ной успешности подростка в режиме репетиторства. 18% опрошенных ответили, что владеют инструментарием, позволяющим осуществить помощь и поддержку в аспекте репетиторства.
Ответы на третий вопрос позволяют констатировать динамику роста количества неуспевающих подростков по предметам математика, русский язык, литература, химия, физика. Этот факт отметили 97% учителей, которые ведут эти предметы в школе.
Итак, педагогическая поддержка необходима, но определяется она учителями в контексте репетиторства. Мы полагаем, что репетиторство решает конкретные задачи в аспекте знаниевой парадигмы, хотя обучение осуществляется в рамках индивидуального подхода. Репетиторство - это педагогическая помощь учащимся, но осуществляется она на платной основе, то есть, доступна не всем. При этом как технология или метод в педагогической науке репетиторство не классифицируется.
Анализируя полученные данные анкетирования и опроса педагогов, можно констатировать, что необходима работа непосредственно с педагогами в форме, например, методических семинаров, по-
зволяющих учителям овладеть технологиями педагогической поддержки.
Библиографический список
1. Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность // Новые ценности образования: забота - поддержка - консультирование. - М.: Инноватор, 1996. - Вып. 6.
2. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Новые ценности образования. - М.: Инноватор, 1996. - Вып. 6.
3. Бедерханова В.П. Педагогическая поддержка индивидуализации личности в процессе образования // Психологические проблемы самореализации личности: Сб. науч. тр. Вып. 3. - Краснодар, 1998.
4. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 176 с.
5. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528 с.
6. Фрумин И. Педагогическая поддержка: между помощью и выращиванием // Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. - М.: УВЦ «Инноватор», 1996.
УДК 373.1
Трухина Ольга Тимофеевна
Вологодский государственный педагогический университет
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
В статье раскрывается роль использования игровых ситуаций в учебном процессе в подростковом возрасте. Это понимание транспонировано в область педагогики, поскольку в нем сделан акцент на смысловом аспекте социального взаимодействия учащихся, ребёнка и педагога. Особое внимание уделено вопросам познавательной мотивации, стимулированию, поощрению, которые оказывают положительное влияние на степень восприятия детьми учебного материала.
Ключевые слова: игровая ситуация; мотивация учебной деятельности; активное обучение; речевая деятельность; образовательная парадигма; педагогический контроль.
В 90-х годах двадцатого столетия в средней школе изменилась парадигма образования - учитель не является основным источником знаний, а становится организатором познавательной деятельности учащихся.
Увеличение умственной нагрузки учащихся заставляет задуматься над тем, как «разбудить» активность школьников и поддержать у них интерес к изучаемому материалу на протяжении всего урока. В связи с этим постоянно ведутся поиски новых эффективных методов и форм обучения и таких методических приёмов, которые помогли бы активизировать мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. «Для того чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлечённо, учителю необходимо раскрыть притягательные стороны предмета, найти отправную точку для возникновения и развития любознательности [1, с. 50].
Подростковый возраст (с 10-11 лет до 14-15) традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. «Наибольшее количество детей с так называемой школьной дезадаптацией, детей, не умеющих приспосабливаться к школе (что может проявляться в низкой успеваемости, плохой дисциплине, расстройстве взаимоотношений со взрослыми и сверстниками), приходится на средние классы», - замечает И.В. Дубровина [2, с. 125].
Поэтому особо полезной в данном случае представляется игровая методика, привлечение различных игровых ситуаций на уроке при обучении и воспитании учащихся средних классов, когда детская познавательная мотивация приобретения знаний уже заметно ослабевает, а взрослое понимание и осознание необходимости изучения сложного материала ещё не достаточно сформировалось.
Снижение успеваемости, которое часто наблюдается в средних классах школы, может быть по-
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
© Трухина О.Т., 2012
рождено разными причинами - от «незначительных пробелов в знаниях, вызванных пропуском занятий, или снижения работоспособности, связанного с возрастной перестройкой организма и носящего сугубо временный характер, до серьёзных психических заболеваний. Если неуспеваемость у детей младшего школьного возраста может быть в большинстве случаев преодолена в ходе углубленных занятий с педагогом, причём повышение успеваемости обычно ведёт и к улучшению общения ребёнка с товарищами, повышению его самооценки, то в подростковом возрасте всё как бы меняется местами» [2, с. 135].
Наиболее массовой причиной плохого усвоения знаний в средних классах школы является «отсутствие адекватной мотивации учения (нежелание учиться)» [3, с. 150]. Поэтому важное значение для развития адекватной мотивации учения и для развития личности подростка имеет игра.
Основная функция любой игры, игровой ситуации - развлекательная: развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, привлечь внимание и пробудить интерес. Но при этом, являясь развлечением, игра обладает и другими возможностями: обучать, заставить мыслить, творить, активно действовать, анализировать.
Игры, игровые приёмы и ситуации на любом уроке стимулируют учащихся к учебной деятельности. Они помогают развить общеучебные умения и навыки, применять их в повседневной практической деятельности, воспитывать в детях самостоятельность, волю, коммуникативность, уважение друг к другу, учат слушать не только себя, но и других, развивают внимание, усидчивость, память, речь, мышление, создают положительный эмоциональный настрой на уроке. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают больше. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется легче всего в игре. Характерной чертой внимания школьников среднего возраста является специфическая избирательность. Интересные, продуманные уроки очень увлекают подростков, и они могут долго сосредотачиваться на одном материале или явлении. «Лёгкая возбудимость, интерес к необычному, яркому часто становится причиной непроизвольного переключения внимания, но сами условия игры требуют от ученика сосредоточения на материале, включённом в игровую ситуацию. А потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает учащегося к целенаправленному сосредоточению и запоминанию материала» [3, с. 131].
В подростковом возрасте нарастает умение организовывать и контролировать свои психические функции, управлять ими. «Увеличивается быстрота запоминания и объём материала, хранящегося в памяти. Механическое запоминание всё больше уступает место логическому, осмысленному, улуч-
шается продуктивность памяти <...>, теперь подросток склонен воспроизводить материал своими словами» [3, с. 110].
Существенные сдвиги наблюдаются и в мыслительной деятельности подростка. Основной особенностью мыслительной деятельности подростка, по мнению Д.Б. Эльконина и Т.В. Драгуновой, является нарастающая с каждым годом способность к абстрактному мышлению, изменение соотношения между конкретно-образным и абстрактным мышлением в пользу последнего [4, с. 301].
Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи учащихся. Игровая ситуация требует от каждого включённого в неё подростка определённого уровня развития речевого общения. Если школьник не в состоянии внятно высказывать свои пожелания относительно хода игры, если он не способен понимать и слышать товарищей по игре, он будет в тягость им. Необходимость внятно и доступно объясняться со сверстниками стимулирует развитие связной речи. Игра - не просто развлечение, а особый и очень продуктивный способ постижения сложных языковых явлений, способ обучения речи. Игра эффективна, ведь играют не потому, что надо, а потому, что интересно.
Как отмечает В.В. Зельновский, «любая деятельность протекает более эффективно и даёт качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия, настойчиво продвигаясь к намеченной цели» [5, с. 296].
С мотивацией учебной деятельности очень тесно связано и её стимулирование. Стимулировать -значит побуждать, давать толчок, импульс к мысли, чувству и действию. «В целях подкрепления и усилия воздействия на личность школьника тех или иных факторов применяются различные методы стимулирования, среди которых наиболее распространёнными являются соревнование, познавательная игра, поощрение, наказание» [2, с. 393].
В игре всегда происходит соревнование, что и отличает игру от других видов деятельности. Значит, в ней есть победители и побеждённые. Но цель учебной игры - не выявление победителя, а приобретение знаний, умений, совершенствование навыков. Вовлечение учащихся в борьбу за достижение наилучших результатов в учёбе помогают подниматься отстающим на уровень передовых, стимулирует развитие детской творческой активности, ответственности, чувства коллективизма. Учителю также стоит обратить серьёзное внимание на способы подведения итогов и оценивания результатов игровой деятельности. Лучше будет поручить эту ответственную работу жюри, которое необходимо специально выбрать для проведения данной игры.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 3
Несмелым, неуверенным в себе детям необходимо поощрение со стороны учителя, старшего наставника. По словам И.В. Дубровиной, «поощрение - способ выражения положительной оценки поведения и деятельности отдельного учащегося или коллектива» [2, с. 230]. К поощрениям чаще всего приходится прибегать в работе с младшими школьниками и подростками, которые особенно чувствительны к оценке их поступков и поведения в целом. Но важно понимать, что главное в учебной игре - не победа в борьбе, а общая радость участия в ней, радость открытия нового, совершённого с помощью игры. Нельзя превращать игру в погоню за баллами и призами и делить учеников на талантливых и не очень. Чтобы этого не допустить, учитель подбирает такие игры, которые требуют от учащихся разных способностей: не только быстрой реакции, но и наличия широкой эрудиции, хорошей памяти, точности сказанного слова, умения сформулировать чётко и правильно свою мысль. Тогда одни ребята окажутся победителем в одном соревновании, другие - в следующем и не будет полностью проигравших.
Хочется сказать несколько слов о методическом принципе, который является наиболее важным при проведении игр на уроке - принципе открытой методики. Любая игра будет во много раз эффективнее, если играть открыто, то есть обсудить с детьми, зачем проводится игра, почему правила таковы, можно ли игру усложнить, изменить, улучшить и т. д. Нередко такое обсуждение приносит больше пользы, чем сама игра, развивая творческие способности и мышление ребёнка, и, кроме того, закладывая фундамент игровой культуры [6, с. 10].
Специфика использования игр и игровых ситуаций в учебном процессе в подростковом возрасте определяется прежде всего большой долей непринуждённости школьников в работе, ведь перед ними не ставится задача в обязательном порядке запомнить всё, о чём говорил в ходе учебных занятий учитель. Именно такая непринуждённость, которая соединяется с занимательными и интересными формами и методами преподнесения учебного материала, повышает многократно степень восприятия детьми учебного материала, а также создаёт атмосферу большой заинтересованности учащихся в работе.
Итак, бурное развитие воображения, потребность в самоутверждении и самовыражении, ориентация на речевую деятельность, стремление к взрослости - вот что характерно для подростков, а «психологические механизмы игровой деятельности опираются как раз на эти факторы» [7, с. 16].
Подростковый возраст - это возраст, которому свойственны яркость и непосредственность восприятия, школьники достаточно легко и охотно вовлекаются в игру.
Развитие познавательной мотивации за счёт привлечения игровых ситуаций имеет огромное значение не только для формирования полноценной учебной и познавательной деятельности, но и для становления всей личности человека.
Привлечение игровых ситуаций на уроке даёт нам возможность эффективнее организовать взаимодействие учителя-наставника и учащегося, возможность продуктивной формы их общения между собой с использованием присущих играм элементов соревновательности, непосредственности и неподдельности интереса.
Библиографический список
1. Пушкарёва И.Ю. Игровые элементы на уроках как средство развития творческих способностей учащихся // Наука и школа. - 1999. - № 5. -С. 50-53.
2. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. - М.: Педагогика, 1991. - С. 132-135.
3. Мухина В.С. Психология детства и отрочества: Учебник для студентов психолого-педагоги-ческих вузов. - М.: Институт практической психологии, 1998. - 448 с.
4. Эльконин Д.Б., Драгунова Т.В. Возрастные и индивидуальные особенности школьников. - М.: Просвещение. - 1978. - 325 с.
5. Зельновский В.В. Психология детства. - М.: Просвещение, 1995. - 296 с.
6. Петрановская Л. Игры на уроках русского языка: Пособие для учителя. - М.: МИРОС-МАИК «Наука / Интерпериодика», 2000. - 144 с.
7. Корнеева А.А. Игровые приёмы и ситуации на уроке русского языка: 6 класс // Русский язык: Приложение к газете «Первое сентября». - 2001. -№ 29 - С. 16.
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18