дентов принципиально нового типа, а именно специально разработанные учебные пособия для самостоятельной работы коммуникативной направленности, удовлетворяющие современным методическим требованиям. Считаем, что только в этом случае
Библиографический список
самостоятельная работа сможет выполнять свою главную задачу в современном вузе - быть важным компонентом в подготовке специалиста, имеющего необходимый уровень владения русским языком для будущей профессиональной деятельности.
1. Учебник. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). Москва, 2009.
2. Овчинникова Е.Н. К определению терминов «учебник» и «учебное пособие». Available at: http://human.snauka.ru/2012 /05/1189
3. Арутюнов А.Р, Трушина Л.Б. Современный учебник русского языка для иностранцев и внедрение его в учебный процесс. Учебники и словари в системе средств обучения русскому языку как иностранному. Москва, 1986: 13 - 20.
4. Щукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного. Москва: «Высшая школа», 2003.
5. Зуев Д.Д. Школьный учебник. Москва. Педагогика, 1983.
References
1. Uchebnik. Novyjslovar'metodicheskih terminov iponyatij (teoriya ipraktika obucheniya yazykam). Moskva, 2009.
2. Ovchinnikova E.N. K opredeleniyu terminov"uchebnik" i "uchebnoe posobie". Available at: http://human.snauka.ru/2012 /05/1189
3. Arutyunov A.R., Trushina L.B. Sovremennyj uchebnik russkogo yazyka dlya inostrancev i vnedrenie ego v uchebnyj process. Uchebniki i slovari vsisteme sredstv obucheniya russkomu yazyku kak inostrannomu. Moskva, 1986: 13 - 20.
4. Schukin A.N. Metodika prepodavaniya russkogo yazyka kak inostrannogo. Moskva: «Vysshaya shkola», 2003.
5. Zuev D.D. Shkol'nyj uchebnik. Moskva. Pedagogika, 1983.
Статья поступила в редакцию 10.05.17
УДК 378.147
Zagryadskaya N.A., Cand of Sciences (Philology), senior lecturer, Moscow State Regional University (Moscow, Russia),
E-mail: [email protected]
THE USE OF NEWSPAPER ARTICLES FOR DEVELOPING CRITICAL THINKING OF POSTGRADUATE STUDENTS. The
article deals with the problem of developing critical thinking while teaching English to master students of non-language departments, students of History in particular. Special attention is paid to the possibility of using newspaper and magazine articles as a source of material. The importance of acquiring cultural and professional competence is also touched upon. The author mentions specific features of teaching LSP to students of different levels and focuses on those of post-graduate education. The author stresses the significance of developing language skills for professional communication. The major emphasis is placed upon the social and cultural potential of newspaper texts as well as their potential in inspiring the students' motivation. The work describes their stylistic features and shares strategies of text studies. The succession of tasks set at the lesson is also dealt with. The paper mentions advantages of group work.
Key words: newspaper articles, newspaper style, postgraduate studies, critical thinking, cultural potential, non-language departments, motivation, competence, cross-cultural communication, LSP, professional communication, group work.
Н.А. Загрядская, канд. филол. наук, доц., Московский государственный областной университет, г. Москва,
E-mail: [email protected]
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГАЗЕТНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В МАГИСТРАТУРЕ
Статья посвящена формированию навыков критического мышления студентов в рамках изучения дисциплины «Деловой иностранный язык» в магистратуре неязыкового гуманитарного вуза. В центре внимания находятся студенты, обучающимися по программе «Историческое образование». Автор останавливается на особенностях преподавании иностранных языков в магистратуре неязыковых вузов. Особое внимание обращается на специфику подбора материала для студентов-историков. В качестве материала предлагается использовать аутентичные газетные и журнальные публикации на исторические и политические темы. В дальнейшем приводятся причины данного выбора материала. Автором предлагается ряд возможных заданий к текстам прессы, стимулирующих критическое мышление студентов. В качестве важного компонента рассматривается групповая работа. Особый акцент делается на дискуссии и деловую игру.
Ключевые слова: газетный текст, газетный стиль, магистратура, критическое мышление, неязыковые вузы, мотивация, социокультурная составляющая, компетенция, межкультурная коммуникация, иностранный язык для специальных целей, профессиональное общение, групповая работа.
Изменения, происходящие в современном мире, интеграция в международное сообщество в целом и в европейское образовательное пространство в частности, приводят к появлению новых подходов в методике преподавания иностранного языка, базирующихся на иных концептуальных положениях. В свою очередь все новые требования предъявляются к профессии педагога. Постоянно совершенствующиеся образовательные стандарты имеют в своей основе компетентностный подход и ставят задачи подготовить разностороннего специалиста, нацеленного на решение все более сложных профессиональных задач. Существующая двухуровневая система обучения в вузе также привносит свою специфику. Одним из ключевых умений признается владение иностранным языком. Профессиональная подготовка выпускника как уровня бакалавриата, так и уровня магистратуры, предполагает обучение профессионально-ориентированному иноязычному общению. То есть профессионал должен быть готов к «эффективной межкультурной иноязычной
профессиональной коммуникации в мультикультурных профессиональных сообществах, в том числе активно складывающихся в виртуальной среде, к конструктивному взаимодействию и сотрудничеству с представителями иных лингвокультур» [1, с. 48]. При этом уровень магистратуры предполагает совершенствование уже полученных знаний в области иностранного языка, а также навыков и умений, необходимых для эффективного делового общения на иностранном языке в устной и письменной формах. По мнению Н.Ю Шепелевой, в магистратуре неязыкового вуза целью курса английского языка выступает развитие и углубление профессионально ориентированной языковой компетенции» [2, с. 193] магистрантов, так как в настоящее время целью изучения иностранного языка магистрантами является достижение практического владения языком, позволяющего использовать его в научной работе. Практическое владение иностранным языком предполагает наличие умений: читать оригинальную литературу на иностранном языке в своей отрасли знаний; проводить анно-
тирование текста; делать сообщения и доклады на иностранном языке на профессиональные и научные темы и др. Среди предлагаемых компетенций присутствуют такие как: «готовность осуществлять профессиональную коммуникацию в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности»; «готовность взаимодействовать с участниками образовательного процесса и социальными партнёрами, руководить коллективом, толерантно воспринимая социальные, этноконфессиональные и культурные различия». Формирование именно этих компетенций ставится во главу угла преподавания дисциплины «Деловой иностранный язык» в магистратуре по ряду направлений.
В настоящее время внимание педагогического сообщества все чаще акцентируется на необходимости развития в процессе обучения иностранному языку критического мышления студентов. Владея способностью мыслить критически, обучающийся может самостоятельно работать с информацией любой сложности, осмысливать различный опыт, выстраивать конструктивные взаимоотношения с коллегами. В свою очередь, способность вести профессиональную коммуникацию как на родном, так и на иностранном языке предполагает умение анализировать ситуацию, проводить сопоставление, находить решение проблемы, то есть обладать критическим мышлением. Согласно определению, данному Е.А. Поповой, «критическое мышление - это активный процесс познания, приглашающий к взаимодействию и преподавателя, и студентов, позволяющий одновременно строить диалог и раскрывать аналитический потенциал участников» [3, с. 66]. В этой связи возникает вопрос вопрос о необходимости целенаправленного формирования у обучающихся стиля мышления, которому свойственны открытость, гибкость, аналитичность, толерантность к иным точкам зрения по самым разным, в том числе и ключевым жизненным вопросам.
Данная статья посвящена возможности формирования критического мышления студентов-магистрантов, обучающихся по программе «Историческое образование», в процессе преподавания дисциплины «Деловой иностранный язык».
Как учебная дисциплина «Иностранный язык» вообще и «Деловой иностранный язык» в частности, открывает большие возможности для развития умения мыслить критически. Это обусловлено межпредметностью и многофункциональностью данной дисциплины. Межпредметность позволяет привлекать для работы на занятиях материалы из разных областей знания. При этом, анализируя информацию, получаемую в процессе работы с иностранным языком, студент получает дополнительную мотивацию к более глубокому проникновению в свою профессиональную область.
Среди важнейших элементов критического мышления магистрантов следует упомянуть способность оценивать степень достоверности информации, открытость по отношению к нестандартным способам решения задач, готовность к конструктивному диалогу с преподавателем и другими обучающимися, умение отстаивать свою точку зрения. Исключительную значимость имеет нацеленность на самодиагностику уровня сформированности различных умений и навыков. Упомянутые качества важны и для собственно профессиональной деятельности будущих педагогов. При этом важно учитывать тот факт, что являясь педагогами, они также являются учителями-предметниками. Таким образом, программа «Историческое образование» предъявляет высокие требования и дает богатые возможности для формирования навыков критического мышления. История предлагает богатейший материал для анализа, размышлений, заключений. Исторические события далекого прошлого и их последствия, нашедшие отражение в сегодняшнем дне, часто становятся предметом оживленных дискуссий и споров на родном языке. Обсуждение собственно исторических проблем на иностранном языке вполне возможно уже на уровне бакалавриата, однако, именно обучения в магистратуре дает возможность перейти на качественно новый уровень, поднявшись до профессиональных и научных высот. Несмотря на кажущуюся сложность, такой вид работы вполне возможен, что может также значительно повысить мотивацию студентов к изучению иностранного языка.
В реальности значительная часть занятий по иностранному языку в вузе направлена том числе и на развитие критического мышления, то есть данное умение формируется параллельно с другими, однако, не внесено в компетенции и, следовательно, не может рассматриваться отдельно. «Все усилия преподавателей в вузе должны быть направлены на развитие личности студента, его мыслительной деятельности, творческой активности, на
воспитание интеллигентного, образованного человека, будущего профессионала своего дела» [3, с. 65].
Вместе с тем, практика показывает, что студенты не всегда готовы к тому, чтобы объективно оценивать получаемую информацию. Все еще сильна традиция неоспаривания авторитетов, ухода от прямых ответов на вопросы. Важным представляется понимание многоаспектности исследования проблем исторического развития общества, осознание своей позиции, рефлексивного к ней отношения. В конечном счете, формирование критического мышления требует изменения в самом подходе к образованию. «При толковании фактов и явлений важно перейти с однозначности на многозначность, с бесспорности на оспари-ваемость позиций, с «априорного принятия» точки зрения собеседника на критическое осмысление различных мнений. И как следствие, принять только ту идею, которая удовлетворяет критериям поиска.....Требуется, по сути, корректировка на уровне
ментальных образований студентов, их мировоззрения, ценностных ориентаций, что входит в структуру ценностно-смыслового компонента подготовки выпускников вузов, являющегося одним из наиболее сложных для принятия дидактических решений» [4, с. 66].
Проблемой для историков становится их включение в иноязычное профессиональное пространство, в пределах которого имеется множество расхождений на уровне профессиональных картин мира, связанных с различиями в характере мироустройства, геополитических факторов. В этом смысле историческая наука испытывает, возможно, больше сложностей, чем любая другая область знания. Студентам необходимо научиться осознавать данные расхождения, критически осмыслить причины и условия их возникновения. Кроме этого, одной из проблем является неумение адекватно выразить критическое суждение на иностранном языке. Существуют трудности, связанные с формулированием результатов критического мышления.
Несмотря на все сложности, формирование независимого мышления является исключительно важной задачей в реалиях современной жизни.
В связи с вышесказанным возникает вопрос о том, каким образом возможно осуществлять формирование критического мышления у магистрантов-историков в рамках курса «Деловой иностранный язык». Одним из способов является работа с га-зетно-публицистическими текстами. Газетная или журнальная статья может стать как источником важной и современной информации, так и текстом-образцом функционирования различных слоев лексики. Стиль публицистики и прессы неоднороден и включает различные подстили. В нашем случае наибольший интерес представляют газетные и журнальные публикации. Как пишет Л.Л. Нелюбин, «в подстиле газетных статей лексический уровень характеризуется смешением разговорных и книжных элементов, профессионализмов и терминов. Язык журнальных статей отличается индивидуальностью изложения и определяется целенаправленностью журнала» [5, с. 66]. Тематика англоязычных публикаций исключительно разнообразна и перекликается со многими общекультурными и профессионально-обусловленными темами, заявленными в рабочей программе. Это особенно актуально для направления «Историческое образование», так как публикации по проблемам внутренней и внешней политики вызывают большой интерес у обучающихся и повышают мотивацию к изучению иностранного языка. Политические события, происходящие внутри страны и за ее пределами, являются своего рода историей, проходящей перед глазами современников. Имея большой опыт анализа и обсуждения перепетий истории, обучающиеся охотно применяют знания, полученные в ходе изучения профильных дисциплин. Происходит поиск аналогов в прошлом, анализируются предпосылки возникновения тех или иных ситуаций, прогнозируются возможные последствия. Желание высказаться стимулирует речь на английском языке. В результате естественным образом возникает ситуация живого, в т.ч. и профессионального общения. При этом присутствуют возможности для построения как монологического высказывания, так и участия в диалоге и полилоге. Многие студенты проявляют интерес к ролевым играм, организации круглых столов, конференций и т.д., что напрямую соответствует таким разделам программы как «Историческая наука в России и за рубежом», «Воссоздание картины исторического прошлого», «Научная конференция», «Особенности общения в условиях международной научной конференции» и некоторые другие. Однако для того, чтобы коммуникация могла состояться, необходимо научить студентов работать с текстами англоязычной прессы,
ознакомиться со спецификой её языка, овладеть базовым лексическим составом и особенностями использования грамматических форм, то есть снабдить их необходимым инструментарием для осуществления этой коммуникации. В этой связи возникает вопрос о том, как организовать работу с газетной публикацией на занятии для обеспечения максимально высокого результата за небольшое количество часов, отводимое на иностранный язык, имея при этом другие обязательные материалы для изучения.
В процессе работы со студентами-магистрантами нами был разработан вариант заданий, позволяющих использовать тексты англоязычной прессы для формирования умений иноязычного профессионального общения. Для изучения берутся материалы из таких изданий, как «The New York Times», «The Washington Post», «The Guardian». Вначале первого занятия даётся краткий обзор особенностей языка прессы, упоминается наличие особых газетных штампов английского языка, обсуждаются возможные отклонения от нормы в употреблении грамматических форм и возникновение контекстуальных значений слов. Далее следует работа с текстом статьи и пошаговое выполнение заданий непосредственно на уроке. В дальнейшем часть заданий выносится на самостоятельную работу. Первым шагом становится работа с лексикой. Студентам предлагается найти толкование и перевод ряда важнейших слов и устойчивых сочетаний. Далее следует ознакомительное чтение выбранной статьи, после прочтения предлагается найти в тексте эквиваленты еще нескольких лексических единиц. С целью тренировки и закрепления лексики следует задание на составление микродиалогов на основе фактической информации, данной в статье. После этого осуществляется переход к обсуждению содержания статьи. Поскольку обучающимися являются магистранты направления «Историческое образование», выбираются, главным образом, статьи политической тематики или статьи, напрямую затрагивающие различные исторические события, археологические находки, рассказы о выставках артефактов, связанных с историей т. д. В этой связи студентам предлагается блок вопросов на уточнение фактов, содержащихся в статье, а затем осуществляется переход к анализу представленного материала и дискуссии. На этом этапе особен-
Библиографический список
но важной составляющей становится высказывание собственного мнения. С этой целью еще на первом занятии обучающимся предлагается набор фраз, позволяющих ввести свое мнение. Вместе с тем, особое внимание уделяется использованию в речи слов и выражений из самого текста статьи. В целях стимуляции дискуссии студентам предлагается ряд направляющих вопросов. В некоторых случаях вопросы составляют и задают сами студенты. В ходе дискуссии одной из задач преподавателя является активизация как фоновых, так и профессиональных знаний студентов, позволяющих перевести коммуникацию на занятии на качественно новый уровень.
Следующим этапом работы с англоязычной статьей становится составление аннотации. Этот вид работы является исключительно важным, поскольку подготавливает обучающихся к чтению и обсуждению научных статей по специальности.
На заключительном этапе студентам предлагается прочитать статью на русском языке по той же проблеме и обсудить ее содержание в группах из 3 - 4 человек. При этом каждой группе дается список лексических единиц, рекомендованных для использования в диалоге. Русскоязычная статья может быть выбрана как преподавателем, так и студентами с учетом их интересов и предпочтений. Наконец, после блока из трех занятий проводится деловая игра, в которой участвует вся группа. Тематика игры связана с прочитанными статьями, у студентов появляется возможность использования в речи знакомой лексики. Деловая игра может представлять собой конференцию, заседание парламента, какого-либо комитета и т. д. Главная цель деловой игры «состоит в формировании комплекса знаний и умений для выработки стратегии и тактики профессионального общения» [6, с. 245]. Работа с текстами прессы дает студентам возможность совершенствовать общекультурную и профессиональную компетенцию, а также формировать активную личностную и профессиональную позицию. В данной статье лишь намечаются возможные пути использования газетных и журнальных текстов при работе с магистрантами при обучении иностранному языку. Безусловно, проблема требует дальнейшей более глубокой разработки.
1. Яроцкая Л.В. Дисциплина «Иностранный язык» и профессиональное развитие личности. Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2015; 14 (725): 48 - 55.
2. Попова Е.А. Педагогические условия формирования критического мышления у студентов в курсе дисциплины «Иностранный язык». Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2014; 3 (689): 64 - 73.
3. Шепелева Н.Ю. Особенности преподавания иностранных языков в магистратуре гуманитарного вуза. Педагогика. Психология. Социальная работа. Социокинетика. 2015;4: 193 - 196.
4. Муратова О.А. Проблема обучения критическому мышлению студентов экономических вузов на занятиях по иностранному языку. Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2015; 4 (20): 65 - 70.
5. Нелюбин Л.Л. Лингвостилистика современного английского языка. Москва: Флинта, 2007.
6. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. Москва: Академия, 2015. References
1. Yarockaya L.V. Disciplina «Inostrannyj yazyk» i professional'noe razvitie lichnosti. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. 2015; 14 (725): 48 - 55.
2. Popova E.A. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya kriticheskogo myshleniya u studentov v kurse discipliny «Inostrannyj yazyk». Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. 2014; 3 (689): 64 - 73.
3. Shepeleva N.Yu. Osobennosti prepodavaniya inostrannyh yazykov v magistrature gumanitarnogo vuza. Pedagogika. Psihologiya. Social'naya rabota. Sociokinetika. 2015;4: 193 - 196.
4. Muratova O.A. Problema obucheniya kriticheskomu myshleniyu studentov 'ekonomicheskih vuzov na zanyatiyah po inostrannomu yazyku. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Filologiya. Teoriya yazyka. Yazykovoe obrazovanie. 2015; 4 (20): 65 - 70.
5. Nelyubin L.L. Lingvostilistika sovremennogo anglijskogo yazyka. Moskva: Flinta, 2007.
6. Gal'skova N.D., Gez N.I. Teoriya obucheniya inostrannym yazykam. Lingvodidaktika imetodika. Moskva: Akademiya, 2015.
Статья поступила в редакцию 10.05.17
УДК 377.5
Ignat'eva E.Yu., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Pedagogy Department, Institute of Continuous Pedagogical Education, Novgorod State University (Veliky Novgorod, Russia), E-mail: [email protected]
Mikushina T.I., postgraduate, Pedagogy Department, Institute of Continuous Pedagogical Education, Novgorod State University (Veliky Novgorod, Russia); teacher, Leningrad State Polytechnical University "Tosnensky Polytechnic College" (Tosno, Russia), E-mail: [email protected]
THE METHOD OF COMMUNICATIVE SITUATIONAL TASKS IN FORMING THE COMMUNICATION CULTURE OF FUTURE SECONDARY SERVICE SPECIALISTS. The article deals with the issues of formation of the communicative culture among future middle level specialists of the service profile. The features of the modern service sector and the requirements for training specialists for this industry are indicated. The authors show the significance of formation the communicative culture to increase the professional