процесса по курсу «Криминалистика»; излагаются предложения по совершенствованию организации получения, освоения и последующего эффективного применения в следственной практике криминалистических методов, средств и рекомендаций. Положения данной работы могут быть использованы в реализации образовательного процесса на базе высших юридических учебных заведений и, соответственно, в практической криминалистической деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Юрий Владимирович Красненко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criminalistic training in the system of formation professional skills of the subjects of crime investigation

The article deals with the formation of professional competences at students and active subjects of criminalistic activities; some opportunities of the organization of educational process at the course «Criminalistics» are analyzed; presents proposals for improving the organization of obtaining, mastering and subsequent effective application in investigative practice of criminalistic methods, tools and recommendations. The provisions of this work can be used in the implementation of the educational process basis of the highest legal educational institutions and, accordingly, in practical criminalistic activities

Текст научной работы на тему «Криминалистическая подготовка в системе формирования профессиональных навыков субъектов расследования преступлений»

УДК 343.98 ББК 67.5

DOI 10.24411/2073-3313-2019-10083

КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ СУБЪЕКТОВ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Юрий Владимирович КРАСНЕНКО, адъюнкт Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина E-mail: 8236@list.ru

Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.12 — криминалистика;

судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы формирования профессиональных навыков у обучающихся и действующих субъектов криминалистической деятельности; анализируются некоторые возможности организации учебного процесса по курсу «Криминалистика»; излагаются предложения по совершенствованию организации получения, освоения и последующего эффективного применения в следственной практике криминалистических методов, средств и рекомендаций. Положения данной работы могут быть использованы в реализации образовательного процесса на базе высших юридических учебных заведений и, соответственно, в практической криминалистической деятельности.

Ключевые слова: криминалистика, криминалистическая подготовка, следственная практика, дистанционное обучение, раскрытие и расследование преступлений.

Annotation. The article deals with the formation of professional competences at students and active subjects of criminalistic activities; some opportunities of the organization of educational process at the course «Criminalistics» are analyzed; presents proposals for improving the organization of obtaining, mastering and subsequent effective application in investigative practice of criminalistic methods, tools and recommendations. The provisions of this work can be used in the implementation of the educational process basis of the highest legal educational institutions and, accordingly, in practical criminalistic activities.

Keywords: criminalistics, criminalistic training, investigative practice, distance learning, disclosure and investigation of crimes.

Научный руководитель: А.Ф. Волынский, доктор юридических наук Рецензент: Д.Н. Рудов, кандидат юридических наук

Суть проблемы. Мировой опыт показывает, что устойчивое и поступательное развитие современного общества и государства во многом зависит от уровня образования, которое является ценным ресурсом в обеспечении жизненного благополучия граждан и инструментом реализации интеллектуального потенциала населения страны. Именно достижения системы образования показывают современное состояние и тенденции развития нашего государства.

Данные процессы оказывают значительное влияние на внутреннюю политику страны в правоохранительной сфере, в том числе и на эффективность криминалистической деятельности, на ее правовое, организационное, техническое и научно-исследовательское обеспечение. При этом следователи, дознаватели, эксперты-криминалисты и оперативные работники, т.е. непосредственные субъекты данной деятельности, для успешного раскрытия и расследования преступлений должны владеть и грамотно применять

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2019

криминалистические методы, средства и рекомендации.

Отечественная криминалистика за время своего существования пополнилась значительным количеством теоретических знаний и практических рекомендаций, используя порой достижения зарубежной науки. Это проявляется в особенностях, заключенных в ее универсальном и прикладном назначении и содержании.

В настоящее время именно криминалистика находится в непосредственном пересечении и комплексном взаимодействии с иными науками уголовно-правового цикла, поскольку обладает как общей, так и узкоспециализированной информацией из практики раскрытия и расследования преступлений. При этом именно криминалистикой сформирован многогранный комплекс возможностей по использованию в учебном процессе достижений научной и технической мысли как в процессе первоначального профессионального обучения будущих сотрудников правоохранительных органов из числа студентов и курсантов образовательных учреждений, так и в повышении квалификации действующих субъектов криминалистической деятельности по раскрытию и расследованию преступлений.

По мнению профессора Н.П. Яблокова, вузовская криминалистика способствует не только ее развитию как юридической науки, но и как учебной дисциплины. Выделяется ее главная задача — обеспечение подготовки специалистов-криминалистов в соответствии с современными требованиями1. При этом, помимо криминалистических навыков, знаний и умений, необходимых для качественного расследования преступлений, вузовская криминалистика формирует у обучающихся (в том числе и из гражданских образовательных учреждений) способность устанавливать и доказывать юридические факты в целом2.

Накопленный на протяжении длительного времени потенциал криминалистики, отмечает В.Я. Колдин, является «необходимым компонентом любого юридического знания и обязательным элементом профессиональной подготовки любого юриста»3.

Профессиональные навыки субъектов криминалистической деятельности, с точки зрения А.Ф. Волынского и И.В. Тишутиной, могут формироваться более эффективно, если их подготовка будет осуществляться в рамках интегрированного учебного курса по организации и методике раскрытия и расследования преступлений4. Это позволит обучающимся всесторонне, в том чис-

ле с позиций других наук уголовно-правового блока, изучать различные следственные ситуации и будет способствовать формированию у них целостного, системного представления о деятельности по раскрытию и расследованию преступлений, а также навыков и умений тактически грамотно организовывать и осуществлять следственные действия.

Основу данного курса должны составлять собственно криминалистика, а также соответствующие положения судебно-экспертной, в том числе технико-криминалистической, и оперативно-розыскной деятельности, а также уголовного процесса, в интересах которого и должны использоваться интегрируемые в криминалистике знания естественных, технических и гуманитарных наук, в том числе и прежде всего уголовно-правового цикла.

Обратим внимание на выделение для обучающихся общего и специализированного курсов учебной дисциплины «Криминалистика»5. Подобное разделение в определенной мере условное, но оно позволяет, с одной стороны, обеспечить преподавание криминалистики во всех юридических учебных заведениях в пределах, необходимых для выполнения правоприменительных функций; с другой стороны, осуществлять подготовку сотрудников правоохранительных органов, нацеленную на решение присущих им специфических задач, связанных с раскрытием и расследованием преступлений и использованием в этих целях методов и средств собирания и использования доказательств в соответствии с предписаниями уголовно-процессуального законодательства и внутриведомственными рекомендациями. При этом очевидна необходимость конкретизации особенностей организации и методического обеспечения использования криминалистических методов, средств и рекомендаций при раскрытии и расследовании общеуголовных и экономических преступлений6.

Отметим, что широкий спектр и разнообразие научных трудов ведущих отечественных ученых-криминалистов доказывают актуальность и большую практическую значимость дальнейшего совершенствования криминалистической подготовки субъектов раскрытия и расследования преступлений в целях формирования у них профессиональных навыков и умений. В связи с этим, по нашему мнению, можно выделить три основных направления совершенствования криминалистической подготовки сотрудников правоохранительных органов, в частности:

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2019

1) практическая криминалистическая подготовка в целях формирования профессиональных навыков;

2) технологизация образовательного процесса;

3) развитие надпрофессиональных навыков у обучающихся.

Рассмотрим каждое из обозначенных направлений.

1. Формирование профессиональных навыков, направленных на освоение и практическую реализацию возможностей криминалистики в целях раскрытия и расследования преступлений — основная задача криминалистической подготовки субъектов раскрытия и расследования преступлений.

В результате опроса, проведенного нами в 14 субъектах Российской Федерации в период 2017 — 2018 гг. среди сотрудников следственных подразделений, подразделений органов дознания, оперативно-розыскных аппаратов и экспер-тно-криминалистических подразделений, в порядке самооценки определялся уровень криминалистической подготовки, полученной ими в период обучения.

Было установлено, что значительная часть опрошенных сотрудников (42%) оценивают свою криминалистическую подготовку, полученную в период обучения в высших учебных заведениях, выше среднего, однако 28% респондентов оценивают ее как низкую или ниже средней. При этом замечено, что многие из тех, кто отрицательно оценил свою подготовку, проходили обучение не в ведомственных учебных заведениях правоохранительной системы. Формированию криминалистических навыков в них уделялось незначительное внимание, занятия проводились формально или отсутствовали вовсе.

Более благоприятная картина складывается при оценке респондентами своей криминалистической подготовки с учетом приобретенного на службе опыта. Количество сотрудников, которые оценивают свои профессиональные криминалистические навыки как «достаточные» и «отличные», составляет, соответственно, 79% и 8%. При этом доля тех, кто считает себя недостаточно подготовленными, составляет 13%.

Здесь следует отметить вполне адекватную самокритичность, поскольку большинство из них являются молодыми сотрудниками, стаж работы которых в занимаемых должностях составляет менее трех лет и им еще предстоит перенять опыт у старших коллег и, разумеется, самостоятельно получить определенные профессиональные навыки.

Вышеизложенные данные свидетельствуют о неотъемлемости практической составляющей в процессе криминалистической подготовки субъектов раскрытия и расследования преступлений. Это способствует формированию у обучающихся системы навыков и умений тактически грамотно реализовывать в поисково-познавательной деятельности и в процессе доказывания криминалистические методы, средства и рекомендации.

Рассмотрим некоторые примеры использования в образовательном процессе специализированных криминалистических комплексов, в которых обучающиеся решают приближенные к реальным условиям задачи.

Например, в Белгородском юридическом институте МВД России имени И.Д. Путилина на протяжении нескольких лет успешно функционирует межкафедральный криминалистический полигон, деятельность которого сориентирована на практическую подготовку обучающихся, на формирование у них системного представления о различных направлениях криминалистической деятельности сотрудников органов внутренних дел. На полигоне проводит занятия не только кафедра криминалистики, но и кафедры уголовного процесса, оперативно-розыскной деятельности, обеспечения безопасности на объектах транспорта и другие7.

Занимаясь в данном комплексе, курсанты и слушатели действуют на таких ситуационных объектах, как «участок местности», «участок магистрального трубопровода», «осмотр мест происшествий по фактам краж из помещений финансово-кредитных организаций (банков)», «осмотр мест происшествий на объектах железнодорожного транспорта», «осмотр мест дорожно-транспортных происшествий» и др. Соответственно, на полигоне представлена необходимая материально-техническая база, которой оборудованы аудитории и объекты на местности.

В этом отношении заслуживает внимания опыт Волгоградской академии МВД России, где созданы лаборатории экспертно-криминалисти-ческой деятельности в учебно-научных комплексах. Проведение занятий в условиях таких лабораторий вызывает неподдельный интерес у обучаемых, поскольку напрямую связан с их будущей профессиональной деятельностью. На базе комплекса курсанты и слушатели индивидуально и коллективно выполняют научно-исследовательские работы и решают научные проблемы, имея при этом возможность подавать заявки для получения патентов на полезные изобретения и

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2019

рацпредложения, внедрять результаты своих исследований в экспертную практику8.

Деятельность таких лабораторий инициирует у обучаемых потребность в более основательной теоретической подготовке. Это обусловлено их пониманием взаимосвязи криминалистической теории и практики, истории их развития и современных проблем следственной практики.

2. Технологизация криминалистической подготовки сотрудников правоохранительных органов следует из общей тенденции освоения компьютерных и цифровых технологий в различных сферах жизнедеятельности общества и государства. К тому же одной из отличительных черт современного общества является широкое распространение информационных и коммуникационных технологий, доступность большого количества гаджетов и девайсов.

Согласно Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2018 — 2025 гг., принятой постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642, в нашей стране поставлена амбициозная задача по массовому внедрению в учебный процесс он-лайн-образования, характеризуемого десятикратным увеличением до 2025 г. численности граждан, прошедших обучение с использованием онлайн-курсов.

В учебных заведениях МВД России в рамках электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) функционируют порталы дистанционного обучения. Сотрудники правоохранительных органов, которые обучаются в данных вузах, могут без отрыва от работы находить интересующие их материалы по учебным дисциплинам и решать размещаемые там же задания для прохождения промежуточных аттестаций.

Многие, в том числе ведущие высшие учебные заведения России и мира, размещают в открытом доступе записи своих лекционных и практических занятий в различных областях науки и искусства, которые пользуются большой популярностью у пользователей Интернета. Для этого достаточно сделать в поисковом сервисе следующие запросы: «онлайн-курсы ведущих университетов», «онлайн-курсы по юриспруденции» и т.д., после чего свободно можно ознакомиться с предоставленными интерактивными материалами.

По состоянию на сегодняшний день учебные заведения правоохранительных министерств и ведомств, в связи со спецификой осуществляемой ими деятельности и наличием сведений ог-

раниченного доступа, имеют дефицит таких материалов.

В настоящее время происходит качественная трансформация преступной деятельности, непосредственным образом влияющая на деятельность правоохранительных органов, которые опираются на криминалистику как науку о методах, средствах и рекомендациях, направленных на оказание помощи в борьбе с преступностью, и как учебную дисциплину, призванную в процессе обучения подготовить компетентных в этом отношении сотрудников.

В данном направлении наше государство обладает значительным творческим и научным потенциалом.

В подтверждение этому обратимся к высказыванию H.H. Федотова: «Особенности советской системы высшего образования, особенно ее исследовательский уклон в подготовке кадров, привели к тому, что российские специалисты отличаются от западных креативностью, способностью быстро осваивать новые знания, критичностью мышления — это как раз то, что требуется для успешного совершения компьютерных преступлений и их раскрытия»9.

Причем нередко наиболее квалифицированные в этой сфере кадры подготавливаются в гражданских, а не в ведомственных образовательных учреждениях. И уже в результате взаимодействия правоохранительных органов с негосударственными компаниями, специализирующимися в сфере кибербезопасности и информационных технологий, проявляются соответствующие проблемы и возможности их успешного решения. В связи с этим заметим, что актуализировалась проблема подготовки специалистов в области судебной компьютерно-технической экспертизы.

Технологизация криминалистической подготовки сотрудников правоохранительных органов может совершенствоваться по следующим направлениям:

■ разработка универсальной концепции развития технологизации криминалистики;

■ улучшение базового уровня работы обучающихся с использованием современных технологий;

■ своевременная переподготовка сотрудников правоохранительных органов для повышения их квалификации в обозначенной сфере;

■ формирование готовности к ознакомлению с новыми технологиям и мотивиро-

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2019

вание к их эффективному использованию на практике10.

3. Развитие надпрофессиональных навыков субъектов раскрытия и расследования преступлений — одно из важнейших условий реализации инновационных подходов в криминалистической науке и практике.

Выступая 21 октября 2017 г. на XIX Всемирном фестивале молодежи и студентов в городе Сочи, Президент Российской Федерации В.В. Путин указал, что «конкурентные преимущества получат те люди, которые не просто обладают набором интересных и важных знаний, а обладают тем, что сегодня называют soft skills, обладают и креативным, и плановым, и другими видами мышления»11.

В XXI в. именно «soft skills-компетенции», или «гибкие навыки», в совокупности с профессиональными навыками позволяют в полной мере раскрыть потенциал человека в различных сферах деятельности. Ведь если помимо специализированных навыков человек обладает знаниями из других областей науки, он может успешно их комбинировать для эффективного решения поставленных перед ним задач. Это особенно важно для криминалистики, которая по своей природе является синтезированной отраслью знания и призвана интегрировать в своем развитии достижения иных наук.

Выделим такие надпрофессиональные компетенции, которые формируют навыки эффективной работы сотрудников, а именно: умение работать в команде, целеполагание, стрессоус-тойчивость, ответственность и управление вре-менем12. В данном вопросе, как нам представляется, большое значение для их развития, в процессе реализации криминалистической подготовки субъектов раскрытия и расследования преступлений, имеет разделение на индивидуальную и коллективную подготовку.

Первая носит строго персонифицированный характер достижения конечной цели. Основной акцент делается на максимально продуктивных действиях сотрудника с учетом его личностных качеств и предоставляемых ресурсов.

Вторая, в свою очередь, направлена на достижение результата группой, в которой каждый из участников играет отведенную роль и выполняет определенные функции. Для данного вида подготовки характерны слаженность действий команды, умение находить компромисс, видеть конечную общую цель, ответственно решать поставленные задачи.

В заключение заметим, что кроме криминалистической подготовки субъектов раскрытия и расследования преступлений, отвечающей реалиям современной преступности и потребностям следственной практики, следует помнить о необходимости развития у обучающихся личных, деловых и профессиональных качеств. Это обусловлено тем, что именно человек и профессионал своего дела играют определяющую роль в защите интересов общества и государства на современном этапе развития науки и технологий.

1 Яблоков Н.П. Некоторые проблемы криминалистики в свете сегодняшнего дня // Известия Тульского гос. унта. Экономич. и юрид. науки. 2013. № 4-2. С. 137.

2 Криминалистика: Учебник / Отв. ред. Н.П. Яблоков. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2005. С. 38.

3 Колдин В.Я. Актуальные проблемы методологии криминалистики и судебной экспертизы // Теория и практика судебной экспертизы. 2011. № 1 (21). С. 13.

4 Волынский А.Ф., Тишутина И.В. Криминалистическое обеспечение раскрытия и расследования преступлений как учебная дисциплина // Известия Тульского гос. унта. Экономич. и юрид. науки. 2017. № 2-2. С. 9.

5 Ищенко Е.П., Кручинина Н.В. О роли криминалистики в системе высшего юридического образования // Вестник Университета им. О.Е. Кутафина. 2017. № 5 (33). С. 33—34.

6 ВолынскийА.Ф. Криминалистическое обеспечение раскрытия и расследования преступлений: Учеб. пособие. М.: Моск. ун-т МВД России им. В.Я. Кикотя, 2016. С. 173.

7 Бодяков В.Н., Борисенко К.А. Роль криминалистической подготовки сотрудников оперативных подразделений в деятельности по выявлению и раскрытию преступлений коррупционной направленности в уголовно-исполнительной системе // Вестник Тверского гос. унта. Сер.: Право. 2017. № 4. С. 138.

8 Курин А.А., Дронова О.Б. Особенности преподавания дисциплины «Криминалистика» при подготовке специалистов для экспертно-криминалистических подразделений МВД России // Общество и право. 2014. № 1 (47). С. 321.

9 Федотов H.H. Форензика — компьютерная криминалистика / Под ред. Н.Н. Федотова. М.: Юрид. мир, 2007. С. 26.

10 Савельева М.В., Смушкин А.Б. Технологизация криминалистики // Вестник Саратовской гос. юрид. академии. 2017. № 5 (118). С. 256.

11 Стенограмма выступления Президента РФ. Сессия «Молодежь-2030. Образ будущего» // URL: https://kremlin. ru/events/president/news/55890 (Дата обращения: 10.01.2019)

12 Спенсер Л. и Спенсер С. Компетенции на работе / Лайл Спенсер, Сайн Спенсер / Пер. с англ. А. Яковенко. М.: Изд-во ГИППО, 2010. С. 347—348.

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2019

Библиографический список

1. Бодяков В.Н, Борисенко К.А. Роль криминалистической подготовки сотрудников оперативных подразделений в деятельности по выявлению и раскрытию преступлений коррупционной направленности в уголовно-исполнительной системе // Вестник Тверского гос. ун-та. Сер.: Право. 2017. № 4. С. 135—143.

2. ВолынскийА.Ф. Криминалистическое обеспечение раскрытия и расследования преступлений: Учеб. пособие. М.: Моск. ун-т МВД России им. В.Я. Кикотя, 2016. 196 с.

3. Волынский А.Ф, Тишутина И.В. Криминалистическое обеспечение раскрытия и расследования преступлений как учебная дисциплина // Известия Тульского гос. ун-та. Эконом. и юрид. науки. 2017. № 2-2. С. 3—11.

4. Ищенко Е.П., Кручинина Н.В. О роли криминалистики в системе высшего юридического образования // Вестник Университета им. О.Е. Кутафина. 2017. № 5 (33). С. 28—36.

5. Колдин В.Я. Актуальные проблемы методологии криминалистики и судебной экспертизы // Теория и практика судебной экспертизы. 2011. № 1 (21). С. 12—18.

6. Криминалистика: Учебник / Отв. ред. Н.П. Яблоков. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2005. 781 с.

7. Курин A.A., Дронова О.Б. Особенности преподавания дисциплины «Криминалистика» при подготовке специалистов для экспертно-крими-налистических подразделений МВД России // Общество и право. 2014. № 1 (47). С. 319—324.

8. Савельева М.В., Смушкин А.Б. Технологи-зация криминалистики // Вестник Саратовской гос. юрид. академии. 2017. № 5 (118). С. 254— 257.

9. Спенсер Л. и Спенсер С. Компетенции на работе / Лайл Спенсер, Сайн Спенсер / Пер. с англ. А. Яковенко. М.: Изд-во ГИППО, 2010. 384 с.

10. Стенограмма выступления Президента РФ. Сессия «Молодежь-2030. Образ будущего» // URL: https://kremlin.ru/events/president/news/55890 (Дата обращения: 10.01.2019)

11. Федотов H.H. Форензика — компьютерная криминалистика / Под ред. H.H. Федотова. М.: Юрид. мир, 2007. 432 с.

12. Яблоков Н.П. Некоторые проблемы криминалистики в свете сегодняшнего дня // Известия Тульского гос. ун-та. Экономич. и юрид. науки. 2013. № 4-2. С. 137—141.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Для

Гражданское право.

6-е изд., перераб. и доп. Учебник. 2019 г. 768 с. Гриф МО РФ.

Гриф НИИ образования и науки. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник» Под ред. А.Н. Кузбагарова, В.Н. Ткачёва

978-5-238-03169-9

В шестом издании учебника рассмотрены основные положения гражданского права. Системно и последовательно изложены основные элементы курса Гражданское право, раскрыто содержание центральных институтов гражданско-правовой науки, представлены современные классификации изучаемых понятий гражданского права как отрасли российского права.

студентов, аспирантов, преподавателей юридических вузов, практических ра-

ботников и всех тех, кто интересуется вопросами гражданского права.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.