Научная статья на тему 'ИЗМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОК ПЕРВОГО КУРСА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ЗАНЯТИЙ В РАМКАХ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ"'

ИЗМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОК ПЕРВОГО КУРСА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ЗАНЯТИЙ В РАМКАХ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
24
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / АТЛЕТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА / ВОЛЕЙБОЛ / ФИТНЕС-АЭРОБИКА / СТУДЕНТКИ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Постников Николай Константинович, Александрова Ольга Анатольевна, Беличева Татьяна Васильевна, Беспятых Олег Юрьевич

Цель исследования - изучение показателей развития гибкости, силы, силовой выносливости и скоростно-силовых качеств на учебных занятиях по дисциплине «Физическая культура и спорт» у студенток первого курса. Материалы и методы. Исследование было проведено среди студенток первого курса института социальных и гуманитарных наук Вятского государственного университета (г. Киров) в 2021-2022 учебном году в рамках занятий по дисциплине «Физическая культура и спорт». В педагогическом эксперименте приняли участие 177 студенток. Учебные занятия в первом полугодии проводились согласно рабочей программе по дисциплине 1 раз в неделю. Во втором полугодии студентки были поделены на группы для занятий волейболом, атлетической гимнастикой, общей физической подготовкой или фитнес-аэробикой. Для определения уровня развития физических качеств студенток первого курса нами были использованы нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». Полученные результаты педагогического исследования подверглись математико-статистической обработке методом, основанным на определении t-критерия Стьюдента. Результаты. В конце исследования у всех студенток произошли изменения значений физических качеств в зависимости от вида двигательной активности. Так, занятия атлетической гимнастикой способствовали достоверному увеличению значения силы по сравнению с данными, полученными в начале педагогического эксперимента. Вывод. В ходе проведенного исследования выявлены изменения значений физических качеств студенток первого курса на различных формах занятий в рамках учебной дисциплины «Физическая культура и спорт». Полученные результаты могут быть использованы преподавателями высших учебных заведений для подготовки студентов к физическим нагрузкам разного характера и становлению их как будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Постников Николай Константинович, Александрова Ольга Анатольевна, Беличева Татьяна Васильевна, Беспятых Олег Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHANGING THE PHYSICAL QUALITIES OF FIRST-YEAR STUDENTS USING VARIOUS FORMS OF CLASSES WITHIN THE DISCIPLINE "PHYSICAL CULTURE AND SPORTS"

The purpose of the study is to study the indicators of the development of flexibility, strength, strength endurance and speed-strength qualities in the training sessions on the discipline "Physical culture and sports" among the first-year students. Materials and methods. The study was conducted among the first-year students of the Institute of Social Sciences and Humanities of Vyatka State University (Kirov) in the 2021-2022 academic year as part of classes in the discipline "Physical Culture and Sports". 177 female students took part in the pedagogical experiment. Training sessions in the first half of the year were conducted according to the work program for the discipline 1 time a week. In the second half of the year, the students were divided into groups for volleyball, athletic gymnastics, general physical training or fitness aerobics. To determine the level of development of physical qualities of first-year students, we used the standards of tests (tests) All-Russian physical culture and sports complex "Ready for work and defense". The obtained results of the pedagogical research were subjected to mathematical and statistical processing by a method based on the determination of the Student's t-criterion. Results. At the end of the study, all students had changes in the values of physical qualities depending on the type of motor activity. Thus, athletic gymnastics classes contributed to a significant increase in the strength value compared to the data obtained at the beginning of the pedagogical experiment. Conclusion. The study revealed changes in the values of the physical qualities of first-year students in various forms of classes within the framework of the discipline "Physical Culture and Sports". The obtained results can be used by teachers of higher educational institutions to prepare students for physical exertion of various kinds and to become them as future specialists.

Текст научной работы на тему «ИЗМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОК ПЕРВОГО КУРСА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ЗАНЯТИЙ В РАМКАХ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ"»

5. A new method to quantify harmony of the horse-rider system in dressage / C. Peham, T. Licka, M. Kapaun, M. Scheidl // Sports Engineering. - 2001. - Vol. 4, No 2. - P. 95-101.

REFERENCES

1. Balakleyets, V.V. (2019), "Riding as a means of rehabilitation", Alley of Science, Vol. 28, No. 1, pp. 262-265.

2. Golovina, T.N., Samorukov, V.I. and Krylova A.YU., (2020), "An integrated model of equestrian education for children and adults", Collection of scientific papers on the materials of the international scientific-practical conference of St. Petersburg State Agrarian University, St. Petersburg, pp. 154-156.

3. Korosteleva, Ye.N. (2021), "Aspects of general physical training of an athlete with od disorders in equestrian sports", Equestrian industry and modern society: prospects, trends, regulation: Proceedings of the National Scientific-Practical Conference (Forum), St. Petersburg - Pushkin: St. Petersburg State Agrarian University, pp. 15-19.

4. Slepchenko, Yu.A. (2019), "Methods of habilitation and rehabilitation with the help of a horse in the system of adaptive physical culture", Adaptive physical culture, Vol 77, No.1, pp. 3-7.

5. Peham, C., Licka, T., Kapaun, M., Scheidl, M. (2001), :A new method to quantify harmony of the horse-rider system in dressage:, Sports Engineering, Vol. 4, No 2, pp. 95-101.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 20.12.2022

УДК 796.012.1

ИЗМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОК ПЕРВОГО КУРСА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ЗАНЯТИЙ В РАМКАХ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ»

Николай Константинович Постников, инженер-исследователь, Ольга Анатольевна Александрова, младший научный сотрудник, Татьяна Васильевна Беличева, кандидат биологических наук, заведующий кафедрой, Олег Юрьевич Беспятых, доктор биологических наук, заведующий кафедрой, Вятский государственный университет, Киров

Аннотация

Цель исследования - изучение показателей развития гибкости, силы, силовой выносливости и скоростно-силовых качеств на учебных занятиях по дисциплине «Физическая культура и спорт» у студенток первого курса. Материалы и методы. Исследование было проведено среди студенток первого курса института социальных и гуманитарных наук Вятского государственного университета (г. Киров) в 2021-2022 учебном году в рамках занятий по дисциплине «Физическая культура и спорт». В педагогическом эксперименте приняли участие 177 студенток. Учебные занятия в первом полугодии проводились согласно рабочей программе по дисциплине 1 раз в неделю. Во втором полугодии студентки были поделены на группы для занятий волейболом, атлетической гимнастикой, общей физической подготовкой или фитнес-аэробикой. Для определения уровня развития физических качеств студенток первого курса нами были использованы нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». Полученные результаты педагогического исследования подверглись математико-статистической обработке методом, основанным на определении t-критерия Стьюдента. Результаты. В конце исследования у всех студенток произошли изменения значений физических качеств в зависимости от вида двигательной активности. Так, занятия атлетической гимнастикой способствовали достоверному увеличению значения силы по сравнению с данными, полученными в начале педагогического эксперимента. Вывод. В ходе проведенного исследования выявлены изменения значений физических качеств студенток первого курса на различных формах занятий в рамках учебной дисциплины «Физическая культура и спорт». Полученные результаты могут быть использованы преподавателями высших учебных заведений для подготовки студентов к физическим нагрузкам разного характера и становлению их как будущих специалистов.

Ключевые слова: физическая культура и спорт, общая физическая подготовка, атлетическая гимнастика, волейбол, фитнес-аэробика, студентки, физические качества.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12.p434-439

CHANGING THE PHYSICAL QUALITIES OF FIRST-YEAR STUDENTS USING VARIOUS FORMS OF CLASSES WITHIN THE DISCIPLINE "PHYSICAL CULTURE AND SPORTS"

Nikolay Konstantinovich Postnikov, the research engineer, Olga Anatolyevna Alexandrova,

the junior research associate, Tatiana Vasilyevna Belicheva, the candidate of biological sciences, department chair, Oleg Yuryevich Bespyatykh, the doctor of biological sciences, department chair, Vyatka State University, Kirov

Abstract

The purpose of the study is to study the indicators of the development of flexibility, strength, strength endurance and speed-strength qualities in the training sessions on the discipline "Physical culture and sports" among the first-year students. Materials and methods. The study was conducted among the first-year students of the Institute of Social Sciences and Humanities of Vyatka State University (Kirov) in the 2021-2022 academic year as part of classes in the discipline "Physical Culture and Sports". 177 female students took part in the pedagogical experiment. Training sessions in the first half of the year were conducted according to the work program for the discipline 1 time a week. In the second half of the year, the students were divided into groups for volleyball, athletic gymnastics, general physical training or fitness aerobics. To determine the level of development of physical qualities of first-year students, we used the standards of tests (tests) All-Russian physical culture and sports complex "Ready for work and defense". The obtained results of the pedagogical research were subjected to mathematical and statistical processing by a method based on the determination of the Student's t-criterion. Results. At the end of the study, all students had changes in the values of physical qualities depending on the type of motor activity. Thus, athletic gymnastics classes contributed to a significant increase in the strength value compared to the data obtained at the beginning of the pedagogical experiment. Conclusion. The study revealed changes in the values of the physical qualities of first-year students in various forms of classes within the framework of the discipline "Physical Culture and Sports". The obtained results can be used by teachers of higher educational institutions to prepare students for physical exertion of various kinds and to become them as future specialists.

Keywords: physical culture and sports, general physical training, athletic gymnastics, volleyball, fitness aerobics, female students, physical qualities.

ВВЕДЕНИЕ

Одной их основных целей физического воспитания в вузах является формирование физической культуры будущего профессионала, а также развитие и поддержание на определенном уровне двигательных качеств студентов [1]. Многие исследования по организации физического воспитания в вузах указывают также на потребность поиска современных технологий, которые будут мотивировать студентов иметь высокий уровень здоровья.

В научных исследованиях последнего десятилетия четко прослеживается проблема приобщения студентов к здоровому образу жизни, формирования положительного ценностного отношения к физической культуре, привлечения студентов к активным занятиям на соответствующих дисциплинах в высших учебных заведениях [2, 3]. Образовательные программы по физической культуре для студентов направлены не просто на усвоение двигательных навыков, но и на формирование возможности применять различные элементы движения и решать как простые, так и сложные двигательные задачи.

Американские специалисты определяют двигательную активность как приоритетное направление развития человека и возможность для социальной адаптации. По их мнению, физическое воспитание позволяет студентам принять ответственность за свое здоровье, поддерживать и улучшать его, в том числе и за счет занятий физическими упражнениями. В большинстве вузов рекомендуется создавать и поддерживать условия обучения, которые будут способствовать стремлению студентов заниматься физической

культурой, а также возрастанию популярности этих занятий.

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования предусматривает приобретение студентами компетенций самостоятельного и грамотного использования средств физического развития и саморазвития, повышая уровень своей готовности к физическим нагрузкам разного характера.

По мнению Е.А. Стоговой, эти компетенции позволят молодому человеку успешно самореализоваться в социальной и профессиональной деятельности [5]. У студентов нефизкультурных вузов имеется возможность выбора различных видов двигательной деятельности, которые они могут изучать в рамках дисциплин цикла «Физическая культура и спорт» и регулярно заниматься по самостоятельно выбранной программе.

Из-за различия элективных форм занятий студенты развивают разные физические качества, которые они считают необходимыми. От вида двигательной деятельности зависит, какие качества будут развиваться более выраженно. С этой целью мы провели исследование.

Цель исследования - изучение показателей развития гибкости, силы, силовой выносливости и скоростно-силовых качеств на учебных занятиях по дисциплине «Физическая культура и спорт» у студенток первого курса института гуманитарных и социальных наук Вятского государственного университета.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Педагогические исследования были проведены на базе института гуманитарных и социальных наук Вятского государственного университета (г. Киров). В исследовании приняли участие 177 студенток первого курса основной и подготовительной медицинских групп 2021-2022 учебного года.

В первом полугодии занятия для всех студенток проводились согласно рабочей программе по дисциплине «Физическая культура и спорт» 1 раз в неделю. Физическая нагрузка определялась требованиями федерального государственного образовательного стандарта к уровню подготовленности студенток первого курса. Во втором полугодии студентки были поделены на группы в соответствии предложенным направлениям: 25 студенток (16,7%) выбрали занятия атлетической гимнастикой, 42 студентки (28,0%) стали заниматься волейболом, 54 девушки (36,0%) посещали занятия по общей физической подготовке, оставшиеся 56 студенток (37,3%) занимались фитнес-аэробикой.

Для определения уровня развития физических качеств студенток первого курса нами были использованы нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» [4]. Уровень развития силовой выносливости и силы у студенток был определён с помощью тестирований динамического характера - поднимание туловища из положения лёжа на спине за 1 минуту и подтягивание из виса лёжа на низкой перекладине (максимальное количество раз) соответственно. Уровень развития гибкости определяли с помощью наклона вперёд из положения стоя на гимнастической скамье. Для определения уровня развития скоростно-силовых способностей нами был использован тест - прыжок в длину с места толчком двумя ногами. Полученные результаты педагогического исследования подверглись математико-статистической обработке методом, основанным на определении t-критерия Стьюдента.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты оценки физической подготовленности студенток 1 курса института гуманитарных и социальных наук ВятГУ от начала к концу педагогического эксперимента представлены на рисунках 1-4.

Изменение значения силовой выносливости от начала к концу педагогического эксперимента увеличились у студенток, занимающихся волейболом, по сравнению с исходными данными на 1,4% и составили 36,76±1,34 раз (р<0,05) (рисунок 1). В остальных группах результаты выполнения теста изменились, но не имели положительной динамики.

105 100 95 90 85 80 75

Рисунок 1 - Изменение значения силовой выносливости студенток от начала к концу педагогического эксперимента, %

На рисунке 2 представлено изменение значения силы студенток от начала к концу педагогического эксперимента. Показатели студенток, занимающихся атлетической гимнастикой, увеличились по сравнению с исходными данными (8,57±0,32) и составили 27,71±5,21 (р<0,05). У остальных студенток изменения данных показателей были незначительны, так увеличение значений силы на 14,0% были отмечены у студенток, занимающихся волейболом и менее 1% - у девушек, которые посещали занятия по общей физической подготовке.

350 300 250 200 150 100 50 0

Рисунок 2 - Изменение значения силы студенток от начала к концу педагогического эксперимента, %

Изменение значения гибкости студенток от начала к концу педагогического эксперимента представлено на рисунке 3. Данный показатель увеличился у всех студенток первого курса, но более значимые изменения произошли у занимающихся фитнес-аэробикой, показатель увеличился на 26,0% и составил 16,58±0,69 см (р<0,05).

Атлетическая Волейбол

гимнастика IВ начале педагогического эксперимента

ОФП Фитнес-аэробика

В конце педагогического эксперимента

323,34

Атлетическая Волейбол ОФП Фитнес-аэробика

гимнастика

■ В начале педагогического эксперимента ■ В конце педагогического эксперимента

Атлетическая Волейбол ОФП Фитнес-аэробика

гимнастика

■ В начале педагогического эксперимента ■ В конце педагогического эксперимента

Рисунок 3 - Изменение значения гибкости студенток от начала к концу педагогического эксперимента, %

На рисунке 4 отражены изменения значений скоростно-силовых показателей студенток от начала к концу педагогического эксперимента. Занятия атлетической гимнастикой и волейболом оказали значительное влияние на развитие данного показателя, значения изменились на 1,67% и 1,44% соответственно. Скоростно-силовые показатели студенток, занимающихся общей физической подготовкой и фитнес-аэробикой стали меньше исходных значений.

Атлетическая Волейбол ОФП Фитнес-аэробика

гимнастика

■ В начале педагогического эксперимента ■ В конце педагогического эксперимента

Рисунок 4 - Изменение значения скоростно-силовых показателей студенток от начала к концу педагогического

эксперимента, %

ВЫВОДЫ

В результате педагогического исследования изменений значения физических качеств студенток первого курса с использованием различных форм занятий в рамках учебной дисциплины «Физическая культура и спорт», были получены следующие результаты:

- значения физических показателей студенток первого курса в начале педагогического эксперимента не имели достоверных отличий;

- динамика развития физических качеств изменилась во втором полугодии после деления на группы с учетом выбранного вида двигательной деятельности;

- проведённый педагогический эксперимент показал, что в зависимости от выбранного вида занятий в рамках дисциплины «Физическая культура и спорт» развитие физических качеств происходило разнонаправленно. Так занятия волейболом способствовали развитию силовой выносливости, силы, гибкости и скоростно-силовых показателей. Существенные изменения значения силы мы наблюдали у студенток, занимавшихся атлетической гимнастикой. Положительные изменения значения гибкости к концу педагогического эксперимента произошли у всех студенток первого курса.

Полученные результаты могут быть использованы преподавателями высших учебных заведений для подготовки студентов к физическим нагрузкам разного характера и становлению их как будущих специалистов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Развитие силовой выносливости у студенток 2-го курса на занятиях по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре и спорту» в высшем учебном заведении / А.А. Гуля-ков, А.С. Никитин, С.В. Матвеев, Н.А. Колочанова // Человек. Спорт. Медицина. - 2022. -Т. 22, № S1. -С. 46-50.

2. Зиновьев Н.А. Валеолого-педагогическое сопровождение занятий физической культурой как средство формирования здорового образа жизни у студентов технических вузов / Н. А. Зиновьев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 5 (99). - С. 58-62.

3. Карасева Е.Н. Двигательная активность как фактор эффективности здорового образа жизни студентов / Е.Н. Карасева, Е.Н. Чернышева // Пути совершенствования физической подготовки студенческой молодежи в современных условиях : материалы III Всероссийской научно-практической конференции. - Чебоксары, 2009. - С. 120-124.

4. Об утверждении государственных требований к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО : приказ Министерства спорта РФ, от 08 июля 2014г. № 575. // ГАРАНТ.РУ : [сайт]. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70609946/ (дата обращения: 01.10.2022).

5. Стогова Е.А. О проблемах преподавания физической культуры для студентов технических и творческих специальностей / Е.А. Стогова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 2 (108). - С. 155-159.

REFERENCES

1. Gulyakov, A.A. Nikitin, A.S., Matveev, S.V. and, Kolochanova N.A. (20022), "The development of strength endurance in 2nd-year students in the classroom on the discipline "Elective courses in physical culture and sports" at a higher educational institution", Human. Sport. Medicine, Vol. 22, No. S1. pp. 46-50.

2. Zinoviev, N.A. (2013), "Valeological and pedagogical support of physical culture classes as a means of forming a healthy lifestyle among students of technical universities", Uchenye zapiski universi-teta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (99), pp. 58-62.

3. Karaseva, E.N. and Chernysheva E.N. (2009), "Motor activity as a factor of the effectiveness of a healthy lifestyle of students", Ways of improving the physical training of students in modern conditions: materials of the III All-Russian Scientific and Practical Conference, Cheboksary, pp. 120-124.

4. Ministry of Sports of the Russian Federation (2014), "On approval of state requirements for the level of physical fitness of the population in compliance with the standards of the All-Russian Sports Complex "Ready for Labor and Defense" (TRP), Order of the dated July 08, 2014 No. 575, available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70609946/ (date of accessed: 01.10.2022).

5. Stogova, E.A. (2014), "On the problems of teaching physical culture for students of technical and creative specialties", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (108), pp. 155-159.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 19.12.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.