Научная статья на тему 'Криминалистическая тактика: вопросы преподавания'

Криминалистическая тактика: вопросы преподавания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4846
304
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИМИНАЛИСТИКА / КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ТАКТИКА / ПРЕПОДАВАНИЕ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ТАКТИКИ / ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ / CRIMINAL SCIENCE / CRIME DETECTION TACTICS / TEACHING OF CRIME DETECTION TACTICS / TRADITIONAL AND INNOVATIVE APPROACHES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якушин Станислав Юрьевич

Статья посвящена актуальным вопросам преподавания криминалистической тактики. На базе анализа специальной литературы и сложившегося опыта преподавания прослежены современные дидактические возможности организации учебного процесса, использования различных технологий обучения криминалистике, а также освоения спецкурса, посвященного проблемам криминалистической тактики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Якушин Станислав Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to urgent problems of teaching detection tactics. Based on the analysis of special literature and personal teaching experience, we investigate modern didactic means for organization of educational process, use of various technologies in teaching crime detection, and for development of a special course that deals with the problems of crime detection tactics.

Текст научной работы на тему «Криминалистическая тактика: вопросы преподавания»

____________УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Том 153, кн. 4 Гуманитарные науки

2011

УДК 343.98

КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ТАКТИКА:

ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ

С.Ю. Якушин Аннотация

Статья посвящена актуальным вопросам преподавания криминалистической тактики. На базе анализа специальной литературы и сложившегося опыта преподавания прослежены современные дидактические возможности организации учебного процесса, использования различных технологий обучения криминалистике, а также освоения спецкурса, посвященного проблемам криминалистической тактики.

Ключевые слова: криминалистика, криминалистическая тактика, преподавание криминалистической тактики, традиционные и инновационные подходы.

На сегодняшний день криминалистика является основным проводником достижений естественных, технических и гуманитарных наук в сферу судопроизводства. Это обстоятельство определяет основные тенденции развития криминалистической науки, расширение и видоизменение решаемых ею задач, отражается на содержании учебного курса «Криминалистика» и особенностях его преподавания (см. [1, с. 795]).

В течение ряда лет в Казанском университете преподается специальный учебный курс, посвященный актуальным проблемам криминалистической тактики. Содержание спецкурса и накопленный опыт преподавания этого материала нашли отражение в опубликованных работах [2-6].

Основными задачами преподавания спецкурса мы считаем формирование у студентов углубленных знаний о закономерностях тактико-криминалистического обеспечения предварительного и судебного следствия, приобретение обучаемыми навыков самостоятельного творческого решения ситуационных тактических задач за счет принятия оптимальных тактических решений при наличии альтернативных возможностей, а также навыков применения тактико-криминалистических средств и рекомендаций в деятельности по расследованию преступлений и судебному рассмотрению уголовных дел.

На занятиях по спецкурсу раскрываются современные представления о предмете, задачах, системе криминалистической тактики, анализируются сущность, основные свойства, виды тактических приемов, комбинаций и операций, применяемых на предварительном и в судебном следствии, а также вскрываются допускаемые в практике типичные тактические ошибки. Значительное внимание в курсе уделяется проблемам использования тактических средств, основанных на положениях логики, научной организации труда, психологии. Структура

дисциплины включает три основных раздела: теоретические основы криминалистической тактики; проблемы тактико-криминалистического обеспечения предварительного следствия; проблемы тактико-криминалистического обеспечения судебного следствия1. Такое построение изучаемого материала, по нашему мнению, отражает как узловые теоретические вопросы современной криминалистической тактики, так и актуальные для следственной и судебной практики проблемы.

В преподавании курса используются такие сложившиеся формы учебного процесса, как лекции и практические (семинарские) занятия. На занятиях раскрываются теоретические вопросы следственной и судебной тактики, анализируются тактические аспекты конкретных следственных и судебных ситуаций. В процессе преподавания дисциплины автор, наряду с другими материалами, использует личный опыт работы в качестве следователя.

Криминалистика - наука прикладная, ее основная функция - обслуживание досудебного и судебного производства. Главной задачей криминалистики была и остается борьба с преступностью. Вместе с тем, как справедливо отмечалось в специальной литературе, криминалистические рекомендации уже активно используются в гражданском судопроизводстве, производстве по делам об административных правонарушениях, особенно при осуществлении административных расследований (см. [1, с. 796]). Очевидно, что судьи и лица, рассматривающие дела об административных правонарушениях, должны владеть криминалистическими тактическими приемами эмоционального и логического воздействия, применять тактические комбинации. В этой связи необходимым в современных условиях следует признать изучение криминалистики, в том числе криминалистической тактики, всеми будущими юристами, что подтверждается включением криминалистики в базовый комплекс дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения по направлению подготовки «Юриспруденция» (см. [8]).

На прошедших недавно научно-практических конференциях отмечено значение криминалистики как учебной дисциплины, обеспечивающей в современных условиях необходимый профессиональный кругозор всякого юриста. В литературе приведены примеры успешного использования достижений криминалистики в гражданском и арбитражном процессах, в том числе проведения криминалистической экспертизы документов, использования тактикопсихологических приемов получения свидетельских показаний, предъявления различных доказательств и др. (см. [9, с. 18-19]).

Криминалистику сегодня считают значимой составляющей полноценного юридического образования. Резко возросла роль криминалистики и судебной экспертизы в сфере гражданского судопроизводства при рассмотрении и разрешении многих хозяйственных, административных, семейных, трудовых и иных гражданских споров. Справедливо мнение, что ни одна из юридических дисциплин так не способствует формированию юридического мышления, как криминалистика (см. [10, с. 87-88]).

1 Как уже неоднократно отмечалось в литературе, отечественная криминалистика не ограничена в своих рекомендациях досудебными стадиями, весьма актуальной представляется проблема развития тактики судебного следствия на основе анализа практики нынешней модели уголовного судопроизводства (см. [7, с. 21] и др.).

При оценке направлений развития науки и учебной дисциплины криминалистики в современных условиях специалистами отмечается, что сегодня на первый план выходят закономерности получения информации о преступлении, работы с юридическими фактами в разных видах правоприменительной деятельности, а не только в уголовном процессе. Крайне заманчива и обоснованна перспектива трансформации предмета криминалистики из полицейской науки в информационную, базовую науку по отношению ко всем отраслям права. В целом, как нам представляется, практически все рекомендации криминалистики из разделов техники и тактики грамотно трансформируются в рекомендации к любому виду юридической деятельности. По сути, на первый план здесь уже выходит не работа с доказательствами, но умелое, технически и тактически грамотное оперирование информацией - потенциальной и реальной. Потребность юридического сообщества в указанных рекомендациях высока, интерес к криминалистической специализации при таком подходе к определению сути и назначения учебной дисциплины увеличивается (см. [11, с. 36-37]). Профессор Н.П. Ябло-ков считает современную криминалистику юридической наукой, позволяющей моделировать технологию любой правоприменительной деятельности (см. [12]).

Рассмотрим некоторые актуальные вопросы преподавания криминалистической тактики в современных условиях.

Криминалистика - наука о содержательной стороне уголовного судопроизводства. По мнению специалистов, в подготовке юристов в вузе криминалистика - единственная учебная дисциплина о сущности расследования и судебного разбирательства уголовных дел. Преподавание криминалистики, в том числе криминалистической тактики, имеет ряд особенностей. Прежде всего это связано с необходимостью не только передать студенту теоретические знания, но и научить его самостоятельным практическим действиям, привить первичные практические навыки расследования. Лабораторные и практические занятия по криминалистике и соответствующим спецкурсам позволяют вырабатывать у студентов необходимые начальные навыки организации расследования, тактики производства следственных действий, а также исследования доказательств в суде.

В литературе справедливо отмечается необходимость периодического повышения квалификации преподавателей криминалистики, а также целесообразность наличия у них собственного опыта работы в правоохранительных органах. Преподаватель криминалистики должен поддерживать постоянную деловую связь с органами расследования, изучать и знать практику их деятельности, что дает возможность более продуктивно изучать и усваивать следственную практику, передавать эти знания и навыки студентам (см. [13, с. 10-11]). Вместе с тем, как указывалось специалистами, преподавание криминалистики в настоящее время во многих вузах осуществляется непрофессионально, сводится к рассказу о ее возможностях и не проводит к выработке умений и навыков - криминалистических компетенций, способности и потребности применять криминалистические технологии в конкретных ситуациях раскрытия и расследования преступлений. Происходит это потому, что большая часть преподавателей кафедр криминалистики вузов к криминалистической практике никакого отношения не имели и не имеют, а значит, по сути, носителями криминалистических технологий не являются. Поэтому должно стать правилом

наличие у преподавателя криминалистики собственного следственного или экспертного опыта (см. [14, с. 49-50]).

Мы разделяем высказанное в специальной литературе мнение о целесообразности более широкого внедрения информационных компьютерных технологий в обеспечение учебного процесса и полагаем такие технологии вполне приемлемыми для преподавания криминалистической тактики. Развитие информационных технологий дает широкие возможности для индивидуального творчества педагогов и студентов, в том числе для применения новых методов преподавания и повышения качества получаемого образования. Так, зарубежный опыт использования Интернета в обучении показывает, что традиционные формы и приемы преподавания нуждаются в модернизации. Современное обучение требует от студентов активного участия в учебном процессе. Сегодня преподаватель выступает не только в роли распространителя информации, но и как консультант обучаемого. Это приучает студента мыслить самостоятельно, выдвигать свои точки зрения, моделировать реальные ситуации. Как известно, уровень образовательных услуг в значительной степени зависит от доступности информации, а ее объем, как правило, ограничивается имеющимися в читальном зале библиотеки учебниками, пособиями. Нередко доступ студента к первоисточникам, современным журналам и другим материалам затруднен. Фонды читальных залов вузовских и других библиотек не могут обновляться так же оперативно, как ресурсы Интернета. Предлагается активнее использовать в учебном процессе электронные учебники и учебные пособия, в которые полезно включать различные тестовые задания. Размещенные на соответствующих сайтах материалы могут оказать значительную помощь в самостоятельной подготовке студентов. Проанализировав ответы студентов, преподаватель может вносить определенные коррективы в свою работу с учетом степени усвоения определенного материала. Кроме того, проведение занятий с использованием компьютерных программ и баз данных вносит разнообразие в учебный процесс, делает занятие более интересным и запоминающимся для студентов.

При изучении криминалистической тактики целесообразно использование компьютерных тренажеров для отработки навыков и умений производства таких следственных действий, как осмотр места происшествия, обыск, следственный эксперимент, проверка показаний на месте и др. Применение таких средств позволяет работать с каждым студентом индивидуально, а также осуществлять групповые занятия, наделяя студентов ролевыми функциями. В специальной литературе уже отмечалось, что использование для тренинга информационных технологий в сочетании с деятельностным подходом позволяет сформировать ориентировочную часть действий следователя за существенно более короткий срок, чем это происходит, когда он учится на собственных ошибках в течение нескольких лет работы (см. [15, с. 42]).

Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового опыта отдельных ученых, авторских научно-исследовательских коллективов и научных школ. В качестве содержания инновации могут выступать: научно-теоретическое знание определенной новизны, новые эффективные образовательные технологии, выполненный в виде технологического описания проект эффективного научно-педагогического опыта, готового

к внедрению. Одним из требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения является реализация компетентностного подхода в обучении, что предполагает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий, например компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, тренингов и т. п. В этих условиях высказывается мнение о том, что значительная часть практических занятий по криминалистике и соответствующим спецкурсам может проводиться в интерактивном режиме, что позволяет обучающимся лучше усвоить учебный материал, а процесс обучения приобретает ориентированный на практику характер. В литературе публиковались сведения о том, каким образом некоторые инновационные проекты позволяют получить необходимые знания, умения и навыки при проведении практических занятий по криминалистике с использованием интерактивных форм обучения (см. [16] и др.).

Полагаем, что в процессе преподавания криминалистической тактики целесообразно использование разнообразных компьютерных обучающих программ, которые включают в себя определенные алгоритмы действий следователя. При этом преподаватель может моделировать ту или иную следственную ситуацию и сформулировать задания по решению соответствующей тактической задачи. Результатом работы будет принятое студентом на основе анализа предложенной следственной ситуации соответствующее тактическое решение при наличии альтернативных возможностей.

Интернет может успешно использоваться для информационного взаимодействия со студентами, особенно заочной формы обучения, и осуществления контроля за качеством и сроками выполнения учебных заданий. Студенты могут знакомиться с предложенными в Интернете материалами как в компьютерном классе учебного заведения, так и подключившись к сети по месту жительства, работы. В системе заочного обучения эффективным является использование фондов лекций, созданных за счет применения цифровой видеозаписи. Такой фонд лекций по криминалистике, криминалистическим спецкурсам может использоваться и в международном обмене опытом преподавания этих дисциплин.

Расширяет дидактические возможности преподавателя использование специально созданных для этой цели порталов дистанционного обучения, где кроме традиционной учебно-методической документации размещены сведения о полнотекстовых источниках по изучаемым темам, мультимедийные презентации, словари, справочники, а также электронные тесты для самостоятельной проверки знаний.

В современных условиях учебного процесса повышается значение самостоятельной работы студентов. Во многих европейских вузах акцент в учебном процессе делается именно на эту форму работы. Следует совершенствовать и формы контроля знаний, для чего, в частности, в течение учебного периода необходимо последовательно использовать текущий, промежуточный и итоговый контроль, в том числе шире использовать возможности письменных экзаменов по заранее разработанной методике.

Полезной представляется практика проведения тематических телемостов с помощью интернет-видеосвязи. В рамках телемоста возможна трансляция

диалоговой лекции, в ходе которой лектору могут быть заданы те или иные вопросы. В литературе сообщалось об опыте создания в сети Интернет группы «Консультации студентов по криминалистике» (Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского, г. Симферополь, Украина), где преподаватель отвечает на вопросы студентов, возникшие при изучении предмета, размещаются сведения о новых технологиях в криминалистике, видеозадания, детективные задачи, результаты тестового контроля и текущий рейтинг студентов (см. [17, с. 792-794]). У компьютерных технологий, в том числе использования Интернета в образовательном процессе большое будущее, поэтому правы те преподаватели, кто это понимает и принимает для их внедрения в свою работу необходимые меры (см. [18]).

Разделяя эти взгляды, вместе с тем полагаем, что использованием таких технологий нельзя полностью заменить живое общение преподавателя и студента. Поэтому, очевидно, необходимо гармоничное сочетание таких методов со сложившимися классическими формами преподавательской деятельности.

Мы апробировали в своей работе практику использования компьютерных технологий и считаем целесообразным активное ее применение не только на практических занятиях, но и в процессе чтения лекций, когда теоретический материал сопровождается презентацией с компьютера на большой экран в лекционной аудитории. Применительно к освещаемым на лекциях темам криминалистической тактики полезно использовать визуальную информацию в виде схем, фото- и видеоизображений фрагментов сюжетов производства процессуальных следственных действий и др. Опыт показывает, что из всех средств визуализации, используемых на занятиях по криминалистической тактике, наиболее эффективными являются компьютерные презентации, поскольку наличие компьютерного видеоряда позволяет существенно активизировать образноассоциативное восприятие информации студентами.

Как отмечалось в литературе, в подавляющем большинстве случаев следователи «работают с различными ситуациями либо исходя из своего опыта, либо интуитивно, поскольку в большинстве вузов обучение студентов криминалистике ведется традиционно, по старинке, без учета ситуационных факторов» [19, с. 17]. Поэтому в учебном процессе по криминалистической тактике считаем весьма плодотворным использование разнообразных средств и методов, позволяющих имитировать различные следственные ситуации (ситуационные игры), что позволяет включать студента в условия профессиональной деятельности и за счет этого непосредственно приобщать его к поиску наиболее оптимальных тактических решений, выбору соответствующих тактических средств решения возникающих в той или иной ситуации тактических задач. Как было отмечено специалистами, в ситуационной игре обучаемый оказывается поставленным в условия, близкие к реальным, и должен, тратя минимум времени на размышления, действовать именно здесь и сейчас (см. [20, с. 54]).

Изучение тем криминалистической тактики будет более эффективным благодаря использованию возможностей компьютерного моделирования возникающих при расследовании и судебном разбирательстве типичных ситуаций. При этом студенты сами могут оценить сложившуюся обстановку, оценить предлагаемые варианты поведения и принять необходимое тактическое решение. Такой

методический прием помогает студенту намного полнее представить себе процесс оценки возникшей ситуации.

По мнению профессора Н.П. Яблокова, актуальной задачей в преподавании криминалистики является обучение студентов современному криминалистическому мышлению (см. [21, с. 27, 32]). В этой связи полагаем, что моделирование типовых следственных ситуаций позволяет формировать у студентов криминалистическое ситуационное мышление и эвристические навыки в решении тактических задач расследования. Считаем, что метод ситуационного моделирования является основой в обучении студентов принятию тактических решений в различных следственных ситуациях.

В преподавании, в том числе криминалистических спецкурсов, целесообразно использовать методы сравнительного правоведения. Информация о накопленном зарубежном опыте тактико-криминалистического обеспечения уголовного судопроизводства будет полезна как в научной деятельности преподавателей, так и в их работе по совершенствованию курсов лекций, практики проведения лабораторных занятий, разработке новых спецкурсов. В литературе освещался вопрос о возможных направлениях использования зарубежного опыта в совершенствовании содержательной и методической стороны обучения криминалистике (см. [22, с. 783-784] и др.).

Считаем важным в организации учебного процесса учитывать, что на практике отдельная юридическая дисциплина не используется изолированно. Например, осматривая место происшествия, следователь наряду с реализацией уголовно-процессуальных норм для определения предмета доказывания по делу использует и нормы уголовного законодательства, применяет научные рекомендации, разработанные криминалистикой и юридической психологией. Поэтому следует внимательно отнестись к предложениям о построении учебного плана в особом, блочно-модульном ключе, что предполагает преподавание соответствующих дисциплин во взаимосвязанных однотипных блоках. При этом внимание студентов сосредотачивается то на предметах гражданско-правового цикла (1-3 курсы), то на уголовно-правовых дисциплинах, когда они комплексно и последовательно изучают уголовное право, криминологию, уголовно-исполнительное право, уголовный процесс, прокурорский надзор, криминалистику и юридическую психологию.

Заслуживает внимания и поддержки практика использования такой формы проведения занятий, как комплексные деловые игры по нескольким взаимосвязанным дисциплинам, например: расследование преступлений различных видов -компьютерные деловые игры по уголовному праву, уголовному процессу, криминалистике, теории и практике судебной экспертизы; судебные заседания по уголовным и гражданским делам - гражданский и арбитражный процесс, криминалистика, теория и практика судебной экспертизы; рассмотрение дела об административном правонарушении - административное право, криминалистика, теория и практика судебной экспертизы (подробнее см. [1, с. 800]).

Необходимо дальнейшее совершенствование методических основ обучения криминалистической тактике, в том числе технологий подачи лекционного материала, активное использование проблемного метода обучения, применение возможностей компьютерных информационных технологий, активизация и разра-

ботка новых форм обеспечения и контроля самостоятельной работы студентов. Например, при чтении лекций следует активнее использовать сравнительные методы, показать исторический аспект проблемы, ее современное состояние и обозначить перспективы развития. Увеличение информационной насыщенности лекций обеспечивается и использованием в ходе занятия заранее подготовленных раздаточных материалов, слайдов и компьютерных презентаций, которые могут применяться для демонстрации предлагаемых схем, статистических данных, словарей, фрагментов сюжетов производства следственных действий и т. п. (см. [22, с. 784-785]).

В специальной литературе высказывалось мнение о методических преимуществах одновременного чтения лекций по криминалистике двумя специалистами. В одном случае это преподаватель и практик (например, криминалист), в другом - лекция читается в форме дискуссии двумя преподавателями (см. [22, с. 786]). Полагаем, что постоянное применение такого методического приема в отечественном учебном процессе вряд ли возможно. Однако следует признать его очевидную полезность в ситуациях проведения научно-практических конференций, встреч студентов с практическими работниками.

Преподавание криминалистической тактики в условиях двухуровневой системы высшего юридического образования, очевидно, должно быть дифференцировано.

Криминалистика, как известно, включена в базовый комплекс дисциплин, изучаемых бакалаврами в обязательном порядке. Требования нового стандарта к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата заключаются в обладании выпускником определенными профессиональными и иными компетенциями. Причем акценты в обучении смещаются с лекций на семинарские и практические занятия, самостоятельную работу студента. Все это вместе с неизбежным сокращением часов аудиторных занятий при четырехлетнем обучении вызывает необходимость пересмотра традиционных подходов к преподаванию криминалистики. В частности, при изучении криминалистической тактики бакалаврами предлагается делать акцент на использовании компьютерных тренажеров для отработки навыков и умений производства отдельных следственных действий (см. [23, с. 25, 28]).

Считаем, что при подготовке бакалавров в рамках курса криминалистики следует преподавать им основные положения криминалистической тактики с прикладным практическим уклоном. При обучении магистров рекомендуется углублять их познания в теоретических вопросах криминалистической тактики, для чего наряду с базовым курсом криминалистики могут использоваться соответствующие спецкурсы. Такой подход, как отмечалось, позволит готовить кри-миналистов-практиков, востребованных правоприменительными органами (бакалавры) и криминалистов-теоретиков, способных претендовать на занятие руководящих должностей, осуществлять разработку научно-методических рекомендаций, аналитическую и преподавательскую деятельность (см. [10, с. 90]).

Сложившиеся условия общественного развития требуют использования в учебном процессе юридических вузов и соответствующих факультетов университетов новых технологий подготовки специалистов, обладающих современными возможностями профессиональной деятельности.

Summary

S.Yu. Yakushin. Crime Detection Tactics: Problems of Teaching.

The article is devoted to urgent problems of teaching detection tactics. Based on the analysis of special literature and personal teaching experience, we investigate modern didactic means for organization of educational process, use of various technologies in teaching crime detection, and for development of a special course that deals with the problems of crime detection tactics.

Key words: criminal science, crime detection tactics, teaching of crime detection tactics, traditional and innovative approaches.

Литература

1. Российская Е.Р. Современные проблемы криминалистической дидактики // Кри-мшалютика XXI столгття: матерiали мгжнар. наук.-практ. конф., 25-26 листоп. 2010 р. - Харьшв: Право, 2010. - С. 795-800.

2. Якушин С.Ю. Тактические приемы при расследовании преступлений. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1983. - 102 с.

3. Тактика производства следственных действий (сб. задач) / Науч. ред. Н.В. Бахарев. -Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1994. - 171 с.

4. Якушин С.Ю. Тактические средства расследования преступлений: вопросы теории и практики. - Казань: Унипресс, 2002. - 119 с.

5. Якушин С.Ю. Проблемы следственной тактики. - Наб. Челны, 2007. - 205 с.

6. Якушин С.Ю. Криминалистическая тактика: вопросы теории и практики. - Казань: Казан. гос. ун-т, 2010. - 178 с.

7. Полстовалов О. В. Криминалистика в борьбе за «выживание» // Роль кафедры криминалистики юрид. фак. МГУ им. М.В. Ломоносова в развитии криминалистической науки и практики: в 2 т. - М.: МАКС Пресс, 2010. - Т. 2. - С. 20-24.

8. Россинская Е.Р. О необходимости изучения криминалистики студентами гражданско-правовой и государственно-правовой специализаций // Вестн. криминалистики. -2008. - № 4 (28). - С. 12-16.

9. Лушечкина М.А. Кого и как учить криминалистике? // Роль кафедры криминалистики юрид. фак. МГУ им. М.В. Ломоносова в развитии криминалистической науки и практики: в 2 т. - М.: МАКС Пресс, 2010. - Т. 2. - С. 17-20.

10. Ищенко Е.П. Место криминалистики в новой системе юридического образования // Роль кафедры криминалистики юрид. фак. МГУ им. М.В. Ломоносова в развитии криминалистической науки и практики: в 2 т. - М.: МАКС Пресс, 2010. - Т. 2. - С. 87-90.

11. Телегина Т.Д. Направления развития науки и учебной дисциплины криминалистики в современных условиях // Роль кафедры криминалистики юрид. фак. МГУ им. М. В. Ломоносова в развитии криминалистической науки и практики: в 2 т. - М.: МАКС Пресс, 2010. - Т. 2. - С. 33-38.

12. Яблоков Н.П. Роль криминалистики в правоприменительной деятельности и практике подготовки юристов широкого профиля // Вестн. криминалистики. -2008. - № 1 (25). - С. 10-15.

13. Зеленский В.Д. Отдельные вопросы преподавания криминалистики в современных условиях // Роль кафедры криминалистики юрид. фак. МГУ им. М.В. Ломоносова в развитии криминалистической науки и практики: в 2 т. - М.: МАКС Пресс, 2010. -Т. 2. - С. 10-12.

14. Хрусталев В.Н. Некоторые проблемы криминалистической теории, практики и дидактики // Роль кафедры криминалистики юрид. фак. МГУ им. М.В. Ломоно-

сова в развитии криминалистической науки и практики: в 2 т. - М.: МАКС Пресс, 2010. - Т. 2. - С. 46-51.

15. Толстолуцкий В.Ю. Дидактические вопросы преподавания криминалистики с использованием компьютерных технологий // Роль кафедры криминалистики юрид. фак. МГУ им. М.В. Ломоносова в развитии криминалистической науки и практики: в 2 т. - М.: МАКС Пресс, 2010. - Т. 2. - М.: МАКС Пресс, 2010. - С. 38-42.

16. Белов О.А. О некоторых особенностях использования интерактивных форм обучения при преподавании дисциплины «Криминалистика» в свете новых ФГОС ВПО // Роль кафедры криминалистики юрид. фак. МГУ им. М.В. Ломоносова в развитии криминалистической науки и практики: в 2 т. - М.: МАКС Пресс, 2010. - Т. 2. - С. 8-10.

17. Михайлов М.А. Телекоммуникационные технологии в преподавательской деятельности и научном общении криминалистов // Криміналістика XXI століття: матеріали міжнар. наук.-практ. конф., 25-26 листоп. 2010 р. - Харьків: Право, 2010. -С. 791-795.

18. Персичкина Н.В. Некоторые аспекты совершенствования образовательного процесса при подготовке юристов // Уголовный процесс и криминалистика: современные проблемы и пути их решения: Сб. ст. / Под ред. Т.С. Волчецкой. - Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2006. - С. 158-163.

19. Волчецкая Т.С. Криминалистическая ситуалогия. - М.; Калининград: Калинингр. гос. ун-т, 1997. - 247 с.

20. Волчецкая Т.С. Ситуационный подход в криминалистической дидактике как метод предотвращения следственных ошибок // Оптимизация уголовного судопроизводства: Сб. науч. тр. - Калининград, 2000. - С. 51-57.

21. Яблоков Н.П. Основные принципы деятельности кафедры криминалистики юридического факультета МГУ и современные тенденции развития криминалистики // Роль кафедры криминалистики юрид. фак. МГУ им. М.В. Ломоносова в развитии криминалистической науки и практики: в 2 т. - М.: МАКС Пресс, 2010. - Т. 2. - С. 26-32.

22. Волчецкая Т.С. Актуальные проблемы преподавания криминалистики на современном этапе (по материалам анализа зарубежного опыта) // Криміналістика XXI століття: матеріали міжнар. наук.-практ. конф., 25-26 листоп. 2010 р. - Харьків: Право, 2010. - С. 783-787.

23. Россинская Е.Р. Криминалистика и общая теория судебной экспертизы и их место в системе высшего юридического образования // Роль кафедры криминалистики юрид. фак. МГУ им. М.В. Ломоносова в развитии криминалистической науки и практики: в 2 т. - М.: МАКС Пресс, 2010. - Т. 2. - С. 24-29.

Поступила в редакцию 29.03.11

Якушин Станислав Юрьевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики Казанского (Приволжского) федерального университета.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.