Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ДРАМАТИЗАЦИИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В МЛАДШЕЙ ШКОЛЕ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ДРАМАТИЗАЦИИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В МЛАДШЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
30
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА / СПОСОБНОСТИ / НАВЫКИ КОММУНИКАЦИИ / THEATRICAL PLAY / ABILITIES / COMMUNICATION SKILLS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мозгунова Л.Д.

В статье поднимается вопрос поиска путей преодоления психологической изоляции детей с проблемами в коммуникативной сфере, так как это отрицательно сказывается на формирование личности и характера младшего школьника, испытывающих состояние напряженности и тревоги, приводящие к возникновению чувства неполноценности, подавленности и агрессивности. Снивелировать эти негативные проявления можно путем включения младших школьников в интересную эмоционально богатую театральную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING ELEMENTS OF DRAMATIZATION IN MUSIC LESSONS IN ELEMENTARY SCHOOL

The article raises the question of finding ways to overcome the psychological isolation of children with communication problems, as this negatively affects the formation of the personality and character of the younger student, experiencing a state of tension and anxiety, leading to a feeling of inferiority, depression and aggressiveness. These negative manifestations can be mitigated by including younger students in an interesting, emotionally rich theatrical activity.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ДРАМАТИЗАЦИИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В МЛАДШЕЙ ШКОЛЕ»

УДК 378.02

Мозгунова Л.Д. студент 3 курса филиала СГПИ РФ, г. Буденновск Научный руководитель: Коржевская Е.Н. ст. преподаватель филиала СГПИ

г. Буденновск

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ДРАМАТИЗАЦИИ НА УРОКАХ

МУЗЫКИ В МЛАДШЕЙ ШКОЛЕ

Аннотация:В статье поднимается вопрос поиска путей преодоления психологической изоляции детей с проблемами в коммуникативной сфере, так как это отрицательно сказывается на формирование личности и характера младшего школьника, испытывающих состояние напряженности и тревоги, приводящие к возникновению чувства неполноценности, подавленности и агрессивности. Снивелировать эти негативные проявления можно путем включения младших школьников в интересную эмоционально богатую театральную деятельность.

Ключевые слова: театрализованная игра, способности, навыки коммуникации.

Mozgunova L. D. 3rd year student Russia, Budennovsk Supervisor: Korzhevskaya E. N.

senior lecturer Budennovsk

USING ELEMENTS OF DRAMATIZATION IN MUSIC LESSONS IN

ELEMENTARY SCHOOL

Annotation. The article raises the question of finding ways to overcome the psychological isolation of children with communication problems, as this negatively affects the formation of the personality and character of the younger student, experiencing a state of tension and anxiety, leading to a feeling of inferiority, depression and aggressiveness. These negative manifestations can be mitigated by including younger students in an interesting, emotionally rich theatrical activity.

Keywords: theatrical play, abilities, communication skills.

Театр претерпел значительные изменения с момента его создания в первобытной древности, но по существу, не изменился. В состав этого искусства входят музыка, поэзия, песня, танец, пантомима. Примитивные племена, которые охотились и ловили рыбу, играли настоящие охотничьи представления. Актеры были разделены на две группы - «охотники» и «животные», украшая себя перьями, клыками, шкурами животных с рогами и т. д. Все ритуальные действа сопровождались песнями, танцами, игрой на примитивных музыкальных инструментах. Так складывалось искусство театра, в котором взаимодействуют музыка, пантомима, актерское мастерство, художественные декорации - все, что может затронуть эмоции зрителей.

Искусство театра, зародившись в Древней Греции и Древнем Риме, после крушения античных империй распространилось по всей Европе. Искусством, наиболее полно воплотившим в себе общественный подъём эпохи Возрождения, стал театр. Так, в английском шекспировском театре эпохи Просвещения проводились настоящие заседания своеобразного демократического «парламента». Актеры должны были в равной степени привлекать внимание и возбуждать интерес и у крестьян, приехавших на рынок, и у матросов, корабельных и канатных мастеров из лондонского порта, и у простых рабочих - и одновременно у джентльменов, чиновников, купцов, а порой и у членов королевской семьи [5].

Наиболее полное, совершенное воплощение театр эпохи Ренессанса получил в лондонском театре «Глобус», когда впервые ставились пьесы гениального Вильяма Шекспира - человека, определившего облик не только английского театра, но и мирового. На смену эпохе Ренессанса пришла эпоха Нового времени со своей характерной эстетикой. В XVIII веке в театре начался расцвет малых жанров. Огромной популярностью пользовались пантомима, балладная опера.

В России театральное искусство ведет свою «родословную» от «домашних» театров крупных помещиков времен крепостного права в Российской империи.

Расцвет театрального искусства в дореволюционной России - это «пореформенный» театр, в создании и развитии которого главную роль сыграл А.Н. Островский. С его драматических произведений начинается русский театр в его современном понимании: драматург создал театральную школу и целостную концепцию театральной постановки.

Театр советского периода - это целая эпоха, огромный культурный и художественный пласт, дать объективную оценку которому могут разве что искусствоведы будущего. Драматические произведения той эпохи, воплотившие в себе дух времени, стали концентрированным выражением того мировоззрения.

Театр сохранил свою особую эстетику и до сегодняшнего времени. Мы видим, что со времен античного театра через расцвет театрального

искусства Просвещения до наших дней дошла органическая эмоциональная связь между спектаклем и воспринимающим его зрителем. Такова специфика театральности, которая отличает театр от других, в чем-то родственных ему видов искусства, таких как телевидение или кинематограф.

Театрализованная игра является одним из эффективных средств социализации младшего школьника в процессе понимания морального смысла литературного произведения, участия в игре, которая создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и развития способов позитивного взаимодействия.

В ходе совершенствования диалогов и монологов, овладения выразительностью речи наиболее эффективно происходит развитие речи ребенка [3].

В театральной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы выражения эмоций, самореализуются, выражают себя, знакомятся с окружающим миром через образы, цвета, звуки, способствующие развитию психических процессов и личностных качеств - воображение, независимость, инициативность, эмоциональная отзывчивость.

Для ребенка воображение очень важно, оно играет важную роль в его жизни. Воображение у детей «включается» чаще, они значительно легче «отлетают» от реальности. Ребенок верит своим выдумкам. В сознании ребенка нет такой четкой границы между воображаемым и реальным миром, как у взрослого человека. Воображаемые события вызывают реальные переживания, значительно более сильные, чем у взрослых людей. Даже младшие школьники, не говоря уже о дошкольниках, сопереживают действующим лицам фильмов и сказок: оплакивают судьбу жертв, угрожают злым персонажам, радуются успехам героев [2].

Воображение, происходящее в пространстве, становится источником самых сильных эмоций для ребенка. Сила и живость детского воображения являются причиной многочисленных детских страхов, часто встречающихся и в дошкольном, и в младшем школьном возрасте [1].

Дети, создавая те или иные представления, связанные с их потребностями, обычно тут же и реализуют эти представления в действиях, играх, рисунках и т. п. Ребенок живет главным образом настоящим и не имеет склонности откладывать реализацию создаваемых образов на будущее. Воображение у детей проявляется с большой силой. Образы, создаваемые детьми, отличаются яркостью и живостью.

В то же время ребенок, как и взрослый человек, четко отличает эти образы от восприятий и прошлые образы своего воображения не смешивает с представлениями памяти. Это чувство реальности создается в младшем школьном возрасте благодаря опыту, накопленным знаниям и более развитому мышлению [4].

Поэтому театрализованная деятельность является важным фактором, способствующим социализации ребенка. Ребенок берет на себя ту или иную роль и проживает ее в процессе организации спектакля. Но при этом он понимает, что эта роль - это во всех смыслах «игра», это не его настоящая сущность. Таким образом, он учится примерять на себя те или иные социальные роли, и одновременно - смотреть на себя как бы «со стороны», не вовлекаясь в игровой процесс полностью, оставаясь и его участником, и наблюдателем.

Театрализованная деятельность обогащает личность ребенка содержательными переживаниями и представлениями, у него развиваются творческие, конструктивные и художественные способности. Разумеется, такого рода деятельность должна быть строго дозирована и ни в коем случае не должны заменять реальную жизнь [59, с.94-96].

Использованные источники:

1. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М. И. Лисина. - СПб. : Питер. 2009. - 320 с.

2. Клубович, О. В. Формирование коммуникативных навыков в условиях нового ФГОС [Текст] / О. В. Клубович // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 10. - С. 50-51.

3. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М., ВЛАДОС, 2003, 160 с.

4. Орлова Ф. М., Соковнина Е. Н. Нам весело. М., Просвещение, 1973, 207 с

5. Пави П. Словарь театра. М.: Прогресс, 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.