Использование электронных торгов в современной контрактной системе
Н.Ю. Андреев заведующий кафедрой управления государственными, муниципальными, корпоративными закупками Московского финансово-экономического института, кандидат биологических наук (г. Москва) Ф.С. Кордыш исполнительный директор ЗАО «Сбербанк-АСТ» (г. Москва)
Феликс Семенович Кордыш, FSKordysh@sberbank-ast.ru
Развитие рынка закупок в национальной экономике связано, во-первых, с необходимостью удовлетворения общественных потребностей в товарах и услугах, во-вторых, с рациональным использованием материальных и трудовых ресурсов, вовлекаемых в хозяйственный и торговый оборот. Сегодня Правительством Российской Федерации ставится задача использования преимуществ и расширения системы планирования при осуществлении государственных и муниципальных закупок, улучшения сбалансированности поставок для нужд национальной экономики с применением торгов при заключении контрактов (см. [1]).
Использование электронных торговых площадок (далее также - ЭТП) в значительной степени позволяет упростить и автоматизировать деятельность заказчиков продукции и услуг, способствует расширению конкуренции в производстве и реализации товаров. Электронные торги также способствуют предотвращению злоупотреблений в системе контрактных отношений, делают ее более прозрачной и открытой [5, с. 199].
Принятый в апреле 2013 года Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон) значительно увеличивает количество требований в системе государственных закупок в части, касающейся планирования закупок, определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), использования электронных аук-
ционов при закупке товаров, работ, услуг. В Законе предусматривается углубление методологии мониторинга закупок, использования аудита и контроля для обеспечения государственных и муниципальных нужд в сфере закупок. Соответственно возрастает значимость проведения диагностики закупок, ее научных и методических положений, использования современных моделей диагностики и анализа показателей. Также в Законе сформулированы принципы контрактной системы в сфере закупок:
• принцип открытости и прозрачности, в соответствии с которым информация размещается в единой информационной системе (далее - ЕИС), она должна быть полной и достоверной;
• принцип обеспечения конкуренции, создания равных условий для всех участников закупочной деятельности;
• принцип профессионализма заказчиков, специализированных организаций, контрольных органов, должностных лиц, занятых в сфере закупок;
• принцип стимулирования производства и закупок инновационной и высокотехнологичной продукции;
• принцип единства контрактной системы, а также мониторинга, аудита и контроля в сфере закупок;
• принцип ответственности за результативность и соблюдение требований, установленных нормативными и регламентирующими документами, при закупке товаров и услуг.
Эффективность торгов - важнейшая составляющая целей закупочной деятельности, направленной на выполнение стратегических государственных и муниципальных программ социально-экономического развития, исполнение международных обязательств Российской Федерации. В то же время эффективность необходимо рассматривать и с позиций участника размещения заказа, поставщика товаров и услуг [4, с. 1]. Одним из критериев эффективности торгов является установление справедливой цены контракта, удовлетворяющей интересам продавца (поставщика) и покупателя (заказчика).
Диагностика закупок товаров, работ, услуг включает комплекс показателей, характеризующих различные сферы рынка, а именно:
1) объем и динамика размещаемых заказов по числу сделок и их стоимости;
2) структура размещаемых заказов по отраслевой номенклатуре и территориальному признаку;
3) число заказчиков и участников размещения заказов, их соотношение, уровень состязательности как между поставщиками продукции, так и между электронными площадками.
Процесс диагностики закупок должен базироваться на методических положениях анализа экономических показателей при их увязке с регламентными установками функционирования электронных площадок. Регламентные установки функционирования информационной системы ЭТП включают целостное и взаимосвязанное построение моделей концептуального, логического, стоимостного и физического уровней. Такой подход может быть реализован только с использованием современных технологий и развитой внутренней сети организации, связывающей все подразделения (департаменты) знаниями и информацией и не ограниченной созданием информационной системы (речь идет о создании креативной среды, рождающей идеи и доводящей их до потребителя) [3].
Рассмотрим динамику закупок товаров и услуг на пяти электронных площадках, аккредитованных Правительством Российской Федерации:
• ЗАО «Сбербанк-АСТ» (автоматизированная система торгов);
• ГУП «Агентство по госзаказу Республики Татарстан»;
• ООО «Единая электронная торговая площадка»;
• ООО «РТС-тендер»;
• ЗАО «ММВБ-ИТ».
По данным официального сайта для размещения информации о заказах для государственных и муниципальных нужд [6], для размещения информации о заказах для государственных и муниципальных нужд количество заключенных контрактов по итогам проведения аукционов в электронной форме за последние четыре года составило 3 929 847, при этом наблюдалось нарастание числа контрактов - от 632 138 в 2011 году до 1 629 635 в 2014 году (см. табл. 1). Ведущее положение занимает ЗАО «Сбербанк-АСТ», где было заключено 2 069 235 контрактов, или 52,7 процента к итогу. Примерно по 19 процентов от общего числа контрактов было заключено на электронных площадках ООО «РТС-тендер» и ОАО «Единая электронная торговая площадка», по 4,5 процента на площадках ГУП «Агентство по госзаказу Республики Татарстан» и ЗАО «ММВБ-ИТ».
Анализ контрактов на поставку товаров и услуг на пяти электронных торговых площадках, заключенных за 2011-2014 годы, показывает, что при начальной максимальной цене контрактов 13 227,4 миллиарда рублей стоимость заключенных контрактов составила 12 329,7 миллиарда рублей. Экономия составляет 897,7 миллиарда рублей, или 6,79 процента (см. табл. 2).
Следует подчеркнуть, что при проведении электронного аукциона действует общее правило о том, что победителем аукциона признается участник, предложивший наименьшую цену контракта. Однако исключением из этого правила является
Таблица 1
Количество контрактов, заключенных по итогам проведения аукционов в электронной
форме за 2011-2014 годы 1
Электронная площадка Год Всего
2011 2012 2013 2014
ЗАО «Сбербанк-АСТ» 395 868 442 975 471 838 758 554 2 069 235
ГУП «Агентство по госзаказу Республики Татарстан» 26 087 35 327 36 467 59 528 157 409
ООО «Единая электронная торговая площадка» 126 370 165 098 185 632 282 734 759 834
ООО «РТС-тендер» 62 323 111 473 157151 434 642 765 589
ЗАО «ММВБ-ИТ» 21 490 30 047 32 066 94 177 177 780
ИТОГО 632 138 784 920 883 154 1 629 635 3 929 847
Таблица 2
Экономия бюджетных средств, достигнутая при заключении контрактов на поставку товаров и услуг на пяти электронных площадках за 2011-2014 годы
Электронная площадка Начальная (максимальная) цена Цена контрактов Экономия
абсолютная процент от начальной цены
ЗАО «Сбербанк-АСТ» 6 200,2 5 761,9 438,3 7,07
ГУП «Агентство по госзаказу Республики Татарстан» 870,9 832,3 38,6 4,43
ООО «Единая электронная торговая площадка» 3 016,6 2 799,6 216,9 7,19
ООО «РТС-тендер» 2311,1 2154,3 156,8 6,78
ЗАО «ММВБ-ИТ» 828,4 781,3 47,1 5,68
ВСЕГО 13 227,4 12 329,7 897,7 6,79
ситуация, когда в процессе аукциона цена контракта снижена до половины процента начальной (максимальной) цены лота и ниже. Такой аукцион проводится на право заключить контракт, то есть победитель должен будет и исполнить контракт, и заплатить заказчику за право его заключения (ч. 23 ст. 68 Закона). При этом он проводит-
ся посредством повышения цены контракта с учетом следующих особенностей:
• аукцион проводится до достижения цены контракта не более чем сто миллионов рублей;
• участник аукциона не вправе подавать предложения о цене контракта выше максимальной суммы сделки для это-
1 Таблицы 1 и 2 составлены по данным официального сайта для размещения информации о заказах для государственных и муниципальных нужд zakupki.gov.ru и сайтов электронных площадок.
го участника, указанной в решении об одобрении или о совершении по результатам такого аукциона сделок от имени участника закупки, которое содержится в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке;
• размер обеспечения исполнения контракта рассчитывается исходя из начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении аукциона.
Рассмотрим структуру заключенных контрактов и их эффективность на отдельных электронных площадках.
ЗАО «Сбербанк-АСТ» - за анализируемый период было заключено 2 069 235 контрактов на общую сумму 5 761,9 миллиарда рублей (46,7 процента к итогу). Экономия бюджетных средств - 438,3 миллиарда рублей, или 7,07 процента от начальной цены.
ОАО «Единая электронная площадка» -на этой площадке было заключено 759 834 контракта. Сумма заключенных контрактов составила 2 799,6 миллиарда рублей (22,7 процента к итогу). Экономия бюджетных средств - 216,9 миллиарда рублей, или 7,19 процента от начальной цены.
ООО «РТС-тендер» - было заключено 765 589 контрактов. Сумма заключенных контрактов составила 2 154,3 миллиарда рублей (17,5 процента к итогу). Экономия бюджетных средств - 1 56,7 миллиарда рублей, или 6,78 процента от начальной цены.
ГУП «Агентство по госзаказу Республики Татарстан» - на этой площадке было заключено 157 409 контрактов (4 процента к итогу). Сумма заключенных контрактов составила 832,3 миллиарда рублей (6,8 процента к итогу). Экономия бюджетных средств - 38,6 миллиарда рублей, или 4,43 процента от начальной цены.
ЗАО «ММВБ-ИТ» - на этой площадке было заключено 177 780 контрактов (4,5 процента к итогу). Сумма заключенных контрактов составила 781,3 миллиарда рублей
(6,3 процента к итогу). Экономия бюджетных средств - 47,0 миллиарда рублей, или 5,68 процента от начальной цены.
Сложность определения эффективности торгов обусловлена различной структурой поставок. К тому же требуются дополнительные исследования величины начальной (максимальной) стоимости контракта. Несомненно, следует учитывать уровень инфляции в национальной экономике, рост стоимости кооперированных поставок и материалов для поставщиков товаров и услуг. Поставщик через ценовый механизм «амортизирует» инфляционный текущий рост стоимости. Фактическая экономия соответственно возрастает на эту величину.
Более детальный анализ средней стоимости начальной цены и цены реализации контракта на электронной площадке ЗАО «Сбербанк-АСТ» за 2013-2014 годы показывает, что при росте числа контрактов за год в 1,6 раза общая стоимость заключенных контрактов уменьшилась на 6,7 процента. При этом средняя начальная стоимость контракта с 3 033 уменьшилась до 1 747 тысяч рублей (на 42,4 процента), а цена реализации - с 2 804 до 1 628 тысяч рублей (на 42,0 процента) (см. табл. 3).
Методологически можно рассматривать достигаемую экономию в расходовании бюджетных средств в контрактной системе как интегральную эффективность на трех этапах:
1) на этапе планирования, когда при формировании начальной (максимальной) стоимости лота используются нормативные, прогрессивные стоимостные параметры;
2) на этапе размещения заказа, когда стоимость контракта формируется в результате конкурентного снижения начальной (максимальной) стоимости;
3) на этапе реализации контракта, когда снижение стоимости достигается за счет применения прогрессивной технологии, оборудования, совершенствования организации производства.
Интегральная эффективность достигает-
Таблица 3
Количество и стоимость контрактов, заключенных по итогам проведения аукционов в электронной форме на электронной площадке ЗАО «Сбербанк-АСТ»
за 2013-2014 годы 2
Параметр Год 2014 год в процентах к 2013 году
2013 2014
Число контрактов 471 838 758 554 160,7
Начальная (максимальная) стоимость, млрд р. 1 431,36 1 325,69 92,6
Стоимость заключенных контрактов, млрд р. 1 323,19 1 235,31 93,3
Достигнутая экономия, млрд р., (%) 108,17 (7,56) 90,38 (6,82)
Средняя стоимость одного контракта, тыс. р.: начальная (максимальная) 3 033 1 747 57,6
заключенного контракта 2 804 1 628 58,0
ся при выявлении и решении основных проблем на каждом этапе жизненного цикла контракта. Такая эффективность предполагает выстраивание четкого контрольно-надзорного порядка со стороны ведомственных органов, курирующих планирование и финансирование государственного заказа, а также общественных объединений. Наибольшими контрольными полномочиями обладают Федеральная антимонопольная служба, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного саморегулирования.
Контрольно-надзорный порядок заключения и реализации контрактов затрагивает не только закупки товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд. Он также распространяется на контракты, заключаемые в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Предстоит расширить участие в электронных торгах
представителей малого и среднего предпринимательства.
Дальнейшее совершенствование электронных торгов, как показывает анализ, связано с внедрением инструментов синхронизации процедур планирования, размещения и контроля государственного заказа с процедурами разработки и внедрения бизнес-процессов на ЭТП, проведением комплекса мер по совершенствованию подготовки кадров в высшей школе и повышению квалификации персонала, занятого в сфере электронных торгов. На электронной торговой площадке ЗАО «Сбербанк-АСТ» сотрудники различных организаций имеют возможность пройти курс повышения квалификации как в сфере государственных и муниципальных закупок, так и в сфере корпоративных закупок. Обучение проводится по специальным программам с использованием модульного принципа и возможностью оперативной адаптации для конкурентной целевой аудитории.
2 Рассчитано по данным сайта электронной площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ». URL: http://www.sberbank-ast.ru
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯ
ВОПРОСЫ ИМУЩЕСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ
ИСТОЧНИКИ
1. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд : Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ.
2. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц : Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ.
3. Андреев Н. Ю. Диагностика закупок товаров, работ, услуг в электронной форме // Горизонты экономики. 2013. № 5.
* *
4. Кордыш Ф. С. Бизнес-сообщество заинтересовано в развитии института закупок // Путеводитель российского бизнеса. 2012. № 10.
5. Настольная книга госзаказчика / А. А. Храмкин, О. М. Воробьева, А. Н. Ев-сташенков [и др.] ; отв. ред. А. А. Храмкин. 10-е изд., доп. М. : Юриспруденция, 2015.
6. zakupki.gov.ru - официальный сайт для размещения информации о заказах для государственных и муниципальных нужд.
7. Электронная площадка ЗАО «Сбер-банк-АСТ» : [сайт]. и^: http://www.sber bank-ast.ru
ЖИЛИЩНАЯ ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА В РОССИИ!
РЕЗУЛЬТАТЫ И СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ
ц «нет*« ШмЭлл л иния м км
УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!
Предлагаем вашему вниманию издание национального исследовательского института «Высшая школа экономики» - монографию «Жилищная политики и экономика в России: результаты и стратегия развития», подготовленную руководителями Фонда «Институт экономики города» Надеждой Косаревой, Татьяной Полиди и Александром Пузановым
В монографии представлен анализ развития жилищного сектора экономики и государственной жилищной политики в Российской Федерации в период с 1991 по 2014 год. Проведена систематизированная оценка достигнутых результатов по основным направлениям преобразований в жилищной
сфере России, обобщены основные тенденции развития жи-' лищного сектора экономики.
По результатам проведенного анализа сформулированы предложения по новой жилищной стратегии, направленной на повышение эффективности функционирования жилищной сферы и государственной жилищной политики в Российской Федерации, оптимизацию государственных и частных расходов в жилищной сфере в целях повышения благосостояния граждан.
В работе использован обобщенный и систематизированный материал, полученный из официальных информационных ресурсов, иных официальных источников информации, в том числе отчетов государственных институтов развития в жилищной сфере, нормативных правовых актов, материалов толкования нормативных правовых актов, анализа практики, применены методы математического моделирования и эконометрического анализа, обобщены результаты исследований отдельных подсистем жилищной сферы, проведенных авторами в 2009-2013 годах в рамках программы фундаментальных исследований Лаборатории исследования отраслевых рынков Экспертного института национального исследовательского института «Высшая школа экономики».
Заказать и приобрести издание можно в библиотеке Фонда «<Институт экономики города» по адресу: г. Москва, ул. Тверская, д. 20/1, а также на сайте Института www.urbaneconomics.ru в режиме онлайн или по электронной почте: books@urbaneconomics.ru