Научная статья на тему 'Использование игровых ситуаций в учебном процессе в подростковом возрасте'

Использование игровых ситуаций в учебном процессе в подростковом возрасте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1407
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ / МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / АКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРАДИГМА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ / GAME SITUATION / MOTIVATION OF TRAINING ACTIVITY / ACTIVE TEACHING / PAROLE / EDUCATIONAL PARADIGM / PEDAGOGIC SUPERVISION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трухина Ольга Тимофеевна

В статье раскрывается роль использования игровых ситуаций в учебном процессе в подростковом возрасте. Это понимание транспонировано в область педагогики, поскольку в нем сделан акцент на смысловом аспекте социального взаимодействия учащихся, ребёнка и педагога. Особое внимание уделено вопросам познавательной мотивации, стимулированию, поощрению, которые оказывают положительное влияние на степень восприятия детьми учебного материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of game situations in training in juvenile age

The article reveals the role of game situations in training in juvenile age. This notion has been transferred into the sphere of pedagogics as it emphasizes the semantic aspect of social interaction between pupils, a child and a teacher. Special prominence is given to the problems of the cognitive motivation, stimulation, encouragement, which have a beneficial effect on the degree of perception of the teaching material.

Текст научной работы на тему «Использование игровых ситуаций в учебном процессе в подростковом возрасте»

ной успешности подростка в режиме репетиторства. 18% опрошенных ответили, что владеют инструментарием, позволяющим осуществить помощь и поддержку в аспекте репетиторства.

Ответы на третий вопрос позволяют констатировать динамику роста количества неуспевающих подростков по предметам математика, русский язык, литература, химия, физика. Этот факт отметили 97% учителей, которые ведут эти предметы в школе.

Итак, педагогическая поддержка необходима, но определяется она учителями в контексте репетиторства. Мы полагаем, что репетиторство решает конкретные задачи в аспекте знаниевой парадигмы, хотя обучение осуществляется в рамках индивидуального подхода. Репетиторство - это педагогическая помощь учащимся, но осуществляется она на платной основе, то есть, доступна не всем. При этом как технология или метод в педагогической науке репетиторство не классифицируется.

Анализируя полученные данные анкетирования и опроса педагогов, можно констатировать, что необходима работа непосредственно с педагогами в форме, например, методических семинаров, по-

зволяющих учителям овладеть технологиями педагогической поддержки.

Библиографический список

1. Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность // Новые ценности образования: забота - поддержка - консультирование. - М.: Инноватор, 1996. - Вып. 6.

2. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Новые ценности образования. - М.: Инноватор, 1996. - Вып. 6.

3. Бедерханова В.П. Педагогическая поддержка индивидуализации личности в процессе образования // Психологические проблемы самореализации личности: Сб. науч. тр. Вып. 3. - Краснодар, 1998.

4. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 176 с.

5. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528 с.

6. Фрумин И. Педагогическая поддержка: между помощью и выращиванием // Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. - М.: УВЦ «Инноватор», 1996.

УДК 373.1

Трухина Ольга Тимофеевна

Вологодский государственный педагогический университет

[email protected]

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

В статье раскрывается роль использования игровых ситуаций в учебном процессе в подростковом возрасте. Это понимание транспонировано в область педагогики, поскольку в нем сделан акцент на смысловом аспекте социального взаимодействия учащихся, ребёнка и педагога. Особое внимание уделено вопросам познавательной мотивации, стимулированию, поощрению, которые оказывают положительное влияние на степень восприятия детьми учебного материала.

Ключевые слова: игровая ситуация; мотивация учебной деятельности; активное обучение; речевая деятельность; образовательная парадигма; педагогический контроль.

В 90-х годах двадцатого столетия в средней школе изменилась парадигма образования - учитель не является основным источником знаний, а становится организатором познавательной деятельности учащихся.

Увеличение умственной нагрузки учащихся заставляет задуматься над тем, как «разбудить» активность школьников и поддержать у них интерес к изучаемому материалу на протяжении всего урока. В связи с этим постоянно ведутся поиски новых эффективных методов и форм обучения и таких методических приёмов, которые помогли бы активизировать мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. «Для того чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлечённо, учителю необходимо раскрыть притягательные стороны предмета, найти отправную точку для возникновения и развития любознательности [1, с. 50].

Подростковый возраст (с 10-11 лет до 14-15) традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. «Наибольшее количество детей с так называемой школьной дезадаптацией, детей, не умеющих приспосабливаться к школе (что может проявляться в низкой успеваемости, плохой дисциплине, расстройстве взаимоотношений со взрослыми и сверстниками), приходится на средние классы», - замечает И.В. Дубровина [2, с. 125].

Поэтому особо полезной в данном случае представляется игровая методика, привлечение различных игровых ситуаций на уроке при обучении и воспитании учащихся средних классов, когда детская познавательная мотивация приобретения знаний уже заметно ослабевает, а взрослое понимание и осознание необходимости изучения сложного материала ещё не достаточно сформировалось.

Снижение успеваемости, которое часто наблюдается в средних классах школы, может быть по-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

© Трухина О.Т., 2012

рождено разными причинами - от «незначительных пробелов в знаниях, вызванных пропуском занятий, или снижения работоспособности, связанного с возрастной перестройкой организма и носящего сугубо временный характер, до серьёзных психических заболеваний. Если неуспеваемость у детей младшего школьного возраста может быть в большинстве случаев преодолена в ходе углубленных занятий с педагогом, причём повышение успеваемости обычно ведёт и к улучшению общения ребёнка с товарищами, повышению его самооценки, то в подростковом возрасте всё как бы меняется местами» [2, с. 135].

Наиболее массовой причиной плохого усвоения знаний в средних классах школы является «отсутствие адекватной мотивации учения (нежелание учиться)» [3, с. 150]. Поэтому важное значение для развития адекватной мотивации учения и для развития личности подростка имеет игра.

Основная функция любой игры, игровой ситуации - развлекательная: развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, привлечь внимание и пробудить интерес. Но при этом, являясь развлечением, игра обладает и другими возможностями: обучать, заставить мыслить, творить, активно действовать, анализировать.

Игры, игровые приёмы и ситуации на любом уроке стимулируют учащихся к учебной деятельности. Они помогают развить общеучебные умения и навыки, применять их в повседневной практической деятельности, воспитывать в детях самостоятельность, волю, коммуникативность, уважение друг к другу, учат слушать не только себя, но и других, развивают внимание, усидчивость, память, речь, мышление, создают положительный эмоциональный настрой на уроке. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают больше. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется легче всего в игре. Характерной чертой внимания школьников среднего возраста является специфическая избирательность. Интересные, продуманные уроки очень увлекают подростков, и они могут долго сосредотачиваться на одном материале или явлении. «Лёгкая возбудимость, интерес к необычному, яркому часто становится причиной непроизвольного переключения внимания, но сами условия игры требуют от ученика сосредоточения на материале, включённом в игровую ситуацию. А потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает учащегося к целенаправленному сосредоточению и запоминанию материала» [3, с. 131].

В подростковом возрасте нарастает умение организовывать и контролировать свои психические функции, управлять ими. «Увеличивается быстрота запоминания и объём материала, хранящегося в памяти. Механическое запоминание всё больше уступает место логическому, осмысленному, улуч-

шается продуктивность памяти <...>, теперь подросток склонен воспроизводить материал своими словами» [3, с. 110].

Существенные сдвиги наблюдаются и в мыслительной деятельности подростка. Основной особенностью мыслительной деятельности подростка, по мнению Д.Б. Эльконина и Т.В. Драгуновой, является нарастающая с каждым годом способность к абстрактному мышлению, изменение соотношения между конкретно-образным и абстрактным мышлением в пользу последнего [4, с. 301].

Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи учащихся. Игровая ситуация требует от каждого включённого в неё подростка определённого уровня развития речевого общения. Если школьник не в состоянии внятно высказывать свои пожелания относительно хода игры, если он не способен понимать и слышать товарищей по игре, он будет в тягость им. Необходимость внятно и доступно объясняться со сверстниками стимулирует развитие связной речи. Игра - не просто развлечение, а особый и очень продуктивный способ постижения сложных языковых явлений, способ обучения речи. Игра эффективна, ведь играют не потому, что надо, а потому, что интересно.

Как отмечает В.В. Зельновский, «любая деятельность протекает более эффективно и даёт качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия, настойчиво продвигаясь к намеченной цели» [5, с. 296].

С мотивацией учебной деятельности очень тесно связано и её стимулирование. Стимулировать -значит побуждать, давать толчок, импульс к мысли, чувству и действию. «В целях подкрепления и усилия воздействия на личность школьника тех или иных факторов применяются различные методы стимулирования, среди которых наиболее распространёнными являются соревнование, познавательная игра, поощрение, наказание» [2, с. 393].

В игре всегда происходит соревнование, что и отличает игру от других видов деятельности. Значит, в ней есть победители и побеждённые. Но цель учебной игры - не выявление победителя, а приобретение знаний, умений, совершенствование навыков. Вовлечение учащихся в борьбу за достижение наилучших результатов в учёбе помогают подниматься отстающим на уровень передовых, стимулирует развитие детской творческой активности, ответственности, чувства коллективизма. Учителю также стоит обратить серьёзное внимание на способы подведения итогов и оценивания результатов игровой деятельности. Лучше будет поручить эту ответственную работу жюри, которое необходимо специально выбрать для проведения данной игры.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 3

Несмелым, неуверенным в себе детям необходимо поощрение со стороны учителя, старшего наставника. По словам И.В. Дубровиной, «поощрение - способ выражения положительной оценки поведения и деятельности отдельного учащегося или коллектива» [2, с. 230]. К поощрениям чаще всего приходится прибегать в работе с младшими школьниками и подростками, которые особенно чувствительны к оценке их поступков и поведения в целом. Но важно понимать, что главное в учебной игре - не победа в борьбе, а общая радость участия в ней, радость открытия нового, совершённого с помощью игры. Нельзя превращать игру в погоню за баллами и призами и делить учеников на талантливых и не очень. Чтобы этого не допустить, учитель подбирает такие игры, которые требуют от учащихся разных способностей: не только быстрой реакции, но и наличия широкой эрудиции, хорошей памяти, точности сказанного слова, умения сформулировать чётко и правильно свою мысль. Тогда одни ребята окажутся победителем в одном соревновании, другие - в следующем и не будет полностью проигравших.

Хочется сказать несколько слов о методическом принципе, который является наиболее важным при проведении игр на уроке - принципе открытой методики. Любая игра будет во много раз эффективнее, если играть открыто, то есть обсудить с детьми, зачем проводится игра, почему правила таковы, можно ли игру усложнить, изменить, улучшить и т. д. Нередко такое обсуждение приносит больше пользы, чем сама игра, развивая творческие способности и мышление ребёнка, и, кроме того, закладывая фундамент игровой культуры [6, с. 10].

Специфика использования игр и игровых ситуаций в учебном процессе в подростковом возрасте определяется прежде всего большой долей непринуждённости школьников в работе, ведь перед ними не ставится задача в обязательном порядке запомнить всё, о чём говорил в ходе учебных занятий учитель. Именно такая непринуждённость, которая соединяется с занимательными и интересными формами и методами преподнесения учебного материала, повышает многократно степень восприятия детьми учебного материала, а также создаёт атмосферу большой заинтересованности учащихся в работе.

Итак, бурное развитие воображения, потребность в самоутверждении и самовыражении, ориентация на речевую деятельность, стремление к взрослости - вот что характерно для подростков, а «психологические механизмы игровой деятельности опираются как раз на эти факторы» [7, с. 16].

Подростковый возраст - это возраст, которому свойственны яркость и непосредственность восприятия, школьники достаточно легко и охотно вовлекаются в игру.

Развитие познавательной мотивации за счёт привлечения игровых ситуаций имеет огромное значение не только для формирования полноценной учебной и познавательной деятельности, но и для становления всей личности человека.

Привлечение игровых ситуаций на уроке даёт нам возможность эффективнее организовать взаимодействие учителя-наставника и учащегося, возможность продуктивной формы их общения между собой с использованием присущих играм элементов соревновательности, непосредственности и неподдельности интереса.

Библиографический список

1. Пушкарёва И.Ю. Игровые элементы на уроках как средство развития творческих способностей учащихся // Наука и школа. - 1999. - № 5. -С. 50-53.

2. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. - М.: Педагогика, 1991. - С. 132-135.

3. Мухина В.С. Психология детства и отрочества: Учебник для студентов психолого-педагоги-ческих вузов. - М.: Институт практической психологии, 1998. - 448 с.

4. Эльконин Д.Б., Драгунова Т.В. Возрастные и индивидуальные особенности школьников. - М.: Просвещение. - 1978. - 325 с.

5. Зельновский В.В. Психология детства. - М.: Просвещение, 1995. - 296 с.

6. Петрановская Л. Игры на уроках русского языка: Пособие для учителя. - М.: МИРОС-МАИК «Наука / Интерпериодика», 2000. - 144 с.

7. Корнеева А.А. Игровые приёмы и ситуации на уроке русского языка: 6 класс // Русский язык: Приложение к газете «Первое сентября». - 2001. -№ 29 - С. 16.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.