УДК 37.015.3-053.6(045)
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА СНИЖЕНИЯ
МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ
Т.В. Савинова, Я.О. Алибаева
Аннотация. Статья посвящена изучению актуальной в современной психологии проблемы профилактики снижения мотивации учебной деятельности подростков. В статье проанализированы различные подходы к проблеме мотивации, представлен психодиагностический комплекс, с помощью которого выявлены уровни и виды мотивации учебной деятельности подростков. Раскрыто содержание и особенности реализации программы психолого-педагогической профилактики снижения мотивации учебной деятельности подростков, доказана ее эффективность.
Ключевые слова: мотивационная сфера; мотивация; мотив; учебная деятельность; профилактика; подросток.
PSYCHO-PEDAGOGICAL PREVENTIVE MAINTENANCE REDUCE
MOTIVATION OF EDUCATIONAL ACTIVITY OF TEENAGERS
T. Savinova, Y. Alibaeva
Abstract. The article is devoted to the study of the relevant issue of preventing the reduction of motivation of teenagers for educational activity in contemporary psychology. The article analyzes the different approaches to the issue of motivation, represents a psychodiagnostic complex, which helped to reveal levels and types of motivation of teenagers for educational activity. The content and features of realization of the program of psycho-pedagogical preventive measures concerning the reduction of motivation of teenagers for educational activity are revealed, its effectiveness is proved in the article.
Keywords: motivational sphere; motivation; motive; training activities; prevention; teenager.
На сегодняшний день проблема мотивации учебной деятельности является одной из наиболее распространенных и важных в современной школе. Она затрагивает как общество в целом, так педагогов и родителей в частности. Важность ее изучения состоит в том, что именно мотивация во многом определяет результативность учебной деятельности и является ее ключевым компонентом.
Мотивация, являющаяся центром психологии личности, позволяет изучить важные моменты ее поведения и деятельности [4, с.51].
Теоретико-методологические основы
учебной мотивации раскрыты в трудах отечественных ученых Л.И. Божович, Е.П. Ильина, А.А. Реан, Л.А. Регуш, А.К. Марковой и других.
Согласно Л.И. Божович, в виде мотивов могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания. Иначе говоря, под мотивами она рассматривает все то, в чем нашла воплощение потребность [1, с.42].
Л.А. Регуш обращает внимание на то, что мотивацию можно изучать, с одной стороны, как процесс формирования мотива, с другой стороны, как систему мотивов, побуждающих субъекта к определенной деятельности [5, с.221].
В психологических источниках
подростковый возраст определяется как сложный и противоречивый период онтогенеза, особая ступень в развитии социальной активности ребенка [3, с.47].
При рассмотрении мотивации подростка следует учитывать особенности развития его личностной сферы: расширение самосознания, развитие способности к самовоспитанию и саморазвитию, обострение черт характера [8, с.48].
Педагогу, стремящемуся к
психологическому изучению учебной деятельности подростков, важно знать общую стратегию и ход этой работы. Результаты изучения становятся основой для планирования процесса формирования.
С целью развития, сохранения и укрепления учебной мотивации на всех этапах обучения в общеобразовательных организациях
рекомендуется применять такое направление профессиональной деятельности педагога-психолога, как психологическая профилактика. Следует отметить, что психологическая профилактика проводится не только с отдельными детьми и группами детей, классами, но и с педагогами и родителями учащихся, которые оказывают непосредственное влияние на развитие ребенка.
С целью изучения мотивации учебной
деятельности подростков и профилактики ее снижения нами было проведено эмпирическое исследование на базе МОУ «Гимназия № 19» г.о. Саранск. В исследовании принимали участие 194 человека, из них: 82 подростка 6 - 7 классов, 97 родителей, 15 педагогов.
Для исследования уровня мотивации учебной деятельности школьников и определения ведущих мотивов использовались следующие методики: «Изучение мотивации учения подростков» (Н.В. Калинина, М.И. Лукьянова); методика «Диагностика структуры учебной мотивации школьника» [2, с.253].
По результатам методики «Изучение мотивации учения подростков» (Н.В. Калинина, М.И. Лукьянова) установлено, что у 15% учащихся подросткового возраста доминируют мотивы очень высокого уровня; у 27% -высокого уровня. В учебной деятельности эти подростки руководствуются познавательными мотивами; стремятся успешно выполнять все школьные требования. Такие дети -старательные, исполнительные и ответственные. Они переживают, когда им ставят низкие отметки. Мотивы среднего уровня характерны для 15% подростков. Такие школьники, как правило, также успешно справляются с учебной деятельностью. Мотивы сниженного уровня свойственны для 24% испытуемых. Мотивы низкого уровня выявлены у 19% подростков. Данные учащиеся с нежеланием ходят в школу, пропускают занятия, на уроке часто отвлекаются и мешают работать другим учащимся, испытывают значительные трудности в учебной деятельности.
По результатам методики «Диагностика структуры учебной мотивации школьника» выявлено, что коммуникативные мотивы, направленные на общение со сверстниками и педагогами, характерны для 29% подростков. Позиционные мотивы свойственны 20% испытуемых. Данные подростки стремятся занять достойное место среди одноклассников. Для 17% учащихся ведущими являются познавательные мотивы. Подростки
испытывают непосредственный интерес к учебной деятельности; у них сохраняется и проявляется осмысленное отношение к учению. Внешние мотивы составляют 17%. Они проявляются тогда, когда деятельность осуществляется в силу долга, из-за давления родителей и педагогов. Мотивы достижения свойственны 10% подростков, для которых является важным достижение успехов в учебной деятельности. Для 7% испытуемых характерны эмоциональные мотивы, заключающиеся в том, что подросток испытывает положительные
эмоции: радость, удивление, восторг, которые вызываются интересной организацией занятия; созданием на уроке делового настроя; обстановкой увлеченности, доброжелательности, спокойствия, щедростью на похвалу при выполнении учебных задач; организацией ситуации сотрудничества и успеха.
На основе результатов, полученных на констатирующем этапе исследования, нами была разработана программа, направленная на профилактику снижения мотивации учебной деятельности подростков. Данная программа содержит три блока:
1 блок: профилактическая работа с подростками со сниженным и низким уровнями мотивации учебной деятельности. В результате исследования разработана профилактическая программа, которая осуществлялась в виде тренинговых занятий во внеурочное время периодичностью 1 раз в неделю по 45 минут. Общее количество проведенных занятий - 12 [6, с.216].
Основное содержание разработанных занятий представляли игры и упражнения, направленные на профилактику снижения учебной мотивации учащихся; увеличение ценности и важности получения знаний; формирование интереса к учебной деятельности; стремление к самосовершенствованию; развитие мотивов достижения.
2 блок: профилактическая работа с родителями. Психопрофилактическая деятельность с родителями подростков нацелена на знакомство с приемами и технологиями повышения учебной мотивации подростков, приобретение ими нового опыта взаимодействия со своими детьми.
3 блок: профилактическая работа с педагогами. Целью данного этапа являлось информирование педагогов об индивидуально-психологических особенностях личности подростка со сниженным и низким уровнем мотивации учебной деятельности, специфике их обучения и воспитания. Для педагогов, работающих с данными учащимися, были сформулированы психолого-педагогические рекомендации по профилактике снижения мотивации учебной деятельности [7, с.52].
Результаты сравнительного анализа по ф критерию Фишера на контрольном этапе исследования показали, что уровень мотивации учебной деятельности подростков
экспериментальной и контрольной групп отличаются. В экспериментальной группе увеличилось количество подростков с высоким и средним уровнем мотивации учения (3,111**); в контрольной группе выявлено значительное
количество подростков со сниженным (2,045*) и с низким уровнем (1,923*) мотивации учения.
Следовательно, разработанная программа является эффективной и способствует профилактике снижения мотивации учебной деятельности подростков. При ее реализации необходимо учитывать следующие психолого-педагогические условия: создание эмоционально благоприятной атмосферы; учет возрастных
особенностей участников; подбор
психодиагностических методов, адекватных целям и задачам исследования; использование разнообразных форм психопрофилактической работы; реализация комплексного подхода к профилактике снижения мотивации учебной деятельности подростков, предусматривающего работу с подростками, их родителями и педагогами.
Литература:
1. Бoжович Л.И. Прoблема развития мотивационной сферы ребенка / Л.И. Божович // Изучение мотивации поведения детей и подростков; под ред. Л.В. Благонадежной. - М.: Наука, 2000. - С. 41-42.
2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2011. - 890 с.
3. Лежнева Е.А. Мотивационная готовность будущего психолога к развитию стратегии достижения успеха подростков: сущность, состояние, перспективы / Е.А. Лежнева // Гуманитарные науки и образование. - 2013. - № 2. - С. 47-50.
4. Мешшв Н.И., Яшкова А.Н. Проблема мотивации в психологической науке / Н.И. Мешков, А.Н. Яшкова // Гуманитарные науки и образование. -2014. - № 4. - С. 50-54.
5. Педагогическая психология: учеб. пособие; под ред. Л.А. Рeгуш, А.В. Орлoвой. - СПб.: Питер, 2011. - 416 с.
6. Савиюва Т.В., Алибаeва Я.О. Профилактика снижения мотивов учебной деятельности подростков / Т.В. Савинова, Я.О. Алибаева // Фундаментальные и прикладные научные исследования: материалы Междунар. науч.-практ. конф., 17 мая 2015 г.; редколлегия: Р.Н. Шайбаков и др. - РИО ЕФИР. - М., 2015. - С. 214-216.
7. Савиюва Т.В., Алибаeва Я.О. Содержание программы профилактики снижения мотивов учебной деятельности подростков / Т.В. Савинова, Я.О. Алибаева // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: материалы ЕГУ Междунар. научн.-практ. конф., № 7(53), Новосибирск: Изд. СибАК, 2015. - С. 49-53.
8. Яшкова А.Н., Сухарева Н.Ф. Возрастная психология: учебное пособие / А.Н. Яшкова, Н.Ф. Сухарева. - Саранск: Мордовский гос. пед. ин-т, 2011. - 101 с.
Сведения об авторах:
Савинова Татьяна Викторовна (г. Саранск, Россия), кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева», e-mail: [email protected]
Алибаева Яна Олеговна (г. Саранск, Россия), магистрант 2 курса факультета психологии и дефектологии ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева», e-mail: [email protected]
Data about the authors:
T. Savinova (Saransk, Russia), candidate of psychological sciences, docent, associate professor at the Department of Psychology of Mordovian State Pedagogical Institute named after M. Evseviev, e-mail: [email protected]
Y. Alibaeva (Saransk, Russia), master's degree student of the II course at the Faculty of Psychology and Defectology of Mordovian State Pedagogical Institute named after M. Evseviev, e-mail: [email protected]