Научная статья на тему 'Возрастные особенности подростков и методы организации образовательного процесса'

Возрастные особенности подростков и методы организации образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10466
1351
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УСТОЙЧИВОСТЬ И ПРОДУКТИВНОСТЬ ВНИМАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РАЗНОВОЗРАСТНАЯ ГРУППА / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ / AGE PECULIARITIES OF TEENAGERS / EDUCATIONAL ACTIVITY / PRODUCTIVITY AND SUSTAINABILITY OF ATTENTION IN TEENAGE STUDENTS / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / EDUCATIONAL GAMES / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / MIXED-AGE GROUP / COGNITIVE ACTIVITY OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Касаткина Наталья Эмильевна, Брыксина Екатерина Сергеевна

Рассмотрены основные проблемы, связанные с возрастными особенностями подростков. Задачей нашего исследования являлось рассмотрение эффективных методов организации образовательного процесса. В ходе исследования были выявлены основные возрастные особенности подростков. На основании исследования были предложены педагогические методы, направленные на повышение уровня мотивации школьников. В качестве педагогических методов выступили дидактические игры, организация внеурочной деятельности разновозрастного характера. Предложенные педагогические методы позволяют эффективно решать проблему организации образовательного процесса подростков, учитывая возрастные особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGE PECULIARITIES OF TEENAGERS AND METHODS OF EDUCATIONAL PROCESS ORGANIZATION

The paper focuses on age peculiarities of teenagers and effective methods of educational process organization. Basing on the research that revealed the main age peculiarities of teenagers, the authors suggest some pedagogical methods aimed at increasing the students’ motivation, such as didactic games and organization of different extracurricular activities. The proposed pedagogical methods allow to solve the problem of organizing educational process for teenagers, taking into account their age peculiarities.

Текст научной работы на тему «Возрастные особенности подростков и методы организации образовательного процесса»

ПЕДАГОГИКА

УДК 308:373/51

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Н. Э. Касаткина, Е. С. Брыксина

AGE PECULIARITIES OF TEENAGERS AND METHODS OF EDUCATIONAL PROCESS ORGANIZATION

N. E. Kasatkina, E. S. Bryksina

Рассмотрены основные проблемы, связанные с возрастными особенностями подростков. Задачей нашего исследования являлось рассмотрение эффективных методов организации образовательного процесса.

В ходе исследования были выявлены основные возрастные особенности подростков. На основании исследования были предложены педагогические методы, направленные на повышение уровня мотивации школьников. В качестве педагогических методов выступили дидактические игры, организация внеурочной деятельности разновозрастного характера.

Предложенные педагогические методы позволяют эффективно решать проблему организации образовательного процесса подростков, учитывая возрастные особенности.

The paper focuses on age peculiarities of teenagers and effective methods of educational process organization. Basing on the research that revealed the main age peculiarities of teenagers, the authors suggest some pedagogical methods aimed at increasing the students’ motivation, such as didactic games and organization of different extracurricular activities.

The proposed pedagogical methods allow to solve the problem of organizing educational process for teenagers, taking into account their age peculiarities.

Ключевые слова: Возрастные особенности подростков, учебная деятельность, устойчивость и продуктивность внимания школьников подросткового возраста, педагогические технологии, дидактические игры, внеурочная деятельность, разновозрастная группа, познавательная активность школьников.

Keywords: age peculiarities of teenagers, educational activity, productivity and sustainability of attention in teenage students, educational technology, educational games, extracurricular activities, mixed-age group, cognitive activity of students.

Учет возрастных особенностей - один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, учителя распределяют нагрузку для школьников, координируют распорядок дня.

Актуальность заявленной темы обусловлена: во-первых, необходимостью учета возрастных особенностей школьника, для грамотного построения учебного процесса, во-вторых, необходимостью нововведений в процесс воспитания и обучения с целью повышения эффективности преподавания.

Особенности, характерные для подросткового возраста

Детство принято делить на периоды, характеризующиеся качественным своеобразием психофизиологических признаков в том или ином возрасте:

- младенческий - от рождения до 1 года, причем в нем выделяется специально первый месяц - период новорожденности;

- преддошкольный возраст - от 1 года до 3 лет;

- дошкольный возраст - от 3 до 7 лет;

- младший школьный возраст - от 7 до 11 -12 лет;

- средний школьный возраст (подростковый) -от 12 до 15 лет;

- старший школьный возраст (юношеский) - от 15 до 18 лет.

Определение границ этих периодов является условным, так как наблюдается большая вариативность в этом отношении [1, с. 347].

Предметом нашего исследования послужил средний школьный возраст, который, как известно, характеризуется своей избирательностью. Подросток находится на рубеже возрастов. Он уже не в детстве, но еще не вступил в юность. Сама пограничность положения носит неустойчивый характер, что влечет за собой массу противоречий и трудностей. То, что побуждало учащегося активно учиться и познавать новое уже не актуально, а дальние перспективы еще не доступны. Увеличивается нагрузка на подростка, изучаемых предметов становится больше, коллектив педагогов растет. Соответственно растут и требования, предъявляемые к ученику. Эти факторы могут способствовать отчуждению ребенка от познавательного процесса [1, с. 136].

Увлеченность - одна из особенностей, характерных данному возрасту. Подросток в этот период очень активно проявляет себя во внеурочной деятельности. У него масса интересных для него дел, что оставляет мало времени для подготовки к учебной деятельности. Это, естественно, вредит обучению и воспитанию. В этот период подросток все чаще задает вопросы «Зачем?», «Почему?». Он уже не принимает на веру те знания, которые дает ему учитель и требует объяснений. Ему интересна глубина вопроса, что свидетельствует, с одной стороны об увлеченности, с другой - о неумении воспринимать теоретический материал, который он трактует с точки зрения своих практических узких целей [2, с. 234].

Н. Э. Касаткина, Е. С. Брыксина, 2014

75

ПЕДАГОГИКА

Ярко проявляет себя подросток в играх. Подвижные игры с элементами соперничества становятся излюбленным занятием школьников. Также важное место занимают и интеллектуальные игры, такие как шахматы и т. д.

Проведенное нами исследование показало, что в школьном обучении учебные предметы начинают выступать для подростков как особая область теоретических знаний. Они знакомятся со множеством фактов, готовы рассказать о них или даже выступить с короткими сообщениями на уроке. Однако подростков начинают интересовать не факты сами по себе, а их сущность, причины их возникновения, но проникновение в сущность не всегда отличается глубиной. Образы, представления продолжают занимать большое место в мыслительной деятельности подростка. Часто детали, мелкие факты, подробности мешают выделить главное, существенное и сделать необходимое обобщение. Для подростков, как и для младших школьников, характерна установка скорее на запоминание материала, чем на обдумывание и глубокое осмысливание.

Как отмечает Л. С. Выготский, для подростков характерно формирование идеала. Идеал для подростка это образ, которому школьник стремится подражать как внешне, так и внутренне. Чаще это герой из какого-нибудь кинофильма, реже - реальный человек. Это обусловливается тем, что, несмотря, на взросление, подросток продолжает жить в иллюзорном придуманном мире, что может привести к замыканию и отчуждению [1, с. 167].

На эмоционально-волевом «фронте» подросток проявляет себя бурно и страстно. На малейшую критику или замечание может последовать очень эмоционально-негативная реакция. Раздраженность, недоверие, слабость самоконтроля сопутствуют подростковому возрасту. У кого-то это проявляется ярче, у кого-то слабее. Это приводит к обрывочности действий. Но с другой стороны, если деятельность вызывает у школьника бурные положительные эмоции, то он может долго и сосредоточенно заниматься данной деятельностью. Очень хорошо развита самостоятельность в этом возрасте, ученик на занятии чаще старается сделать сам, нежели списать с доски, старается понять и запомнить не только алгоритм действий, но и выяснить причину, почему данный алгоритм организован так, а не иначе.

Дружба в подростковом возрасте носит более длительный характер, которая может сохраниться на всю жизнь. Коллектив, общество, в котором находится школьник является для него всем, мнение товарищей становится важным. У подростков начинают складываться относительно устойчивые и независимые от случайных влияний моральные взгляды, суждения, оценки, убеждения. Причем в тех случаях, когда моральные требования и оценки ученического коллектива не совпадают с требованиями взрослых, подростки часто идут за моралью, принятой в их среде, а не за моралью взрослых. У подростков возникает своя система требований и норм, и они могут упорно их отстаивать, не боясь осуждения и наказания со стороны взрослых. Этим объясняется, видимо, стойкость некоторых «моральных установок», которые из

года в год существуют в среде школьников и почти не поддаются педагогическому воздействию, например, осуждение тех учащихся, которые не дают списывать или не хотят подсказывать на уроке, и вполне добродушное, даже поощрительное отношение к тем, кто списывает и пользуется подсказкой. Но вместе с тем мораль подростка оказывается еще недостаточно стойкой и может меняться под влиянием общественного мнения товарищей. Это особенно заметно, когда ученик переходит из одного класса в другой, где существуют иные традиции, требования, общественное мнение, которое он и принимает.

Таким образом, проведенное нами исследование позволило выделить некоторые особенности характерные для подросткового возраста: избирательность деятельности; увлеченность; самостоятельность; сильное влияние общественного мнения, коллектива; слабость самоконтроля; подражание; замкнутость; трудность применения теоретических знаний на практике; подвижность и др.

Учитывая выше перечисленные особенности, нами было проведено исследование, которое отразило устойчивость и продуктивность внимания школьников подросткового возраста (рис. 1).

Очень Высокий

Рис. 1. Уровень продуктивности и устойчивости внимания школьников подросткового возраста

Из рисунка видно, что подавляющее большинство подростков обладают средним уровнем устойчивости внимания - 39 %, низким и очень низким уровнем обладают по 24 % испытуемых, высоким - 8 %, очень высоким - 5 %. Можно сделать вывод, что, действительно, уровень устойчивости и продуктивности внимания у школьников подросткового возраста очень нестабилен, следовательно, строя процесс обучения и воспитания, мы считаем целесообразным учитывать эти данные. Организовывать занятия таким образом, чтобы внимание подростков не рассеивалось, а было направленно на предмет исследования. Этого можно было добиться, только заинтересовав учащегося процессом и результатом обучения. Дать правильную положительно настроенную мотивацию, пойти навстречу ребенку. Исследование показало, что добиться этого можно используя различные педагогические технологии. Рассмотрим дидактические игры.

76 | Вестник Кемеровского государственного университета, 2014 № 3 (59) Т. 1

ПЕДАГОГИКА

Дидактическая игра как педагогическая технология

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра -это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», так писал В. А. Сухомлинский - талантливый педагог и человек большой душевной щедрости, посвятивший свою жизнь детям и раздумьям об их воспитании [6, с. 234].

Игра по своей природе синтетична, она органично объединяет эмоциональный и рациональный виды мотивации познавательной деятельности. Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности - усвоение фактов, дат, имен и др. В своем исследовании мы использовали следующую классификацию игр:

- репродуктивные игры, в которых обучаемые воспроизводят известную им информацию, припоминают, узнают знакомые явления, разгадывают или угадывают, применяя неспецифические игровые действия (кроссворды, ребусы, загадки, мозаики);

- манипуляционные игры, в которых играющие осуществляют действия по определенной схеме, алгоритму; с помощью таких игр отрабатываются умения и навыки (домино, шашки, лото, карты по различным учебным предметам);

- частично-поисковые (эвристические) игры, в которых ученики вырабатывают собственный способ решения, создать свой алгоритм, комбинируя известные алгоритмы или создавая нечто субъективно новое, в этих играх возможно не только логическое решение, но и решение методом проб и ошибок, возврат к исходному пункту и рефлексия. Конечный результат однозначен (игры расследования, моделирования, некоторые ролевые, деловые и логические игры);

- креативные игры, особенность деятельности в этих играх заключается в том, что конечный результат неоднозначен, вообще никому не известен, оригинален, нет готовых средств для решения игровой задачи, решений множество (метод генерации идей, ситуативные игры, проектирование) [3, с. 67].

Также нами было проведено исследование усвояемости материала данного в форме традиционного урока (рис. 2) и в форме игры (рис. 3).

Таким образом, из рисунка видно, что процент усвоенных знаний, данных в форме игры, выше на 13 %, следовательно, проведение таких уроков будет эффективным средством повышения уровня продуктивности и устойчивости внимания.

Высокий 8 %

Очень высокий 5 %

Рис. 2. Оценка усвоенности знаний учащимися в условиях традиционного урока

Невы-

полнен

ные

задания 32 %

Выполненные задания 68 %

Рис. 3. Оценка усвоенности знаний учащимися

в условиях урока, проведенного в форме игры

Организация внеурочной деятельности разновозрастного характера

Важное место мы отводим организации учебной и внеурочной деятельности. Кружки, клубы, группы и т. д., которые формируются по интересам, помогают педагогам направить энергию подростка в полезное русло. Причем организация такого сообщества носит разновозрастной характер, что вносит разнообразие и новшество в коммуникацию между детьми. В такой группе подросток может примерить на себя роль наставника, товарища, ученика и открыть для себя новые ощущения и впечатления, что поможет удержать внимание учащегося.

Попадая в разновозрастную группу, подросток видит то, к чему он реально может стремиться, понимает, что если другие ученики это делают, то значит, и он сам может этого достичь сейчас, или когда чуть-чуть постарается. У подростка появляется стимул к действиям, его деятельность начинает носить целенаправленный характер. Если сообщество организованно на основе глубокого изучения какого-либо школьного предмета, то неизменно идет повышение успеваемости по этому предмету. Нередко возникает цепная реакция, и подросток начинает подтягивать остальные дисциплины, так сказать для «соответствия». Дети тянутся за старшими, учатся у них, перенимают правила поведения, способы решения конфликтов, а так же, конечно, хотят повторить то, чем занимаются старшие - например, интересуются более сложным материалом. Старшие, объясняя что-то младшим, сами лучше понимают суть излагаемого, кроме того, тренируются доносить свои мысли, развивая при этом речь, терпение, умение объяснять.

Вестник Кемеровского государственного университета, 2014 № 3 (59) Т. 1

77

ПЕДАГОГИКА

Также полезно пребывание в разновозрастной группе с точки зрения эмоционального фона. Роль педагога в таком сообществе нередко сводится к организаторской, нежели к руководящей. А это значит, подросток не будет испытывать давление авторитета педагога, навязывания мнения и суждения учителя. В такой группе подросток чувствует себя вольным и раскованным, что способствует развитию творческого начала. Вольность мыслей и неприятие авторитета признанных ученых и исследователей, нередко осуждается педагогами. Боязнь получить плохую отметку, заставляет подростка держать свое мнение при себе, что недопустимо. Талантливые и одаренные дети нередко страдают застенчивостью, что не дает им возможности отстаивать свое мнение, доказывать верность своих суждений. Разновозрастная группа, организованная во внеурочной деятельности отличное решение для полета фантазии таких детей.

Общение детей разных возрастов, объеденных общей целью явление интересное и уникальное. На-

блюдая за развитием такой группы, можно увидеть будущих педагогов, руководителей, хороших исполнителей, истинных лидеров и т. д. Увидев это, педагог может лучше проникнуть в сущность каждого ребенка, понять его стремления и желания, что приведет к более эффективной организации обучения и воспитания.

В разновозрастной группе ребёнок видит как своё «будущее» - старших, самостоятельных детей, так и «прошлое» - школьников, которые нуждаются в помощи, поддержке. Возможно, это учит ребёнка мыслить более глубоко, искать связи в окружающем мире.

Таким образом, исследование, проведенное нами, позволило нам рассмотреть возрастные особенности познавательной активности школьников, присущие подростковому возрасту, а также пути организации воспитания и обучения с учетом этих особенностей.

Литература

1. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1996. 340 с.

2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Педагогика, 1968. 321 с.

3. Люблинская А. А. Детская психология. М.: Просвещение, 1971. 415 с.

4. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения: книга для учителя. М.: Просвещение, 2000. 192 с.

5. Подласый И. П. Педагогика: учебник для студ. пед. вузов: в 2 кн. М.: ВЛАДОС, 2001. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. 576 с.

6. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. М.: Педагогика, 1983. 318 с.

Информация об авторах:

Касаткина Наталья Эмильевна - доктор педагогических наук, профессор, заведующая межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики КемГУ, [email protected].

Natalia E. Kasatkina - Doctor of Pedagogics, Professor, Head of the Inter-University Department of General and Higher Education Pedagogics, Kemerovo State University.

Брыксина Екатерина Сергеевна - аспирантка межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики КемГУ, [email protected].

Eketerina S. Bryksina - post-graduate student at the Inter-University Department of General and Higher Education Pedagogics, Kemerovo State University.

Статья поступила в редколлегию 05.05.2014 г.

78 | Вестник Кемеровского государственного университета, 2014 № 3 (59) Т. 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.