Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКОЙ НАГЛЯДНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ ПЕРЕСКАЗА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКОЙ НАГЛЯДНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ ПЕРЕСКАЗА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
61
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ / РАЗВИТИЕ РЕЧИ / ФОРМИРОВАНИЕ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ПЕРЕСКАЗ / НАВЫК / НАРУШЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТА / ГРАФИЧЕСКАЯ НАГЛЯДНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Цыганкова Д.С.

В статье раскрыты особенности формирования навыков пересказа у детей с нарушением интеллекта. Приводится характеристика графической наглядности в работе с детьми с нарушением интеллекта. Приводится описание опытно-экспериментальной работы по формированию навыков пересказа у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта посредством графической наглядности и отражены результаты исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКОЙ НАГЛЯДНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ ПЕРЕСКАЗА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА»

6. Кучерова А.В. Особенности обучения академическому рисунку в подготовке студентов-дизайнеров / А.В. Кучерова // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - №6. EDN VSUSKW.

7. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок / Н.Н. Ростовцев. - М.: Книга по требованию, 2012. - 242 с.

8. Соркин М.М. Основные особенности обучения дизайнеров выполнению академического рисунка / М.М. Соркин // Бизнес и дизайн ревю. - 2019. - №2 (14).

9. Фомин Е.Т. Спецрисунок и спецживопись (продвинутый уровень): учебно-практическое пособие / Е.Т. Фомин. - Владивосток. Издательство ВГУЭС, 2013. - 48 с.

УДК 376.37

DOI 10.21661/r-559891

Цыганкова Д.С., Сагоякова Н.Ф.

Использование графической наглядности в формировании навыков пересказа у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта

Аннотация

В статье раскрыты особенности формирования навыков пересказа у детей с нарушением интеллекта. Приводится характеристика графической наглядности в работе с детьми с нарушением интеллекта. Приводится описание опытно-экспериментальной работы по формированию навыков пересказа у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта посредством графической наглядности и отражены результаты исследования.

I

Ключевые слова: формирование, навык, пересказ, графическая наглядность, нарушение интеллекта, младший школьник, развитие речи, связная речь.

Тема связной речи детей младшего школьного возраста была и будет актуальной всегда, поскольку с каждым годом наблюдается негативная тенденция ухудшения качества речи.

В начальной школе одной из форм монологической речи является пересказ, который, во-первых, является одним из главных форм работы обучающихся над учебным материалом, а во-вторых, - один из действенных методов развития их мышления и речи. Формирование навыка пересказа происходит поэтапно: сначала обучающиеся осваивают подробный вид пересказа, затем переходят к более сложным видам - краткому, выборочному и творческому [3].

Особое значение приобретает формирование и развитие связной речи у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта. Данный процесс осуществляется в ходе коррекционно-педагогического воздействия через системную и систематическую работу.

Формирование навыков пересказа - это более глубокий и важный навык, чем кажется на первый взгляд, рассматривая его значимость только в рамках литературного чтения. Непосредственно умение понимать и пересказывать прочитанный текст является основой для изучения и понимания всех школьных предметов. Для детей с нарушением интеллекта обучение пересказу дается особенно сложно [1].

В младшем школьном возрасте преобладает наглядно-образное мышление, поэтому наглядные методы играют большую роль в обучении пересказу.

Наглядные методы предполагают использование средств обучения, для которых характерен образный язык изложения. Можно выделить три основных вида наглядности: предметную, изобразительную (графическую) и словесную.

Графическая наглядность - это демонстрация на занятиях изображений предметов, явлений, процессов. Выделяют три вида графической наглядности: художественная, символическая и текстовая.

На начальном этапе обучения нужно очень осторожно применять в качестве наглядного материала картинки, т.к. для детей с интеллектуальным недоразвитием характерно поверхностное восприятие предмета. Дети плохо понимают роль изображения как своеобразного заместителя предмета [11]. При неправильном употреблении картинок у детей с нарушением интеллекта идет формальное усвоение программного материала. Часто дети, усвоив название предмета на одной картинке, не узнают тот же предмет на другой картинке или не могут соотнести картинку с реальным предметом. Изображение движения на картинке дети воспринимают как позу, а не как момент движения [16]. Т.е. прежде, чем использовать в качестве пособий картинки, необходимо провести подготовительную целенаправленную работу по обучение детей восприятию изображений, соотнесению его с реальными предметами, действиями. Причем в обучении необходимо включать разнообразные картинки с изображением одного и тоже предмета, действия [11].

При формировании навыков пересказа у детей с нарушением интеллекта, необходимо использовать следующие виды графических изображений: серия сюжетных картин (иллюстраций); одна сюжетная картинка (иллюстрация); картинный план (к каждому предложению, части текста); меловой рисунок на доске; зарисовки; наглядные графические модели.

Графическая наглядность для детей с нарушениями речи является средством активизации познавательной деятельности, развития мыслительных операций, развития речи [2].

На констатирующем этапе были проведены следующие диагностики.

1. Методика Глухова В.П. «Выявление возможности детей воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст. Количественный анализ результатов проведенного исследования показал, что в контрольной и экспериментальной группе по результатам первой методики высокого уровня у детей не выявлено.

Средний уровень в воспроизведении текста имеют 20% детей в экспериментальной группе. Уровень ниже среднего выявлен у 40% (2) детей в контрольной, и 20% (1) в экспериментальной группе. Низкий уровень сформированности в навыке воспроизведения небольшого и простого текста выявлен у 40% (2) детей как в контрольной, так и в экспериментальной группе. Пересказ был составлен с помощью педагога, посредством наводящих вопросов, связность изложения была нарушена. Очень низкий уровень выявлен у одного ребенка в каждой из групп - ребенок не может пересказать текст.

Результаты данной методики позволили выявить, что навыки пересказа находятся на низком уровне, как в контрольной группе, так и в экспериментальной. Рассказы детям предоставлялись разные, в зависимости от их возраста и способностей.

2. Методика Глухова В.П. «Составить рассказ по описанию». Анализ результатов проведенного исследования показал, что по результатам второй методики высокий уровень не выявлен. Средним уровнем обладает 1 ребенок в контрольной группе. Уровень ниже среднего выявлен у 1 ребенка в контрольной группе и у 40% (2) детей в экспериментальной группе. Низкий уровень навыков составления описательного рассказа выявлен у 40% (2) детей в контрольной группе и у 60% (3) детей в экспериментальной группе. Рассказ дети составляли с помощью повторных наводящих вопросов, указаний на детали иллюстрации. Описание иллюстрации не отобразило его полной характеристики, не было указано многих существенных признаков. Не было отмечено логики в последовательности составленного рассказа. Очень низкий уровень имеет 1 ребенок в контрольной группе. Описание не было произведено.

Результаты данной методики позволили выявить, у детей младшего школьного возраста в КГ и ЭГ с умственной отсталостью 1 степени показатели уровней сформированности навыков составления описательного рассказа находится на низком и очень низком уровне.

3. Методика Фотековой Т.А. «Подробный пересказ художественного текста «Горошины». Анализ результатов проведенного исследования показал, что в контрольной группе по результатам третьей методики выявлен средний уровень навыка подробного пересказа текста «Горошины» в контрольной группе 60% (3) детей, в экспериментальной - 40% (2) детей. Было допущено незначительное искажение авторского текста, частично отсутствовала логическая связь. Уровень ниже среднего выявлен у 1 ребенка в контрольной группе. Низкий уровень выявлен у 1 ребенка в контрольной группе, у 60% (3) детей в экспериментальной группе. Произошло выпадение смысловых звеньев, также сильно исказился смысл рассказа.

Проведенное исследование по выявлению уровня сформированности навыков пересказа у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта показало, что преимущественно в обеих группах преобладает средний и низкий уровни сформированности навыков пересказа.

В связи с этим, вторым этапом работы стало проведение коррекционной работы по формированию навыков пересказа у младших школьников с нарушением интеллекта посредством графического изображения.

Занятия проводились специалистом - дефектоло-гом 1 раз в 2 недели, всего было проведено 10 занятий.

Приведем примеры работы с рассказами.

«Курочка». Е.И. Чарушин. Сначала была проведена предварительная работа: объяснение значение слова «заквохтала». Квохтать - издавать короткие, прерывисто-повторяющиеся звуки.

Первый раз педагог прочитал текст, предупредив ребенка, что нужно внимательно слушать. Для наглядности была использована сюжетная картина. Второй раз педагог читал текст и одновременно вместе с ребенком рисовал графическую наглядность к данному произведению. 1 предложение=1 изображение. Детям было интересно, они проявляли самостоятельность, активность и инициативность.

После того, как план пересказа был готов, ребенку задавались вопросы, он на них отвечал, глядя на нарисованную опорную схему.

1. Где курочка с цыплятами ходила?

2. Что случилось?

3. Что сделала курочка?

4. Как цыплята прятались под крылышки курицы?

5. А кто не спрятался?

6. Что они стали делать?

Поскольку ребенок принимал непосредственное участие в рисовании схемы, на вопросы дети отвечали в полной мере.

Последним этапом стал самостоятельный пересказ по нарисованной схеме. Схема помогла детям пересказать рассказ, была соблюдена логическая последовательность.

«Мурка» А. Аверченко. Сначала детям дана была установка на то, что нужно послушать внимательно, чтобы ответить на все вопросы. После прочтения задавались вопросы.

1. Почему рассказ назван «Мурка»?

2. Что вы узнали о Мурке?

3. Расскажите про котят.

4. О чём говорит концовка?

На вопросы дети ответили, для ответов использовали серию заразнее подготовленных вырезанных сюжетных картинок. Благодаря им ответы детей были развернутые и в соответствии со смыслом рассказа.

После этого рассказ был прочитан ребенку второй раз с установкой, что после этого сначала он разложит сюжетные картинки в правильном порядке, а затем перескажет по ним рассказ.

Почти все дети справились с заданием. Проявляли глубокий интерес. Пересказ был логически выстроен, было соблюдено начала пересказа, середина и конец. Наглядность детям очень помогла, они смотрели на сюжетные картинки и пересказывали рассказ.

Купание Медвежат. В. Бианки. Сначала была проведена предварительная беседа о жизни медведей, о том, как заботятся о малышах. Далее ребенку читался рассказ с установкой внимательного прослушивания для дальнейших ответов на вопросы. Далее ребенку задаются вопросы по тексту.

1. Кто вышел из леса?

2. Как медведица схватила медвежонка?

3. Медведица окунала медвежонка или просто держала?

4. Что сделал второй медвежонок?

5. Чего надавала мама медвежонку?

6. Остались ли медвежата довольны купанием?

На вопросы дети отвечали правильно, некоторые ответ были неполные, с односложным ответом.

После этого детям была дана схематическая серия картинок. Задавались вопросы, на каждый из которых нужно было найти нужную картинку.

Рассказ прочитывался еще раз и после этого ребенок самостоятельно пересказывал текст по схематической серии картинок.

Дети пересказывали с удовольствием, старались вспомнить все до мелочей. Схематическая серия картинок помогла детям выстроить причинно-следственные связи, вспомнить, что было, а что стало дальше.

Таким образом, проведенная коррекционно-разви-вающая работа с использованием средств графической наглядности оказала положительное влияние на формирование навыков пересказа у детей с нарушением интеллекта.

Литература

1. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников / Н.Г. Андреева. - М.: Владос, 2009.

2. Антонова Е.П. Развитие устной связной речи у младших школьников с умственной отсталостью на уроках чтения / Е.П. Антонова // Вопросы педагогики. - 2016. - №12. - С. 10-14. EDN XIEPLN.

3. Исмаилова И.С. Особенности связной устной речи при составлении рассказов по картинке у младших школьников с нарушениями зрения и интеллекта / И.С. Исмаилова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2017. - Т. 12. - №33. - С. 342-348.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.