Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗАХ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРА / ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / РОЛЕВАЯ ИГРА / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА / ФУНКЦИИ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рустамова Ф.М.

Данная статья посвящена изучению и исследованию особенностей использования педагогических игр и игровых технологий в качестве одного из главных аспектов повышения качества обучения русскому языку в нелингвистических вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF MOTIVATIONAL FEATURES OF GAMING TECHNOLOGY IN THE STUDY OF THE RUSSIAN LANGUAGE IN NON-LINGUISTIC UNIVERSITIES

This article is devoted to the study and research of the features of using pedagogical games and game technologies as one of the main aspects of improving the quality of Russian language teaching in non-linguistic universities.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗАХ»

УДК 37.02

Рустамова Ф.М. ассистент

Андижанский институт экономики и строительства

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗАХ

Аннотация: Данная статья посвящена изучению и исследованию особенностей использования педагогических игр и игровых технологий в качестве одного из главных аспектов повышения качества обучения русскому языку в нелингвистических вузах.

Ключевые слова: игра, игровые технологии, ролевая игра, познавательный интерес, дидактическая игра, функции игровой технологии.

Rustamova F.M. assistant

Andijan Institute of Economics and Construction

THE USE OF MOTIVATIONAL FEATURES OF GAMING TECHNOLOGY IN THE STUDY OF THE RUSSIAN LANGUAGE IN NON-LINGUISTIC UNIVERSITIES

Annotation: This article is devoted to the study and research of the features of using pedagogical games and game technologies as one of the main aspects of improving the quality of Russian language teaching in non-linguistic universities.

Keywords: game, game technology, role-playing game, cognitive interest, didactic game, game technology functions.

«Игра в руках хорошего организатора, - по словам К.Д. Ушинского, -превращается в действенное орудие, как обучения, так и воспитания, требуя от учеников большого умственного напряжения и в то же время принося им огромное удовольствие и удовлетворение». Необходимость подготовки педагога новой формации обуславливается решением подобных задач, требующих системно и целенаправленно разрабатывать и внедрять прогрессивные технологии в образовательный процесс. Игровые технологии представляют собой те средства, которые способствуют активизации деятельности студентов.

Заметим, что студент должен уметь интерпретировать и оценивать информацию, например, выделять в тексте противоречия и присутствующие в нем структуры, аргументировать свою точку зрения и т.д. При таком подходе к различным типам информации студент может эффективно использовать возможности электронно-образовательных ресурсов. Критически мыслящий студент умеет взаимодействовать с информационным

пространством, принимая многополярность окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках поднятых на занятии проблем.

Отличительная особенность игр заключается в том, что они являются не только развлечением или кратким перерывом, отдыхом, но и в том, что они могут быстро перерасти в обучение, воспитание, творчество, модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. Известно, что с древних времен, игры применялись с целью обучения младшего поколения старшими передавать набранный опыт. Под понятием «игровые педагогические технологии» зачастую подразумевается обширная группа методов и приемов организации образовательного процесса в форме различных педагогических игр. Отличительной особенностью педагогичеких игр является то, что они заключают в себе определенную цель обучения и определенный педагогический результат. Игровые технологии применяются с целью совершенствования познавательного интереса у учащихся через разнообразные игровые формы обучения.

Метод применения ролевых игр на современном этапе развития педагогики и психологии рассматривается как один из лучших педагогических приемов не только для пробуждения и поддержки интереса обучающихся к учебной деятельности, например к изучению русского языка с учетом профессиональных потребностей, но для эффективного оценивания знаний студентов, поскольку учащиеся, будучи вовлеченными в ролевую игру, приобретают возможность демонстрировать свои навыки и способности: речевые, слуховые, актерские и многие другие, связанные с логикой и критическим мышлением. Помимо этого, при помощи организации преподавателем ролевых игр в ходе занятия русского языка большинство пассивных студентов проявляют желание вовлеченности в учебно-образовательный процесс на ряду с другими учащимися, и это сказывается на пробуждении и постепенном повышении их мотивации к изучению русского языка.

В ходе широкого введения ролевых игр в учебную деятельность современного образования стало известно, что показатели интерактивности студентов в процессе изучения учебного материала, а в данном случае русского языка в нелингвистических вузах, сравнительно высокие, так как в ролевых играх студентам предлагается активно взаимодействовать друг с другом, а также с преподавателем, исполнять различные роли, применяя, например жесты и мимику, продемонстрировать определенную ситуацию или решить определенную проблему. Для обозначения методик этого типа , также используются близкие названия, такие как имитации, деловые игры, моделирование. Подобные приемы помогают совершенствованию не только навыков профессионального общения и речевой деятельности на русском языке, но и навыков критического мышления, логики, когнитивных способностей обучающихся, умение находить разумные решения в различных проблемных ситуациях. Кроме этого, практические навыки учащихся

значительно улучшаются при эффективном использовании как ролевых, так и других педагогических и организационно-обучающих игр в учебно-образовательной деятельности. К примеру, исполняя роли различных сказочных персонажей, героев произведений на занятии русского языка, студенты могут развивать не только свои творческие способности, но и навыки эффективной речевой деятельности на русском языке с профессиональной позиции, а также формирование общеучебных умений.

В неязыковом вузе игровая деятельность может использоваться в следующих случаях: в качестве самостоятеьной технологии для освоения определенной темы; в качестве целого занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, контроля или упражнения); при организации внеаудиторной работы.

Подобные игры служат источником получения знаний, формирования умений, также позволяют пробуждать и поддерживать познавательные интересы учащихся, улучшают наглядность учебного материала, делая его более доступным, а также помогают интенсифицировать самостоятельную работу учащихся. Дидактическая игра применима ко всем типам урока и ее в зависимости от решаемых задач и цели можно разделить на группы:

- игры-тренинги (игры-упражнения);

- игры-конкурсы (с делением на команды);

- сюжетные игры на закрепление пройденного материала;

- интеллектуально-познавательные игры;

- игры на поиск связей и закономерностей;

- интеллектуально-творческие игры и др.

Поэтому важнейшей составляющей педагогического процесса должно стать личностно - ориентированное взаимодействие учителя с учениками, где бы обеспечивалось комфортное психологическое самочувствие обучающих и обучающихся, резкое снижение конфликтных ситуаций на уроках и во время воспитательной деятельности, где бы создавались благоприятные предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки; создавался благоприятный микроклимат в группе.

Таким образом, если всецело рассмотреть современные методы, педагогические приемы и подходы, используемые в процессе преподавания русского языка в качестве иностранного студентам с неязыковой направленностью образования, то можно сделать вывод, что введение элементов игры и игровых технологий в учебно-образовательную деятельность, в частности в процесс обучения русскому языку, значительно способствует повышению мотивации учащихся нелингвистических вузов к изучению языка и коммуникативных навыков профессионального общения на русском языке, поскольку организационно-обучающие игры превращают урок в действительно познавательный и более интересное занятие, пробуждая интерес каждого студента к вовлеченности в содержание урока русского языка.

Использованные источники:

1. Ушинский К.Д. Изб. Соч. Т.1-М.; 1953 с. 42.

2. Numonjonov S. D. Innovative methods of professional training //ISJ Theoretical & Applied Science, 01 (81). - 2020. - С. 747-750.

3. Ergashev I., Farxodjonova N. Integration of national culture in the process of globalization //Journal of Critical Reviews. - 2020. - Т. 7. - №. 2. - С. 477-479.

4. Ливингстоун К. Ролевые игры в обучении иностранным языкам. -М., 1988.

5. Farxodjonova N. F. HISTORY MODERNIZATION AND INTEGRATION OF CULTURE //Теория и практика современной науки. - 2018. - №. 3. - С. 13-15.

6. Селевко Г.К. Современные образователные технологии: Учебное пособие. -М.: Народное образование, 1998.

7. Farxodjonova N. F. MODERNIZATION AND GLOBALIZATION AS HISTORICAL STAGES OF HUMAN INTEGRATION //Теория и практика современной науки. - 2018. - №. 3. - С. 16-19.

8. Farxodjonqizi F. N., Dilshodjonugli N. S. Innovative processes and trends in the educational process in Uzbekistan //ACADEMICIA: An International Multidisciplinary Research Journal. - 2020. - Т. 10. - №. 4. - С. 621-626.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.