Научная статья на тему 'РОЛЬ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА НЕЯЗЫКОВЫХ ФАКУЛЬТЕТАХ'

РОЛЬ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА НЕЯЗЫКОВЫХ ФАКУЛЬТЕТАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРА / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / РОЛЬ / РОЛЕВАЯ ИГРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Опрятнова Юлия Геннадьевна

В статье рассматривается роль игры в современном языковом образовании, проиллюстрированы возможности использования игровых технологий при обучении иностранному языку на неязыковых факультетах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE GAME IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE AT NON-LINGUISTIC FACULTIES

The article describes the role of the game in modern language education, illustrates the possibility of using gaming technology in teaching a foreign language at non-linguistic faculties.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА НЕЯЗЫКОВЫХ ФАКУЛЬТЕТАХ»

РОЛЬ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ _НА НЕЯЗЫКОВЫХ ФАКУЛЬТЕТАХ

Опрятнова Юлия Геннадьевна,

кандидат пед. наук, старший преподаватель, Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт, филиал Российского государственного профессионально-педагогического университета,

г. Нижний Тагил

THE ROLE OF THE GAME IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE AT NON-LINGUISTIC FACULTIES Opryatnova Yuliya Gennadievna, Candidate of Pedagogical Science, the senior teacher of Nizhniy Tagil State Pedagogical Institute, the branch of the Russian State Vocational Pedagogical University, Nizhniy Tagil АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается роль игры в современном языковом образовании, проиллюстрированы возможности использования игровых технологий при обучении иностранному языку на неязыковых факультетах.

ABSTRACT

The article describes the role of the game in modern language education, illustrates the possibility of using gaming technology in teaching a foreign language at non-linguistic faculties.

Ключевые слова: игра, обучение иностранному языку, роль, ролевая игра. Keywords: a game, teaching a foreign language, a role, a role play.

Произошедшие за последние десятилетия изменения в политической, экономической и социокультурной жизни российского общества повлекли за собой изменения и в языковом образовании. Согласно нормативно-правовым документам в настоящее время одним из приоритетных направлений развития системы образования является обучение иностранному языку как средству межкультурной коммуникации, а также формирование языковой личности, воспитанной на ценностях родной и иноязычной культуры и способной осуществлять межкультурное общение.

Исходя из этого, одним из ведущих принципов современного образования является принцип культуро-сообразности, означающий, что воспитание должно основываться на ценностях национальной культуры, однако не противоречить общечеловеческим ценностям. В этом контексте обучение языкам играет исключительную роль, поскольку язык является средством общения и воздействия, хранения и усвоения знаний, центром духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания.

В связи с этим иностранному языку принадлежит особое место. Он не только знакомит с культурой стран изучаемого языка, но путем сравнения обозначает особенности своей национальной культуры, приобщает к общечеловеческим ценностям, готовит обучающихся к реальной межкультурной коммуникации и содействует воспитанию в контексте «диалога культур». Это может стать условием поиска оптимальных моделей обучения и воспитания подрастающего поколения, предпосылкой формирования адекватного современным условиям мировоззрения.

Одним из наиболее эффективных методов обучения является деловая игра. Большую роль в становлении и развитии игрового метода сыграли работы М.М. Бирштейна, В.Н. Буркова, В.М. Ефимова и других.

Учитывая, что языковая компетенция студен-

тов неязыковых факультетов довольно ограничена, использование игр на занятиях по иностранному языку позволяет объединять образовательную, развивающую и воспитательную функции, которые действуют в данном контексте в органическом единстве. Опыт работы на неязыковых факультетах педагогического вуза подтверждает, что обучающие игры являются одним из сильных мотивов в овладении студентами грамматическими и лексическими единицами, целыми речевыми блоками иностранного языка.

В структуру игры как деятельности входит целепо-лагание, планирование, реализация цели, анализ результатов.

Проиллюстрируем возможности использования обучающих игр на занятиях по иностранному языку. Современная методическая литература предлагает достаточно большое количество классификаций, систематизирующих виды обучающих игр в соответствии с тем или иным классификационным критерием. Мы предлагаем классификацию, предложенную В.А. За-руцкой и О.В. Чернышевой [2].

1. Орфографические игры необходимы для тренинга в написании английских слов. Часть игр может быть рассчитана на тренировку памяти учащихся, а часть - на некоторые правила в правописании английских слов.

2. Задача обучающих грамматических игр научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности, создать естественную ситуацию для употребления грамматической структуры, развить коммуникативную активность и самостоятельность младших школьников.

3. Лексические игры ставят целью тренировать учащихся начальной школы в употреблении лексики в бытовых ситуациях, знакомить их со структурой английского высказывания, активизировать речемысли-тельную деятельность, развивать речевую реакцию в коммуникативных блоках.

4. Ролевые игры формируют речевые умения, позволяющие реализовать максимум коммуникативных намерений при максимуме прочности и гибкости навыков использования языкового материала. Данный тип игры наиболее точно воссоздает ситуацию и атмосферу общения. За её участниками закрепляется определённый характер, они находятся в определённых отношениях, что предполагает разнообразную речевую реакцию, включая эмоциональную. У участников возникает потребность выразить радость или огорчение, восторг или негодование и они должны найти средства для выражения своих эмоций.

Т.А. Бренер выделяет следующие компоненты ролевой игры: 1. ситуации как совокупность конкретных условий речевого общения, 2. роли, распределяемые между участниками ролевой игры, 3. тема, определяющая содержание речевого взаимодействия, 4. задание проиграть моделируемую ситуацию с позиции предписанной роли и ролевых взаимоотношений с партнером [1, с.19].

Технология проведения ролевой игры на примере темы «Моя будущая профессия. Устройство на работу»:

1. Преподаватель предлагает ситуацию, в которой подробно расписаны роли:

а) Вы - директор фирмы. Вам нужно провести собеседование с соискателями, претендентами на должность. Ваша задача - выбрать подходящего кандидата из нескольких человек.

б) Вы - соискатель. Вам нужно прийти на собеседование. Ваша задача - ответить на вопросы потенциального работодателя, максимально выгодно представив свои профессиональные качества.

2. Составление речевой опоры, внутреннее прого-варивание фраз, что позволит быстрее реагировать на реплики.

3. Инсценирование диалога сначала со студентами с хорошей языковой подготовкой, потом с остальными учащимися.

Для стимулирования речевой деятельности участников применяются речевые опоры, аутентичные материалы (бланки документов, резюме и т.д.).

Как правило, роли распределяет преподаватель, но иногда их могут выбрать и сами учащиеся. Так, при работе с циклом общепедагогических текстов и с текстами по специальности на неязыковых факультетах в качестве ролевых игр могут быть предложены более

конкретные ситуации:

1. Вы - учитель. Вы входите в классную комнату и начинаете урок. Вам нужно задать вопросы дежурному, используя опорные фразы.

2. Вы встречаете группу учащихся из США. Представьтесь, познакомьтесь. Что бы вы рассказали об учебе в вашей школе, вузе? Задайте вопросы о том, какие предметы они изучают, когда начинаются занятия, как долго длятся занятия, задают ли им домашние задания и т.д.

3. Вы в библиотеке. Библиотекарь и несколько участников Клуба любителей книги обсуждают, как организовать Неделю детской книги. Вы хотите пригласить на встречу известного писателя.

Иногда ролевая игра требует большего количества участников, в нее может быть вовлечена вся учебная группа. Например, при изучении темы «Высшее образование в России. Учеба в вузе» можно разделить участников на две группы: студенты, учащиеся в российском вузе, и гости - студенты из Великобритании и США. Учащиеся из первой группы должны провести экскурсию для гостей по родному вузу, каждый участник готовит сообщение об определенном факультете, его истории, специальностях и т.д., отвечает на вопросы гостей.

Таким образом, использование игры на занятиях по иностранному языку позволяет решить множество задач. Разнообразие игр и видов деятельности, увлекательность и драматизация помогают развивать различные коммуникативные умения студентов, их познавательную активность, способствуют дальнейшему продвижению учащихся в их учебно-познавательной деятельности.

Литература:

1. Бренер Т.А. Развитие коммуникативной компетенции студентов на основе приемов драматизации // Иностранный язык: современные полходы к преподаванию: материалы научно-практической конференции учителей иностранного языка города Нижнего Тагила и Горнозаводского округа 26 ноября 2006 г. Нижний Тагил : НТГСПА. 2008. 168 с. - С. 18-21.

2. Заруцкая В.А., Чернышева О.В. Роль обучающих игр при изучении английского языка в начальной школе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// festival.1september.ru/articles/627409/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.