3. Определить предметные, метапредметные и личностные результаты;
4. Подготовить план работы над учебным проектом в соответствии с ФГОС;
5. Разработать критерии оценивания;
6. Выбрать источники дополнительной информации.
После выполнения всех необходимых требований к подготовке урока приступаем к его реализации. Представляем проект «Мир растений Республики Хакасия», который является межпредметным, информационным. Цель данного проекта в создании книги о растениях нашего края на основе школьной программы. Основными задачами школьного проекта являются: сбор материала (по 5 представителей, изучаемых семейств), подбор иллюстраций, загадок, преданий, стихов и т.д., оформление книги по особенностям систематических групп.
Обучающиеся активно включаются в проектную работу. В данном проекте учитель выполняет роль скрытого координатора, помогает и направляет работу групп. Обучающиеся оформляют свои книги на уроках информатики, тем самым отрабатывают навыки печатания текста, сканирования картинок, составления таблиц, диаграмм и т.д. После создания продукта проекта идет его защита, которая заканчивается рефлексией. Темы проектов подбираются в соответствии с возрастом обучающихся и ресурсами школы.
Таким образом, проектная деятельность позволяет решить поставленные задачи школы. В результате совместной учебной деятельности обучающимся удается значительно увеличивать время изучения темы, что способствует повышению мотивации к предмету, повышение познавательной активности и как следствии - качества образования. Список использованной литературы:
1. Трайнев В.А., Трайнев И.В. Информационные коммуникационные педагогические технологии. Учебное пособие - М.: Издательство «Дашков и К», 2006г.
2. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников образовательных учреждений.- М.: Аркти, 2005г.
3. Intel "Обучение для будущего (при поддержке Microsoft): Учебное пособие. - М.: Издательство «Русская редакция», 2006г
© Гляйн А.А., Реморенко С.А., 2022
УДК 376
Мосина Э.Г.
студентка ХГУ им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан Республики Хакасия Научный руководитель: Дорофеева Т.А.
канд. пед. наук, доцент ХГУ им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан Республики Хакасия
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР В ИНКЛЮЗИВНОМ КЛАССЕ
Аннотация
Статья посвящена особенностям развития связной речи детей младшего школьного возраста с ЗПР в инклюзивном классе, проблеме развития связной речи детей данной категории, поиску эффективных средств по развитию связной речи детей младшего школьного возраста с ЗПР
Ключевые слова
Связная речь, связная монологическая речь, связная диалогическая речь, ЗПР, дети младшего
школьного возраста с ЗПР, инклюзивный класс
В настоящее время в начальной школе возросло количество детей, испытывающих трудности в обучении. Как отмечено в комплексных исследованиях Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной, большую часть контингента учащихся начальной школы с трудностями в обучении составляют дети, специфические особенности развития которых относятся к термину «задержка психического развития» (далее ЗПР) [3].
Одним из факторов, который препятствует полноценному обучению младших школьников с ЗПР, является несформированность их связной речи. Уметь связно, последовательно и точно, грамматически правильно и образно выражать свои мысли - это «необходимое условие успешности обучения по всем дисциплинам, которое позволит детям расширять возможности в общении с окружающими людьми» [1, с. 28].
Вопросы развития связной речи младших школьников с ЗПР рассмотрены такими исследователями как Н.Ю. Боряковой, В.П. Глуховым, Р.И. Лалаевой, Е.В. Мальцевой, Т.А. Матросовой, У.В. Ульенковым и другими.
Данные авторы отмечали, что «при обучении младших школьников с ЗПР в условиях инклюзивного класса особенно четко отмечаются трудности овладения ими связной речью, если им не оказывается своевременная помощь» [6, с. 117]. Недостаточность навыков составления монолога и ведения диалога «приводит к ситуации неуспеха, развитию замкнутости, стеснительности, нарушениям адаптации в коллективе, стойкому нежеланию посещать школу» [2, с. 44].
Несмотря на широкое внимание исследователей к проблеме речевых нарушений у младших школьников с ЗПР, поиск новых форм и методов логопедической работы с ними продолжается: все еще остаются малоисследованными вопросы использования на логопедических занятиях средств мнемотехники, информационно-компьютерных технологий, наглядного моделирования и т.п. Особенного внимания требует изучение эффективности развития связной речи у детей в условиях инклюзивного обучения [7].
С целью выявления особенностей развития связной речи у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития нами было проведено исследование в инклюзивном классе на базе МБОУ «Байкитская средняя школа» Эвенкийского муниципального района Красноярского края.
В исследовании приняли участие дети младшего школьного возраста с ЗПР - учащиеся 1-г класса.
С целью выявления особенностей развития связной речи у детей младшего школьного возраста с ЗПР использовалась методика диагностики связной речи В.П. Глухова, которая является одной из наиболее актуальных методик изучения сформированности связной речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Методика была специально адаптирована для учащихся с ЗПР: давались более четкие подробные инструкции выполнения, задания преподносились в медленном темпе, обращалось внимание на понимания школьниками каждого слова в инструкции, осуществилась замена стимульного материала в соответствии с возрастом и особенностями учащихся.
В ходе проведения диагностики были получены результаты, представленные на рисунке 1.
Рисунок 1 - Уровни сформированности связной речи у детей младшего школьного возраста с ЗПР
На рисунке 1 наглядно видно, что среди детей младшего школьного возраста с ЗПР, обучающихся в инклюзивном классе, преобладает низкий уровень развития связной монологической речи (71 %) и
низкий уровень развития связной диалогической речи (57 %).
Дети данной категории проявили трудности при составлении адекватного законченного высказывания на уровне фразы, его грамматического структурирования, логичности, при установлении логико-смысловых отношений между предметами, при воспроизведении текста, составлении связного сюжетного рассказа, при пересказе. Семантическая наполненность рассказов детей, принявших участие в исследовании, связность и последовательность изложения, соответствие грамматического оформления высказывания языковым нормам не соответствует их возрасту. Дети проявляли нарушения в последовательности в изложении событий, пропускали предлоги, ошибались в использовании межфразовых средств связи.
Что касается связной диалогической речи, то стоит отметить, что данные дети не владеют речевым этикетом, умением вести диалог, связно высказываться и рассуждать, правильно выстраивать предложения, искать нужные лексические средства, передавать временные факты, инициативу и навык поддержания диалога.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что требуется поиск эффективных приемов и средств по развитию связной речи детей младшего школьного возраста с ЗПР в условиях инклюзивного класса.
В системе организации логопедической работы по развитию связной речи у детей младшего школьного возраста с ЗПР важным является использование различных видов игр и упражнений. Эффективным является включение технологии лэпбук, информационно-компьютерных технологий, опорных схем, таблиц, которые бы позволяли создавать наглядную опору для совершенствования связной речи школьников. Для развития диалогической речи эффективными являются сюжетно-ролевые, театрализованные игры, организации диалогов в парах, тройках, небольших группах участников. В целях развития связной речи детей младшего школьного возраста с ЗПР важную роль играет преодоление недостатков лексико-грамматической, просодической сторон речи, совершенствование познавательного развития.
Итак, связная речь - это единое смысловое и структурное целое, которое включает связанные между собой и тематически объединенные и законченные отрезки. Основная характеристика связной речи - это ее «понятность для собеседников» [4, 127]. Актуальной проблемой на сегодняшний день является проблема развития связной речи детей младшего школьного возраста с ЗПР в условиях инклюзивного класса, так как связная речь детей данной категории имеет свои особенности, выражающиеся в сложностях построения высказываний, не умении давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения.
Список использованной литературы:
1. Асеева И.И. Развитие связной речи. СПб., 2018. 48 с.
2. Баринова А.А. Специфика развития связной речи у младших школьников с ЗПР // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56. - С. 15-23.
3. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. М., 2014. - 270 с.
4. Егорова Е.Е. Изучение связной речи младших школьников с задержкой психического развития. М., 2017. 320 с.
5. Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития. СПб., 2019. 163 с.
6. Лалаева Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. М., 2015. 303 с.
7. Мальцева Е.В. Особенности нарушения речи у детей с задержкой психического развития // Дефектология: научно-методический журнал. 2017. № 8. С. 10-18.
8. Шамарина Е.В. Особенности использования наглядного материала для формирования связной речи старших дошкольников и младших школьников с задержкой психического развития// Начальная школа. 2017. № 4. С. 118.
© Мосина Э.Г., 2022