В таблице 2 представлен средний показатель толчка по длинному циклу контрольной группы, равный 32±2 повторения. Средний показатель толчка по длинному циклу экспериментальной группы равен 46±2 повторения.
Результат толчка по длинному циклу в таблице 2 показывает, что средний показатель экспериментальной группы больше среднего показателя контрольной группы на 30,4 %. Различия статистически достоверны (р<0,05).
Таблица 2 - Толчок гирь по длинному циклу 24+24 кг (пкг=5, пэг=5, M±m)
Толчок гирь по длинному циклу 24+24 кг Количество раз t=10
Контрольная группа 32±2
Экспериментальная группа 46±2
р-уа1ие p<0,05
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Использование в тренировочном процессе спортсменов гиревиков комплексного подхода позволяет расширить тренировочный потенциал, снизить психологическую напряжённость за счёт смены тренировочной нагрузки варьируя тренировки на силу и силовую выносливость. Улучшить общее эмоциональное состояние спортсменов за счёт ухода от монотонности тренировочного процесса, а также повысить уверенность в своих собственных силах на соревнованиях. Всё вышеперечисленное эффективно сказывается на конечном результате спортсменов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дворкин Л.С. Тяжелая атлетика: в 2-х томах. Том 2 / Л.С. Дворкин. - Москва : Юрайт, 2018. - 115 с.
2. Живодёров А.В. Мотивация в гиревом виде спорта на этапе начальной спортивной подготовки / А.В. Живодеров, В.А. Живодёров, Н.П. Воробьёва, И.Ю. Стригельская // Учёные записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2018. - № 12 (166). - С. 72-76.
3. Живодёров А.В Лёгкие гири как средство развития функциональной выносливости у спортсменов гиревиков / А.В. Живодеров, И.М. Евдокимов, В.А. Живодёров, И.Д. Павлов // Учёные записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2022. - № 8 (210). - С. 93-96.
REFERENCES
1. Dvorkin, L.S. (2017), Weightlifting in 2 volumes, Volume 2, Moscow.
2. Zhivoderov, A.V., Zhivodyorov, V.A., Vorobyova, N.P. and Strigelskaya, I.Y. (2018), "Motivation in kettlebell lifting at the stage of initial sports training", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 166, No 12. Pp. 72-76.
3. Zhivoderov, A.V., Evdokimov, I.M., Zhivoderov, V.A. and Pavlov, I.D. (2022), "Light kettle-bells as a means of developing functional endurance in kettlebell athletes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 210, No 8, pp. 93-96.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.09.2022
УДК 37.037:796.011.3
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОК ВОЛГОГРАДСКОГО СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Анна Валентиновна Жорова, магистрант, Дарья Илдаровна Дегтярева, кандидат педагогических наук, Елена Павловна Прописнова, кандидат педагогических наук, доцент,
Волгоградская государственная академия физической культуры, г. Волгоград
Аннотация
Введение. Проблема исследования заключается в недостатке научно обоснованных сведений о содержании и структуре профессионально-прикладной физической подготовки студенток-будущих учителей начальных классов, основанных на средствах современных фитнес-технологий, с учетом специфики педагогической направленности. Цель исследования: разработать и экспериментально обосновать методику профессионально-прикладной физической подготовки студенток социально-педагогического университета, обучающихся по направлению «начальное образование», основанную на средствах фитнеса. Организация и методы исследования. В эксперименте приняли участие студентки социально-педагогического университета, обучающиеся по специальности «начальное образование» в количестве 20 человек, которые были разделены на контрольную и экспериментальную группы (по 10 девушек в каждой). Результаты исследования. В работе представлены результаты исследования по определению влияния использования средств фитнеса в процессе профессионально-прикладной подготовке студенток - будущих учителей начальных классов для успешной трудовой деятельности.
Ключевые слова: профессионально-прикладная физическая подготовка, студентки, фит-нес-технологии, степ-аэробика.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.9.p136-139
USE OF FITNESS TECHNOLOGIES IN THE PROFESSIONAL AND APPLIED TRAINING OF FEMALE STUDENTS OF THE VOLGOGRAD SOCIAL AND PEDAGOGICAL UNIVERSITY
Anna Valentinovna Zhorova, the master student, Daria Ildarovna Degtyareva, the candidate of pedagogical science, Elena Pavlovna Propisnova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Volgograd State Physical Education Academy
Abstract
Introduction. The research problem lies in the lack of evidence-based information about the content and structure of professional-applied physical training of female students-future primary school teachers, based on the means of modern fitness technologies, taking into account the specifics of pedagogical orientation. The purpose of the study: to develop and experimentally substantiate the methodology of professional-applied physical training of female students of the socio-pedagogical university, studying in the direction of "primary education", based on fitness means. Organization and research methods. The experiment involved students of the socio-pedagogical university, studying in the specialty "primary education" in the amount of 20 people, who were divided into control and experimental groups (10 girls each). Research results. The paper presents the results of a study to determine the impact of the use of fitness facilities in the process of professional and applied training of female students-future primary school teachers for successful work.
Keywords: professionally applied physical training, female students, fitness technologies, step aerobics.
В современных условиях главной задачей образовательной деятельности является успешная подготовка специалистов различных профессий. Особенно данное утверждение относится к действующим и будущим педагогическим работникам, так как их трудовая деятельность охватывает большое разнообразие знаний, умений и навыков не только в умственном, но и в физическом плане [1, 2]. Так, на учителей начальных классов возлагается большое количество профессиональных обязанностей, а без оптимального уровня специальной физической подготовленности их выполнение затруднительно. В связи с чем мы посчитали целесообразным внедрение фитнес-технологий в урок физической культуры учащихся педагогического вуза. Средства фитнеса в современных реалиях - это возможность развития определенных физических качеств при использовании специально подобранных форматов.
В процессе поискового эксперимента были выявлены ведущие физические качества, необходимые учителям начальных классов для успешной профессиональной деятельности. Было проведено анкетирование среди учителей начальных классов, а затем
проанализированы полученные данные. Мы выявили, что для того, чтобы учителя меньше уставали в течение рабочего дня и им хватало сил на проверку тетрадей, заполнение электронных журналов, необходимо развивать общую выносливость, а для профилактики болей в спине и ногах - силу мышц кора и ног. Во избежание травмирования при выполнении специфических действий необходимо достичь оптимального уровня гибкости. Общая координация нужна для хорошей ориентации в пространстве и устойчивости на ногах в течение рабочего дня. Также важна ловкость для совмещения быстрого письма, работы с бумагами и компьютером, проверки тетрадей и постоянного надзора за маленькими детьми как на уроках, так и на переменах.
В ходе формирующего эксперимента была разработана и экспериментально обоснована методика профессионально-прикладной физической подготовки для будущих учителей начальных классов, основанная на следующих средствах фитнес-технологий: степ-аэробика, интервальная и силовая аэробика, а также стретчинг. Занятия по времени составляли 90 минут, проводились 1 раз в неделю в рамках элективных дисциплин ФКиС. Структура занятий была основана на двух форматах. Первый формат (первые полтора месяца) включал в себя средства степ- и силовой аэробики (рисунок 1). Это было связано с тем, что необходимо было «поставить» технику выполнения движений и подготовить к дальнейшему увеличению сложности и интенсивности занятий.
Рисунок 1 - Структура урока первого формата
Второй формат был основан на средствах интервальной тренировки (сочетание
высокоинтенсивной степ-тренировки с силовыми упражнениями) (рисунок 2).
Схема содержания занятия
- -- Подготовительная часть 1. Вводный раздел 2. Шаги степ-аэробики 3. Престрейч Основная часть 1. Связка на степ-платформе + 2 силовых упражнения. 2 блока подряд по данной схеме - - Заключительная часть 1. Стретчинг 2. Упражнения на баланс
Рисунок 2 - Структура урока второго формата
После проведения педагогического эксперимента подтвердилась эффективность данной методики: у испытуемых произошёл прирост всех исследуемых показателей, а, следовательно, профессионально важных для будущих учителей начальных классов физических качеств. Экспериментальная группа превзошла контрольную по всем показателям, но статистически значимые различия были определены по данным следующих тестов: Тест Купера - 12-тиминутный (м) (р<0,05); Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа (количество раз) (р<0,05); «Стульчик» (с) (р<0,05) (таблица). Уточним, что до начала педагогического эксперимента группы были однородны.
Таким образом, разработанная методика профессионально-прикладной физической подготовки с использованием фитнес-технологий позволила повысить уровень физических качеств, необходимых учителям начальных классов для осуществления успешной профессиональной деятельности.
Таблица - Результаты тестирования исследуемых показателей в группах после эксперимента (М±т), п=20_
Исследуемые показатели КГ ЭГ t p
Тест Купера - 12-тиминутный (м) 1815,03±119,45 2224,98±90,45 18,4% 2,74 <0,05
Бег 2000 м (с) 714,58±109,91 688,91±121,36 3,7% 0,16 >0,05
Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа (кол-во раз) 7,92±1,96 14,21±1,26 44,3% 2,70 <0,05
Поднимание туловища из положения лёжа на спине (количество раз за 1 мин) 29,21±3,78 34,77±3,95 16,0% 1,02 >0,05
«Стульчик» (с) 39,92±2,87 52,26±3,95 23,6% 2,53 <0,05
Наклон вперёд из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи - см) 8,67±2,52 11,96±1,14 27,5% 1,19 >0,05
Проба Ромберга III с правой ноги (с) 12,74±2,19 16,41±1,65 22,4% 1,34 >0,05
Проба Ромберга III с левой ноги (с) 16,14±2,49 22,06±1,84 26,8% 1,91 >0,05
Тест Яроцкого 25,61±2,16 29,98±1,82 15,0% 1,55 >0,05
Челночный бег 3x10 (с) 9,2±0,4 8,9±0,5 3,4% 0,47 >0,05
Примечание: n=10, критическое значение t-критерия Стьюдента = 2,101, при уровне значимости а=0,05.
ЛИТЕРАТУРА
1. Костенко О.М. Теоретико-методические основы профессионально-прикладной физической подготовки студентов педагогических специальностей / О.М. Костенко // Физическое воспитание студентов. - 2012. - №3. - С. 63-69.
2. Сабанцева Т.В. Содержание специальной физической подготовки студентов хореографических отделений высших учебных заведений / Т.В. Сабанцева // Омский научный вестник. -2013. - №3 (119). - С. 194-198.
REFERENCES
1. Kostenko, O.M. (2012), "Theoretical and methodological foundations of professional-applied physical training of students of pedagogical specialties", Physical education of students, No. 3, рр. 63-69.
2. Sabantseva, T.V. (2013), "The content of special physical training of students of choreographic departments of higher educational institutions", Omsk Scientific Bulletin, No. 3 (119), рp. 194-198.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 19.09.2022
УДК 796.42:378
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКОЙ
Светлана Юрьевна Завалишина, доктор биологических наук, профессор, Российский государственный социальный университет, г. Москва; Алексей Леонидович Волобуев, кандидат педагогических наук, доцент, Государственный университет по землеустройству, г. Москва; Елена Юрьевна Сысоева, старший преподаватель, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, г. Москва; Наида Джамалдиновна Таги-рова, преподаватель, Астраханский государственный медицинский университет
Аннотация
Стимулировать общее физическое развитие возможно с помощью регулярных физических нагрузок, в том числе по легкой атлетике. Регулярные занятия легкой атлетикой повышают двигательные возможности и развивают опорно-двигательный аппарат. Цель исследования - оценить воздействие легкоатлетических тренировок в юношеском возрасте на уровень физического развития. Методика и организация исследования. Наблюдалось 32 юношей без признаков каких-либо заболеваний. Из их числа 15 человек образовали группу исследования и приступили к легкоатлетическим тренировкам в дополнение к университетским физкультурным занятиям. Контрольная группа, включавшая 17 юношей, которые сохранили свой низкий уровень физической активности. Физические возможности обследованных оценивали в ходе выполнения традиционных тестов. Цифровые