Научная статья на тему 'НАРУШЕНИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

НАРУШЕНИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
596
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нарушение речи / монологическая речь / связная речь / задержка психического развития / младший школьный возраст / графическая наглядность.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Н В. Малмыгина

В статье рассматриваются вопросы воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, сочетающимися с отклонениями в развитии различных психических процессов. Предложены методы работы с детьми с задержкой психического развития. Описаны методики, проведенные с детьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Н В. Малмыгина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НАРУШЕНИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

П

Е

Д

А Г О Г И Ч Е С К И Е

НАУКИ

Н.В. Малмыгина

НАРУШЕНИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В статье рассматриваются вопросы воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, сочетающимися с отклонениями в развитии различных психических процессов. Предложены методы работы с детьми с задержкой психического развития. Описаны методики, проведенные с детьми.

Ключевые слова: нарушение речи, монологическая речь, связная речь, задержка психического развития, младший школьный возраст, графическая наглядность.

В текущий момент в научных работах достаточно широко обсуждается проблема сложного дефекта, вопросы воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, сочетающимися с отклонениями в развитии различных психических процессов. В фокус внимания, таким образом, попадают и вопросы особенностей нарушений речи, и их коррекция у детей с интеллектуальной недостаточностью.

В понятие интеллектуальной недостаточности входит умственная отсталость и задержка психического развития (ЗПР).

Задержка психического развития рассматривается как «неравномерность формирования психических функций. Это понятие употребляется по отношению к детям со слабо выраженной органической или функциональной недостаточностью центральной нервной системы (ЦНС)» [2].

© Н.В. Малмыгина, 2022.

Научный руководитель: Добря Марина Яковлевна - доцент, кандидат филологических наук, заведующая кафедрой, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, Россия.

В работах отечественных ученых (Т.А. Власова, З.И. Калмыкова, В.В. Лебединский, М.С. Певзнер и др.) освещены причины возникновения данной патологии, которые классифицируют на внутренние, связанные с органическим повреждением мозга, так и внешние, предполагающие воздействие неблагоприятных социальных факторов. Среди широкого круга выявленных причин возникновения задержки психического развития особо выделяют:

• «разнообразные по характеру и времени церебрально-органические повреждения головного мозга;

• наследственно обусловленная недоразвитость головного мозга;

• заболевания внутренних органов и хронические расстройства;

• длительное воздействие неблагоприятных факторов социальной среды» [3].

Задержка психического развития характеризуется замедленным, с отставанием от нормы, развитием внимания, мышления, речи, памяти, восприятия, эмоционально-волевой сферы личности. Все это откладывает негативный отпечаток на протекание познавательных возможностей у ребенка, процессов коммуникации, социализации, трудностей при обучении, что более выпукло проявляет себя во время прихода ребенка в школу.

Особого внимания при проведении коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР требует коррекция связной монологической речи, нарушения которой носят системный характер.

Особенности становления, развития речи и признаки дизонтогенеза при овладении детьми навыками связной речи изучены Л.С. Выготским, А.А. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном, Ф.А. Сохиным, А.М. Шахнаровичем, Д.Б. Элькониным. Опираясь на исследования ученых, подчеркнем основные характеристики связной монологические речи.

При построении коррекционно-логопедической работы следует учитывать разноаспектность характеристик связной речи.

Во-первых, развитие связной речи проходит при тесной взаимосвязи со всеми сторонами речевого развития: фонетической, лексической, грамматической. Каждая из них представляет собой особую структуру с присущими ей законами сочетаемости языковых средств. При этом их взаимодействие соотносится с формированием связной речи.

Во-вторых, для выбора эффективных средств, методов и приемов работы над речью важно опираться на функции речи, выделенные С.Л. Рубинштейном [7, с. 56]: обозначения (номинативная функция), общения (коммуникативная), сообщения (информативная функция), выражения (эмотивная), воздействия (побудительная). В соответствии с этими функциями речь может выступать как опосредованное звено в познании, общении и как собственно речевая деятельность.

Алексеева М.М., Яшина В.И. определяют связную речь как «смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание» [1, с. 253]. Исследователи примечают, что «основной функцией связной речи является коммуникативная, которая, в свою очередь, проявляется в двух главных формах - диалоге и монологе» [1, с. 254].

В научной литературе диалогическая и монологическая формы речи рассматриваются в их противопоставлении на основе лингвистических и психологических характеристик. Монологическая речь в норме включает в себя достаточный словарный запас, овладение правильным звукопроизношением, грамматическим строем языка, позволяющим строить развернутые высказывания, умение пересказывать и составлять как описательные, так и сюжетные рассказы.

У детей с задержкой психического развития формирование речевых навыков имеет свои особенности, которые проявляются в бедности словарного запаса, хотя бытовая речь почти не отстает от нормы; отстает от нормы формирование понятийной стороны речи, часто встречаются ошибки в понимании значений слов. Особенности их словаря проявляются в следующем: превышение пассивного словаря над активным; ограниченный запас слов, обозначающих и конкретизирующих обобщенные понятия; недифференцированное, неадекватное употребление ряда слов.

В усвоении грамматической стороны речи затруднено формирование обобщений, словообразовательных навыков. Дети с задержкой психического развития имеют трудности и в сочетании слов в предложении, и в осознании значения, вносящее во фразу каждое слово. Таким образом они часто пропускают прилагательные, так как с трудом понимают смысл; используют только слова, которые часто слышали в речи окружающих.

Звуковая сторона речи у детей данной категории также усваивается со значительными ошибками в звукопроизношении на фоне недостаточной сформированности фонематического слуха, звукового анализа слов, что вызывает значительные трудности при обучении грамоте.

У детей с задержкой психического развития наблюдаются проблемы, связанные с развитием связной речи, а именно [6]:

- проявляется скудность монологической речи;

- трудности в овладении навыками составления описательного рассказа;

- неспособность строить распространенные сложные предложения;

- затруднения в логическом продолжении фразы;

- трудности при пересказе текста, рассказывании по серии сюжетных картинок.

Изученный нами материал по проблеме нарушения связной монологической речи у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития послужил поводом для проведения исследования.

Цель исследовательской работы: выявить уровень сформированности навыков составления описательных рассказов у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

В исследовании принимали участие ученики 2 класса, имеющие задержку психического развития (12 человек).

На первом (констатирующем) этапе эксперимента мы определили уровень сформированности навыков составления описательных рассказов у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

В его основу была положена комплексная методика «Обследование связной речи» В.П. Глухова. Были проверены речевые навыки:

«- составление предложений по отдельным ситуационным картинкам;

- составление предложения по трем картинкам, связанным тематически;

- пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа);

- составление рассказа по серии сюжетных картинок;

- сочинение рассказа на основе личного опыта,

- составление рассказа-описания» [5].

Анализ выполнения детьми диагностических заданий по методике В.П. Глухова «Обследование связной речи» позволил определить уровень развития связной речи у учащихся 2 класса. Результаты показали преобладание низкого уровня развития связной речи детей обследуемой группы. Так, только три ученика имеют средний уровень развития связной речи. Эти ребята выполнили задания, но была необходимость небольшой помощи (побуждения, стимулирующие вопросы). Трое детей имеют недостаточный уровень развития связной речи. Эти ребята выполняют задания только с использованием наводящих вопросов и указаний на конкретные детали. У шести учащихся второго класса выявлен низкий уровень развития связной речи. Таким детям сложно было в составлении рассказа, его связность очень нарушена, при пересказе текста дети допускали пропуски эпизодов рассказа, путались в логическом построении сюжетной линии.

Анализ результатов проведенных диагностик показал, что в данном классе требуется работа, направленная на развитие связной речи, в том числе и развитию навыков составления описательных рассказов.

Своевременная и правильно организованная коррекционная помощь детям с ЗПР способствует компенсации, обратному развитию.

Для того, чтобы активизировать связную монологическую речь детей с ЗПР был определен комплекс методов и приемов работы, включающий словесные, наглядные, практические методы. При этом в качестве ведущего средства обучения выбрана графическая наглядность.

Графическая наглядность — это достаточно «распространенная и широко применяемая форма наглядности. Она приводит к созданию графических образов в сознании ребенка, также она обеспечивает связь двух сигнальных систем и направлена на накопление содержания речи» [4].

Ценность применения графической наглядности при обучении детей рассказыванию - в зримом представлении для детей последовательности содержания рассказа, выделении существенных признаков предмета при его описании, в наглядном установлении связи между наблюдаемыми объектами и явлениями.

Графическая наглядность трактуется нами широко - это разнообразные схемы, таблицы, модели, которые отражают существенные признаки предмета и части рассказа и помогают ребенку удержать в памяти план высказывания.

В методической литературе для обучения детей составлению рассказов различных видов существует достаточно большой круг разработанных материалов. В работе с детьми с ЗПР мы использовали схемы по обучению детей пересказыванию, представленные В.П. Глуховым, а также дидактический материал Т.А. Ткаченко.

Схемы - таблицы, состоящие из квадратов, отражающих характерные признаки предмета для его описания (цвет, форма, размер, материал, детали предмета, способ взаимодействия с ним) доказали свою эффективность при обучении детей описанию предметов, служат опорой на начальных этапах работы.

Обучение пересказу детей с ЗПР с опорой на графические схемы предполагало постепенное усложнение заданий детьми с постепенным свертыванием наглядного материала. Работу строили в следующей последовательности:

- пересказ текста с опорой на схему;

- пересказ фрагмента текста;

- пересказ по цепочке;

- пересказ с восстановлением убранного фрагмента схемы;

- восстановление правильной последовательности иллюстрированных эпизодов рассказа.

Следовательно, мы приходим к выводу, что речь - один из важнейших показателей уровня культуры

человека, его мышления, интеллекта. Для коммуникации человеку необходима связная речь, ее основной характеристикой является понятность речи для собеседника. Связность речи включает развитие умений строить высказывания разных типов: описание, повествование, рассуждение. У детей с задержкой психического развития наблюдаются проблемы, связанные с развитием связной речи, которые требуют своего решения при организации коррекционной работы с детьми на основе использования разнообразных методов и приемов с опорой на наглядность.

Библиографический список

1.Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. -- 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.

2.Андреева Н. Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3 частях. Часть 3. Письменная связная речь / Н.Г. Андреева. - М.: Владос, 2016. - 120 c.

3.Антонова О. А. Особенности состояния монологической речи у младших школьников с ЗПР // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 13. - С. 1-5.

4.Гадалина И.И. Графическая наглядность (таблицы, схемы) при формировании навыков говорения на начальном этапе // Актуальные проблемы преподавания русского языка как иностранного: тезисы научно-методич. конф. кафедры русского языка. - М., 1970.

5.Глухов В.П. О формировании связной описательной речи у старших дошкольников с ОНР// Дефектология, 1990. - №6.

6.Ковригина Л. В. Механизмы нарушения описательного рассказа у детей дошкольного возраста с ЗПР//Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S11. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2017/470136.

7.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Питер, 2000. - 487 с.

МАЛМЫГИНА НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА - магистрант, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.