Научная статья на тему 'Совершенствование регламентации электронных процедур на современном этапе'

Совершенствование регламентации электронных процедур на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
351
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ / ТРЕБОВАНИЯ К ЭЛЕКТРОННЫМ ПЛОЩАДКАМ / ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ОТБОР / ПРОЦЕДУРЫ ТОРГОВ / РЕЕСТР / ДОГОВОР НА ПРОВЕДЕНИЕ УСЛУГ / ELECTRONIC PROCEDURES / REQUIREMENTS FOR ELECTRONIC PLATFORMS / PRELIMINARY SELECTION / TENDERING PROCEDURE / REGISTRY / CONTRACT FOR THE SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Обаляева Юлия Игоревна

В статье рассматривается организация электронных процедур на современном этапе, отбор квалифицированных подрядных организаций для проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Дается аналитический обзор развития электронных процедур, нормативно-законодательной базы контрактной системы в сферах закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, привлечения подрядных организаций для оказания услуг и выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах. Представлено авторское видение единых требований к организации работы единых торговых площадок, защиты информационно-коммуникационных технологий. Раскрываются процедуры предварительного отбора квалифицированных подрядных организаций и проведения электронных торгов. Акцент делается на развитии таких принципов привлечения подрядных организаций для оказания услуг и выполнения работ по капитальному ремонту жилых домов, как доступность и открытость информации, создание равных условий для участников предварительного отбора, организация добросовестной конкуренции, эффективное использование средств регионального оператора, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт собственников жилых помещений. Формулируются предложения по совершенствованию нормативного порядка привлечения подрядных организаций на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF ELECTRONIC PROCEDURES REGuLATION AT THE PRESENT STAGE

The paper deals with the organization of electronic procedures at the present stage, the selection of qualified contractors to carry out capital repairs of common property in apartment buildings. The author gives an analytical overview of the development of electronic procedures, legislative framework of the contract system in the areas of procurement of goods, works and services for state and municipal needs, of engagement of contractors for the provision of services and performance of works on capital repair of common property in apartment buildings. The author presents her vision of unified requirements for the organization of the united trading platforms, the protection of information and communication technologies. The preliminary selection of qualified contractors and electronic trading procedures is demonstrated. The emphasis is laid upon the development of such principles of attracting contractors to provide services and perform works on capital repairs of residential buildings, as availability and transparency of information, creation of equal conditions for preliminary selection participants, organization of fair competition, the efficient use of regional operator’s means, formed by the residential premises owners’ contributions for capital repairs. The author formulates proposals to improve the regulatory order to attract contractors for capital repairs of common property in apartment buildings.

Текст научной работы на тему «Совершенствование регламентации электронных процедур на современном этапе»

ЭКОНОМИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК

www.hjournal.ru DOI: 10.17835/2078-5429.2017.8.1.131-141

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ЭЛЕКТРОННЫХ ПРОЦЕДУР НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

ОБАЛЯЕВА ЮЛИЯ ИГОРЕВНА,

Руководитель Дирекции по развитию ЗАО «Сбербанк-АСТ»,

г. Москва,

e-mail: [email protected]

В статье рассматривается организация электронных процедур на современном этапе, отбор квалифицированных подрядных организаций для проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Дается аналитический обзор развития электронных процедур, нормативно-законодательной базы контрактной системы в сферах закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, привлечения подрядных организаций для оказания услуг и выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах. Представлено авторское видение единых требований к организации работы единых торговых площадок, защиты информационно - у коммуникационных технологий. Раскрываются процедуры предварительного отбора 041 квалифицированных подрядных организаций и проведения электронных торгов. Акцент ^

делается на развитии таких принципов привлечения подрядных организаций для оказания услуг и выполнения работ по капитальному ремонту жилых домов, как доступность и открытость

o

информации, создание равных условий для участников предварительного отбора, организация >

добросовестной конкуренции, эффективное использование средств регионального оператора, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт собственников жилых помещений. ^

Формулируются предложения по совершенствованию нормативного порядка привлечения |

подрядных организаций на проведение капитального ремонта общего имущества в х

многоквартирных домах. m

Ключевые слова: электронные процедуры; требования к электронным площадкам; |

предварительный отбор; процедуры торгов; реестр; договор на проведение услуг. ш

REGULATION AT THE PRESENT STAGE

and municipal needs, of engagement of contractors for the provision of services and performance of works on capital repair of common property in apartment buildings.

t-

oo

IMPROVEMENT OF ELECTRONIC PROCEDURES !

CD

15 о О о.

YULIA I. OBALYAEVA, ¡g

Head of Development Department of Sberbank-AST, CJSC, q

Moscow,

e-mail: [email protected]

<

о

Ш

en о

The paper deals with the organization of electronic procedures at the present stage, the selection of qualified contractors to carry out capital repairs of common property in apartment buildings. The author gives an analytical overview of the development of electronic procedures, legislative § framework of the contract system in the areas of procurement of goods, works and services for state o

LL

O

_j

<

en

© Обаляева Ю. И., 2017 о

The author presents her vision of unified requirements for the organization of the united trading platforms, the protection of information and communication technologies. The preliminary selection of qualified contractors and electronic trading procedures is demonstrated. The emphasis is laid upon the development of such principles of attracting contractors to provide services and perform works on capital repairs of residential buildings, as availability and transparency of information, creation of equal conditions for preliminary selection participants, organization of fair competition, the efficient use of regional operator's means, formed by the residential premises owners ' contributions for capital repairs. The author formulates proposals to improve the regulatory order to attract contractors for capital repairs of common property in apartment buildings.

Keywords: electronic procedures; requirements for electronic platforms; preliminary selection; tendering procedure; registry; contract for the services.

JEL: H57, K39, O38, P35.

Электронные процедуры в России

Наука об услугах, их месте и роли в современной постиндустриальной экономике находится еще на начальной стадии своего формирования, когда многие ранее сложившиеся, традиционные представления подлежат ревизии, пересмотру ^ (Райзберг, 2014. С. 7). В последнее время проблематика организации электронных ° процедур нашла свое развитие в ряде монографических работ (Андреев, 2012; 2013) ,н и научных статей (Аверкиева, 2016; Обаляева и Черный, 2015а; 2015б). На

2 страницах периодической печати публикуются критические замечания по развитию оо государственных и муниципальных услуг (Лавров, 2016; Пушкарская и Окунь, § 2017).

^ Государственные и муниципальные услуги в сфере жилищно-коммунального

хозяйства, организации капитального ремонта жилых домов приобретают ^ значимость в связи с износом жилищного фонда, бесконтрольным использованием и | изыманием из оборота амортизационных отчислений на капитальный ремонт.

0 Исследователи (Кондюкова, Никитина и Шершнева, 2015; Леонова, § Алпатова и Леонов, 2016) обращают внимание на источники финансирования для ££ решения жилищных проблем граждан России.

1 Система электронных процедур в Российской Федерации получила g общественное признание при размещении государственных и муниципальных ^ закупок на товары и услуги в соответствии с Федеральным законом РФ от

05.04.2013 г. № 44-ФЗ (в ред. от 28.12.2016) «О контрактной системе в сфере закупок

товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Эта система показала, с одной стороны, инновационный характер государственной

программы информатизации страны, использования возможностей информационно-

коммуникационных технологий. С другой стороны, на федеральном и региональном

уровнях появилась возможность использования мощностей электронных торговых

площадок в других сферах - в сфере приватизации государственного и

муниципального имущества, продажи имущества-должников, отбора подрядной

организации для оказания услуг (выполнения работ) по капитальному ремонту

общего имущества в многоквартирном доме.

^ Современные электронные площадки вынуждены нести дополнительные

^ издержки по защите программно-технологического и информационного комплексов

о от несанкционированного вмешательства, доступа третьих лиц (DDos-атаки). DDos-

о атака (от англ. Denial of Service, отказ в обслуживании) — совокупность действий,

ш приводящих к перегрузке серверов, зависанию системы из-за большого количества

о ложных запросов и т.п. При этом у правомочных пользователей системы доступ к

<с системным ресурсам (серверам, сервисам) затруднен либо отсутствует полностью.

z

СП

3

о

< ф

15

О О

с О

m

о ш

Единые требования к организации работы электронных торговых

площадок

Особенности закупочных процедур в электронной форме потребовали разработки и утверждения единых требований к организации работы электронных торговых площадок. Эти требования включают единый порядок обмена информацией, документооборота, порядка использования усиленной электронной подписи, возмещения убытков участникам торгов операторами площадок, связанных с неправомерными действиями по разглашению информации. На рис. 1 представлено авторское видение единых требований к организации работы ЭТП с включением корректирующего блока. Корректировка единых требований может осуществляться на основе анализа и контроля и внесения изменений в действующую нормативно-законодательную базу.

Рис. 1. Единые требования к организации работы электронных торговых площадок Источник: составлено автором по результатам исследования.

ь-■н о см

о с

00

о >

о

X

о т

го ш

о <

Ь ф с^

15 о О с^ с

о т

о £

з о ш СП

о

о о ш

о <

В процессе анализа важным направлением является стандартизация (унификация) стоимостных оценок размещения закупок товаров и услуг, других процедур. В России отсутствует единая и полная система стандартов в отношении работ и услуг, к которым может быть отнесена оценочная деятельность (Касьяненко, 2016. С. 75). Требуется системный подход к классификации товаров и услуг, созданию единого каталога, оценке уровня качества. Единая информационная система (ЕИС), которую намечают ввести с 1 января 2018 года, должна базироваться на достоверной, точной, комплексной информации.

Введение ЕИС будет способствовать интеграции системы управления национальной экономикой, повышению эффективности деятельности органов государственного, муниципального и корпоративного управления, завершенности инновационных и инвестиционных проектов. По оценке, внедрение процессов постановки целей, контроля их выполнения с использованием информационных технологий повышает уровень завершенности проектов на 14% (Шепелявый, 2016. С. 37). Обеспечивается прозрачность в движении финансовых и инвестиционных ресурсов.

Специфические особенности электронного документооборота, повышенные требования к защите информационно-коммуникационных технологий и процедур, организации их функционирования предполагают централизованный отбор операторов электронных площадок. Порядок и условия отбора оператора электронных площадок устанавливаются в соответствии с ч. 4 ст. 59 Закона о ° контрактной системе (Федеральный закон РФ № 44—ФЗ, 05.04.2013) ■н Правительством Российской Федерации. Целью отбора является определение 2 электронных площадок, на которых заказчики будут иметь право проводить оо электронные закупки.

Операторами электронных площадок по состоянию на начало 2017 года являются ОАО «Единая электронная торговая площадка», ЗАО «ММВБ — информационные технологии», ГУП «Агентство по государственному заказу информационной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан», ЗАО «Сбербанк — Автоматизированная система торгов», ООО «РТС-тендер». Эти площадки имеют статус национальных операторов. В зависимости от объекта продажи на электронных площадках проводятся: торги по размещению заказов на поставки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд; § - торги по привлечению подрядных организаций для оказания услуг и выполнению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

домах;

ф

о. - торги по продаже приватизированного имущества;

торги по аренде имущества;

.а _ о

8. - торги, проводимые с целью реализации имущества должников в деле о о банкротстве;

" - торги по продаже арестованного имущества;

о - торги, проводимые по заказу коммерческих организаций (электронная ^ коммерция).

3

ш Процедуры по привлечению подрядных организаций в сфере

сс

0 капитального ремонта

2Ё Организация капитального ремонта общего имущества в многоквартирных

§ домах является важной народнохозяйственной задачей, направленной на

§ повышение эффективности использования жилищного фонда, улучшение качества

¡^ его эксплуатации, создание безопасных и благоприятных условий проживания

® граждан. В этих целях Правительство РФ 1 июля 2016 г. приняло Постановление

< № 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или)

сс выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном

о доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения

функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» (Постановление Правительства РФ № 615, 01.07.2016).

Данное постановление принято в соответствии с Гражданским кодексом РФ (№ 14-ФЗ, № 51-ФЗ) и Жилищным кодексом РФ (№ 188-ФЗ, 29.02.2004).

В постановлении Правительства РФ № 615 утверждено Положение о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Выделяются следующие принципы привлечения подрядных организаций для оказания услуг и выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме:

1) доступность, безвозмездность и открытость информации о привлечении подрядных организаций, ее достоверность и полнота;

2) создание равных условий для участников предварительного отбора и участников электронных аукционов;

3) добросовестная конкуренция участников предварительного отбора и участников электронных аукционов; ,н

4) профессионализм заказчика, осуществление его деятельности, деятельности ° специализированной организации на профессиональной основе с ■н привлечением квалифицированных специалистов, обладающих ° теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок; оо

5) эффективное использование средств регионального оператора, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт собственников ^ помещений в многоквартирных домах и средств государственной поддержки

на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего ^ имущества в многоквартирных домах в целях создания безопасных и | благоприятных условий проживания; о

6) создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей § в работах (услугах) с требуемыми показателями цены, качества и надежности, £ необходимых для целей обеспечения организации и своевременного 1 проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов. т

Электронный аукцион проводится на сайте оператора электронной ^ площадки. Привлечение оператора электронной площадки к проведению ^ предварительного отбора или электронных аукционов осуществляется заказчиком из числа операторов электронных площадок, определенных актом Правительства Российской Федерации в целях обеспечения проведения закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Для выбора организации, которая будет оказывать услуги или выполнять ^ работы по капитальному ремонту, на региональном уровне необходимо провести организационную работу, в том числе: з

1. Определить орган исполнительной власти, который будет проводить предварительный отбор в регионе; ^

2. Выбрать электронную площадку из числа отобранных для работы по ^ Федеральному закону 44-ФЗ, на которой будет происходить прием заявок от о подрядных организаций и размещаться реестр отобранных организаций, будут о проводиться аукционы и размещаться реестры договоров; ш

3. Создать комиссию для работы по отбору подрядных организаций; о

4. Согласовать и разместить на площадке документацию о предварительном < отборе, а также провести ряд мероприятий, нацеленных на заполнение ^ реестра добросовестными организациями. о

ф с^

15 о О с^ с

о т

Эти работы необходимо осуществить в сжатые сроки. Фактор времени относится к невозобновляемым ресурсам, играет заметную роль при достижении поставленной цели (Митрович, 2016. С. 103).

Следует подчеркнуть, что эффективность проводимой организационной работы предполагает четкую координацию органов региональной исполнительной власти, взаимосвязь с управляющими компаниями в сфере жилищно-коммунального комплекса. В условиях экономических санкций и ограниченных возможностей бюджета возрастает финансовая нагрузка на население (Гурвич и Прилепский, 2016). В условиях санкций также возрастает стоимость финансирования предприятий (Омельченко и Хрусталев, 2016). Выбор подрядной организации должен происходить только из числа отобранных и размещенных в соответствующих реестрах на электронных площадках.

В субъектах Российской Федерации и на электронных торговых площадках был осуществлен комплекс мер, направленных на организацию подготовки электронных торгов, проектирование сервисов, регламентных процедур, информационного обеспечения. Лидерами по числу участников электронных торгов и осуществлению организационно-технических мероприятий в четвертом квартале 2016 года стали Иркутская, Калужская, Тульская, Вологодская области.

Не все регионы успешно справились с данной задачей, но показательным стало оперативное реагирование универсальных операторов (ЗАО «Сбербанк-АСТ», ^ ЭТП «ММВБ», РТС-тендер, ГУП «Агентство по государственному заказу, ^^ инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан», 041 АО «Единая Электронная Торговая Площадка») на запрос рынка — на сегодня все ^ пять операторов разработали регламенты и сервисы на своих программных комплексах.

^ Несомненно, в условиях экономической нестабильности существуют риски

|2 для подрядных организаций, связанные с ценами на поставляемые материалы и

ф оборудование, ошибками при выборе поставщиков и субподрядчиков, некорректно

„ заключенными договорами подряда и поставки (Забродин, 2014. С. 31-34). Поэтому

^ важно, чтобы все поставщики и подрядные организации функционировали в

э открытом информационном пространстве с учетом возможных потенциальных

^ рисков. Риски также существуют на электронных торговых площадках.

т Остановимся на организации электронных торгов на площадке

^ ЗАО «Сбербанк-АСТ», одного из лидеров национального рынка электронных услуг.

го Закрытое акционерное общество «Сбербанк — Автоматизированная Система

о Торгов» - крупнейший национальный оператор электронных торгов. Концепция

развития «Сбербанк-АСТ» направлена на расширение сферы использования

электронных способов проведения закупок и продаж как в государственном, так и в

_ коммерческом секторе экономики. Электронная площадка «Сбербанк-АСТ» - это .о

§ современный технологический комплекс, позволяющий решать задачи по

с обслуживанию большого количества заказчиков и поставщиков одновременно в

т режиме реального времени. Уникальные сервисные решения, надежный программный комплекс обеспечивают работу электронной площадки в соответствии

2 с требованиями законодательства.

^ ЗАО «Сбербанк-АСТ» выступает за единый подход в описании обязательных

^ функций согласно Постановлению № 615, к которым относятся проведение

~ предварительных отборов и проведение закупок в форме электронного аукциона.

< ф

^ Обязательные этапы процедуры

о 1. Предварительный отбор - совокупность действий, являющихся частью

о процедуры закупки (торгов), в результате которых осуществляется формирование

ш реестра квалифицированных подрядных организаций субъекта Российской

о Федерации, сводного реестра квалифицированных подрядных организаций,

<с имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является

о^ оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего

о имущества в многоквартирном доме на территории субъекта Российской Федерации,

~' проводившего предварительный отбор.

• Кто проводит: Орган по ведению реестра - орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный субъектом Российской Федерации на ведение реестра квалифицированных подрядных организаций. Это региональное Министерство строительства или универсальный уполномоченный орган, регулирующий конкурентные процедуры, применяемые во всех сферах.

• Где проводится: на выбранной органом по ведению реестра из числа аккредитованных ЭТП.

• Кто может участвовать: Участник предварительного отбора -юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности или индивидуальный предприниматель, претендующие на включение в реестр квалифицированных подрядных организаций.

• Информационное обеспечение процесса: все процедуры и документы размещаются на электронной площадке до ввода в действие соответствующего раздела Единой информационной системы (ЕИС) zakupki.gov.ru.

• Что является результатом процесса: Реестр квалифицированных подрядных организаций (РКПО) - реестр, сформированный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным субъектом Российской Федерации на ведение реестра квалифицированных подрядных организаций по итогам предварительного отбора. В реестре содержится информация о подрядных организациях, которые имеют право принимать участие в электронном аукционе по установленному предмету электронного аукциона.

На данный момент на электронной площадке ЗАО «Сбербанк -АСТ» не только размещены предварительные отборы, но уже и подведены первые итоги по состоянию на 10 октября 2016 г. (см. рис. 2).

■н о см

о с

00

о >

о

х

О

т

пз со

о <

ф

15 о О

с

о m

о fee

ZD

о ш СП

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о о ш

Процедуры предварительного отбора подрядных организаций на площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" (на 10.10.2016)

Объявлено

Прием заявок

Подведение итогов

50

100

1. Новгородская область, департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу Новгородской области

2. ЯНАО, департамент Госж ил надзора ЯНАО

3. Калужская область, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области

4. Тульская область, министерство строительства и жил ищи о коммунального хозяйства Тульской области

5. Республика Северная Осетия - Алания, МинЖКХ иТЭ PCO Алания

6. Ивановская область. Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области

7. Астраханская область. Министерство Астраханской области

8. Псковская область. Государственный комитет Псковской области го делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства

9. Ставропольский край, МинЖКХ Ставропольского края

10. Тюменская область, департамент ЖКХ Тюменской области

11. Вологодская область. Комитет госзаказа области

12. Иркутская область, министерство го регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области

13. Республика Бурятия, Республиканское агентство по государственным закупкам

14. Омская область, Минстрой Омской области

15. Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области

Рис. 2. Процедуры предварительного отбора подрядных организаций на площадке

ЗАО «Сбербанк-АСТ» Источник: (http://www.sberbank-ast.ru/).

О

_J

<

СП ZD О

■н о см

00

5 о

о

X

о т

пз ш

о <

ф

15 о о

с

о m

о §

3

о ш СП

о

2. Проведение процедур в форме электронного аукциона

• Кто проводит: Региональный оператор - специализированная некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

• Кто может участвовать: Участник электронного аукциона -юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, включенные в реестр квалифицированных подрядных организаций, претендующие на заключение договора об оказании услуг.

• Каким способом проходит закупка и кто является победителем: Электронный аукцион - аукцион в электронной форме на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, являющийся конкурентным способом определения подрядной организации, проводимый в электронной форме на электронной площадке, при котором победителем признается участник закупки, включенный в реестр квалифицированных подрядных организаций и предложивший наименьшую цену договора.

• Информационное обеспечение процесса: все процедуры и документы размещаются на электронной площадке до ввода в действие соответствующего раздела Единой информационной системы (ЕИС) zakupki.gov.ru.

• Что является результатом процесса: Реестр договоров об оказании услуг, заключенных заказчиками, в который включается информация о договорах об оказании услуг, заключенных по результатам состоявшихся конкурентных закупок.

Итоги первого этапа по отбору подрядных организаций в сфере капитального ремонта жилых домов и предложения по совершенствованию

процедур

По состоянию на 18 ноября 2016 года на электронной площадке ЗАО Сбербанк АСТ объявлено 46 аукционов на общую начальную стоимость 682,2 млн рублей. Территориально аукционы по капитальному ремонту жилых домов на первом этаже охватили Иркутскую, Калужскую, Тульскую и Вологодскую области. В Иркутской области объявлено 30 аукционов на сумму 421,6 млн рублей, в Вологодской области - 14 аукционов на сумму 254,7 млн рублей, в Калужской и Тульской областях — по одному аукциону (см. табл. 1).

Таблица 1

Количество аукционов и начальная (максимальная) стоимость по капитальному ремонту жилых домов в четырех областях по состоянию

на 18.11.2016

Регион Кол-во аукционов % по кол-ву Общая НМЦ, руб. % по НМЦ

Иркутская 30 65,22 421 664 808 61,80

Калужская 1 2,17 5 252 811 0,70

Тульская 1 2,17 557 610 0,08

Вологодская 14 30,43 254 785 440 37,34

ИТОГО 46 682 260 669

о о ш

Ll_

О

_J <

Источник: (utp.sberbank-ast.ru).

Площадка ЗАО «Сбербанк-АСТ» обеспечивает проведение полного цикла отбора подрядной организации для оказания услуг (выполнения работ) по капитальному ремонту в электронной форме. Пользовательские настройки позволяют работать в полном соответствии с требованиями Постановления № 615.

Электронный документооборот позволяет эффективно осуществлять выбор подрядной организации: снизить временные трудозатраты, упростить работу с документами, исключить ошибки при заполнении электронных документов, обеспечить конкуренцию за счет эффективной и понятной процедуры участия в торгах (см. рис. 3).

■н о см

о с

00

о >

о

X

о т

пз со

о <

ф

15 о О

с

О

m

о fec

3

о ш СП

о

о о ш

LL

о

_J

<

Рис. 3. Электронный документооборот на площадке ЗАО «Сбербанк-АСТ» Источник: (http://www.sberbank-ast.ru/).

ЗАО «Сбербанк-АСТ» активно участвует в процессе реформирования и совершенствования нормативных документов, в том числе и в сфере выбора подрядных организаций для капитального ремонта.

Предложения по внесению поправок в Постановление № 615:

• Регламентация порядка проведения последующих отборов. Предлагаем открытый отбор, при котором срок подачи заявок на отбор не ограничен, комиссия рассматривает поступающие заявки в установленный срок, а подрядчики, чьи заявки соответствуют требованиям, включаются в реестр.

• Решение вопросов с единообразными требованиями СРО. Регламентация подтверждения опыта работы. Предлагаем установить, что выполнение аналогичных проектов подтверждается завершенными контрактами.

Регламентация действий органа по ведению реестра в случае, если отбор признан несостоявшимся.

Регламентация возможности участника, подавшего заявку, присутствовать на рассмотрении заявок.

• Установление порядка и оснований признания комиссией предложенной участником цены необоснованной и отказа от заключения договора, если такой участник снизил цену более, чем на 25% от начальной (максимальной) цены.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Определение нормативной возможности взимания платы с победителя аукциона.

■н о см

• Регламентация оснований и порядка возврата обеспечения участникам. Предлагаем установить, что участнику, занявшему второе место, обеспечение заявки не возвращается, поскольку в случае уклонения победителя договор заключается с участником, занявшим второе место.

• Определение оснований для выбора решения о проведении повторного аукциона или заключения договора с единственной подрядной организацией по итогам несостоявшегося аукциона.

• Уточнение порядка и сроков подписания договора по итогам аукциона, в том числе порядка заключения договора в электронной форме.

Совершенствование нормативно-законодательной базы в системе электронных процедур, их регламентации являются важным, но не единственным направлением развития электронных торговых площадок. Требуется коренное улучшение организации государственной и муниципальной службы (Медведев, 2016. С. 25). Это предполагает формирование новой системы подготовки и переподготовки государственных служащих и специалистов, формирование кадровых резервов.

В системе подготовки и переподготовки кадров, повышения их квалификации представляется перспективным организация совместного взаимодействия электроннных торговых площадок с кафедрами высших учебных заведений. ЗАО «Сбербанк-АСТ» заключило соглашение о сотрудничестве с Московским финансово-экономическим институтом (МФЭИ) и Московским государственным социальным университетом (МГСУ). В систему подготовки специалистов и повышения их квалификации используются мощности филиальной сети Сбербанка России и сети электронной торговой площадки.

оо" СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

о Аверкиева Е. С. (2016). Оценка роли государственных закупок в

^ модернизации общественного сектора в России // Вопросы регулирования экономики, Т.7, № 1, с. 120-134.

Андреев Н. Ю. (2012). Регулируемые торги в электронной форме.

| Монография. М.: МФЭИ, 149 с.

§ Андреев Н. Ю. (2013). Модернизация процессов рыночного обращения

° товаров и услуг посредством электронных торгов. Монография. М.: МФЭИ, 148 с.

о; Гурвич Е. Т. и Прелепский И. В. (2016). Влияние финансовых санкций на

^ российскую экономику // Вопросы экономики, № 1, с. 5-35.

§ Забродин Ю. Н. (2014) Управление инвестиционно-строительным бизнесом:

^ справ. пособие, 2-е изд. М.: Издательство «Омега-Л», 502 с.

с^ Касьяненко Т. Г. (2016). Современные проблемы теории оценки бизнеса:

о. Монография. М.: Проспект, 304 с.

¿5 Кондюкова Е. С., Никитина О. М., Шершнева Е. Г. и Руткаускас К. В.

о. (2015). Социально-экономические и правовые подходы к совершенствованию

о системы финансирования капитального ремонта жилищного фонда // Экономика

" строительства, № 4, с. 46-54.

о Лавров А. М. (2016). Оказание государственных и муниципальных услуг.

Ь Продолжение реформы // Бюджет, № 9, с. 30-33.

з Леонова Л. Б., Алпатова Е. С. и Леонов Р. А. (2016). Доступное жилье: поиск

ш источников финансирования // Экономический анализ: теория и практика, № 11,

£ с. 20-32.

2 Медведев Д. А. (2016). Социально-экономическое развитие России: обретение

§ новой динамики // Вопросы экономики, № 10, с. 5-30.

§ Митрович С. (2016). Направления и перспективы развития

^ информационного обеспечения экономического анализа в России // Экономический

о анализ: теория и практика, № 9, с. 100-112.

< Обаляева Ю. И. и Черный А. С. (2015а). Малый и средний бизнес в системе

ас контрактных отношений // Вопросы регулирования экономики, Т. 6, № 1, с. 74-82. о

Обаляева Ю. И. и Черный А. С. (2015б). К вопросу развития институтов контрактной системы // Вопросы регулирования экономики, Т. 6, № 3, с. 110-118.

Омельченко А. Н. и Хрусталев Е. В. (2016). Оценка влияния санкций на стоимость финансирования предприятий в России // Экономический анализ: теория и практика, № 10, с. 4-16.

Пушкарская А. и Окунь С. (2017). Госзаказ приведут в форму за полтора года // КоммерсантЪ, № 3, 11 января, с. 2.

Райзберг Б. А. (2014). Основы экономики услуг. Монография. — Смоленск: Издательство «Смоленская городская типография», 296 с.

Шепелявый Д. А. (2016). Роль ИТ-сектора в экономике России: основные тенденции // Бюджет, № 12, с. 37-39.

REFERENCES

Andreev N. Yu. (2012). Regulated trades in the electronic form. Monograph. Moscow, Publ. House MFEI, 149 p. (In Russian).

Andreev N. Yu. (2013). Modernization of the processes of the market circulation of goods and services through electronic trading. Monograph. Moscow, Publ. House MFEI, 148 p. (In Russian).

Averkieva E. S. (2016). Assessment of the public procurement role in public sector modernization in Russia. Journal of Economic Regulation, vol. 7, no. 1, pp. 120134. (In Russian). ^ Gurvich E. T. and Prelepskiy I. V. (2016). The impact of financial sanctions on ° the Russian economy. Voprosy Ekonomiki, no. 1, pp. 5-35. (In Russian).

Kas'yanenko T.G. (2016). Modern problems of business valuation theory: ° Monograph, Moscow, Prospekt Publ., 304 p. (In Russian). oo

Kondyukova E. S., Nikitina O. M., Shershneva E. G. and Rutkauskas K. V. -5 (2015). Socio-economic and legal approaches to improving the system of financing capital ^ repairs of housing stock. Construction Economics, no. 4, pp. 46-54. (In Russian).

Lavrov A. M. (2016). Provision of public and municipal services. Continued T reform. Budget, no. 9, pp. 30-33. (In Russian). |

Leonova L. B., Alpatov E. S. and Leonov R. A. (2016). Affordable housing: search o for sources of financing. Economic Analysis: Theory and Practice, no. 11, pp. 20-32. (In § Russian). £

Medvedev D. A. (2016). Social and economic development of Russia: finding new I dynamics. Voprosy Ekonomiki, no. 10, pp. 5-30. (In Russian). g

Mitrovic S. (2016). Trends and prospects of development of information support ^ of economic analysis in Russia. Economic Analysis: Theory and Practice, no. 9, pp. 100- ^ 112. (In Russian).

Obalyaeva Y. I. and Cherniy A. S. (2015a). Small and medium business in the contractual relationship system. Journal of Economic Regulation, vol. 6, no. 1, pp. 74-82. (In Russian). o

Obalyaeva Y. I. and Cherniy A. S. (2015b). On the question of contract system development. Journal of Economic Regulation, vol. 6, no. 3, pp. 110-118. (In Russian).

Omelchenko A. N. and Khrustalev E. V. (2016). Assessment of the impact of sanctions on the cost of financing enterprises in Russia. Economic Analysis: Theory and Practice, no. 10, pp. 4-16. (In Russian).

Pushkarskaya A. and Okun S. (2017). The Public procurement will be formed within a year and a half. Kommersant, no. 3, January 11, p. 2. (In Russian).

Raizberg B. A. (2014). Fundamentals of service economy. Monograph. Smolensk, ° Publ. House "Smolensk City Printing", 296 p. (In Russian). o

Shepelyavy D. A. (2016). The role of the IT sector in the economy of Russia: main w trends. Budget, no. 12, pp. 37-39. (In Russian). o

Zabrodin Y. N. (2014). Investment and construction business management, 2nd < ed. Moscow, Publ. House "Omega-L", 502 p. (In Russian). ^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.