Развитие образования
Гималетдинова Э. Р. Gimaletdinova Е. R.
кандидат экономических наук,
доцент кафедры «Экономическая теория», ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация
УДК 378.016:330.1
ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ» РАЗДЕЛА «МИКРОЭКОНОМКИКА» ДЛЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ (ПО ПРОГРАММЕ БАКЛАВРОВ)
Дисциплина «экономическая теория» преподается бакалаврам в технических вузах по ФГОС-3+, ФГОС-3++ на 1-м, 2-м курсах. То, что такая сложная дисциплина осваивается так рано, существенно осложняет процесс обучения. Данный предмет для бакалавров новый, в школьном курсе практически не изучается, т.к. он предусматривает факультатив или изучается в малых объемах в предмете «обществознание».
Следует преподавать «экономическую теорию» с учетом выбора специальности, профессии, чтобы она была более понятна и доступна, при этом не стоит забывать об использовании межпредметных связей. Применение статистических данных в работе помогает выявить экономические явления, процессы, проблемы. Нужно использовать новейшие статистические факты, чтобы охарактеризовать происходящие экономические явления на данный момент времени. Применение фактической информации при преподавании дисциплины позволяет наполнить ее живым содержанием.
Цель работы — установить особенности преподавания дисциплины «экономическая теория» бакалаврам технических специальностей. Объект исследования — процесс формирования экономических компетенций у бакалавров технического вуза. Методы исследования: общетеоретические — сравнение, анализ, систематизация, синтез, аналогия, обобщение, оценивание; эмпирические — изучение и обобщение педагогического опыта, педагогическое наблюдение, беседа, опрос, тестирование, анализ документов и литературных источников, интервьюирование; прогностическо-верификационные — публикационный метод, обсуждение в форме научно-методических семинаров и конференций.
В статье проанализирована методика преподавания «экономической теории» в разделе «микроэкономика» по техническим специальностям в темах «Предмет и метод экономической науки», «Основные закономерности экономической организации общества», «Анализ спроса и предложения товаров», «Издержки производства и доходы фирмы», «Совершенная и несовершенная конкуренция», «Факторные доходы в рыночной экономике», «Распределение доходов. Общее равновесие и благосостояние». При преподавании дисциплины «экономическая теория» студентам технических специальностей темы, категории, законы раскрыты, используя примеры из функционирования ТЭК, нефтехимической и химической промышленности, мирового рынка нефти, экономических возможностей безотходных технологий, топливно-энергетических ресурсов мира и РФ, экономического влияния загрязнения природной среды нефтеперерабатывающей, химической промышленностью, рынка бензина, деятельности международного картеля ОПЕК, деятельности естественного монополиста «Газпром», мирового рынка газа и т.д.
Материалы статьи могут быть применены в практике преподавания экономических дисциплин.
Ключевые слова: технические специальности, преподавание экономической теории, раздел микроэкономики, раскрытие тем экономической теории, изучение экономических категорий, мировой рынок нефти и газа.
Development of educaton
THE PECULIARITIES OF TEACHING OF DISCIPLINE «ECONOMIC THEORY» OF «MICROENOMICS» SECTION FOR STUDENTS OF TECHNICAL SPECIALTIES (ACCORDING TO THE BACHELOR PROGRAM)
The discipline «economic theory» is taught to first and second year bachelor students at technical universities according to FSES-3+, FSES-3++. The fact that such a complex discipline is mastered so early, significantly complicates the educational process. This subject is considered to be a new one for bachelor students since the school curriculum does not provide for its study: this subject is studied as an optional course or as a small part of social science. It is necessary to teach «economic theory» taking into account the choice of specialty and profession in order to make it more understandable and accessible, while not forgetting the use of intersubject connections. The use of statistics in the work helps to identify economic phenomena, processes, problems. It is necessary to use the latest statistical facts to characterize the current economic phenomena at the moment. The use of factual information in the teaching of the discipline allows to fill it with living content.
The aim of the work is to establish the peculiarities of teaching the discipline «economic the-ory» to bachelors of technical specialties. The object of the study is a process of economic competence development of technical university's bachelors. Research methods include general theoretical methods — comparison, analysis, systematization, synthesis, analogy, generalization, evaluation; empirical methods — study and generalization of pedagogical experience, pedagogical observation, conversation, poll, testing, analysis of documents and literary sources, interviewing; predictive and verification methods — publication method, the discussion in the form of scientific and methodological seminars and conferences.
The article analyzes the methods of teaching «economic theory» in the section of «microeconomics» for students of technical specialties via the following topics: «Subject and method of economic science», «Basic laws of economic organization of society», «Analysis of supply and demand», «Production costs and revenues of the company», «Perfect and imperfect competition», «Factor income in the market economy», «Income distribution. Overall balance and well-being». During the teaching process of the discipline «economic theory» for students of technical specialties, topics, categories, laws are discussed using examples of fuel and energy sector's operation, petrochemical and chemical industry, global oil market, economic opportunities non-waste technologies, fuel and energy resources of the world and the Russian Federation, the economic impact of pollution of the natural environment, chemical industry, gasoline market, the activities of the international OPEC cartel, the activities of the natural monopolist «Gazprom», global gas market, etc.
The materials of the article can be applied in the practice of teaching economic disciplines.
Key words: technical specialties, teaching of economic theory, section of microeconomics, discussion of economic theory, study of economic categories, global oil and gas market.
В изучении любой учебной дисциплины общая дидактика определяет принципы обучения: связь теории с практикой, научность, наглядность, доступность, сознательность и активность, систематичность и последовательность, прочность. Наиболее важным из принципов обучения является связь теории с практикой. Этот принцип не всегда должным образом используется при преподавании. На самом деле в учебном процессе существенный акцент делается на теоретическую подготовку. Изучения теоретического аспекта недостаточно для нормального процесса обу-
чения, нужны практические знания, которые делают теоретические знания основательными и востребованными в повседневной жизни. Как известно, эффективность и качество обучения проверяются и подтверждаются практикой, практика — критерий истины, источник познавательной деятельности и область приложения результатов обучения. Связь теории с практикой позволяет показать прикладную ценность знаний.
При преподавании экономических дисциплин необходимо постоянно, убедительно показывать диалектическую связь теории с
практикой. Методика преподавания экономических дисциплин подразумевает под принципом связи теории с практикой то, что обучение должно быть тесно связано с экономической жизнью общества [1-5]. Необходимо подтверждать теоретические положения практическими примерами, демонстрировать применение изучаемого материала к современной экономической ситуации. В этом случае у студентов вырабатывается научный взгляд на экономические явления, формируется научное мировоззрение. Необходимо приучать студентов искать подтверждение известных им теоретических положений в современной экономической жизни.
Знакомство студентов с практикой может осуществляться в начале исследования определенной темы, до того как они начинают исследование соответствующего теоретического материала, либо по ходу исследования темы, либо в конце.
Важной характеристикой принципа связи с практикой является привлечение статистических данных. Цифры и факты позволяют раскрыть отдельные аспекты экономических явлений и процессов, показать динамику развития общественного хозяйства страны в целом. Факты должны быть представлены в контексте, не изолированно от всей совокупности экономических явлений хозяйственной жизни общества, не должны быть случайными. Статистические данные при преподавании должны быть использованы систематически, постоянно обновляться, анализироваться в динамике. Особое внимание следует уделить анализу негативных экономических фактов: их причин, последствий, путей решения проблемы [6].
В данной работе остановимся на применении принципа связи теории с практикой при обучении студентов технических специальностей предмету «экономика» раздела «микроэкономика» по программе бакалавров.
Преподавание дисциплины «экономика» при подготовке бакалавров технических специальностей в УГНТУ осуществляется по ФГОС-3, ФГОС-3+ на 1-м, 2-м курсах, что существенно осложняет процесс обучения. Данный предмет для студентов новый, прак-
Развитие образования
тически в школьном курсе не изучался, т.к. не уделяется время на изучение в школе данной дисциплины: она идет либо факультативно, либо изучается частично в предмете «обществознание».
Поэтому необходимо преподавать дисциплину с учетом выбора профессии, специальности, чтобы она была более доступна и понятна. Проанализируем, в каких темах при преподавании дисциплины «экономика» технических специальностей, есть возможность раскрыть темы, категории, законы, используя примеры из функционирования топливно-энергетического комплекса, химической и нефтехимической промышленности.
В теме «Предмет и метод экономической теории. Основные этапы развития экономической мысли» при раскрытии вопроса «этапы становления экономической науки», изучая подвопрос теории предельной полезности, можно привести пример ограниченности топливно-энергетических ресурсов. При раскрытии вопроса методов экономической теории можно изучить категории анализ и синтез, в том числе путем анализа, как за ряд лет, так и по текущей ситуации на мировом рынке нефти, акцентируя внимание на факторах, которые влияют на динамику деятельности данного рынка. Допущение «при прочих равных условиях» также можно рассмотреть на примере данного рынка, акцентируя внимание на законе спроса.
В теме «Основные закономерности экономической организации общества», раскрывая категории экономические ресурсы и их виды, следует привести примеры на основе нефтедобычи в Арктике: природные ресурсы (нефтяные месторождения), капитал (оборудование), труд (нефтяников), предпринимательская способность, наука и информация (технологии для северных широт).
Производственные возможности экономики, построение кривой производственных возможностей, издержки экономического выбора, альтернативные издержки следует раскрыть как варианты альтернативы разработки новых безотходных технологий с глубокой переработкой в нефтехимии и добыче нефти отсталыми технологиями.
Development of educaton
При анализе экономических систем следует показать неэффективность плановой экономики на примере низкой переработки нефти в стране и ее транспортировки на экспорт.
В подвопросе «плюсы» и «минусы» рынка «фиаско» рынка следует показать отрицательные внешние эффекты на примере экономических последствий загрязнения окружающей природной среды нефтеперерабатывающей промышленностью [7].
В теме «Анализ спроса и предложения товаров» категории: спрос, величина и цена спроса, изменение величины спроса, построение кривой спроса, закон спроса, неценовые факторы (детерминанты) спроса, взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары следует рассмотреть на примере рынка нефти с анализом статистического материала по текущей ситуации. По аналогии изучается материал, касающийся рыночного предложения, величины и цены предложения, изменения величины предложения, построения кривой предложения, закона предложения, неценовых факторов (детерминантов) предложения.
Взаимодействие спроса и предложения следует рассмотреть на основе статистических данных рынка нефти на текущую ситуацию, построив кривые спроса и предложения на одном графике, акцентировав внимание на рыночное равновесие, формирование равновесной цены и равновесного количества, объяснив, какие факторы влияют на сегодняшний день на формирование мировой цены на нефть. Государственное регулирование цен через налоги, субсидии, «пол» и «потолок» цены можно рассмотреть на примере рынка бензина.
В вопросе «Эластичность спроса и предложения» эластичность спроса по цене, неэластичный спрос, факторы эластичности спроса изучаются на примере деятельности картеля ОПЕК с анализом статистических данных за период активного влияния данной организации на мировой рынок нефти. Эластичность спроса по цене и выручку продавцов можно проследить на примере рынка бензина.
В подвопросе «Перекрестная эластичность» эластичность взаимозаменяемых товаров можно раскрыть на примере альтернативных источников энергии, а эластичность взаимодополняемых товаров - на примере ухудшений условий добычи нефти и разработки новых технологий для нее.
В подвопросе «Эластичность предложения» следует показать абсолютно неэластичное предложение, факторы эластичности предложения рынок природных ресурсов, с анализом графиков предложения и статистических данных по запасам природных ресурсов: нефти, газа, угля и т.д. Практическое применение эластичности можно рассмотреть на примере изменения выручки продавцов при эластичном и неэластичном спросе на электроэнергию желательно с аналитическим статистическим примером, а анализ налогообложения — при неэластичном предложении на рынке бензина 1960-х годов и при более эластичном предложении текущего периода. Применение перекрестной эластичности может быть проанализировано примером деятельности фирмы «Дюпон», когда она выиграла дело в суде, при обвинении ее в том, что она занимает монопольное положение на рынке. Фирма доказала, что имеются товары-заменители схожей продукции и у других фирм.
В теме «Издержки производства и доходы фирмы» следует акцентировать внимание при разборе вопроса «типология (классификация) фирм»: по размерам, что для нефтяной, нефтеперерабатывающей промышленности характерны крупные предприятия, т.к. срабатывает эффект масштаба производства, а разработка нововведений, технологий может осуществляться мелкими, средними предприятиями. По форме собственности и управлению предприятия нефтяной, нефтеперерабатывающей отраслей относятся к АО, к государственным, причина этого — также эффект масштаба.
В этой же теме также стоит обратить внимание, что фирмы, относящиеся к нефтяной отрасли, также как и другие фирмы, стремятся к максимизации прибыли. Для этого
рассматриваем производство в краткосрочном периоде, вводя общий, средний, предельный продукт фактора, раскрывая закон убывающей предельной производительности, и выводим условие равновесия производителя.
Для того чтобы выйти на максимизацию прибыли, следует изучать производство в долгосрочном периоде, вводя изокванту, предельную норму технологического замещения, изокосту, факторы ее сдвига, раскрыть оптимум производителя. На примере нефтяной промышленности следует проанализировать эффект масштаба: возрастающий, постоянный, убывающий.
Подвопрос «издержки производства» будет учитывать межпредметные связи и использоваться и в предмете «экономика нефтяной отрасли», а также найдет применение при написании выпускной работы в экономической части. Поэтому этот вопрос должен рассматриваться более подробно. Издержки производства: внешние, внутренние, постоянные, переменные, общие, средние постоянные, средние переменные, средние общие, предельные, олгосрочные средние издержки и их графики.
Аналогичного отношения требует изучение категорий: валовый, средний, предельный доходы фирмы, бухгалтерская, нормальная, экономическая прибыль фирмы. Тема закрывается изучением принципов максимизации прибыли и минимизации убытков.
В теме «Совершенная и несовершенная конкуренция» раскрываются сущность монополии и ее основные характеристики на примере деятельности естественных монополий («Газпром»). При этом следует показать, что монопольное положение достигается уникальностью продукции, отсутствием заменителей, барьерами при вхождении в отрасль: патенты и лицензии, собственность на природные ресурсы, экономия от масштабов производства. Это может быть добыча, транспортировка, переработка нефти. Стоит также показать факторы монопольной власти и ее измерение через индексы: концентрации, Герфиндаля, Лернера. Преимущества и
Развитие образования
недостатки монополии следует рассмотреть через влияние монополии на НТП, построение графика анализа чистых убытков общества (более высокие цены и более низкие объемы производства по сравнению с совершенной конкуренции). Также необходимо проанализировать максимизацию прибыли при монополии двумя способами, построив графики. Можно доказать неизбежность естественных монополии на примере транспортировки нефти, газа и, как следствие, необходимости их регулирования через цены, объемы, качество. Сравнить антимонопольное законодательство ведущих экономик (США, ФРГ и т.д.) с российским.
Раскрывая сущность олигополии и ее основные характеристики, следует привести примеры по добывающим отраслям. Повторить, что ограниченный доступ в отрасль такой же, что и при монополии. Стандартный и дифференцированный продукт следует рассматривать на примере химической промышленности. Взаимозависимость фирм можно показать через деятельность нефтедобывающих стран и сланцевой нефтедобычи США на современном этапе. Тайный сговор, картельное соглашение и его устойчивость, лидерство в ценах стоит рассматривать в деятельности картеля ОПЕК, когда его влияние с 1972 по 1985 годы настолько мощным, что разразился мировой энергетический кризис. Ценовую дискриминацию можно проанализировать на примере бензинового рынка, а неценовую конкуренцию — на примере разработки технологий для разработки нефтяных месторождений в Северном Ледовитом океане.
В теме «Факторные доходы в рыночной экономике» рынок труда следует проанализировать на примере спроса и предложения, факторы, их определяющие, касающиеся труда нефтяников. Можно прокомментировать статистический материал по заработной плате в нефтяной отрасли. Также здесь стоит показать виды заработной платы: номинальной, реальной, повременной, сдельной. Следует показать роль инвестиций в человеческий капитал на примере формирования
Development of educaton
ставки заработной платы различных профессий в нефтяной отрасли. Можно привести примеры ведущих компаний соответствующих отраслей, как они инвестируют в свои кадры, зная, что главный фактор роста -человеческий капитал.
Рынок капитала следует рассмотреть на примере нефтедобывающей отрасли, показав примеры физического и денежного, основного и оборотного капитала, его физического и морального износа.
Рынок земли следует рассматривать как рынок полезных ископаемых, перейдя на нефтяные месторождения. Особенности предложения на этом рынке показать невозможностью увеличения нефтяных месторождений, которые заданы природой. Естественное и экономическое плодородие земли, земельная рента дифференциальная первая и вторая объясняются природной заданностью (башкирская высокосернистая и нефть Аравийского полуострова, которая практически не требует очистки), с другой стороны, вкладываясь, можно увеличить отдачу пластов.
В теме «Распределение доходов. Общее равновесие и благосостояние» неравномерное распределение дохода следует показать, что факторы производства труд, капитал, земля, предпринимательство между населением распределены неравномерно. Это можно проанализировать на примерах нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, газовой отраслей. Тем самым, доказывается необходимость проведения социальной политики перераспределения доходов в
Список литературы
1. Джейли Д.А., Рени Ф.Д. Микроэкономика: продвинутый уровень: учебник. М.: НИУ ВШЭ, 2011. 736 с.
2. Кайзер Ф.Й., Камински Х. Методика преподавания экономических дисциплин. М.: Вита-Пресс, 2007. 184 с.
3. Корниенко О.В. Настольная книга преподавателя экономики. Ростов н/Д: Феникс, 2006. 352 с.
4. Медведев В.Е. Дидактические основы межпредметных связей в профессиональной подготовке (на примере естеств.-науч. и техн.
обществе. Распределение доходов влияет на технологическое развитие страны. Исследование показывает [8], что доходы российских домохозяйств от фактора «заработная плата» не позволяют создавать массовое потребление инноваций и не становятся источником инвестирования в капитал инновационных фирм.
Вопрос «Внешние эффекты» следует рассмотреть на примере отрицательных внешних эффектов, касающихся загрязнения окружающей природной среды химической промышленностью при чисто рыночной экономике, доказывая необходимость решения проблемы отрицательных внешних эффектов государственным регулированием в смешанной экономике, вводя плату за загрязнение в виде налогов или рынки прав на загрязнение.
Выводы
Преподавание дисциплины «экономика» раздела «микроэкономика» техническим специальностям по программе бакалавров требует необходимости учета выбора специальности, поэтому в раскрытии соответствующих тем, вопросов, подвопросов следует использовать анализ нефтяных рынков, топливно-энергетических ресурсов мира и РФ, экономические возможности безотходных технологий, экономическое влияние загрязнения окружающей природной среды химической, нефтеперерабатывающей промышленностью, бензиновый рынок, деятельность картеля ОПЕК, мировой рынок газа, деятельность естественного монополиста «Газпром» и т.д.
дисциплин): дис. ... д-ра пед. наук. М., 2000. 380 с.
5. Черемных Ю.Н. Микроэкономика. Продвинутый уровень: учебник. М.: ИНФРА-М, 2011. 844 с.
6. Гималетдинова Э.Р. Экологическое образование в техническом вузе как один из факторов воспроизводства качества природы // Нефтегазовое дело. 2012. № 3. С. 224-230.
7. Гималетдинова Э.Р. Межпредметные связи в преподавании экономической теории студентам юридических специальностей // Образование в высшей школе: современные
тенденции, проблемы и перспективы развития: сб. науч. ст. Всеросс. науч.-метод. конф. Уфа: УГАЭС, 2007. Ч. 3. С. 62-65.
8. Сунаева Г.Г., Шарипова И.М. Институты цифровой экономики проявляются // Наука сегодня: теория и практика: сб. науч. тр. II Междунар. заоч. науч.-практ. конф. Уфа: УГУЭС, 2016. С. 176-180.
References
1. Jeley DA, Reni F.D. Microeconomics: advanced level: textbook. M.: HSE, 2011. 736 p.
2. Kaiser F.Y., Kaminsky H. Methods of teaching economic disciplines. M.: Vita-Press, 2007. 184 p.
3. Kornienko O.V. Handbook of a teacher of economics. Rostov n/D: Phoenix, 2006. 352 p.
4. Medvedev V.E. Didactic foundations of interdisciplinary connections in vocational training (on the example of natural science and technical disciplines): dis. ... Dr. Ped. sciences. M., 2000. 380 p.
Развитие образования
5. Cheremnyh Yu.N. Microeconomics. Advanced level: tutorial. M.: INFRA-M, 2011. 844 p.
6. Gimaletdinova E.R. Environmental education in a technical college as one of the factors of reproducing the quality of nature // Oil and Gas Business. 2012. № 3. P. 224-230.
7. Gimaletdinova E.R. Interdisciplinary communication in the teaching of economics to law students // Education in higher education: current trends, problems and development prospects: Coll. of scientific works of All-Russian scientific methodical confeence. Ufa: USAES, 2007. Part 3. P. 62-65.
8. Sunaeva G.G., Sharipova I.M. Institutes of digital economy are manifested // Science today: theory and practice: Collection of scientific works of II International corresponding scientific-practical conference. Ufa: UGUES, 2016. P. 176-180.