Научная статья на тему 'Использование элементов неформального образования в деятельности учреждения дополнительного образования детей'

Использование элементов неформального образования в деятельности учреждения дополнительного образования детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
264
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новосёлова Ольга Александровна

В статье анализируются методы неформального образования в деятельности учреждения дополнительного образования детей; характеристики, основные принципы и методы неформального образования, модель Дэвида Колба, цикл Дэвида Колба, преимущества неформального образования, интеграция формального и неформального образования в деятельности образовательного учреждения. Проектная деятельность, которая реализуется силами детей, как метод неформального образования в учреждении дополнительного образования детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование элементов неформального образования в деятельности учреждения дополнительного образования детей»

3. Сайидова С.Ё. Чтение и познавательная деятельность // Достижения науки и образования, 2017. № 4 (17). С. 85-86.

4. Юсупова Ш.Б. Поэтапное становление навыка понимания незнакомых производных слов при чтении // Достижения науки и образования, 2017. № 4 (17). С. 58-59.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ Новосёлова О.А.

Новосёлова Ольга Александровна - педагог дополнительного образования, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольного образования «Творчество» г. о. Самара, г. Самара

Аннотация: в статье анализируются методы неформального образования в деятельности учреждения дополнительного образования детей; характеристики, основные принципы и методы неформального образования, модель Дэвида Колба, цикл Дэвида Колба, преимущества неформального образования, интеграция формального и неформального образования в деятельности образовательного учреждения. Проектная деятельность, которая реализуется силами детей, как метод неформального образования в учреждении дополнительного образования детей. Ключевые слова: образование, неформальное образование.

УДК 374; 377.4

Современное дополнительное образование представлено двумя блоками: образовательным и культурно-досуговым. Дополнительное образование детей является сегодня важной и значимой частью непрерывного педагогического процесса. В последние годы развернулась серьезная научно-методическая работа, благодаря которой дополнительное образование получило теоретическое обоснование, были выработаны методико-дидактические основания, ставшие основой для воспитательно-образовательной системности и устремленности к научному развитию. Теоретические основы дополнительного образования раскрываются в трудах В.В. Беловой, В.А. Березиной, Л.И. Боровикова, А.К. Бруднова, Г.П. Будановой, В.П. Голованова, Е.Б. Евладовой, М.Б. Коваль, О.Е. Лебедева, Л.Г. Логиновой, Н.Н. Михайловой, В.И. Панова, И.И. Фришман и других.

Образовательные учреждения, реализующие дополнительные образовательные программы, представлены следующими типами: учреждения дополнительного образования детей, учреждения дополнительного образования взрослых, учреждения дополнительного образования смешанного типа.

Учреждение дополнительного образования детей — тип образовательного учреждения в Российской Федерации, основная цель которого — развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства [1].

Интерес к неформальному образованию связан с рядом изменений, происходящих в мире.

В условиях неформального образования предполагается развитие не только профессиональных компетенций обучающихся. Одно из центральных мест занимает активная гражданская позиция и социальное включение индивидов. Поэтому формирование компетенций, необходимых для коммуникации и сотрудничества, столь же приоритетно, как и развитие профессиональных навыков. В этой связи

Т.В. Мухлаева обращает внимание на критерии признания неформального образования. С одной стороны, отмечает исследователь, учитываются «приобретенные в рамках образования ключевые компетенции; эта форма признания в основном относится к профессиональной компетенции, выливающейся в квалификацию». Не в меньшей степени значимо «социальное признание (одна из форм валидации неформального обучения), направленное на определение статуса и самооценку индивидов, принимающих активное участие в добровольной деятельности» [2].

Говоря о теоретических основах неформального образования, стоит сказать о двух основных:

1. холистический принцип

он предполагает:

- соотношение в процессе обучения между физическим (телом), рациональным (что мы думаем) и эмоциональным (что мы чувствуем);

- соотношением фокусов на себе, теме и рабочей группе;

- балансом между тем, что вкладывает педагог или тренер и тем, что вкладывают участники;

- уделяет особое значение ценностной основе (ценности, отношения, установки).

2. «обучение действием» или «обучение на основании опыта».

Один из примеров этого принципа описан в схеме цикла Дэвида Колба. Модель Колба — теория специалиста по психологии обучения взрослых Дэвида Колба, посвященная поэтапному формированию умственных действий [3].

Суть этого цикла заключается в том, что неформальное образование создает возможности для получения участниками опыта, который они не в состоянии получить иначе, его осмысления и обобщения до уровня выводов, которые можно применять в дальнейшей жизни.

Колб утверждает, что в идеальной ситуации этот процесс представляет собой цикл обучения или спираль, в рамках которой обучающийся «знакомится со всеми основами». Поэтому общая структура такого обучения состоит из нескольких фаз:

1. Получение опыта, переживания;

2. Осмысление: обмен реакциями и замечаниями о происшедшем, рефлексия, глубокий анализ того, что произошло;

3. Обобщение: выстраивание связи между тем, чему обучились только что, и реальностью;

4. Размышления: как новые знания могут быть применены в контексте своего окружения, своей жизни, свою повседневную практики, поведения.

Согласно циклу, участникам обучения необходимо не только провести упражнение, но и подумать над тем, что с ними произошло, проанализировать свой опыт, обобщить сделать выводы и определиться с тем, как они будут себя вести дальше.

В целом весь этот цикл направлен на то, чтобы у участника обучения в безопасной среде сформировался опыт, который поможет ему в социализации и становлении личности. Успешность модели Колба основана на том, что она удобна, подходит практически для любого человека. Также модель Колба основывается на имеющемся у человека опыте, а значит, обучение будет максимально результативным.

Под неформальным образованием в статье принимается любой вид организованной и систематической деятельности, которая не может не совпадать с деятельностью школ, колледжей, университетов и других учреждений, входящих в формальные системы образования.

Неформальное образование основывается на ряде принципов, наиболее важные из которых: «учиться в действии» (learning by doing), «учиться взаимодействовать» и «учиться учиться». «Учиться в действии» означает получать различные умения и навыки во время практической деятельности. «Учиться взаимодействовать»

предполагает получение и развитие представлений о различиях, которые существуют между людьми, умение работать в группе и в команде, а также принимать окружающих такими, какие они есть, и сотрудничать с ними. «Учиться учиться» значит получать навыки поиска информации и ее обработки, навыки анализа собственного опыта и выявления индивидуальных образовательных целей.

Сегодня одна из главных задач образования - это подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни. Формальное образование не всегда учит способу существования в таких условиях и редко формирует компетенции и личностные качества, необходимые современному гражданину. А неформальное образование, в свою очередь, - доступное средство для решения поставленной задачи.

В Статье 29 Конвенции о правах ребенка 1989 года указано:

«1. Государства - участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на:

a) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;

b) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединенных Наций;

c) воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;

d) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;

e) воспитание уважения к окружающей природе» [4].

Обучение с использованием методов неформального образования - позволит соответствовать всем вышеперечисленным пунктам. Образовательный процесс основывается на активном участии детей, за счет которого они получают знания о материале и начинают понимать проблемы материала, приобретают навыки и способности, необходимые для интерпретации и использовании полученных знаний.

Одно из несомненных преимуществ неформального образования состоит в том, что для интеграции формального и неформального образования в условиях единой информационно-образовательной среды нет необходимости в обновлении материально-технической базы и создании дополнительных условий и факторов для успешной реализации учебного процесса. Поэтому для использования интегрированной модели формально-неформального образования в любом учебном заведении необходимо лишь иметь представление о понятии неформального образования и следовать простейшим его принципам, таким как:

1. распланированный учебный процесс;

2. личностное, социальное и политическое образование;

3. служит для расширения спектра навыков и знаний;

4. находится вне формальной учебной программы, но при этом дополняющее ее;

5. подразумевает добровольное участие;

6. подразумевает проведение программ обученными лидерами, работа по принципу равный равному;

7. использующие холистический подход в обучении;

8. использует подход обучения через опыт;

9. отсутствует внешняя оценка.

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что не обязательно создавать дополнительные факторы для реализации неформального образования в учреждении дополнительного образования детей.

Проектная деятельность - это особый вид деятельности. В рамках проектов ведется образовательная и воспитательная работа, так как проектная деятельность

57

позволяет совмещать в себе самые непредсказуемые виды учебной деятельности. Ни одна образовательная программа не может себе позволить таких сочетаний и изменений, какие возможно допустить в реализации проектов. Именно поэтому проектная деятельность может являться средством интеграции формального и неформального образования в образовательном учреждении.

Еще одним важным аспектом проектной деятельности является ее современность, любой проект направлен на улучшение той ситуации, проблемы, социальной несправедливости или потребности, которая существует именно сейчас в конкретной социальной группе.

При вовлечении учеников или воспитанников образовательного учреждения в процесс организации проектной деятельности, соблюдаются основные принципы неформального образования, и как следствие повышается эффективность образовательной деятельности.

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что проектная деятельность является оптимальной и современной формой интеграции формального и неформального образования, носит воспитательный и образовательный характер, позволяет без лишних временных и материальных затрат добиться результатов поставленной цели.

Список литературы

1. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. М.: ВЛАДОС, 2002. С. 47.

2. Мухлаева Т.В. Международный опыт неформального образования / Т.В. Мухлаева // Человек и образование, 2010. № 4. С. 158-162.

3. Википедия // общедоступная многоязычная универсальная интернет-энциклопедия со свободным контентом. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Модель_Колба#.D0.9B.D0.B8.D1.82.D0.B5.D1.80.D0.B0 D1.82.D1.83.D1.80.D0.B0/ (дата обращения: 13.06.2017).

4. Конвенция о правах ребенка [одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989] (вступила в силу для СССР 15.09.1990).

THE USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION

TECHNOLOGIES IN CONTEXT OF NON-TRADITIONAL

FOREIGN LANGUAGE LESSON 1 2 Zhunusova A.B. , Madenyatova A.M.

'Zhunusova Alua Boranbaevna - Teacher; Madenyatova Aigerim Magasovna - Teacher, DEPARTMENT OF RUSSIAN AND FOREIGN LANGUAGES, ARCHITECTURE AND CONSTRUCTION FACULTY, KARAGANDA STATE TECHNICAL UNIVERSITY, KARAGANDA, REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Abstract: the article is devoted to the problem of high quality and effectiveness of using electronic resources in foreign language learning process. The maintenance and features of electronic learning editions on the non-traditional foreign language lessons by applying modern information and communication technologies are considered. The article is intended for public reading and for those, who are interested in digital educational resources.

Keywords: non-traditional lesson, English language teaching, information and communication technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.