Development of educaton
Гималетдинова Э.Р.
Gimaletdinova Е.К
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономической теории,
ФГБОУВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация
Раскина Л.Н.
Raskina L.N.
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономической теории,
ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа Российская Федерация
Юнусова И.Р. Yunusova
кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа Российская Федерация
УДК 378.016 DOI: 10.17122/2541-8904-2019-4-30-172-180
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СРЕДСТВ В ПРЕПОДАВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ В ТЕМЕ «ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ»
В статье анализируется применение принципа наглядности в дидактике. Его использование в обучении является источником приобретения знаний, даёт лучшее усвоение учебного материала, способствует развитию творческого мышления, снижает утомляемость и т.д.
При этом стоит помнить, что художественные средства должны соответствовать изучаемому материалу, уровню развития обучающихся, отображать действительность.
При изучении курса экономической теории также стоит использовать принцип наглядности. В статье разбирается его применение в теме «Предмет и метод экономической теории».
В данной теме классически разбирается вопрос «История становления и развития экономической науки». Предлагается использование принципа наглядности в проработке подво-просов, раскрывающих теоретико-методологические концепции постулатов каждой из экономических школ: меркантилизма, физиократов, классической политической экономии, марксизма, экономического романтизма, экономистов-утопистов, исторической (старой, новой, новейшей); маржинализма (австрийской, английской, лозаннской школы), неоклассического направления; институционализма (социально-психологического, социально-правового, конъюктурно-статистического), несовершенной конкуренции, кейнсианства, неокейн-сианской, неолиберализма (фрайбургской, чикагской, австрийской школы), экономики предложения, неоклассического синтеза. Особо обращается внимание на вклад в развитие экономической мысли основателей экономических школ, ведущих экономистов-теоретиков.
При разборе в каждом из подвопросов предлагается, в той или иной степени, использование художественных средств, подобранных на соответствующие темы, работающих на их раскрытие: художественная литература, художественные и документальные кинофильмы, картины, фотографии.
При использовании вышеперечисленных художественных средств необходимо акцентировать внимание студентов на особенностях костюмов, предметов быта, обихода, интерьера, архитектуры и т.д. и совместно дорабатывать, домысливать, какие технологии использовались для производства данных видов товаров и услуг, какие торгово-экономические отноше-
Развитие образования
ния при этом должны были складываться, какие были те или иные экономические условия, которые подталкивали к формированию соответствующих теоретико-методологических концепций экономических школ.
Материалы статьи могут быть применены в практике преподавания экономических дисциплин.
Ключевые слова: экономическая теория, методика преподавания экономических дисциплин, история и развитие экономической науки, история экономических учений, принцип наглядности в педагогике
USING ARTISTIC MEANS IN TEACHING ECONOMIC THEORY IN THE TOPIC «SUBJECT AND METHODS OF ECONOMIC THEORY»
The article analyzes the use of the visualization principle in didactics. Its use in training is a source of knowledge, provides the best understanding of educational material, contributes to the development of creative thinking, reduces fatigue, etc.
It should be remembered that artistic means must correspond to the material being studied, the level of development of students and reflect reality.
When studying the course of economic theory, it is also worth using the principle of visualization. The article examines its application in the topic "The subject and methods of economic theory".
In this topic, the question "The history of the formation and development of economic science" is classically dealt with. It is suggested to use the principle of visualization in the study of subquestions that reveal the theoretical and methodological concepts of the each economic schools postulates: mercantilism, physiocrats, classical political economy, Marxism, economic romanticism, utopian economists, historical (old, new, newest); marginalism (Austrian, English, Lausanne schools), neoclassical school; institutionalism: socio-psychological, socio-legal, short-term statistics, imperfect competition, Keynesianism, neo-Keynesian, neoliberalism (Freiburg, Chicago, Austrian school), supply-side economics, neoclassical synthesis. Particular attention is paid to the contribution to the development of economic thought of economic schools founders, leading theoretical economists.
While analyzing each of the sub-questions the use of different artistic means is proposed. They are selected depending on relevant topics, working on their better understanding: fiction literature, fiction and documentary films, paintings, photographs.
When using the above listed artistic means, it is necessary to focus students attention: on the costumes details, household items, household goods, interiors, architecture, etc. and think over all together, speculate what technologies were used to produce these types of goods and services, what trade and economic relations should have developed, what were these or those economic conditions that encouraged the formation of the corresponding theoretical and methodological concepts of economic schools.
Materials of the article can be applied in the practice of teaching economic disciplines.
Key words: economic theory, teaching methods of economic disciplines, the history and development of economic science, the history of economic doctrines, the principle of visualization in pedagogy.
Принцип наглядности в дидактике - целесообразное и эффективное привлечение органов чувств к восприятию, осознанию и переработке учебного материала. Применение художественных произведений способствует формированию у обучающихся материалистических представлений и понятий, выра-
ботке у них соответствующих умений и навыков.
Наглядность в обучении является источником приобретения знаний, средством обучения, обеспечивающим лучшее усвоение учебного материала и закрепление его в памяти, способствует развитию творческого воображения и мышления, является мерой
Development of educaton
достоверности приобретаемых знаний, приёмом расширения памяти, используются при этом впечатлительность и различные органы ощущений. Она даёт возможность использовать склонность мыслить цветом, формой, ощущениями, даёт обратную связь чувственно-наглядного впечатления, образа памяти и образа творческого воображения.
Наглядность облегчает процесс обучения, увеличивает его эффективность, помогает студентам осваивать материал более осмысленно, вызывает интерес к учебному материалу и мобилизует их внимание. При этом наглядность усиливает психологическую активность обучающихся, расширяет объёмы усвояемого материала, развивает память, снижается утомляемость, тренируется творческое воображение, стимулируется развитие профессионального языка.
Картины обладают особенностью, их применение в преподавании объясняется следующим: в них художник показывает основные признаки предметов и явлений в более концентрированном виде, чем всё это встречается в жизни. Показ основного на переднем плане обеспечивает возможность более чёткого отделения главного от второстепенного. Изобразительные средства способствуют образному, яркому, полному восприятию картины мира.
Художественные картины оказывают на обучающихся сильное эмоциональное воздействие, тем самым усиливается восприятие учебного материала. При использовании картин в преподавании следует учитывать следующие требования: соответствие изучаемому материалу, отображение действительности, соответствие уровню развития студентов. Каждое использованное художественное произведение в процессе обучения должно сопровождаться комментариями. Их следует демонстрировать по ходу лекции или семинара. Демонстрация художественных произведений должна привести к очередной ступени развития, помогая стимулировать переход от конкретно-образного и наглядно-действенного мышления к абстрактному, словесно-логическому.
При изучении курса экономической теории следует использовать принцип наглядности. В теме «Предмет и метод экономической теории» в вопросе «Зарождение и этапы развития экономической науки» при анализе концепций меркантилизма следует показать портреты основателей и представителей данной экономической школы - Жана Батиста Кольбера и Антуана де Монкретьена, при этом продемонстрировать копию обложки их основного труда - «Трактата политической экономии». Косвенно биографию Кольбера, его вклад в развитие экономической мысли можно изучить через художественные кинофильмы: «Виконт де Бражелон» (1954), реж. Ф. Черкио, «Захват власти Людовиком XIV» (1966), реж. Р. Росселлини, «Человек в железной маске» (1977, 1998), реж. соответственно М. Ньюэлл, Р. Уоэллес, телесериал «Версаль» (2015-2018), коллектив режиссеров.
При объяснении концепции меркантилизма рекомендуется использовать картины, изображающие корабли (Христофора Колумба, Васко да Гама, Америго Виспучи), открывающие Америку, необходимо акцентировать при этом внимание на перенос торговли с континентального на межконтинентальный уровень. Следует порекомендовать к просмотру кинофильмы, касающиеся данного этапа развития экономики, экономической мысли: «Христофор Колумб: завоевание Америки» (1992), реж. Д. Глен, «1492: Завоевание рая» (1992), реж. Р. Скотт, «Христофор Колумб» (1949), реж. Д. МакДональд, «Христофор Колумб, или Открытие Америки» (1969), реж. X. Койтнер, «Васко Да Гама. В поисках острова специй», документальный фильм (2003), автор Э. Шмитц, «Венецианский купец» (2004), реж. М. Рэдфорд, снятый по одноименному произведению У Шекспира, «Пират Морган» (1960), реж. А. Де Тот, П. Дзелио, «Пираты» (1986), реж. Р. Полански.
Здесь и в последующем при просмотре кинофильмов необходимо акцентировать внимание на особенностях одежды, предметов быта, обихода, интерьера, архитектуры и т.д. и дорабатывать, домысливать, какие технологии использовались для производства
данных товаров и услуг, какие торгово-экономические отношения при этом должны были складываться. С учётом сказанного при анализе школы меркантилизма стоит предложить к просмотру кинофильмы:
- по Италии: «Борджиа» (2006), реж.
A. Эрнандес, сериал «Борджиа» (2011-2013), коллектив режиссеров, «Ромео и Джульетта (1968), реж. Ф. Дзеффирелли, «Честная куртизанка» (1998), реж. М. Херсковиц, сериал «Медичи» (2016-2018), реж. С. Мимика-Геззан, минисериал «Жизнь Леонардо да Винчи (1971), реж. Р. Кастеллани;
- по Испании: сериал «Изабелла» (20122014), коллектив режиссеров, «Карлос, король и император» (2015), реж. О. Феррер, «Дон Сезар де Базан» (1989), реж. Я. Фрид, «Кабеса де Вака» (1991), реж. Н. Эчевариа;
- по Великобритании: «Человек на все времена» (1966), реж. Ф. Циннеманн, «Елизавета» (1998), реж. Ш. Капур, минисериал «Елизавета I» (2005), реж. Т. Хулер, «Королева-девственница» (2005), реж. К. Гедройц, «Мария - королева Шотландии» (2013), реж. Т. Имбах, «Заговор против короны (2004), реж. Г. Маккиннон, «Золотой век» (2007), реж. Ш. Капур, телесериал «Тюдоры» (2007-2010), создатель - М. Хёрст, «Убить короля» (2003), реж. М. Баркер, мини-сериал «Последний король» (2003 года), реж. Д. Райт, «Разум и чувства» (1995), реж. Э. Ли, снятый по одноимённому роману Дж. Остин;
- по Франции: «Королева Марго (1994), реж. П. Шеро, телесериал «Королева Марго» (1999-2000), реж. А. Муратов, телесериал «Графиня де Монсоро» (1995-1998), реж.
B. Попков, мини-сериал «Графиня де Монсоро» (1971), реж. Я. Андреи, «Ришелье» телесериал (1977), реж. Ж.-П. Декур, «Ватель» (2000), реж. Р. Джоффе, «Версальский роман» (2014), реж. А. Рикман, телесериал «Царство» (2013-2017), реж. Л. МакКарти, С. СенГупта «Приход к власти Людовика XIV» (1966), реж. Р. Росселлини и др.
Раскрывая теоретико-методологические характеристики школы физиократов, следует продемонстрировать портреты представителей данной школы Пьера Буагильбера, Жака
Развитие образования
Тюрго, Франсуа Кенэ. Следует проанализировать процесс воспроизводства визуально, используя «Экономические таблицы» Ф. Кенэ, в виде копии оригинала. При изучении школы физиократов также можно рекомендовать к ознакомлению следующие кинофильмы, с учетом анализа экономической составляющей при просмотре: «Людовик XV: Черное солнце» (2009), реж. Т. Бинисти, «История нравов. Людовик XV », документальный фильм (2015), автор Г. Бритон, «Герцогиня» (2007), реж. С. Дибб, «Миссия» (1986), реж. Р. Жоффе, «Патриот» (2000), реж. Р. Эммерих, «Роб Рой» (1995), реж. М. Кейтон-Джонс, «Стакан воды» (1979), реж. Ю. Карасик, аналогичная тема в фильме «Фаворитка» (2018), реж. Й. Лантимос, «Тайны Версаля» (1953), реж. С. Гитри, «Удивительная лёгкость» (2006), реж. М. Эптед. Помимо этого можно обсудить школу физиократов через художественную литературу: Бальзак О. «Гобсек», «Блеск и нищета куртизанок», «Евгения Гранде».
При изучении подвопроса особенностей теоретических положений школы классической политэкономии следует использовать портрет А. Смита, обложку его основного труда «Исследование о природе и причинах богатства», портреты - У. Петти, Д. Рикардо, а также обложку его научного труда «Начало политической экономии и налогового обложения», аналогично по Ж.-Б. Сэю - «Трактат политической экономии», по Дж.С. Миллю - «Принципы политической экономии». Художественный кинематограф, рекомендуемый по данному вопросу: «Безумие короля Георга» (1994), реж. Н. Хайтнер, «Ярмарка тщеславия» телесериал (2018), реж. Д. Стронг, по одноименному роману У. Теккерея, телесериал «Блеск и нищета куртизанок» (1975), реж. М. Казнев, по одноименному роману О. де Бальзака. Художественная литература, отражающая аспекты классической политэкономии: Голсуорси Дж. «Сага о Форсайтах», Э. Золя «Дамское счастье», «Деньги».
Анализируя экономическую школу марксизма, рекомендуется продемонстрировать портреты или фотографии К. Маркса и
Development of educaton
Ф. Энгельса, обложки «Капитала», а также обратить внимание на то, что их биографии, основные идеи отображены и в кинематографе. Это кинофильмы: «Год как жизнь» (1965), реж. Г. Рошаль, «Карл Маркс. Молодые годы» (1979), реж. Л. Кулиджанов, которые рекомендуются к просмотру. Недостатки капитализма, анализируемые в марксизме, отражены и в художественной литературе - Ч. Диккенс «Тяжёлые времена», в кинематографе - «Оливер Твист» (2005), реж. Р. Полански, (2007), реж. К. Гедройц, по одноименному роману Ч. Диккенса «Приключения Оливера Твиста», минисе-риал «Корни» (1977), коллектив режиссеров, «Тэсс из рода д'Эрбервиллей» (2008), мини-сериал, коллектив режиссеров, по одноименному роману Т. Харди, «Банды Нью-Йорка» (2002), реж. М. Скорсезе.
Рассматривая особенности теоретических разработок школы экономического романтизма, следует показать портрет С. Сисмонди, обложку его книги «О коммерческом богатстве, или О принципах политической экономии», фото или портрет П. Прудона, обложку его работы «Что такое собственность?».
При раскрытии основных постулатов утопического социализма следует показать портрет Р. Оуэна, картину его дома в Нью-Ланарке, где им был произведён промышленный и социальный эксперимент, его желательно проанализировать, а также для наглядности продемонстрировать вид общины «Новая гармония». При анализе утопизма рекомендуется показать портреты единомышленников Р. Оуэна, внёсших свою лепту в развитие экономической мысли -К. Сен-Симона, Ш. Фурье.
Приступая к экономическим учениям исторической школы, необходимо напомнить, образно воспроизводя, что происходило в Германии, в середине XIX века - шло объединение земель в единое государство. Предшественниками данной экономической мысли были А. Мюллер и Ф. Лист. Анализируя их вклад в становление исторической школы, следует показать их портреты, а также копию обложки основного
труда Ф. Листа - «Национальная система политической экономии».
В исторической школе выделяются три этапа развития.
«Старая историческая школа» - представители В. Рошер, К. Книс, Б. Гильдебранд. При раскрытии их концепций, вклада каждого в развитие экономической мысли следует показать их портреты, а также обложку ведущей работы последнего «Историческое обозрение политико-экономических систем».
«Новая историческая школа» - представители Л. Брентано, Г. Шмоллер, К. Бюхер. При рассмотрении методологических особенностей новой исторической школы также стоит показать портреты вышеперечисленных авторов.
«Новейшая историческая школа» - представители В. Зомбарт, М. Вебер, А. Шпитхоф. Анализируя сущность данного экономического направления, стоит показать портреты авторов и их работы: В. Зомбарта -«Экономическая жизнь в эпоху капитализма», М. Вебера - «Протестантская этика», «Протестантская этика и дух капитализма», А. Шпитхофа.
Особенности развития экономики Германии, развитие её исторической школы можно косвенно также проанализировать в кинофильмах, которые освещают данный период времени этой страны: «Людвиг» (1972), реж. Л. Висконти, «Майерлинг» (1968), реж. Т. Янг, «Полковник Редль» (1985), реж. И. Сабо.
При изучении маржинализма следует отметить, что у данного экономического направления были предшественники: Г. Госсен, И.Г. Тюнен, О. Курно. Они являются родоначальниками математической школы. Раскрывая законы Госсена, следует показать его портрет, а также титульный лист его книги «Развитие законов человеческого движения и вытекающих из этого правил для человеческих действий». Анализируя вклад И.Г. Тюнена в экономическую науку введением законов предельного анализа, рекомендуется показать его портрет, а также его работу «Изолированное государство». При анализе лепты в экономическую науку родо-
начальника применения математических методов в политической экономии А.О. Курно следует продемонстрировать его портрет.
Общеизвестно, что «маржинальная революция» происходила одновременно в разных точках планеты (австрийская, английская, лозаннская школы, неоклассическое направление).
При исследовании вклада в австрийскую школу К. Менгера через теорию стоимости, определяемую предельной полезностью, следует познакомить с его портретом и его работой «Исследование метода социальных наук и политической экономии в частности». При объяснении теории стоимости и теории ожидания О. Бем-Баверка следует обратить внимание на его работы «Основы теории ценности хозяйственных благ», «К завершению марксистской системы», при этом следует представить и его фотографию. При проработке особенностей теоретических позиций Ф. Визера следует познакомить с его портретом и остановиться на его работе «Теории общественного хозяйства».
При анализе вклада австрийской школы в развитие экономической мысли необходимо обратить внимание на то, что при проработке вопроса потребительского поведения использовался принцип робинзонады, который был взят из литературного произведения Д. Дефо «Робинзон Крузо», также экранизированного (1954, 1972, 1976, 1988, 1997, 2003, 2008, 2016).
При анализе вклада английской школы в экономическую науку следует остановиться на маржинальных концепциях У. Джевонса и Ф. Эджуорта. Разбирая методологические позиции У Джевонса, нужно указать на его работы, познакомив с их обложками: «Деньги и механизм обмена», «Политическая экономия», кроме того продемонстрировать его портрет.
При разборе лозанской школы необходимо проанализировать модель макроэкономического равновесия Л. Вальраса, подчеркнув значение его произведения «Математическая теория социального богатства», вместе с тем представить и его портрет.
Развитие образования
Второй этап «маржинальной революции» проявился в формировании неоклассического направления. При рассмотрении зарождения «экономикс» нужно остановиться на родоначальнике данного направления А. Маршалле, одновременно познакомить студентов с его портретом, а также с его фундаментальным трудом «Принципы экономической науки».
Дж.Б. Кларк - основатель «американской школы маржинализма», также внесший вклад в неоклассическое направление (закон предельной производительности факторов производства). При обсуждении его экономического учения стоит ознакомить с его фотографией.
И. Фишер продолжил традиции американской школы маржинализма. Он ввёл теорию обмена, различие между запасами и потоками, теорию реальной процентной ставки, индекс цен. При анализе его вклада в развитие экономической мысли следует остановиться на его работах: «100 % деньги», «Покупательная способность денег», продемонстрировав их обложки и фотопортрет автора.
В. Парето продолжил традиции лозаннской школы, внёс свою лепту в развитие неоклассического направления в виде концепции общего экономического равновесия. При разборе данной концепции следует использовать его работу «Социалистические системы», ознакомить также с его фотопортретом.
При разборе институционализма стоит отметить, что имеется три его направления: социально-психологический, социально-правовой, конъюктурно-статистический.
Представителем первого является Т. Веблен, основатель институционализма. Рассматривая его видение социально-экономического развития общества, нужно остановиться на его работе «Теория праздного класса: экономическое исследование институций», используя фотографии как самой книги, так и самого автора. Институциональные аспекты, анализируемые Вебленом, отчасти можно проследить при просмотре кинофильмов: «Новеллы Мопассана» (2007), телесериал коллектив режиссеров, «Век Мопассана. Повести и рас-
Development of educaton
сказы XIX столетия» (2009-2010), коллектив режиссеров, «Леопард» (1962), реж Л. Висконти по одноименному роману Д. Томази Ди Лампедуза, «Эпоха невинности» (1993), реж. М. Скорсезе по одноименному роману Э. Уортон.
Социально-правовое направление инсти-туционализма разрабатывал Дж. Коммонс. При рассмотрении его коллективных институтов стоит акцентировать внимание на его труде «Правовые основания капитализма», обращаясь к снимкам сочинения и самого ученого.
Конъюктурно-статистическое направление возглавил У Митчелл. При анализе его вклада в экономическую науку - выявлении влияния на экономические факторы неэкономических, следует остановиться на его работе «Экономические циклы», показав при этом его фотографию.
В последующем на базе институциона-лизма сформируется неоинституционализм во главе с Р. Коузом, который вводит теорию трансакционных издержек и прав собственности, позволяющих разрешать экологические проблемы экономическими методами [1]. При изучении вклада неоинституциона-листов в развитие экономической мысли стоит ознакомиться с работой Р. Коуза «Фирма, рынок и право», а также с его фотопортретом.
При раскрытии вклада теоретической сущности несовершенной конкуренции следует обратить внимание на работы Дж. Робинсон «Теорема Эйлера и проблема распределения» и «Экономическая теория несовершенной конкуренции» и работы Э. Чемберлина «Теория монополистической конкуренции», «Пропорциональность, делимость и экономия от масштаба», при этом познакомить с их фотографиями.
Приступая к вопросу вклада кейнсианства в экономическую науку, необходимо напомнить историю Великой депрессии в США, используя образное мышление, отсылая к таким кинофильмам, как: «Гроздья гнева» (1940), реж. Д. Форд, «Великая Депрессия» (2009), реж. Н. Стрижак, «Места в сердце»
(1984), реж Р. Бентон, «Великая депрессия» (2009), документальный реж. М. Михеев.
Смена парадигмы экономической науки произошла с введением теории государственного регулирования, родоначальником которой был Дж.М. Кейнс. При раскрытии введения раздела макроэкономики как самостоятельного раздела экономической теории следует также познакомить с его основной работой «Общая теория занятости, процента и денег», которая произвела революцию в экономической науке. Если позволяет время, то отдельно стоило бы проанализировать биографию учёного. При этом рекомендуется продемонстрировать его фотографии.
На базе кейнсианства зародились неокейн-сианские теории экономического роста. Основные постулаты модели экономического роста раскрываются в трудах: Е. Домара «Расширение и занятость», «Расширение капитала, темпы роста и занятость» и Р. Харрода «К теории экономической динамики: новые выводы экономической теории и их применение в экономической политике», «Эссе по динамической теории». Показывая историю создания модели Харрода - Домара, следует ознакомить студентов с фотографиями ее авторов.
При изучении вопроса неолиберализма нужно отметить, что он создавался как противодействие кейнсианству. Основные центры данного направления были созданы в Германии - фрайбургская школа, в США -чикагская школа, в Вене - австрийская школа.
Идеи фрайбургской школы были реализованы после окончания Второй мировой войны, при восстановлении ФРГ. Необходимо описать состояние экономики этой страны на тот период времени, используя статистические данные по экономике послевоенной Германии, обращаясь к образному мышлению студентов. При анализе концепции социального рыночного хозяйства стоит остановиться на работах Л. Эрхарда «Благосостояние для всех» и В. Ойкена «Общий характер экономического процесса», «Экономическая политика среднего пути», показав фотографии титульных листов данных книг и авторов.
Идеи чикагской школы стали аргументом альтернативы кейсианству, с выводом А. Филлипсом эмпирической кривой, связывающей изменения заработной платы с уровнем безработицы, названной впоследствии именем автора. Можно на опережение продемонстрировать кривую Филлипса, при этом познакомить с фотопортретом первооткрывателя.
Идеи М. Фридмена были реализованы при правлении президентов Р. Никсона и Р. Рейгана. Следует описать проблемы, с которыми столкнулась экономика США, Европы 70-80-х годов XX века: одновременный рост и безработицы, и инфляции, дефицит государственного бюджета. Можно при этом аргументировать экономическими статистическими данными по странам на тот момент времени. Также можно обратиться к кинематографу: «Игрушка» (1976), реж. Ф. Вебер, где отражена проблема безработицы. Сущность американского монетаризма раскрывается в работах М. Фридмена «Рынок как средство развития общества», «Капитализм и свобода», «Количественная теория денег». Стоит также обратить внимание на то, что он в 1976 году стал лауреатом Нобелевской премии по экономике, познакомив вместе с тем с его фотопортетом. Великобритания также использовала идеи Фридмана для решения своих экономических проблем того периода. Реформы, проводимые М. Тэтчер, премьер-министром Великобритании 1979-1990г.г., отражены в кино - «Железная леди» (2011), реж. Ф. Ллойд.
Австрийская школа неолиберализма представлена Л. Мизесом и Ф. Хайеком. Демонстрируя работы Л. Мизеса «Либерализм в классической традиции», «Экономический и социологический анализ», в которых он критиковал социализм и отстаивал идеи свободного предпринимательства, стоит также познакомить с фото-портетом учёного. Продолжателем идей Л. Мизеса был его ученик Ф. Хайек. Он в своих работах, в том числе «Судьбы либерализма в XX веке. Индивидуализм и экономический порядок» предложил концепцию
Развитие образования
«спонтанного рыночного порядка», очистить рынок от влияния государства, профсоюзов и других факторов, которые препятствуют функционированию рынка. Следует напомнить, что Ф. Хайек был лауреатом Нобелевской премии по экономике в 1974 году, представить его фотопортрет.
Основателем экономики предложения является А. Лаффер. При анализе данного экономического направления необходимо акцентировать внимание на кривой А. Лаффера, демонстрируя при этом его работы «Феномен всемирной инфляции», «Экономическая теория уклонения от налогов», его фотопортрет.
Концепцию неоклассического синтеза следует раскрыть, проаназировав вклад П. Самуэльсона в экономическую науку. За разработку учебника «Экономика: вводный анализ», в котором он смог достичь неоклассического синтеза, П. Самуэльсон стал лауреатом Нобелевской премии по экономике в 1970 году. Также следует ознакомить с его работой «Основания экономического анализа», его фотопортретом.
Выводы
Применение принципа наглядности в обучении является источником приобретения знаний, даёт лучшее усвоение учебного материала, способствует развитию творческого мышления. При изучении курса экономической теории также стоит использовать принцип наглядности. В теме «Предмет и метод экономической теории» он может быть использован при анализе вопроса «История становления и развития экономической науки», при проработке вклада каждой экономической школы в развитие экономической науки.
Development of educaton
Список литературы
1. Гималетдинова Э.Р. Экологическое образование в техническом вузе как один из факторов воспроизводства качества природы // Нефтегазовое дело. - 2012. - № 3.- С. 224230.
2. История мировой экономики / ред. Г.Б. Поляк, А.Н. Маркова. - 3-е изд., стереотип. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 671 с.
3. Козьяков Р.В. Психология и педагогика. - М.: Директ-Медиа, 2013. - Ч. 2. Педагогика. - 727 с.
4. Методика преподавания экономических дисциплин: учебно-методический комплекс / Н.П. Хвесеня, М.В. Сакович. - Минск: БГУ, 2006. - 116 с.
5. Разлогов К.Э. Мировое кино. История искусства экрана: учеб. пособие. - М.: Эксмо, 2013. - 688 с.
6. Сокольникова Н.М. История изобразительного искусства: учебник для студ. высш. пед. учеб.заведений: в 2 т. - Т. 1. — М.: Академия, 2007 — 304 с.
7. Экономическая теория. Микроэкономика-1, 2: учебник / Под общ. ред. заслуженного деятеля науки РФ, проф., д-ра экон. наук Г.П. Журавлевой. — 6-е изд., испр. и доп. — M.: Дашков и К°,2014. — 934 с.
8. Ядгаров Я.С. История экономических учений: учебник. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2009 — 480 с.
References
1. Gimaletdinova E.R. Ekologicheskoe obrazovanie v tekhnicheskom vuze kak odin iz faktorov vosproizvodstva kachestva prirody// Neftegazovoe delo. - №3. - 2012. - S.224-230
2. Istoriya mirovoj ekonomiki / red. G.B. Polyak, A.N. Markova. - 3-e izd., stereotip. -Moskva : Yuniti-Dana, 2012. - 671 s.
3. Koz'yakov, R.V. Psihologiya i pedagogika - Moskva : Direkt-Media, 2013. -Ch. 2. Pedagogika. - 727 s.
4. Metodika prepodavaniy a ekonomicheskih disciplin: uchebno-metodicheskij kompleks / N. P. Hvesenya, M. V. Sakovich. - Minsk :BGU, 2006 - 116 s.
5. Razlogov, K.E. Mirovoe kino. Istoriya iskusstva ekrana: ucheb. posobie. - M.: Eksmo, 2013. - 688 s.
6. Sokol'nikova N.M.Istoriya izobrazitel'nogo iskusstva: uchebnik dlya stud. vyssh. ped. ucheb.zavedenij : v 2 t. T. 1— M.: Akademiya, 2007 — 304 s.
7. Ekonomicheskay a teoriya. Mikroekonomika -1, 2: Uchebnik / Pod obshch. red. zasluzhennogo deyatelya nauki RF, prof., d-ra ekon. nauk G. P. Zhuravlevoj. — 6-e izd., ispr. i dop. — M.: Dashkov i K°, 2014. — 934 s.
8. Yadgarov Ya.S. Istoriya ekonomicheskih uchenij: Uchebnik. — 4-e izd., pererab. I dop. — M.: INFRA-M, 2009 — 480 s.