Научная статья на тему 'Об идеологической функции экономической теории'

Об идеологической функции экономической теории Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2304
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шешин Владислав Алексеевич

Детально рассматриваются различные точки зрения ученых-экономистов российских и зарубежных школ по проблеме идеологического противостояния между классической политической экономией и неоклассической экономической теорией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON IDEOLOGICAL FUNCTION OF ECONOMIC THEORY COURSE

The paper deals in details with various view points of scientists economists of Russian and foreign universities on the issue of ideological confrontation between classical political economy and neoclassical economic theory.

Текст научной работы на тему «Об идеологической функции экономической теории»

АГРАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

УДК 33.001.301.152 В.А. Шешин

ОБ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Еще на рубеже XX в. британский профессор Джон Нэвил Кейнс (отец знаменитого Джона Мейнарда Кейнса) в книге «Метод политической экономии» разделил содержание экономической науки на две части: позитивную и нормативную. Позитивная экономическая наука должна была изучать «то, что есть» реально и объективно. Нормативная же наука сосредоточивала свое внимание на «том, что должно быть». С тех пор позитивная (познавательная, теоретическая) и нормативная (практическая) функции экономической теории стали общепризнанными. Вместе с тем представители классического направления политической экономии выделяют методологическую, мировоззренческую функцию экономической теории. Это связано с тем, что классическое течение экономической мысли считает экономическую теорию общественной наукой. И потому как часть общественной науки она не может быть обособлена от других наук об обществе, не может не подвергаться их воздействию. Она несвободна от мировоззренческих представлений, господствующих в обществе. Мировоззренческая функция тесно связана с идеологией, т.е. с системой политических, правовых, нравственных, религиозных, философских взглядов,

отражающих интересы различных групп людей.

В противовес классикам основатели и адепты неоклассической теории — «экономикса» — представляют ее не связанной с социальными процессами, деи-деологизированной «чистой» наукой подобно физике, математике или биологии. Собственно, неоклассика и зародилась как альтернатива классической политической экономии, которая вскрывала сущность социально-экономических отношений буржуазного общества, отношений классового неравенства и эксплуатации человека человеком. Наука, обнажающая пороки капитализма, обосновывающая его историческую обреченность, конечно, не нужна была экономически господствующему классу, и его представители достаточно богаты, чтобы ангажировать и содержать ученых, ориентированных на оправдание и незыблемость капиталистического способа производства. Вовсе не случайно «экономикс» появился в конце XIX в., вскоре после выхода «Капитала» Маркса, Парижской Коммуны, образования 1-го и 2-го Интернационала, возникновения организованного социал-демократического движения, отстаивавшего и защищающего интересы трудящихся.

Поскольку классическая политическая экономия была теоретической основой международного рабочего движения, буржуазии потребовалась другая экономическая теория, которая якобы отвечала интересам всех, а именно: изучала поведение людей в процессе эффективного использования ограниченных ресурсов в целях удовлетворения жизненных потребностей. Вот такой наукой был объявлен «Экономикс», в основе которого заложены два постулата. Первый, что индивид в своем поведении действует рационально. И второй, что он стремится максимизировать свое благосостояние. И на этом зыбком основании вяжутся математические расчеты и графические построения, вроде бы придающие «экономиксу» логически стройный универсальный характер. На первый взгляд может показаться, что эти допущения действительны для всех людей без исключения и потому не могут служить идеологической базой для какой-либо группы или класса. Но, как справедливо заметил проф. Ю.Я. Оль-севич, «аксиомы «мэйнстрима» постоянно подвергаются сомнению. Постулат рациональности подтверждается лишь отдельными фактами практики, а в большинстве случаев он им противоречит — полностью или частично. Понятие же «индивидуальное благосостояние» не имеет общепризнанного содержания, а значит, любые действия человека могут трактоваться как направленные на максимизацию его благосостояния» [6, с. 90].

Утверждение западных и отечественных представителей современного «мэйнстрима» о том, что экономическая теория является свободной от идеологии, универсальной, «чистой» наукой — не более чем лукавство. Еще в 60-е годы известный американский экономист Джон Гэлбрейт подметил, что неоклассическая экономика, имея в себе действительно научное содержание, позволяющее понять некоторые сферы экономической жизни, постепенно приобрела, однако, специфическую социальную функцию — «быть ширмой, скрывающей власть крупных корпораций» [5, с. 27-28]. В дальнейшем, в 70-80-е годы ХХ в., Гэлбрейт подвергает «экономикс» серьезной критике за излишнюю

абстрактность и уход от анализа социально-политических процессов. В статье «Экономическая теория как система верований» (1971 г.) он писал, что «экономикс», оставаясь в узких рамках рыночного микро- и макроанализа, абстрагирующегося от реальностей социально-политической жизни, перестает быть наукой и превращается «в консервативно используемую систему верований» [1, Т. IV, с. 227]. Свои подходы и оценки Д.-К. Гэлбрейт развил в изданных им позднее учебниках по истории экономической теории «Экономическая теория в перспективе» и «История экономической теории: связь прошлого с настоящим» (1987 г.).

Аналогичные идеи высказывает американский экономист и историк Роберт Хайлбронер. Он утверждает, что экономическая теория, в т.ч. в ее неоклассическом варианте, в принципе не может быть свободной от идеологии, другое дело, признает ли она это открыто [1, Т. IV, с. 228]. По Хайлбронеру, «экономическая наука является не нейтральной, а системой объяснения капитализма, несущей в себе идеологический заряд. При этом идеологическая функция экономической науки — это не узкая апологетика, сознательно служащая лишь собственным интересам, а мировоззренческая система, сопровождающая и поддерживающая все социальные порядки» [7, с. 31].

Однако несмотря на серьезную критику «экономикса» со стороны ряда выдающихся западных ученых, как отмечает проф. Майкл Эллман (Амстердамский университет, Нидерланды), «в сегодняшнем мире доминирует неоклассическая экономика. Ее преподают в большинстве университетов мира. Ее приверженцы получают Нобелевские премии. К ней серьезно относятся правительства, международные и финансовые организации» [2, с. 82].

Почему же капитализм поддержал маржинально-неоклассическую теорию предельной полезности еще в начале ХХ в. и обеспечил ей статус «мэйнстрима» в настоящее время, хотя в современных условиях неоклассическая парадигма в значительной мере исчерпала свои возможности и превратилась, по оценке Нобелевского лауреата

Дж. Стиглица, в «обветшавший рыночный фундаментализм», в «новую религию» [8, с. 166]? Да потому, что капиталу совершенно невыгодно, чтобы широкие народные массы знали что-либо об источниках его богатства. Капитал никогда не признавал и сейчас не признает эксплуатации человека человеком. А маржинализм (а затем и неоклассика в целом) как раз и отрицает классическую политэкономическую теорию, обнажающую капиталистическую эксплуатацию: примат производства, трудовую теорию стоимости, двойственный характер труда, теорию прибавочной стоимости. «Экономикс» обходится без этого знания, потому и угоден капиталу. Так что же это, если не идеологическое обеспечение неоклассической экономической теорией интересов капитала? Вряд ли можно сомневаться в том, что и впредь капитал и обслуживающие его политические силы будут поддерживать и обильно питать всю неоклассическую линию экономической теории и за рубежом, и в нашей стране.

Что касается нашей страны, то слепое следование ее правящих кругов неоклассической догматике в последние полтора десятилетия привели, по оценке проф. С.С. Дзарасова, к экспроприации народной собственности криминальным капиталом, баснословному обогащению его представителей, но никак не к модернизации страны и ее выдвижению в разряд развитых государств. Безоговорочно принятая нами экономическая теория — «экономикс», которой мы теперь обучаем нашу молодежь, на поверку оказывается, несмотря на свою математическую и графическую элегантность, «носит не столько научный, сколько идеологический характер. Положенная в основу наших рыночных реформ, она больше всего явилась идеологическим оправданием грабежа и господства одних над другими» [4, с. 9].

Исторический опыт свидетельствует, что социальная наука, к которой относится и экономическая теория, не может быть деидеологизированной и аполитичной. Конечно, тот или иной ученый может утверждать, что он в своих исследованиях не руководствуется каким-либо идеалом или системой оценочных суждений. Но это не что иное, как декларации, каких полно в истории общест-

венных наук и от которых несвободны даже видные представители экономической науки. К примеру, выдающийся экономист и социолог Йозеф Шумпетер во вступлении к его монументальной «Истории экономического анализа» (1954 г.) настаивал на строго автономной природе экономической науки, независимой от политических предпочтений и философско-ценностной ориентации экономистов. Но как справедливо отмечает М. Блауг, этот «образец безоглядного «позитивизма» ... фактически не выдерживается в основной части текста, половина которого отведена историческому повествованию, политической теории и философскому общественному мнению» [3, с. 4].

М. Блауг допускает, «что даже в самом чистом виде экономическая теория неявно содержит политические примеси и в этом смысле работает на политическую пропаганду того или иного типа. Этот элемент пропаганды — неотъемлемая часть предмета», По Блаугу, научные идеи «постоянно включены» в идеологию. И он совершенно прав, когда замечает, что «пропаганда — это не то же самое, что ложь; к примеру сказать, что Карл Маркс хотел дискредитировать капитализм и начал с предубеждений в отношении его недостатков, не означает, что по этой причине его анализ ничего не стоит. Политические предрассудки могут даже помогать научному анализу — критик капитализма, скорее всего, обратит больше внимания на действительные недостатки системы, и, конечно, не случайно замечания того же Маркса по поводу экономических циклов на пятьдесят лет опередили его время» [3, с. 5].

Здесь Блауг стоит на позиции защиты капитализма, тем не менее отдает должное критикам капиталистического строя. Но то же самое можно сказать и в отношении неоклассической экономической теории. Как считает Л.И. Абалкин, «не следует все ее выводы заведомо объявлять вымыслом. В решении целого ряда вопросов буржуазная политическая экономия имеет определенные успехи. К ним относятся проблемы размещения производительных сил, изучение конъюнктуры и спроса, научная организация труда, влияние инвестиций на рост национального дохода, регулиро-

вание производства с помощью механизма цен, налогов и кредита и др.» [1, Т. I, с. 41].

И как Блауг считает, что проблема заключается «в отделении научных идей от идеологии... и в представлении этих идей для научной проверки с целью их утверждения» [3, с. 5], так и Абалкин говорит об умении «различать в буржуазной экономической науке ее апологетическую и рациональную сторону» [1, Т. I, с. 42].

Таким образом, признавая идеологическое противостояние между классической политической экономией и неоклассической экономической теорией, видные представители экономической науки не отрицают позитивных сторон ее противоборствующих течений. Какую позицию в этом противостоянии займет тот или иной исследователь, будет зависеть от того, на какие силы общественного процесса он опирается, чьи интересы отстаивает. «Стоять над схваткой» не получится, придется четко определиться. И поскольку идеологическая функция экономической науки не противоречит истинности или неистинности той или иной теории или ее отдельных положений, то предпочтительнее представляется стать на позиции большинства населения — людей наемного труда. Это, во-первых, в традициях российской интеллигенции защищать униженных и оскорбленных, а во-вторых, соответствует тому уровню капитализма, который у нас сейчас существует. Это не капитализм классового сотрудничества и социального партнерства, провозглашенный на Западе, где он складывался многими десятилетиями в процессе столкновения интересов собственников капитала и людей труда. Современный российский капитализм сродни капитализму эпохи первоначального накопления капитала XVШ-XIX вв. и отличается чудовищной эксплуатацией наемного труда, накоплением колоссальных богатств у немногих компрадоров-олигархов и абсолютным обнищанием, деградацией и вырождением широких народных масс. Значит, сложившиеся в России производст-

венные отношения ведут к нарастанию противоречий между трудом и капиталом и вновь чреваты социальным взрывом, как в 1917 г., когда в ходе революции и гражданской войны пострадали миллионы и погибли многие тысячи людей. И коль скоро в стране прошла мирная реставрация капитализма и провозглашен курс на демократическое развитие, то надо практическими действиями такое развитие обеспечить. И значение экономической теории в достижении этой цели трудно переоценить.

Нравственный выбор ученого, четкое определение его идеологической позиции в защиту человека труда нисколько не противоречит его научной добросовестности, не исключает истинности его исследований.

Библиографический список

1. Абалкин Л.И. Избранные труды: в 4 т. / Вольное экономическое общество России; сост. О.М. Грибанова. М.: ОАО «НПО «Экономика», 2000.

2. Абалкин Л. Современное состояние экономического мышления в России / Л. Абалкин // Российский экономический журнал. 2002. № 11-12.

3. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе / М. Блауг; пер. с англ., 4-е изд. М.: Дело Лтд, 1994.

4. Дзарасов С. Какая экономическая теория нам нужна? / С. Дзарасов // Экономист. 2005. № 2.

5. Московский А.И. О предмете и методе современной экономической науки / А.И. Московский // Вестник Московского университета (Серия 6. Экономика). 2002. № 3.

6. Ольсевич Ю. Экономическая теория и психогенетика / Ю. Ольсевич // Российский экономический журнал. 2004. № 9-10.

7. Сажина М.А. Экономическая теория: учебник для вузов / М.А. Са-жина, Г.Г. Чибриков. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Норма, 2005.

8. Стиглиц Дж. Глобализация: тревожные тенденции / Дж. Стиглиц. М.: Мысль, 2003.

+ + +

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.