Научная статья на тему 'Использование гуманитарного потенциала дисциплин математического цикла в профессиональной подготовке в высших учебных заведениях'

Использование гуманитарного потенциала дисциплин математического цикла в профессиональной подготовке в высших учебных заведениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ / ГУМАНИТАРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / МОТИВАЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / HUMANITARIZATION / HUMANITARIAN POTENTIAL / MOTIVATION TO STUDY MATHEMATICS / EMOTIONAL COMPONENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панишева Ольга Викторовна, Овчинникова Марина Викторовна

В статье проанализированы некоторые теоретические аспекты гуманитаризации процесса профессиональной подготовки обучающихся в условиях высшего учебного заведения. Кратко характеризуется дополненная пятикомпонентная модель обеспечения гуманитаризации, которая реализуется через эстетический, исторический, прикладной, деятельностный и эмоциональный компоненты. Описываются некоторые приёмы, имеющие эмоциональную окрашенность и позволяющие использовать гуманитарный потенциал на примере дисциплины «Математические методы обработки информации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOW TO USE HUMANITARIAN POTENTIAL OF MATHEMATICS CYCLE CLASSES IN THE COURSE OF PROFESSIONAL TRAINING AT HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

This article gives an attempt to analyze some of the theoretical aspects of the humanitarization (development and inclusion of the general cultural components in the curriculum) of the students’ professional training in terms of higher educational institutions. Also, a brief characteristic of the updated five-component model supporting the process of humanitarization is given. This model is realized through aesthetic, historical, applied, activity and emotional components. Some of the techniques owing emotional colouring and allowing to use the humanitarian potential are described using Mathematical Methods of Information Processing class as an example.

Текст научной работы на тему «Использование гуманитарного потенциала дисциплин математического цикла в профессиональной подготовке в высших учебных заведениях»

Педагогика

УДК: 372.851

кандидат педагогических наук, доцент кафедры высшей математики и методики преподавания математики Панишева Ольга Викторовна

ГОУ ВПО ЛНР «Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко» (г. Луганск); кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики, теории и методики обучения математике Овчинникова Марина Викторовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного образовательного учреждения

высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГУМАНИТАРНОГО ПОТЕНЦИАЛА ДИСЦИПЛИН МАТЕМАТИЧЕСКОГО

ЦИКЛА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Аннотация. В статье проанализированы некоторые теоретические аспекты гуманитаризации процесса профессиональной подготовки обучающихся в условиях высшего учебного заведения. Кратко характеризуется дополненная пятикомпонентная модель обеспечения гуманитаризации, которая реализуется через эстетический, исторический, прикладной, деятельностный и эмоциональный компоненты. Описываются некоторые приёмы, имеющие эмоциональную окрашенность и позволяющие использовать гуманитарный потенциал на примере дисциплины «Математические методы обработки информации».

Ключевые слова: гуманитаризация, гуманитарный потенциал, мотивация изучения математики, эмоциональный компонент.

Annotation. This article gives an attempt to analyze some of the theoretical aspects of the humanitarization (development and inclusion of the general cultural components in the curriculum) of the students' professional training in terms of higher educational institutions. Also, a brief characteristic of the updated five-component model supporting the process of humanitarization is given. This model is realized through aesthetic, historical, applied, activity and emotional components. Some of the techniques owing emotional colouring and allowing to use the humanitarian potential are described using Mathematical Methods of Information Processing class as an example.

Keywords: humanitarization, humanitarian potential, motivation to study Mathematics, emotional component.

Введение. Одним из основных приоритетных направлений реформирования системы современного образования становится его гуманитаризация. Педагогический словарь определяет гуманитаризацию как специальную систему мер, которые направлены на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования [11. Системообразующим компонентом в данном случае является цель гуманитаризации - формирование личностной зрелости обучаемых. Этот процесс постоянно находится в центре внимания исследователей в контексте обеспечения личностной ориентации обучения, формирования общекультурных компетенций субъектов учебного процесса и др. Поэтому различные аспекты феномена гуманитаризации изучаются с разных точек зрения, с позиций различных подходов, с учётом требований конкретных дисциплин, как гуманитарных, так и технических. Каждая из изучаемых дисциплин обладает собственным гуманитарным потенциалом, использование которого в преподавании определяется не только искусством преподавателя, его творческой жилкой, но и владением необходимыми методами и приёмами преподавания. Поэтому использование гуманитарного потенциала различных дисциплин становится предметом исследования учёных-педагогов: на материале уроков физики - А. Проказы и В. Ильченко, Л. Клименко, химии - И. Родыгиной, Е. Аршанского, географии - С. Пальчевской, математики -М. Ананьевой, Т. Ивановой, Г. Саранцева, Н. Шкильменской [4] и др.

Учёные разделяют понятия гуманитаризации процесса обучения в целом и гуманитаризации содержания обучения конкретных дисциплин. При этом гуманитаризация изучения математических дисциплин не предусматривает какое-либо сокращение содержания изучаемых тем, снижения уровня научности изложения, нарушения строгости доказательств. Основным инструментом гуманитаризации становится личностная ориентация обучения, направленная на использование возможностей дисциплины в развитии личности обучающегося. В данной статье речь пойдет о различных путях гуманитаризации содержания конкретной учебной дисциплины.

Дисциплина «Математические методы обработки информации» является частью цикла дисциплин профессиональной и практической подготовки обучающихся по направлению 46.04.02 «Документоведение и архивоведение».

Формулировка цели статьи.- показать возможности использования различные составляющие гуманитарного потенциала дисциплины «Математические методы обработки информации».

Изложение основного материала статьи. Гуманитарным потенциалом дисциплины будем считать совокупность возможностей для целостного и гармоничного развития личности обучающихся, формирования целостного мироощущения в рамках лекционных, практических занятий и самостоятельной работы по дисциплине.

В настоящее время в научном мире нет единого мнения о том, как именно должна осуществляться гуманитаризация естественно-математического образования. Мы солидарны с теми учёными, которые считают, что гуманитаризация предполагает внедрение в преподавание общекультурной составляющей, обращение к чувственному опыту обучающихся, «очеловечивание» науки, знакомство с историей возникновения различных математических идей. В модель гуманитаризации содержания математической дисциплины мы, вслед за Н.А. Шкильменской, включаем такие компоненты как эстетический, исторический, прикладной, деятельностный [4], дополнив её эмоциональным компонентом. Рассмотрим на примерах реализацию данной модели в рамках дисциплины «Математические методы обработки информации».

Информация - одно из ключевых понятий курса «Математические методы обработки информации». При знакомстве с видами информации и её свойствами имеется возможность использовать такой содержательный материал, который воздействует на чувства обучающихся, приобщает их к достижениям общечеловеческой культуры, способствует развитию научно-исторической эрудиции [2]. Примером такого материала могут быть разнообразные притчи, которые всегда имеют иносказательный смысл и учат слушателя и читателя жизненной мудрости и ценностям гуманного общества. Притчи могут быть использованы, например, для

иллюстрации такого свойства информации как объективность (субъективность). Приведем пример одной из них.

«На лугу росло множество цветов. Здесь были и белые благоухающие лилии, и гиацинты, и высокие синие ирисы. И маленьким цветочкам тоже нашлось место в траве. Ветер наклонял их, весело колыхал траву и листья, и аромат разносился далеко-далеко!

Над поляной, над цветами, трудились пчёлки. Они собирали сладкий нектар, чтобы подкормить молодняк в улье и запастись едой на долгую холодную зиму.

Сюда-то и прилетела муха. Она недовольно жужжала и оглядывалась.

Одна маленькая пчёлка, оказавшаяся здесь в первый раз, вежливо спросила муху:

- Не знаете ли Вы, где здесь белые лилии? Муха насупилась:

- Не видела я здесь никаких лилий!

- Как! - воскликнула пчёлка.

- Но мне говорили, что на этом лугу должны быть лилии!

Цветов я тут не видела, - пробурчала муха. - А вот недалеко, за лугом, есть одна канава. Вода там восхитительно грязная, а рядом столько пустых консервных банок!

Тут к ним подлетела пчёлка постарше, державшая в лапках собранный нектар. Узнав, в чём дело, она сказала:

- Правда, я никогда не замечала, что за лугом есть канава, но я столько могу рассказать о здешних цветах!».

Этой же цели служат и цитаты известных людей. Например, высказывание немецкого философа Э. Канта: «Один, глядя в лужу, видит в ней грязь, а другой - отражающиеся в ней звезды» прекрасно подходит для иллюстрации свойства субъективности (объективности) информации.

Для тренировочных упражнений с целью усвоения различных свойств информации возможно предлагать студентам задания, в которых используются цитаты из стихотворений известных отечественных поэтов, популярных песен, сюжеты литературных произведений. При выполнении этих заданий параллельно с усвоением специальных математических знаний происходит повторение и актуализация гуманитарных знаний, что является одним из содержательных смыслов явления гуманитаризации [3].

Например, при анализе сюжета произведения «Дети капитана Гранта» убеждаемся в том, что информация в найденной записке была неполной. Отсутствие свойства полноты и точности информации ярко прослеживается в песне «Неудачное свидание». Герои «Сказки о царе Салтане» А. Пушкина ткачиха с поварихой и сватьей бабой Бабарихой нарушили такое свойство информации как достоверность, с недостоверной информацией встречаемся и в произведении К. Чуковского «Путаница». Сюжет одного из выпусков «Ералаша», в котором мальчик пытается помочь водителю, ремонтирующему автомобиль, и на вопрос о том, что же у того сломалось, отвечает «машина», иллюстрирует свойство полезности (бесполезности) информации. Задания такого типа включены в сборник заданий по дисциплине и очень оживляют практические занятия. В таких заданиях чётко прослеживается реализация межпредметных связей рассматриваемой дисциплины с детской художественной литературой.

Обучающиеся специальности «Документоведение и архивоведение» лишены возможности систематического знакомства с историей математики, поэтому приоритетным направлением гуманитаризации может стать обогащение содержания изучаемой дисциплины специально подобранными примерами из истории науки, а так же составление заданий исторического характера. По общепризнанному мнению ученых, «исторические сведения способствуют лучшему пониманию и усвоению предмета, расширению кругозора обучающихся» [5]. Так, ведя речь о действиях с информацией, в частности, о её кодировании, преподаватель может сообщить различные интересные и занимательные сведения из истории. Впечатляет обучающихся пример необычного способа шифрования (кодирования): сообщение, которое нужно было передать тайно, писалось на голове наголо остриженного гонца специальными чернилами, затем дожидались, пока волосы у него отрастут и только потом отправляли гонца по нужному адресу.

Способы записи математических понятий, например, уравнений, разными учеными древности, могут стать настоящей шифровкой для современников. Так, студентам сообщается, как обозначали числа, переменные и знаки действий в различные исторические периоды в разных странах, а затем предлагается прочитать выражение, записанное этим языком, «перевести» современную запись уравнения на язык, к примеру, индийской математики. Например, задание может быть таким: индийский математик Брахмагупта

уравнение 3 х + 10 х — 8 = х + 1 записал бы так:

йа ва 3 йа 10 ру 8

йа ва 1 йа 0 ру 1

где йа - означает неизвестное, ва - его квадрат, ру - свободный член, точка над числом означает его

вычитание. Как записал бы он уравнение 7х — 3 = 2х + 3х + 5 ?

После выполнения задания проводится анализ того, с каким типом кодов (подстановочным или перестановочным) мы имели дело, и предлагается подобрать задания на использование таких кодов из детских журналов.

Задания такого типа не только расширяют общий кругозор обучающихся, но и повышают его научно-историческую эрудицию.

Одним из известных способов кодирования информации можно назвать пиктограммы, которые до сих пор встречаются в жизнедеятельности современного человека. В качестве домашнего индивидуального задания обучающимся предлагается подобрать пиктограммы, которые используются в следующих отраслях:

а) здравоохранение;

б) образование;

в) транспорт, дорожное движение;

г) кулинария, продукты;

д) книгоиздание;

е) посуда;

ж) бытовая техника;

з) погода;

и) сельское хозяйство;

к) картография;

л) легкая промышленность;

м) строительство.

Можно предложить проанализировать изменение какой-либо пиктограммы в соответствии со временем. Например, как изменялись пиктограммы на дорожных знаках, логотипы автомобилей за последние 50 лет и т.д.

Такие задания иллюстрируют связь изучаемого материала с практической деятельностью человека и потому может рассматриваться наряду с другими как составная часть прикладной составляющей модели гуманитаризации.

Среди заданий на изучение и закрепление свойств информации предлагаются и такие, которые прямо или косвенно связаны с будущей профессиональной деятельностью обучающихся. Например, студентам предлагается упорядочить представленные источники информации по свойствам:

а) краткости;

б) достоверности;

в) объективности;

г) точности.

Среди источников называются: газета, учебник математики, учебник истории; блог, слухи, энциклопедия, справочник, словарь, журнал, монография, научно-популярное издание, архивная справка.

Один из навыков, которым должны овладеть обучающиеся в процессе изучения данной дисциплины, является навык работы с таблицами, графиками и диаграммами. Для формирования этого навыка студентам предлагаются разнообразные задания, в которых необходимо систематизировать приведенную информацию в виде таблицы, построить диаграммы и пр. Сама информация должна подбираться с учётом профессиональной направленности обучающихся. Так, обучающимся специальности «документоведение и архивоведение» мы предлагаем систематизировать информацию о посещении музеев мира и о фондах этих музеев.

Одним из компонентов гуманитарного потенциала математики является эстетический. Его реализация в рамках данной дисциплины больше всего возможна при работе с таблицами, графиками и диаграммами и при решении математических задач. В первом случае имеем дело с внешней эстетикой, обращая внимание на красоту построений, графиков, диаграмм, сочетание цветов в диаграммах и пр. Во втором случае демонстрируем внутреннюю красоту математики - красоту формул, методов. Здесь стимулируем решение одной задачи несколькими способами с последующим выбором наиболее красивого решения. При работе с формулами в табличном процессоре так же показываются разные способы вычисления результата по заданной формуле, и выбирается наименее трудоёмкий.

В качестве практических заданий в теме «Информация»мы предлагаем такие:

1. Имеется информация из различных источников об одном и том же явлении - электричестве. Какая из них более краткая? Более доступная?

а) Электрический ток представляет собой направленное движение отрицательно заряженных элементарных частиц - электронов - от одного полюса замкнутой электрической цепи к другому.

б) В батарейке есть много частичек, невидимых, но у каждой из них есть сила. И чем больше частичек, тем более сильны они вместе. Называются они электроны. Их очень много в батарейке и они очень хотят выбраться на свободу. Бегать эти электроны могут только от одной клеммы батарейки к другой. Электроны могут легко бегать только по проводам, но когда им на пути встречается лампочка, или моторчик, то им бежать труднее и чтобы добежать они начинают отдавать часть своей силы. В результате мы видим свет от лампочки и моторчик у нас крутится. Чем дольше у нас будет гореть лампочка, или крутиться вентилятор от батарейки, тем больше электрончиков потеряет силу, и батарейка будет разряжаться. А если электронам бежать некуда, то они никуда не бегут и силу свою не теряют. Чтобы снова запустить электроны в батарейку, мы её заряжаем и тогда можно будет опять подключать лампочку и вентилятор.

2. В конце некоторых публикаций в газетах или журналах можно увидеть приписку: «Редакция может не разделять точку зрения автора». Какое свойство содержащейся в газете информации неявно подтверждается этой припиской?

3. Представьте информацию в более простой форме: «Данные, приведенные в отчёте, свидетельствуют о том, что тендерные закупки являются необходимым условием развития региона».

4. Каким свойством обладает или не обладает информация из произведения К. Чуковского «Путаница»:

А лисички

Взяли спички,

К морю синему пошли,

Море синее зажгли.

5. Каким свойством не обладала информация, изложенная в найденной в бутылке записке («Дети капитана Гранта»)?

6. Какое свойство информации изменили ткачиха с поварихой и сватья баба Бабариха в «Сказке о царе Салтане», что в результате привело к изгнанию царищ с ребенком из дворца?

Выводы. Проблема гуманитаризации образования является актуальной и требующей постоянного исследования. Гуманитаризация в образовании рассматривается учёными с двух позиций: как системный процесс, направленный на изменения личности обучающихся, и как изменения в содержательной линии обучения за счёт применения различных приёмов и средств, позволяющих использовать гуманитарный потенциал каждой из дисциплин.

В преподавании различных дисциплин, в том числе, дисциплин естественно-математического цикла, для обеспечения гуманитаризации содержания дисциплины гуманитарный потенциал может быть усилен с помощью использования притч, сюжетов произведений художественной литературы, специально подобранного материала общекультурной и профессиональной направленности для работы с таблицами и диаграммами, использования заданий исторического характера, персонификации содержания дисциплины.

Литература:

1. Гуманитаризация образования // Педагогический словарь : [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://pedagogical_dictionary.academic.ru/865/Гуманитаризация_образования.

2. Елленберг Джордан. Як школи не помилятися. Сила математичного мислення. - К.: Наш формат, 2018. - 408 с.

3. Родигша 1.В. Гумашзащя i гумаштаризащя природничо-науково! освт школярiв: Автореф. дис...канд. пед.наук. 13.00.01 - Луганський нацюнальний пед.ун-т iм.. Шевченка, Луганськ, 2000. - 20 с.

4. Шкильменская Н.А. Гуманитарный потенциал курса алгебры и начал анализа профильной школы. Модель, принципы и особенности реализации: монография. - Архангельск: Поморский университет. - 2007.

5. Штейнгауз Г. Математический калейдоскоп. - М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1981. - 160 с.

Педагогика

УДК 372.2.01

магистрантка III курса Привалова Ольга Алексеевна

Нижегородский государственный университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород)

ТЕАТРАЛИЗОВННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ КОРРЕЦИИ НАРУШЕНИЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация. В статье показана актуальность использования театрализованной деятельности в процессе логопедической коррекции нарушений связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи. Представлены результаты экспериментального изучения особенностей связной речи у дошкольников с ОНР по сравнению с группой детей с нормативным речевым развитием. В качестве эффективного технологического ресурса коррекции нарушений связной речи определена театрализованная деятельность.

Ключевые слова: театрализованная деятельность, логопедическая коррекция, дошкольники, общее недоразвитие речи, связная речь.

Annotation. The article shows the relevance of the use of theatrical activity in the process of speech therapy correction of disorders of coherent speech of preschool children with General underdevelopment of speech. The results of an experimental study of the features of coherent speech in preschool children with ONR compared with a group of children with normative speech development are presented. As an effective technological resource for correction of connected speech disorders, theatrical activity is defined.

Keywords: theatrical activity, speech therapy correction, preschoolers, General underdevelopment of speech, coherent speech.

Введение. В рамках дошкольного образовательного учреждения у детей развивают различные наклонности и способности, при этом особо внимание уделяется способности владеть речью. Именно поэтому основу всей системы воспитания в детском саду составляет систематическое обучение речи, а также методическое развитие речи и языка. Развитие связной речь происходит как бы параллельно с умственным развитием детей, развитием их мышления, восприятия, наблюдательности. Более того, можно говорить о взаимозависимости все вышеперечисленных процессов. Дело в том, что для того, чтобы ребенок мог хорошо и связно рассказывать о чем-нибудь, необходимо чтобы он имел ясное представление об объекте рассказа, умел анализировать, отбирать основные свойства и качества, а также устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями.

Изложение основного материала статьи. Дети, как правило, прежде переходят к связному предложению в рассказах, которые имеют спокойный и повествовательный характер. В процессе передачи событий, которые вызывают яркие эмоциональные переживания, дети дольше задерживаются на ситуативно-экспрессивном изложении. Все это в целом ведет к тому, что в старшем дошкольном возрасте связная речь достигает довольно высокого уровня развития. Дети более точно начинают отвечать на вопросы, при этом их ответы могут быть краткими или развернутыми.

В старшем дошкольном возрасте у детей развивается умение оценивать высказывание и ответы товарищей, дополнять их или исправлять [11. На 6-ом году жизни ребенок может довольно последовательно и четко составить описательный и сюжетный рассказы на предложенную тему. Вместе с тем, дети все также нуждаются в предшествующем образце воспитателя. Более того, авторы отмечают, что у детей этой возрастной группы умение передавать в рассказе свое эмоциональное отношение к описываемым предметам или явлениям развито недостаточно.

Значительные сложности в овладении навыками связной речи наблюдаются у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР). У дошкольников ограничены представления об окружающем мире, отмечаются бедный словарный запас, грамматически неправильно оформлена речь. Отмечается недостаточная сформированность прoизносительной и семантической сторон речи. Обнаруживаются трудности в oтборе лексических средств, в способах выражения, лексико-грамматическом структурировании, в реализации замысла высказываний, в нарушении связности, последовательности изложения, в построении, удержании в памяти программ внутренней речи [2].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время, применение здоровьесберегающих технологий, становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР. Одним из эффективных средств коррекции нарушений связной монологической и диалогической речи дошкольников с ОНР служит театрализованная деятельность. Коррекционный процесс нарушений связной речи дошкольников с ОНР будет проходить успешнее, если будет организованна систематическая работа с использованием театрализованной деятельности посредством принципа концентрического наращивания материала по всем изучаемым лексическим темам.

Принимая участие в театрализованных играх, дошкольники отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. Это словесное творчество является нужным и понятным самим дошкольникам. Как наиболее распространенный вид детского творчества, именно театрализованная игра, которая основан на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.