МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х
развития личности и системы образования.
Список использованной литературы:
1. Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
2. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
3. Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования в условиях непрерывного профессионального образования // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 3-2. С. 355-359.
4. Козырева О.А. Культура самостоятельной работы личности в конструктах педагогической методологии // Интернетнаука. 2016. № 5. С.478-488.
5. Сапегин И.И. Социализация обучающегося в моделях педагогической методологии // Актуальные проблемы науки в студенческих исследованиях :сб. матер. XVII Всеросс. студ. науч.-практ. конфер. с междун. участием. - Воронеж: ВЭПИ, 2016. С.360-362.
6. Медведева В.А. Использование педагогического моделирования в уточнении категории «социализация» // Актуальные проблемы науки в студенческих исследованиях :сб. матер. XVII Всеросс. студ. науч.-практ. конфер. с междун. участием. - Воронеж: ВЭПИ, 2016. С.333-335.
7. Камалов Н.В. Социализация и самореализация личности в конструктах педагогической методологии // Актуальные проблемы науки в студенческих исследованиях :сб. матер. XVII Всеросс. студ. науч.-практ. конфер. с междун. участием. - Воронеж: ВЭПИ, 2016. С.315-318.
8. Милютин С. А. Социализация и самореализация в конструктах современной педагогической деятельности // Научные основы современного прогресса:сб.ст. Межд. науч.-пр. конф.:в 2ч. Ч.1. Уфа:Омега Сайнс, 2016.С.211-213.
9. Федотова В.А. Особенности уточнения понятия «социализация» в модели занятий настольным теннисом // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения : тр. Всеросс. науч. конфер. студ., аспир. и мол. ученых. -Новокузнецк: Изд. центр СибГИУ, 2016. Вып. 20. Ч. II. Гуманитарные науки. С.334-336.
© Абдуразаков А. З., 2016
УДК 337
Аглеева Зухра Равильевна
докт. филолог. наук, проф. АГУ, г. Астрахань, РФ Е-mail: z.agleeva@ yandex.ru Саидова Людмила Владимировна магистрант АГУ, г. Астрахань, РФ Е-mail: ludmila-lotos@ yandex.ru
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ИНИЦИАТИВЫ CDIO И МЕТОДА ПРОЕКТОВ
В ОБУЧЕНИИ РКИ
Аннотация
Статья посвящается применению элементов системы CDIO и метода проектов в процессе обучения русскому языку как иностранному (РКИ). Приводятся примеры совместной проектно-ориентированной деятельности студентов инженерных и гуманитарных факультетов.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_
Ключевые слова
Инициативы CDIO, компетенции, проектная деятельность, уровни владения РКИ.
Начало двадцать первого века охарактеризовалось новой инициативой, возникшей в связи с необходимостью, совершенствуя материально-техническое оснащение вузов, активизировать практическую деятельность, ориентированную на потребности производства и общества, не замыкающуюся на надуманных темах проектов, которые, пройдя защиту, пылятся определенное локальными документами время в архивах. Речь идет о Всемирной инициативе CDIO. Назвать этот проект абсолютно новым нельзя: подобные идеи возникали и находили решение в разное время в различных странах (см. материалы, посвященные проектным технологиям). Но преимущества Всемирной инициативы CDIO заключаются прежде всего в комплексном решении задач, поставленных перед техническим (инженерным) образованием. Двенадцать стандартов, которые учитывают практически все стороны проектно-ориентированной деятельности в вузе, перечень планируемых результатов обучения, четко сформулированные требования к программам, возможность формирования учебных планов с учетом этих требований привлекли внимание вузов почти в ста странах мира. В России одним из первых членов CDIO, наряду с Томским политехническим университетом, Томским государственным университетом систем управления и радиоэлектроники, МАИ, МФТИ, Сколковским институтом науки и технологий, стал Астраханский государственный университет. Членство в CDIO позволило АГУ, в отличие от технических университетов, апробировать инициативы не только на инженерных, но и на гуманитарных направлениях. Л.В. Баева, декан ФСК, одного из трех пилотных факультетов для перехода на новую технологию обучения, отмечает, что благодаря применению технологии CDIO удалось решить ряд важных задач: «осуществить интеграцию дисциплин и компетенций при подготовке бакалавра; повысить активность и заинтересованность студентов в результатах обучения через вовлечение их в командные проекты; обучить навыкам коммуникации и лидерству участников проектной деятельности; добиться сближения обучения и производства; сформировать у студентов профессиональные компетенции и этику через решение реальных социально ориентированных задач и проблем» [1]. Интеграция инженерных и гуманитарных дисциплин прослеживается и в разработке проекта «Электронное пособие по подготовке к итоговому экзамену по синтаксису для учащихся 9-х классов», в создании которого приняли участие студенты факультета филологии и журналистики и факультета математики и информационных технологий. Вполне обоснованно и перспективно применение элементов системы CDIO как воплощение метода проектов и в процессе обучения русскому языку как иностранному (РКИ) в соответствии с принятыми в Страсбурге в 1996 г. компетенциями владения иностранным языком. «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, преподавание, оценка» («Common European Framework of Reference: Learning, Teaching, Assessment») - документ, стандартизирующий оценку уровней владения иностранным языком. Разработанные Советом Европы компетенции «в понятной и доступной форме определяют, чем необходимо овладеть изучающему язык, чтобы эффективно использовать его в целях общения, а также какие знания и умения ему необходимо освоить, чтобы коммуникация была успешной» [2]. Как известно, выделяется шесть уровней владения иностранными языками, в том числе и русским как иностранным. Элементарное владение языком, включающее уровень выживания А-1 и предпороговый уровень А-2, называют еще уровень А, или Basic User. Пороговый подуровень В-1 и пороговый продвинутый подуровень В-2 характеризуются как уровень самостоятельного владения языком, или Independent User. Подуровень профессионального владения С-1 и подуровень владения в совершенстве С-2 предполагают свободное владение иностранным языком, что практически невозможно в пределах времени, отводимого учебными планами на изучение иностранного языка, и непродолжительного пребывания в стране изучаемого языка или занятий иностранным языком в собственной стране. В самом названии документа заключена существенная информация: вырабатываемые в ходе обучения иностранным языкам компетенции носят общеевропейский характер. Следовательно, можно говорить о повышении
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_
ответственности каждого преподавателя, занимающегося обучением иностранному языку, о соответствии уровня подготовленности студентов европейским стандартам. Наряду с апробированными, дающими на протяжении длительного времени положительные результаты формами и приемами работы со студентами, необходима разработка и воплощение в практику современных методов. Обращение к проектной деятельности объясняется и тем, что метод проектов способствует выработке основных компетенций владения иностранным языком, в нашем случае РКИ.
Примером использования на занятиях по РКИ и внеаудиторной работы элементов системы CDIO и проектной деятельности может стать проект «Виртуальная экскурсия по университету», который мог бы помочь слушателям подготовительного отделения и первокурсникам (и не только иностранцам) адаптироваться в первые дни пребывания в университете. Учитывая слабую языковую подготовку этого контингента, помимо несколько замедленно звучащей речи, могут быть использованы и субтитры. Учебный проект «Астрахань - Прикаспийская столица» также мог бы быть интересен в плане культурно-историческом и лингвокультурологическом. Созданный в компьютерном варианте, он мог бы использоваться на занятиях по страноведению, тем более накануне 300-летия Астраханской губернии. Подготовка такого рода проектов как раз и должна использовать отдельные стандарты CDIO. Конечно, создание проектов предполагает наличие определенного уровня электронной культуры, но, во-первых, современные стандарты высшего образования требуют развития информационных и технологических компетенций и у гуманитариев, а во-вторых, это могут быть совместные проекты филологов и информатиков. А преподаватели-кураторы имеют возможность получить необходимые знания и приобрести навыки на традиционных курсах повышения квалификации АГУ.
Проектом, в полной мере соответствующим стандартам CDIO, может стать составление дву- и многоязычных словарей по всем существующим в университете направлениям, на которых обучаются иностранцы, студентами-старшекурсниками во главе с преподавателями-консультантами с учетом тех конкретных трудностей, которые испытываются при изучении профессионально ориентированного русского языка. Роль преподавателя в данном проекте сводится к тому, чтобы подсказать идею, помочь скорректировать словник, подсказать, к каким словарям необходимо обратиться, если студенты еще не работают с комплексными тезаурусами. В настоящий момент нет острой необходимости печатных вариантов словарей, проект студентов может быть в электронном виде размещен на образовательном портале АГУ, что станет своего рода стимулом для дальнейшей работы над проектами.
Интересен и полезен проект, способный помочь иностранцам (и не только) изучить столь сложную русскую грамматику. Совместно со студентами факультета математики и информационных технологий, владеющими навыками программирования на профессиональном уровне, предполагается в форме электронного пособия представить наиболее сложные темы с учетом интерференции грамматики родного языка.
Сборники тестов, интерактивные задания, учебная телепередача, подготовленная студентами уровня В, заочные виртуальные экскурсии - то немногое, что может быть сделано и делается в системе «Задумай -Спроектируй - Реализуй - Управляй», направленной прежде всего на работу в команде и воплощение задуманного и помогающей молодым людям как можно быстрее социализироваться в группе, в университете, в стране изучаемого языка.
Список использованной литературы:
1. Баева Л.В. Проектное обучение в современном вузе: опыт применения стандартов CDIO для подготовки студентов социогуманитарных направлений // http://cyberleninka.ru/article/n/
2. Тюрина Е.А. Применение проектной технологии в курсе русского языка как иностранного на подготовительном отделении российского вуза: АКД. - М., 2011 // http://www.dissercat.com/content/
© Аглеева З.Р., Саидова Л.В., 2016