Научная статья на тему 'Развитие языковой компетенции в процессе обучения чтению'

Развитие языковой компетенции в процессе обучения чтению Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
713
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ЧТЕНИЕ / ПОНИМАНИЕ / ЯЗЫКОВАЯ ДОГАДКА / ЛЕКСИКА / НАВЫКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиева Айше Эдемовна

Известно, что целью обучения иностранному языку является формирование языковой компетенции. В статье раскрывается значение термина «языковая компетенция». Раскрываются основные навыки языковой компетенции лиц, изучающих иностранный язык.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие языковой компетенции в процессе обучения чтению»

- положения теории деятельности, характеризующие единство ее внешних (предметных) и внутренних (психических) форм;

- теория дидактики, на основе принципов которой осуществляется обучение, развитие и воспитание;

- теория и организация физической подготовки войск.

Занятия по рукопашному бою для курсантов академии МВД проводятся и организуются с учетом особенностей профессиональной деятельности и имеют определенную направленность, которая обеспечивается:

- на учебных занятиях; -на утренней зарядке;

- в процессе учебно-боевой деятельности;

- в спортивной работе.

В процессе учебно-методических занятий у курсантов таких учебных заведений как академия МВД формируются методические и командные умения и навыки, необходимые для качественной организации подготовки личного состава к ведению рукопашного боя [2].

Таким образом, обучение рукопашному бою курсантов академии МВД - это накопительный процесс необходимых умения и знаний, овладение соответствующими навыками в действиях и приемах на основе создания различных систем и ассоциаций.

Список литературы

1. Матвеев Л.П. Принципы теории тренировки и современные положения теории адаптации к физическим нагрузкам / Л.П. Матвеев, Ф.З. Меерсон // Очерки по теории физической культуры. М.: ФиС, 1984.

2. Карпов А.В. Основы практического обучения рукопашному бою // Научный журнал, 2017. № 4 (17). С. 105-106.

РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ Алиева А.Э.

Алиева Айше Эдемовна - преподаватель, кафедра английского языка и литературы, Гулистанский государственный университет, г. Гулистан, Республика Узбекистан

Аннотация: известно, что целью обучения иностранному языку является формирование языковой компетенции. В статье раскрывается значение термина «языковая компетенция». Раскрываются основные навыки языковой компетенции лиц, изучающих иностранный язык.

Ключевые слова: языковая компетенция, чтение, понимание, языковая догадка, лексика, навыки.

Как известно, конечной целью обучения иностранным языкам является приобретение студентами умений и навыков восприятия и понимания иноязычной речи [1, с. 63]. Изучение иностранного языка призвано сформировать личность, способную и желающую участвовать в межкультурной коммуникации, способную решать, поставленные перед ней языковые задачи.

Термин «языковая компетенция» был введен Н. Хомским примерно в середине XX в. и семантически противопоставлен термину «использование языка». Различие

значений этих терминов раскрывалось как разница между знанием «говорящего-слушающего» о языке и применением языка в практике общения и деятельности человека. Языковую компетенцию раскрывают чаще всего как совокупность конкретных умений, необходимых члену языкового сообщества для речевых контактов с другими и овладения языком как учебной дисциплиной [2]. При этом выделяются такие умения и навыки, как владение лексикой, грамматикой, умение адекватно воспринимать и порождать текст и т.д. Многие исследователи не пользуются термином «языковая компетенция», заменяя его выражениями «знание языка», «владение языком» и др.

Языковая компетенция лиц, изучающих иностранный язык, определяется тремя основными навыками [3]:

• Фонетические навыки - умение правильно произносить специфические звуки, отличающиеся от звуков родного языка и в конечном счете, формирующие произношение слушателей.

• Грамматические навыки и умение ими воспользоваться на практике.

• Лексические навыки - общий словарный запас слушателя.

Основная проблема в том, что фонетические и грамматические навыки формирует преподаватель, а пополнение словарного запаса в основном подразумевается как самостоятельная работа. Без сомнения, процесс освоения новых слов происходит и на уроках с преподавателем, но из-за ограниченного времени занятий, уделить должного внимания этому вопросу учитель не в силах. Если учащиеся и студенты обладают скудным словарным запасом, то, несмотря на качественную работу преподавателя, их языковая компетенция останется на низком уровне.

Формирование языковой компетенции у студентов на занятиях английского языка можно осуществлять и с помощью упражнений по формированию словообразовательного навыка. Овладение словообразовательным навыком означает овладение умением самостоятельно выводить значения незнакомых производных слов на основе знания значений составляющих их компонентов и соответствующей словообразовательной модели [4, с. 58]. При выполнении соответствующих упражнений требуется опора на языковую догадку (Homeless - бездомный, Hatless -без шляпы, Brotherless - не имеющий братьев, Grassless - лишенный травяного покрова, effortless - не делающий никаких усилий, fatherless - осиротелый, не имеющий отца и т.д.).

Чтение - это рецептивный вид речевой деятельности, направленный на восприятие и понимание написанного текста... Неоценима роль чтения и в формировании лексики, которую студент воспринимает без словаря при чтении или слушании, хотя данных слов не было в его речи [3, с. 85].

Каждый, кто изучает иностранный язык, должен в первую очередь овладеть лексикой данного языка, т.е. словарным запасом, необходимым для общения на иностранном языке. Основное внимание следует уделить тому, чтобы обогатить их речь новыми словами и выражениями, подготовить к коммуникативной деятельности, научить речевым навыкам, добиться правильности, ясности и логичности в речи. Если студенты и учащиеся научатся понимать смысл выражений и предложений, приобретут умения и навыки по изложению своих мыслей в письменной и устном виде, смогут в своей речи не затрудняясь заменить одно слово другим, использовать синонимы, то можно считать, что они хорошо овладели иностранным языком.

Список литературы

1. Алиева А.Э. Роль аутентичных текстов в обучении чтению // Достижения науки и

образования, 2017. № 4 (17). С. 62-63.

2. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974.

3. Сайидова С.Ё. Чтение и познавательная деятельность // Достижения науки и образования, 2017. № 4 (17). С. 85-86.

4. Юсупова Ш.Б. Поэтапное становление навыка понимания незнакомых производных слов при чтении // Достижения науки и образования, 2017. № 4 (17). С. 58-59.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ Новосёлова О.А.

Новосёлова Ольга Александровна - педагог дополнительного образования, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольного образования «Творчество» г. о. Самара, г. Самара

Аннотация: в статье анализируются методы неформального образования в деятельности учреждения дополнительного образования детей; характеристики, основные принципы и методы неформального образования, модель Дэвида Колба, цикл Дэвида Колба, преимущества неформального образования, интеграция формального и неформального образования в деятельности образовательного учреждения. Проектная деятельность, которая реализуется силами детей, как метод неформального образования в учреждении дополнительного образования детей. Ключевые слова: образование, неформальное образование.

УДК 374; 377.4

Современное дополнительное образование представлено двумя блоками: образовательным и культурно-досуговым. Дополнительное образование детей является сегодня важной и значимой частью непрерывного педагогического процесса. В последние годы развернулась серьезная научно-методическая работа, благодаря которой дополнительное образование получило теоретическое обоснование, были выработаны методико-дидактические основания, ставшие основой для воспитательно-образовательной системности и устремленности к научному развитию. Теоретические основы дополнительного образования раскрываются в трудах В.В. Беловой, В.А. Березиной, Л.И. Боровикова, А.К. Бруднова, Г.П. Будановой, В.П. Голованова, Е.Б. Евладовой, М.Б. Коваль, О.Е. Лебедева, Л.Г. Логиновой, Н.Н. Михайловой, В.И. Панова, И.И. Фришман и других.

Образовательные учреждения, реализующие дополнительные образовательные программы, представлены следующими типами: учреждения дополнительного образования детей, учреждения дополнительного образования взрослых, учреждения дополнительного образования смешанного типа.

Учреждение дополнительного образования детей — тип образовательного учреждения в Российской Федерации, основная цель которого — развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства [1].

Интерес к неформальному образованию связан с рядом изменений, происходящих в мире.

В условиях неформального образования предполагается развитие не только профессиональных компетенций обучающихся. Одно из центральных мест занимает активная гражданская позиция и социальное включение индивидов. Поэтому формирование компетенций, необходимых для коммуникации и сотрудничества, столь же приоритетно, как и развитие профессиональных навыков. В этой связи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.