УДК 374.1:[ 78:374.41](470+571) DOI: 10.32340/2514-772Х-2022-1-117-120
Е. В. Пономаренко
Алтайский государственный институт культуры, Барнаул, Россия [email protected], ORCГО: 0000-0002-3719-5169
Научный руководитель - А. В. Фатерина, доцент Алтайский государственный институт культуры, Барнаул, Россия
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОРМЫ КОНЦЕРТА-БЕСЕДЫ В МУЗЫКАЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Аннотация. В данной статье рассматриваются теоретические аспекты использования формы концерта-беседы в музыкально-просветительской деятельности. Обосновывается роль и значение классического музыкального наследия для слушателей. Затрагивается проблема трансляции музыкальных произведений. Раскрываются задачи, функции, тематическое содержание концертов-бесед. Особое внимании в статье отводится обобщению применения формы концерта-беседы в музыкально-просветительской деятельности знаменитых музыкантов, распространителей классического музыкального наследия музыки Д. Б. Кабалевского и Л. Бернстайна. Отдельно рассматривается форма телевизионного концерта-беседы.
Ключевые слова: классическое музыкальное наследие, диалог, концерт-беседа, концерт, музыкально-просветительская деятельность, музыкальная беседа, исторический концерт, Д. Б. Кабалевский, Л. Бернстайн, телевизионный концерт-беседа
В современных социокультурных условиях наблюдается чрезмерное влияние музыки массовых жанров на подрастающее поколение. В связи с этим возникает проблема, связанная с отторжением молодежи от высот музыкальной культуры, для усвоения которых необходимы определенные духовные усилия. Для формирования этих усилий необходима особая среда, способствующая пониманию шедевров музыкального искусства. Только тогда музыка сможет воздействовать на подсознание слушателя и выполнять свою познавательную и эстетическую функцию, развивать эмоциональную сферу и умственные способности. Приобщаясь к культурному музыкальному наследию, слушатели познают эталоны красоты, усваивают ценный культурный опыт поколений. Многократное восприятие произведений искусства постепенно ориентирует человека в выявлении важных для него мыслей, чувств, настроений, выраженных в художественных образах, в значимом для него содержании.
Никто не сомневается в значении классического музыкального наследия для формирования системы ценностей современного человека. Исследованиями вопросов воздействия музыки и её воспитывающего влияния на подрастающее поколение занимались многие отечественные учёные, музыканты-педагоги, такие как: Б. В. Асафьев, Н. Л. Гродзенская, Д. Б. Кабалевский, А. С. Макаренко, Н. И. Сац, В. Н. Холопова, В. Н. Шацкий и многие другие. Большой ценностный потенциал пред-
ставляет собой классическое музыкальное наследие. Творчество И. С. Баха, Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Р. Шумана, П. И. Чайковского и многих других западноевропейских и отечественных композиторов составляет собой «золотой фонд» культурного наследия.
В современном мире знакомство с музыкальными произведениями стало лёгким и доступным в дистанционном формате. Действительно, в Интернете можно послушать любого исполнителя, познакомиться со звучанием любого музыкального произведения, но будет ли подобное знакомство продуктивным. Скорее нет, чем да. Дистанционный формат удобен в плане доступности к произведениям любой эпохи, но он не может заменить человеческого общения. Потому что это отчуждённое сиюминутное восприятие, лишённое глубоких переживаний, а главное интеллектуальных обобщений, которые возможны только в формате диалога. Именно диалог позволяет слушателям выразить свои эмоции, чувства, позицию по отношению к звучащему музыкальному материалу. Восприятие произведений музыкального искусства требует диалоговой формы работы. Поэтому для решения обозначенной выше проблемы, целесообразно вспомнить о традиционных формах общения слушателей с шедеврами музыкальной культуры. Такой формой может стать концерт-беседа.
Понятие концерта знакомо широкому
кругу слушателей. В нём люди демонстрируют свои таланты, способности. Также он является обобщающей и заключительной формой музыкально-исполнительской и творческой деятельности учащихся в процессе музыкального обучения. Кроме этого концерт - публичное мероприятие, которое организуется с целью общения аудитории с профессиональными исполнителями и коллективами.
Концерты, по мнению Е. Н. Яковлевой отличаются по объёму (классический, мини-концерт, концертный марафон, циклическая форма концерта), по тематике (монотематические, политематические). Концерты могут планироваться в зависимости от того, для какой аудитории они предназначены (детской, молодёжной, среднего или пожилого возраста) и для какого социально-экономического уровня (благотворительные, публичные, общедоступные бесплатные). Они могут делиться по составу исполнителей: сольные, камерные, хоровые, вокально-инструментальные и т. д. [1]. Отечественный музыкант-педагог выделяет такие разновидности концертной формы, как: лекция-концерт, концерт-беседа, музыкально-литературный концерт, беседа с элементами театрализации, концерт с комментариями, просветительский концерт.
Концерт-беседа предполагает решение следующих задач:
• организация развивающего досуга;
• закрепление учебного материала;
• получение новых знаний о музыке;
• расширение музыкального кругозора.
• Также она способствует решению определенных функций:
• обучающей;
• обобщающей;
• контрольно-проверочной;
• систематизирующей.
Концерт-беседа является демократичной
формой музыкально-просветительской деятельности.
Под «просветительской деятельностью» понимается разновидность неформального образования, совокупность информационно-образовательных мероприятий по пропаганде и целенаправленному распространению научных знаний или иных социально значимых сведений, формирующих общую культуру человека, основы его мировоззрения и комплекс интеллектуальных способностей к компетентному действию [2, с. 1]. В известном смысле просветительская деятельность является социально и педагогически организованным гарантом сохранения, развития и освоения общественных ценностей. Сохраняя преемствен-
ность, просветительская деятельность аккумулирует в себе опыт и традиции культуры, просвещения, образования и досуга в России.
Основной задачей музыкально-просветительской деятельности является приобщение людей к музыкальному достоянию, популяризации музыкального искусства. Этот вид деятельности отличается от других тем, что происходит от добровольного желания участников и посетителей, связан с самообразование и самоактуализацией личности.
Содержание музыкально-
просветительской деятельности должно решать такие задачи, как воспитание эстетических чувств, развитие художественно-творческих способностей, формирование потребности общения с музыкой.
Известный педагог прошлого столетия Д. Б. Кабалевский очень активно использовал концерт-беседу в педагогической практике. В своей книге: «Как рассказывать детям о музыке?» он пишет: «При каких бы обстоятельствах мы ни беседовали с детьми о музыке, мы ни на секунду не должны забывать о главной своей задаче: заинтересовать слушателей музыкой, завлечь их, «заразить» своей любовью к музыке» [3, с. 35].
В базовой программе по предмету «Музыка», разработанной в 1970-е годы под руководством Д. Б. Кабалевского, большое внимание уделялось формированию активного восприятия музыки у учащихся. Активность воздействия музыкального искусства на подрастающее поколение предполагает остроту и глубину его восприятия, формирование и развитие самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Именно на это нацелено было методическое сопровождение программы, среди которого можно выделить такие методы, как метод размышления о музыке, метод беседы, метод сравнения и сопоставления и др. На основе высказываний Д. Б. Кабалевского, можно выделить принципы проведения концерта-беседы, беседы о музыке: уважительное отношение к аудитории, вера в слушателей, актуальность и значимость темы; направленность на размышление и обогащение внутреннего мира личности.
Концерт-беседа о музыке, как форма обучения, представляет собой диалог обучающихся и ведущего, развёртывающийся на основе анализа конкретных музыкальных примеров с целью поэтапного раскрытия сущности музыкального понятия. Главное требование такого концерта - тщательно продуманная система вопросов ведущего, которые в процессе беседы должны подвести обучающихся к усвоению
нового понятия или закономерности. Также она имеет воспитывающий характер, так как учащийся утверждает себя как личность. Создание и проведение концертов-бесед способствует социализации личности, культурному самоопределению, эстетическому развитию и в целом личностному росту подрастающего поколения.
Концерты-беседы Д. Б. Кабалевского представляют собой доступные по содержанию рассказы о музыке, которые являются подготовкой к восприятию музыкального произведения. В своих беседах он был против использования музыкальной терминологии, заменяя её художественными образами и сюжетами. Советский педагог советовал тщательно выбирать и отбирать факты, истории, имена при составлении бесед, чтобы не запутать, не усложнить, не увести от мира музыки этой информацией. В первую очередь общение должно происходить с музыкой, с её эмоциональным содержанием, а не голыми фактами и непонятными для учащихся терминами.
Для концертов-бесед характерно тематическое разнообразие. Они могут быть посвящены определённым музыкальным произведениям, музыкальным инструментам, композиторам и их творчеству, жанру музыки и т. д. Концерты-беседы могут планироваться в зависимости от возраста слушателей, уровня их музыкального развития, их интересов и предпочтений.
Если рассматривать концерты-беседы в историческом аспекте, то одним из ярких её примеров можно назвать исторические концерты. Исторические концерты - это циклы концертов, программы которых воссоздают картину исторического развития музыки [4, с. 282]. Исторические концерты проводили А. Г. Рубиншейн, С. Н. Василенко,
И. К. Архипова, Д. Ф. Ойстрах и многие другие музыканты.
В зарубежной педагогической практике концерты-беседы можно встретить у Леонарда Бернстайна (1918-1990) - американского композитора и дирижёра. В 1958-1969 годах он был главным дирижёром Нью-Йоркского филармонического оркестра. Через две недели после своего назначения на эту должность американский музыкант провел свой первый концерт-беседу из задуманного им цикла «Концерты для молодёжи». Всего за 14 лет Л. Бернстайном было проведено 53 концерта-беседы. По его мнению, настоящая задача музыки заключается в том, чтобы вызвать у человека бескрайний мир эмоций и чувств. Он отводит слушателя от широко распространён-
ного в массовых кругах представления о предметно-изобразительном содержании музыки, тем самым подводя слушателя к тонкой выразительности музыки, её непосредственного смысла.
Своей главной целью Л. Бернстайн считал приобщение современной молодёжи к классическому музыкальному наследию, расширение ее музыкального и эстетического кругозора. В начале 50-х годов XX века музыкант начинал свои выступления в качестве дирижёра пояснениями, в которых рассказывал о произведениях, входящих в программу. Данные пояснения стали пользоваться популярностью и в последующем они воплотились в такую самостоятельную форму музыкально-просветительской деятельности, как концерт-беседа. Их можно было увидеть в концертных залах, на телеэкране, услышать на радио. Из записей таких концертов-бесед, часто составляющих циклы, Л. Бернстайн создаёт и свои книги. Также в период 1954-1958 годов он стал активным участником телевизионной культурно-образовательной программы «Омнибус». С его участием было записано девять выпусков данной программы. Главное отличие «Омнибуса» и «Концертов для молодёжи» в том, что первый проект записывался в телевизионной студии, а второй проект в больших концертных залах с публикой и транслировались по всему миру. Л. Бернстайн понимал, что записанные и показанные по телевизору концерты-беседы уступают их реальной версии в концертном зале, поэтому он пытался сделать их наиболее захватывающими, интересными, уподобить формату телешоу. По его мнению, телевидение является важным рычагом в развитии музыкального воспитания и образования. И с этим нельзя не согласиться. В концертах-беседах он сначала разбирал музыкальное произведение: рассказывал сюжет, играл на инструменте или пел голосом отрывки из сочинения, и только после этого, произведение звучало целиком. Отличительными чертами бесед Л. Бернстайна можно назвать искромётный юмор, остроумные сравнения и непосредственный контактом с аудиторией [5, с. 8]. Американский музыкант играл и рассуждал не только о классической музыке, но и о музыке своих современников. В качестве солистов на концерты-беседы он приглашал молодых и талантливых музыкантов-исполнителей своего времени.
Отдельно хочется выделить такую форму музыкально-просветительской деятельности, как телевизионный концерт-беседа. Он имеет собственную специфику: определённая тема,
ведущий - очень часто известный музыкант, хронометраж. Многое в телевизионном концерте-беседе зависит от индивидуальности ведущего. Какие приёмы он выберет? На что в первую очередь обратит внимание слушателя? Как он преподнесёт информацию? Среди ярких представителей можно назвать Майкла Тимоса Томпсона («Концерты для молодёжи», музыкально-образовательный проект «Keeping score»), Даниэля Баренбойма («The Reith Lectures» - 4 лекции, 5 Minutes On канал на YouTube), Уинтона Морсалиса (проект «Мор-салис о музыке»), Веру Горностаеву («Беседы у рояля», «Открытый рояль» и др.), Натана Перельмана («В классе рояля») и др. [6].
В 90-е годы XX века такая форма музыкально-просветительской деятельности, как концерт-беседа перестала быть востребованной. Главенствующее место в жизни подрастающего поколения стало занимать телевидение, которое пропагандировало современную эстрадную отечественную и зарубежную музыку, не всегда отвечающую критериям высокого искусства. Популяризации же классической музыки, как раньше, не уделялось должного внимания. В настоящее время ситуация меняется. Идет возрождение старых форм общения, но уже с новых позиций, с использованием современных технологий.
Обращение к музыке как к носителю ценности, хранящему в себе идеалы красоты, добра, гармонии, играет важную роль в образовании и воспитании обучающихся. Музыка в контексте духовной культуры предстаёт как выражение художественного отношения к миру, как источник ценностных ориентаций, рождающихся в процессе её постижения. Такая форма, как концерт-беседа включает в себя не только слушание музыки, но и рассуждение о ней, она позволяет обучающимся глубже сосредоточиться, а в дальнейшем проявить максимальную активность в обсуждениях (выска-
зать свою точку зрения по поводу звучащего музыкального произведения, задать интересующие их вопросы).
Таким образом, концерты-беседы помогут подрастающему поколению и современной молодёжи ориентироваться в огромном потоке музыки, который сопровождает их ежедневно и суметь самим сделать выбор, увлечь, заинтересовать, вызвать интерес к музыкальному искусству. Концерты-беседы о музыке активизируют умственную деятельность обучающихся, развивают их умственные способности, а также играют очень важную роль в формировании и воспитании эстетической культуры и системы ценностей молодого поколения.
Список литературы
1. Яковлева Е. Н. Принципы классификации музыкально-просветительской деятельности // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2016. № 117. С. 1300-1313. URL : https://cyberleninka.ru/ arti-de/n/printsipy-klassifikatsii-muzykalno-prosvetitelskoy-deyatelnosti (10.05.2022).
2. О просветительской деятельности: Модельный закон. URL : http://docs.cntd.ru/ document/901865093 (05.05.2022)
3. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? Москва, 2005. 222 с.
4. Алексеев А. Д. История фортепианного искусства : учебник в 3 ч. Ч. 1-2. Москва, 1988. 415 с.
5. Бернстайн Л. Концерты для молодежи. Ленинград, 1991. 227 с.
6. Цветковская Т. А. Жанр концерта-беседы в истории телевидения // Наука телевидения. 2020. № 1. Т. 16. С. 164186. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/ zhanr-kontserta-besedy-v-istorii-televideniya (10.05.2022).