Использование и охрана земельных ресурсов при рациональном землепользовании Use and protection of land resources in rational land use
|| ^ МОСКОВСКИЙ ■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ Ч^Я ЖУРНАЛ
УДК 332.33 DOI 10.24411/2413-046X-2020-10259 Кузнецова Светлана Георгиевна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры землепользования и кадастров ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству» (105064, Москва, ул. Казакова, д.15 [email protected]
Kuznetsova Svetlana Georgievna, candidate of economic sciences, Senior Lecturer of the department of land use and cadastres, Federal State Budgetary Education Institution of Higher Education «State University of Land Use Planning» (105064, Moscow, st. Kazakowa, 15) [email protected] Аннотация. Процесс перераспределения земель содержит проблемы в сфере эффективного и рационального использования земельных ресурсов. Эффективность использование земель состоит из определенных условий современного развития землепользования. Понятие рационального использования и охрана земельных ресурсов в системе землепользований, это одна из составляющей стороны народного хозяйства. В статье рассматривается широкий круг вопросов, связанных с использованием, перераспределением и охраной земельных ресурсов, а также их взаимосвязь в различных сферах хозяйствования.
Summary. The process of land redistribution contains problems in the field of efficient and rational use of land resources. Efficiency of land use consists of certain conditions for the modern development of land use. The concept of rational use and protection of land resources in the land use system is one of the components of the national economy. The article considers a wide range of issues related to the use, redistribution and protection of land resources, as well as their relationship in various areas of management.
Ключевые слова: земельные ресурсы, рациональное землепользование, проблемы землепользования, эффективное использование земель.
Keywords: land resources, rational land use, problems of land use, effective use of land.
По предварительным итогам проводимой экономической, аграрной и земельной реформы в Российской Федерации произошли значительные организационно-хозяйственные и земельные изменения.
Появились изменения в организационно-правовых формах хозяйствования: совхозы, колхозы, т.е. те которые практически прекратили свое существование, а земли их были переданы в собственность граждан на условиях долевой собственности.
На данной основе в соответствии с действующим законодательством: гражданским, земельным, административным и иными видами, была выполнена работа по созданию новых хозяйственных субъектов: сельскохозяйственные кооперативы, акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью.
Согласно Земельному кодексу Российской Федерации, федеральным законам: от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве», от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель из одной категории в другую», выполнен перевод земельных долей (паев) в земельные участки с проведением работ по упорядочением границ и подготовкой необходимых документов по таким участкам для проведения Государственного кадастрового учета и Государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, по результатам которой создается налогооблагаемая база.
Сегодня, в процессе перераспределения земель, остается большая проблема в эффективном и рациональном использовании земельных ресурсов. Эффективность использования земель, формируется из социальных и экономических условий современного развития земельно-имущественных отношений.
Приморский край, имея высокие производственные возможности на протяжении десятилетий, постоянно трансформируется под давлением экономических, социальных и естественных условий.
Следовательно, необходимо провести полный анализ земельного фонда Приморского края. Подобный анализ земельного фонда края, его производственные возможности земли, отражает количественное и качественное состояние земель, что дает возможность установить степень рационального использования земель.
Эффективность решения проблемных вопросов, касающихся рационального использования земель, зависит от рационально сформированного землепользования с достоверным учетом экономических, социальных и природных потенциалов.
Существующая ситуация в экономике страны, подтолкнула к необходимому процессу в организации улучшения использования всех земель, проведения кадастровой оценки на всех территориях, для получения точной, достоверной и современной информации, для будущего планирования рациональных землепользований и создания или улучшения существующих механизмов в управлении земельными ресурсами.
За последние годы активизировались работы по межеванию земель, государственной кадастровой оценке объектов недвижимости, направленные на формирование рынка земли и иных объектов недвижимости и современной экономики страны.
Понимание рационального использования земли и ее охрана является важной как с народнохозяйственной стороны, так и с научной тоски зрения. Поэтому земельные ресурсы обязаны быть использованы с учетом всех своих природных ресурсов и создаваемого человеком качественного состояния.
Часто под использованием земель, подразумевается функционирование, в качестве только общественного производства. Это подтверждается приведенным распределением земель Приморского края по категориям земель (таблица 1).
Таблица 1 - Распределение земельного фонда Приморского края за
2018-2019 год по категориям
Наименование категорий земель На На 2017г. к Изменения е
01.01.17 01.01.18 2018г %
1 Земли сельскохозяйственного 1860,6 1860,8 -0,2 -0,01
назначения
2 Земли населенных п\-нктов. в т. числе 249.4 249.3 -0.1 -0.01
33 ем ли промышленности и иного 386,9 388,2 +1,3 +0,34
специального назначения
4 Земли особо охраняемых территорий и 2111,3 2110,9 -0,4 -0,05
объектов
5 Земли лесного фонда 10886.5 11886.5 0 0
6 Земли водного фонда 323,2 323 2 0 0
7 Земли запаса 649.9 649.3 -0.6 -0.08
Итого земель в Приморском крае 16467.3 16467.3
Рациональное землепользование состоит из воспроизводства, охраны и использования земель и их экономической эффективности.
Вопросы рационального землепользования являются в первую очередь региональными моментами
Взаимная работа собственников земель и субъектов землепользования важна в таких сферах, как нормативно-правовой, организационной, бюджетной и налоговой, экономической и т.д. связанных с гарантированием экономических условий воспроизводства в регионе в целом, так и в отдельном субъекте.
Следовательно, объединения сельскохозяйственного производства и субъекта землепользования образует некую систему, которая позволяет реализовать общие, групповые и частные интересы друг друга, несмотря на то, что они иногда бывают взаимоисключающими.
Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что постоянное развитие и работа экономической и экологической систем в регионе связано с их совместным и одинаковым отношением в определенных вопросах, которые направлены на реализацию предметных направлений в развитие региона в сельскохозяйственном производстве.
В Приморском крае около 35 % земель сельскохозяйственного назначения находятся в частной собственности (таблица 2).
Таблица 2 — Распределение земельного фонда Приморского края по
формам собственности
Наименование категорий Общая В В В
земель площадь собственности собственности государственной
на 01.01.18 граждан юридических лиц и муниципальной собственностью
1 Земли 1860,8 584.1 239.5 1036.2
сельскохозлиственного
назначения
I Земли населенных 249,4 29.4 7,5 212.5
пунктов, в т. числе
3 Земли промышленности 386,9 1,0 2,5 383.4
и иного специального
назначения
4 Земли особо 2П1=3 - 1.3 2110.0
охраняемых территорий и
объектов
5 Земли лесного фонда 11886.5 - - 10886.5
6 Земли водного фонда 323 2 - - 323.2
7 Земли запаса 649.3 - - 649.3
Итого земель в 16467.3 614.5 250.8 15602.0
Приморском крае
С одной стороны, частная собственность с точки зрения экономики, является эффективной, следовательно она особенно требует экологической защиты данных интересов. Подобная защита может осуществляться через, ограничения в использовании земельных участков, т.е. сервитуты, изъятия земель, налоги, а также штрафные санкции за нарушения земельного и экологического законодательства.
С другой стороны, земли, находящиеся в муниципальной или государственной собственности, составляющие фонд перераспределения земель, регулируются в основном, при помощи арендной платы с обязательным соблюдением земельно-административного законодательства, направленное на использование их в целях сельскохозяйственного производства.
Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что в границах получаемого механизма рационального землепользования в сельском хозяйстве выделяют главные вопросы взаимодействий:
1 нормативная и правовая область, т.е. нормативно-правовые акты, принимающиеся на всех уровнях власти;
2 бюджетная и налоговая область влияния, осуществляющаяся через взымание земельного налога, арендной платы, а также штрафные санкции за несоблюдение земельного и экологического законодательства, таких как нецелевого использования земель или причинения вреда земельным ресурсам, их загрязнение и т.д.
3 предоставление кредитов сельскохозяйственным производителям в рамках финансово-кредитной области.
Рассматривая экономический механизм рационального землепользования в сельском хозяйстве, следует отметить, что он на настоящий момент еще недоработан, а в некоторых моментах полностью отсутствует или противоречит существующим интересам. Примером служит раздел 7 Закона РСФСР от 11.10.1991г. «О плате за землю», где говорится, что «земельный налог и арендная плата учитываются в доходах и расходах бюджетов отдельной строкой и используются исключительно для финансирования мероприятий по землеустройству, ведению кадастра, мониторингу, повышению плодородия, охране земель, обустройство территорий и т.д.». В 2004 году данный раздел утратил свою силу. Сегодня налоговые поступления распределяются на усмотрение федеральных, региональных или муниципальных образований, т.к. в зависимости от того какой вид налога. Согласно статье 15 Налогового кодекса земельный налог является местным налогом, следовательно, он поступает в бюджет муниципалитета.
Одним из основных условием эффективного использования земель, это анализ состояния по видам угодий и использования. В таблице 3 представлена динамика изменения сельскохозяйственных угодий в Приморском крае с 2010 по 2018гг.
Таблица 3 - Динамика изменения сельскохозяйственных площадей с
2010 г по 2018г. (в тыс. га)
Наименование 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
категории земель
Всего 1651г 1649, 1648, 1662, 1692, 1702, 1774, 1860, 1860,
сельскохозяйсгвенн 5 1 7 8 3 4 5 6 8
ых угодий
В т.ч. пашни 744.9 745.2 749.7 749.8 751.0 751.2 754.8 755.0 755.1
В т.ч. кормовые 805,0 805,9 806,7 807 808,4 809,6 809,7 811,3 811,6
угодья
Из таблицы видно, что увеличение рациональности землепользования и его экономической полезности возможно, за счет привлечения в оборот больше продуктивных земель.
Проанализировав работы многих ученых в области управления земельными ресурсами и землепользованиями, можно сказать, что для решения вопросов связанных с организацией землепользований необходимо решить следующие задачи:
- обеспечить имеющимися площадями сельскохозяйственных предприятий на основе их обеспеченности различными видами ресурсов;
- использование высокопроизводительных технологий, направленных на повышение плодородие почв;
- правильный учет и оценка экономических, социальных и экологических условий использования сельскохозяйственных земель;
- эффективное привлечение сельскохозяйственной техники;
- использование сельскохозяйственных земель, строго по их целевому назначению
- проведение мероприятий по культурно-техническому повышению плодородия и недопущению появления негативных процессов в виде засолений, всех видов эрозии, или переувлажнении;
- привлечение в сельскохозяйственный оборот земель, не используемых или заброшенных ранее.
Организация рационального и эффективного использования земли, - это процедура формирования территориальных, правовых, социальных, экономических и экологических условий для вовлечения в процесс всех земельных угодий, при сохранности или улучшения плодородия.
В современных условиях, для увеличения эффективности землепользований в составе агропромышленного комплекса, руководство страны пытается создать крепкую экономическую и социальную платформу для кардинального переустройства села. На это, направлены принимаемые правительством Российской Федерации, а также иными заинтересованными ведомствами и организациями целевые программы для всех отраслей сельскохозяйственного производства.
Список литературы
1. Земельный кодекс Российской Федерации: [федер. закон: принят Гос. Думой 28 сент.2001 г.: в ред. От 18.03.2020г.] [Электронный ресурс] / Доступ из справ. - правовой системы «Консультант Плюс»
2. Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» [федер. закон № 218-ФЗ : принят Гос. Думой 03 июля 2015 г. : в ред. от 02.08.2019] [Электронный ресурс] :. - СПС КонсультантПлюс;
3. Федеральный закон «О землеустройстве». [федер. закон № 78-ФЗ : принят Гос. Думой 18 июня 2001 г. : в ред. от 03.08.2018] [Электронный ресурс] :. - СПС КонсультантПлюс;
4. Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» [федер. закон № 101-ФЗ : принят Гос. Думой 24 июля 2002 г. : в ред. от 06.06.2019] [Электронный ресурс] :. - СПС КонсультантПлюс;
5. Федеральный закон «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» [федер. закон: принят Гос. Думой 3 декабря 2004 г.: по состоянию на 29.07.2017 г.] [Электронный ресурс] / Доступ из справ. -правовой системы «Консультант Плюс»
6. Государственный (региональный) доклад о состоянии и использовании земель в Приморском крае в 2018 году. - Владивосток, 2019. - 170 с.
7. Варламов А.А., Гальченко С.А. Реформирование землепользования в России на современном этапе//Московский экономический журнал. № 12. с.3