Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА'

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ученый XXI века
Область наук
Ключевые слова
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД / РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нигматова Д.

В статье рассматриваются вопросы обучения иностранному языку по игровой технологии, эффективности ее применения, какое влияние оказывает данная технология на процесс изучения иностранного языка, как игра становится мощным стимулом к овладению языком, как закрепление новой лексики в форме игры превращается в увлекательное занятие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES AT FOREIGN LANGUAGES LESSONS

The article considers the questions of foreign language teaching for gaming technology, the efficiency of its application, the impact that this technology is the process of learning a foreign language, as the game becomes a powerful incentive to master the language, as the consolidation of new vocabulary transformed into an exciting experience in the form of games.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

Педагогические науки УДК 378

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Д. Нигматова1

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы обучения иностранному языку по игровой технологии, эффективности ее применения, какое влияние оказывает данная технология на процесс изучения иностранного языка, как игра становится мощным стимулом к овладению языком, как закрепление новой лексики в форме игры превращается в увлекательное занятие.

Ключевые слова: игровые технологии, дифференцированный подход, речемыс-лительная активность, ролевые игры.

Постоянные наблюдения за процессом обучения иностранному языку, за уровнем языковой подготовки студентов в нелингвистическом вузе подтверждают, что у значительного числа обучающихся не удается сформировать умения и навыки на том уровне, на котором они могли бы использовать иностранный язык как средство устного и письменного общения, как в бытовой, так и профессиональной сфере. Педагогическая технология - проектирование учебного процесса, основанное на использовании совокупности методов, приёмов и форм организации обучения и учебной деятельности, повышающих эффективность обучения, применение которых имеет чётко заданный результат.

Практика преподавания ИЯ в неязыковом вузе показывает, что студенты с неизменным интересом относятся к истории, культуре, нравам, обычаям, традициям, укладу повседневной жизни других народов, увлечениям сверстников и т.д.

При этом необходимо тщательно отбирать языковой материал, который представлял бы собой когнитивную, коммуникативную, профессиональную ценности и укреплять все составляющее мотивации: потребности, интересы, эмоции, сами мотивы.

Коммуникативные умения по всем видам речевой деятельности (говорения, аудирования, чтения, письма) на основе общей и профессиональной лексики. Конечной целью профессионально-ориентированного обучения диалогической речи является развитие умения вести беседу, целенаправленно обмениваться информацией профессионального характера по определенной теме.

С овладением любой новой технологией начинается новое педагогическое мышление учителя: чёткость, структурность, ясность методического языка, появление обоснованной нормы в методике.

Рассматривая ИЯ как средство формирования профессиональной направленности будущего специалиста, Е.В. Рощина отмечает, что при изучении профессионально-ориентированного языкового материала устанавливается двусторонняя связь между стремлением студента приобрести специальные знания и успешностью овладения языком. Она считала ИЯ эффективным средством профессиональной и социальной ориентации в неязыковом вузе, которое располагает большим потенциалом формирующих воздействий. По мнению автора, для реализации этого потенциала необходимо соблюдение следующих условий:

• четкая формулировка целей иноязычной речевой деятельности;

• социальная и профессиональная направленность этой деятельности;

• удовлетворенность обучаемых при решении частных задач;

• формирование у обучаемых умения творчески подходить к решению частных задач;

1Нигматова Дильсоз - старший преподаватель английского языка, кафедра иностранных языков, Ташкентский финансовый институт, Узбекистан.

Ученый XXI века • 2016 • № 12 (25)

• благоприятный психологический климат в учебном коллективе.

Игра является мощным стимулом к овладению языком. Учебная игра воспитывает культуру общения и формирует умение работать в коллективе и с коллективом, а ее умелое использование на уроках вызывает у обучающихся готовность и желание играть и общаться. Д.Б. Эльконин наделяет игру четырьмя важными для человека функциями: средство развития мотивационно-потребностной сферы, средство познания, средство развития умственных действий и средство развития произвольного поведения.

Игровая деятельность как метод обучения и передачи социального, коммуникативного опыта, как метод активизации учебного процесса может использоваться в следующих случаях:

- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

- как элементы более обширной технологии;

- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

- как технологии внеклассной работы.

Принцип речемыслительной активности предполагает создание проблемных задач, которые способствуют активизации мыслительной деятельности обучающихся и вызывают потребность в их обсуждении. Например, на уроке можно поставить следующую задачу: «Ты бизнесмен. Организуй встречу деловых лиц». Ситуация указывает на условия совершения действия, описывает действия, которые предстоит совершить, и задачу, которую следует решить. В ситуации необходимо дать сведения о социальных взаимоотношениях партнеров. Описание роли дается в ролевой карточке.

Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование ролевых игр. Известно, что ролевая игра представляет условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету. Ролевая игра хороша и тем, что в ее процессе студенты не только произносят слова роли, но и выполняют соответствующее действие, которое своей естественностью помогает снять напряжение, которое обычно наступает в момент речи. Ролевая игра построена на диалогической речи обучающихся. Овладение диалогической речью осуществляется в три этапа:

1. Овладение диалогическими единицами

2. Овладение микродиалогами

3. Создание собственных диалогов различных функциональных типов.

Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к обучающимся, вовлекать каждого в работу, учитывая его интересы, склонность, уровень подготовки по языку. Упражнения игрового характера обогащают обучающихся новыми впечатлениями, активизируют словарь, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать грамматические, лексические навыки и т.д.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, и творческие способности и т.д. Одни игры выполняются индивидуально, другие - коллективно. Индивидуальные и тихие игры можно выполнять в любой момент урока, коллективные - желательно проводить в конце урока, поскольку в них ярче выражен элемент состязательности, они требуют подвижности. Одно и то же упражнение может использоваться на разных этапах обучения.

Важную роль при этом отводится здоровьесберегающим образовательным технологиям, целью которых является формирование необходимых знаний, умений и навыков по предмету, не нанося вреда здоровью, развивать двигательные способности, которые так необходимы в жизни.

Эффективность применение игровой технологии

• Во-первых, в процессе игры реализуется самое важное условие: и учитель, и обучающиеся общаются на иностранном языке.

Педагогические науки

• Во-вторых, скучное повторение какого-то грамматического правила или закрепление новой лексики в форме игры превращается в увлекательное занятие.

• В-третьих, обучающиеся получают наглядное практическое применение новых знаний. Этому в большей степени способствуют роевые игры.

• В-четвертых, исчезает языковой барьер, который зачастую присутствует у стеснительных людей. В процессе игры человек раскрепощается, что позволяет общаться более свободно и непринужденно.

• В-пятых, ценность игровых технологий и в том, что они вносят разнообразие в уроки, способствуют развитию творчества.

Сложность изучения иностранного языка заключается и в том, что необходимо ещё и создать условия для формирования коммуникативной компетенции, то есть внутреннюю готовность и способность к речевому общению.

Литература:

1. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранному языку: пособие для учителя. М: АРКТИ Глосса, 2000. 165 с.

2. Рощина, Е.В. Функции иностранного языка как учебного предмета в системе обучения в университете / Е. В. Рощина // Иностранные языки на неспециальных факультетах: межвуз. сб. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1978. 39

3. Петричук И.И. Ещё раз об игре// Иностр. языки в школе. - 2008. - № 2.

© Д. Нигматова, 2016

UDC378

APPLICATION OF MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES AT FOREIGN LANGUAGES LESSONS

D. Nigmatova

Abstract. The article considers the questions of foreign language teaching for gaming technology, the efficiency of its application, the impact that this technology is the process of learning a foreign language, as the game becomes a powerful incentive to master the language, as the consolidation of new vocabulary transformed into an exciting experience in the form of games.

Keywords: gaming technology, differentiated approach, role play.

© D. Nigmatova, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.