ББК 74.102 УДК 372.2.01
М.В. ЛЕЖНИНА
M.V. LEZHNINA
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
USING ELECTRONIC RESOURCES IN THE CHILDREN EDUCATIONAL ESTABLISHMENT EDUCATIONAL PROCESS
Статья посвящена изучению эффективности использования электронных ресурсов в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения. Использование электронных ресурсов в образовательном процессе ДОУ способствует более эффективному решению задач обучения старших дошкольников: по развитию речи, по формированию элементарных математических представлений и изобразительной деятельности.
The article is devoted to the studying efficiency of using electronic resources in educational process of the Children Educational Establishment (CEE). Using electronic resources in the CEE educational process promotes more effective problem solving of senior preschool children training: in speech development, mathematical formation of elementary concepts and graphic activity.
Ключевые слова: электронные ресурсы, компьютерная программа, эффективность, детский сад, дети, занятия.
Key words: еlectronic resources, the computer program, efficiency, kindergarten, children, lessons.
Проблема информатизации и непосредственно связанная с ней компьютеризации образования является одной из глобальных проблем современного мира. Бурное развитие компьютерных технологий и активное внедрение их в России в последние годы наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Такой факт, как появление специализированных периодических изданий, литературы общепедагогического порядка по проблемам компьютеризации и множества соответствующих методических разработок говорит о существовании и острой актуальности данной проблемы.
В педагогическом процессе компьютер может быть как объектом изучения, так и средством обучения. Таким образом, возможны два направления компьютеризации обучения. При первом - усвоение знаний, умений и навыков ведет к овладению компьютерной грамотностью, при втором - компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения. Но сегодня перед системой образования стоит задача смены модели использования компьютера в образовательных учреждениях: переход от модели «компьютерный класс для преподавания информатики» к модели, в которой компьютер активно используется в качестве инструмента перестройки всего учебного процесса. Поэтому происходящие преобразования в системе дошкольного образования, связанные с компьютеризацией и использованием электронных ресурсов, можно охарактеризовать как логичный и необходимый шаг [5, с. 56].
В дошкольном возрасте происходит становление личности ребенка, закладываются основы знаний, понятий, представлений. Все возрастающий объем информации, которую дети должны усваивать не механически, а осмысленно, требует более совершенных форм, методов и приемов обучения.
В улучшении организации учебно-воспитательной работы с детьми и повышении ее качества большую помощь педагогам детского сада оказывают электронные ресурсы. Электронные средства занимают особое место среди других средств обучения и воспитания, обеспечивают наглядность, достоверность, позволяют проникнуть в сущность процессов и явлений [4, с. 34].
Одним из электронных средств является компьютер, который позволяет активно вовлечь детей в процесс познания и обучения. Компьютер должен использоваться в образовательном процессе дошкольных учреждений с целью совершенствования форм и методов работы с детьми. Основой интеллектуального развития детей дошкольного возраста являются компьютерные обучающие программы и презентационные материалы.
Признавая, что электронные ресурсы - средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что их использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом. Введение электронных ресурсов в образовательный процесс детского сада требует внимательного изучения не только со стороны педагогов и психологов, но и медиков. В детском саду могут использоваться только такие компьютерные программы и игры, которые соответствуют психолого-педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям [1, с. 16]. Эти требования изложены в инструктивно-методическом письме Министерства образования России от 14.03.2000 N 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возрасте в организованных формах обучения» в пункте 5 [3, с. 34].
Требования использования компьютера в детском саду, которые помогут воспитателю сохранить здоровье детей, при проведении занятий с электронными ресурсами:
9.Наиболее неблагоприятные дни для проведения занятий преимущественно понедельник и пятница.
10. Не следует проводить занятия с компьютером после трех обязательных занятий или в период, отведенный для прогулки.
11. Запрещается проводить компьютерные игры перед сном.
12. Для поддержания устойчивого уровня работоспособности и сохранения здоровья большое значение имеют условия, в которых проходят занятия за компьютером. Они могут проводиться лишь в присутствии воспитателя или преподавателя, который несет ответственность за безопасность ребенка.
13. Для уменьшения зрительного напряжения важно, чтобы изображение на экране компьютера было четким и контрастным, не имело бликов и отражений рядом стоящих предметов.
14. Помещения с ПЭВМ должны иметь естественное и искусственное освещение.
15. При работе компьютеров в помещении создаются специфические условия: уменьшается влажность, повышается температура воздуха, увеличивается количество тяжелых ионов. Необходимо: проветривание кабинета до и после занятий и влажная уборка, протирка столов и экранов дисплеев до и после занятий, протирка полов после занятий.
10. Занятия с ребенком, включающие деятельность за компьютером, познавательную беседу, игру, гимнастику для глаз и другие длятся от 25 до 35 минут. При этом дети могут быть за экраном не более 8-10 минут.
В том случае, если эти рекомендации выполняются, можно быть спокойными за здоровье детей.
Для изучения эффективности использования электронных ресурсов в образовательном процессе ДОУ нами было проведено экспериментальное исследование на базе МДОУ «Центр развития ребенка - Медведевский детский сад № 6 "Колокольчик"». В эксперименте участвовали две группы детей старшего дошкольного возраста в возрасте 5-6 лет: экспериментальная группа (ЭГ) «Василек» - 24 ребенка и контрольная группа (КГ) «Ландыш» - 24 ребенка. Новизна исследования заключается в том, что мы использовали ЭОР в детском саду на различных занятиях, а эта область знания еще недостаточно разработана современными исследователями.
Результаты диагностического обследования уровня развития речи на констатирующем этапе исследования показали, что в экспериментальной группе 17% детей имеют высокий уровень развития речи, 50% - средний уровень и 33% - низкий уровень. В контрольной группе 21% детей имеет высокий уровень развития речи, 50% - средний уровень и 29% - низкий уровень развития речи.
Результаты диагностического обследования уровня развития элементарных математических представлений показали, что в экспериментальной группе с низким уровнем развития элементарных математических представлений выявлено 25% детей, со средним уровнем - 59% детей и с высоким уровнем - 16% детей. В контрольной группе с низким уровнем развития элементарных математических представлений выявлено 29% детей, со средним уровнем - 54% детей и с высоким уровнем - 17% детей.
Результаты диагностического обследования уровня развития изобразительных умений показали, что в экспериментальной группе 33% детей имеют низкий уровень изобразительных умений, 46% - средний уровень и 27% - высокий уровень. В контрольной группе 21% детей - с низким уровнем, 50% -со средним уровнем и 29% - с высоким уровнем развития изобразительных умений.
С целью повышения уровня развития речевых, изобразительных навыков детей и повышения уровня сформированности их математических представлений нами был проведен формирующий этап эксперимента с использованием электронных образовательных ресурсов. В течение года нами проводились различные занятия с использованием ЭОР. Всего было проведено 21 занятие по развитию речи, 18 - по формированию элементарных математических представлений и 12 - по изобразительной деятельности детей. Для занятий по развитию речи нами были разработаны презентационные материалы по следующим темам: «Птицы», «Учимся вежливости», «Дикие животные», «Овощи», «Перелетные птицы», «Правила дорожного движения», «Природа в лесу», «Времена года», «Автотранспорт», «Свойства воды», «Рыбы», «Республика Марий Эл». Для занятий по формированию элементарных математических представлений детей - по следующим темам: «Геометрические фигуры», «Дни недели», и для занятий по изобразительной деятельности были подготовлены презентационные материалы по темам: «Дымковские игрушки», «Что такое Новый год?», «Герои сказок». Использовались такие компьютерные программы, как: «Школа рисования», «Страна знаний», «Азбука», «Математика для малышей».
При проведении занятий мы учитывали следующие требования:
6. нельзя переутомлять ребенка;
7. необходимо следить за расположением перед проектором;
8. максимальная продолжительность использования проектора на занятиях не более 10 минут;
9. изображение на дисплее должно быть ярким и четким, не иметь бликов рядом стоящих предметов.
Применение ЭОР позволило сделать каждое занятие нетрадиционным, ярким, насыщенным и доступным для восприятия детей. В работе с детьми мы использовали мультимедийные презентации и обучающие программы, поскольку учебный материал, представленный различными информационными средами (звук, видео, графика, анимация) легче усваивается дошкольниками. Содержание презентационных материалов выстраивалось с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников на основе Программы воспитания и обучения детей и, для большей эффективности, в них включались занимательные вопросы, анимационные картинки, игры.
Нами использовались такие приемы работы, как чередование практической и теоретической демонстрации учебного материала, беседа с детьми, что, несомненно, способствовало достижению поставленных целей. На каждое занятие к ребятам «приходили» различные компьютерные герои, которые играли с детьми и придумывали для них разнообразные задания на закрепление пройденного материала. Дети с интересом отвечали на поставленные вопросы, внимательно слушали педагога, были активны. Применение цвета, графики, мультипликации, звука на занятиях повышали мотивацию, интерес детей к получению новых знаний и учебный материал усваивался эффективнее.
На контрольном этапе было выявлено, что по сравнению с первичной диагностикой в экспериментальной группе на 25% увеличилось количество детей с высоким уровнем развития речи. Дети научились употреблять сложные предложения разных видов, при пересказе пользоваться прямой и косвенной речью, определять место звука в слове, употреблять слова, относящиеся к миру человеческих взаимоотношений, с удовольствием беседовали на разные темы. Полученные данные позволяют нам утверждать, что электронные ресурсы эффективно использовать на занятиях по развитию речи, и мы можем подтвердить гипотезу о том, что электронные ресурсы способствуют повышению уровня речевого развития ребенка.
После формирующего этапа эксперимента повысился и уровень элементарных математических представлений детей экспериментальной группы, он намного превысил уровень развития математических представлений детей контрольной группы. Дети экспериментальной группы хорошо усвоили знания о множестве, величине и форме предметов, научились ориентироваться во времени и пространстве. Этого нам помогли достигнуть презентации и программы с различными заданиями, что позволяет нам утверждать, что использование электронных ресурсов эффективно использовать на занятиях по формированию элементарных математических представлений детей.
Результаты контрольной диагностики показали, что значительно увеличился также уровень изобразительных умений детей экспериментальной группы. В экспериментальной группе на 12% больше детей с высоким уровнем развития изобразительных умений по сравнению с детьми контрольной группы. При проведении эксперимента мы выявили, что применение ЭОР на занятиях
по изобразительной деятельности создает определенный эмоциональный настрой, что положительно сказывается на развитии изобразительных умений. Применение компьютерных программ является еще одним способом развития изобразительных умений, творчества, воображения у детей.
Таким образом, результаты контрольной диагностики показали, что наибольшие положительные изменения по развитию речи, формированию элементарных математических представлений и изобразительных навыков детей наблюдаются в экспериментальной группе.
Таблица 1
Экспериментальная группа Контрольная группа
Уровни развития
ВУ СУ НУ ВУ СУ НУ
Развитие речи 42% 50% 8% 22% 58% 20%
Формирование элементарных 42% 45% 13% 21% 58% 21%
математических представле-
ний
Развитие изобразительной 37% 50% 13% 25% 58% 17%
деятельности
Это свидетельствует о том, что электронные ресурсы эффективно использовать на занятиях в ДОУ, т.к. они развивают фантазию, воображение и мышление детей, повышают их мотивацию к деятельности. На занятиях дети работают более увлеченно, внимательно, быстрее решают поставленные перед ними задачи. Рекомендуется применять компьютерные развивающие и обучающие программы, адекватные психическим и психофизиологическим возможностям ребенка. Необходимо вводить современные электронные ресурсы в образовательный процесс ДОУ [2, с. 147] и стремиться к органическому сочетанию новых форм обучения и воспитания с традиционными методами развития детей.
Литература
1. Босова, Л.Л. Компьютерные уроки в детском саду [Текст] / Л.Л. Босова // Информатика и образование. - 2002. - № 1. - С. 15-19.
2. Машбиц, Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения [Текст] / Е.И. Машбиц. - М.: Педагогика, 1988. - 243 с.
3. Рекомендации по использованию компьютеров в детском саду [Текст] / Письмо Министерства образования РФ // Информатика и образование. - 2006. - № 6. -С. 34-40.
4. Сыч, В.Д. Технические средства обучения в детском саду [Текст]: кн. для работников дошкольных учреждений / В.Д. Сыч. - М.: Просвещение, 1999. - 95 с.
5. Человек и компьютер [Текст] / под ред. О.К. Тихомирова. - М.: МГУ, 2003. - 98 с.