вания является темой изучения как с теоретической, так и с методической стороны. Изменяющиеся условия образования ставят преподавателя и студентов в новые позиции. Для их упрочения необходима разра-
ботка и технологической стороны данного процесса, создание новых методических материалов, программ, обновление материально-технической базы образовательного процесса.
Библиографический список
1. Ботузова Ю. В. Организация самостоятельной работы студентов с использованием технологий дистанционного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2013. № 12 (декабрь). С. 146-150.
2. Методика применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации, утвержденная приказом Минобразования РФ от 18.12.2002 № 4452 // Российская газета. 2003. № 9. 18 января.
3. Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений: Письмо Минобразования РФ от 27.11.2002 № 14-55-996ин/15. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Пидкасистый П. И. Педагогика. М.: Академия, 2004. 374 с.
5. Сборник технологических инструкций по проведению учебных занятий / под ред. В. Н. Фокиной. Изд. 3-е (перераб.). М.: СГА, 2003. 214 с.
© Васильева М. И., 2021
УДК 004.9:[371.3+51]
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КУРСА «СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ»
Закиржанова Дарья Рустемовна,
студент
Научный руководитель — И. Б. Ахпашева, кандидат педагогических наук, доцент Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)
В статье описываются возможности использования цифровых технологий в образовательной деятельности. Рассматриваются основные достоинства и недостатки использования электронных образовательных курсов в обучении. Представлены основные принципы и требования, предъявляемые к созданию электронного образовательного курса на образовательных ресурсах. Был разработан электронный образовательный курс на базе цифровой платформы «ЯКласс». Результат трудов был апробирован на учениках средней общеобразовательной школы.
Ключевые слова: информационно-образовательная среда, электронный образовательный ресурс, электронный образовательный курс, цифровые технологии, обучение математике, школьное образование.
THE USE OF THE ELECTRONIC EDUCATIONAL COURSE «ADDITION AND SUBTRACTION OF NATURAL NUMBERS»
Zakirzhanova Darya Rustemovna,
student
Scientific Supervisor — I. B. Akhpasheva, PhD. of Pedagogical Sciences, Associate Professor Katanov Khakass State University (Abakan)
The article describes the possibilities of using digital technologies in educational activities. The main advantages and disadvantages of using electronic educational courses in teaching are considered. The basic prin-
ciples and requirements for the creation of an electronic educational course on educational resources are presented. An electronic educational course based on the digital platform «YaClass» was developed. The result of the work was tested on secondary school students.
Key words: information and educational environment, electronic educational resource, electronic educational course, digital technologies, teaching mathematics, school education.
Ведение образовательной деятельности в современном обществе невозможно представить без повсеместного использования цифровых технологий. Существующие технологии в сфере образования позволяют проводить эффективные уроки в классе и дистанционное обучение, осуществлять контроль знаний, полученных школьниками.
Одной из форм современного обучения в школах является использование электронных образовательных курсов, которые вобрали в себя банк электронных учебников, сборники тренировочных заданий, лекционные материалы, возможность проводить дистанционное обучение и многое другое.
Актуальность работы обусловлена переходом образовательных учреждений на этап цифрового обучения. В образовательную деятельность в форме дистанционного обучения внедряется применение электронных образовательных курсов, проведение дистанционных уроков и проведение проверочных работ на расстоянии. В связи с чем требуется разработка электронных образовательных курсов, позволяющих наряду с традиционным типом обучения проводить занятия в дистанционном виде.
Для того чтобы перейти к определению понятия «цифровой курс», следует познакомиться с основными терминами информационно-образовательной и цифровой среды.
В коллективной монографии, посвященной основам открытого образования, А. А. Андреев охарактеризовал информационно-образовательную среду в виде ин-
формационного пространства, причем ключевым фактором являлось наличие среди традиционных для образования методов информации (бумажный экземпляр учебника, рабочие тетради, школьная доска, объемные модели фигур и др.) технологий цифрового сопровождения пользователя [1]. Так, в качестве вспомогательных материалов информации на занятиях применяются цифровые технологии, электронные учебные пособия, виртуальные образовательные платформы и прочее.
Подобным образом определяют информационно-образовательную среду Б. С. Ах-метов и Е. Ы. Бидайбеков [2]. Однако в сравнении с трактовкой А. А. Андреева названные ученые предлагают несколько расширенное представление об информационно-образовательной среде. Таким образом, помимо того, что данная среда включает в себя как традиционные ресурсы обучения, так и цифровые, авторы говорят о том, что подобные цифровые технологии обеспечивают автоматизацию учебного процесса, а также полную ее информатизацию.
В качестве основной функциональной единицы информационно-образовательной среды выступает электронно-образовательный ресурс (ЭОР), в котором происходит общение учеников и учителей, обмен информацией, усвоение учебного материала, выполнение проверочных работ, самостоятельное изучение материала и многое другое. Обучение в информационной среде начинается именно с электронно-образовательных ресурсов.
Более подробно остановимся на таком виде электронно-образовательного ресурса, как электронный образовательный курс (ЭОК), и определим его основные функции.
Электронный образовательный курс (дистанционный курс) - это особый вид ЭОР, который представляет собой комплекс других видов ЭОР и направлен на реализацию основной функции образовательного учреждения - обучения с применением средств цифрового управления образовательным процессом для успешного и современного овладения учениками навыками и умениями в соответствии с последней утвержденной образовательной программой [3].
Использование в преподавательской деятельности электронных образовательных курсов способствует повышению уровня вовлеченности в учебный процесс школьников в связи с наличием заданий на самостоятельное изучение. Причем применение в образовательной деятельности современных цифровых технологий повышает мотивацию и заинтересованность учеников к теме урока. За счет того, что электронный образовательный курс включает в свой состав, помимо текстового теоретического материала, еще и разнообразные графические и звуковые представления, задачи в игровой форме, интерактивные тестовые задания и другие подобные функции, у обучающихся возрастает интерес к прохождению курса.
М. В. Лапенюк в своих трудах отмечает, что использование электронных образовательных курсов организует информационное взаимодействие на основе интерактивного диалога в системе «преподаватель - обучающийся», автоматизирует контроль результатов достижения целей образования, реализует инфор-
мационно-методическое обеспечение образовательного процесса [5].
Е. А. Копылова [4] перечисляет несколько основных дидактических функций обучения с использованием электронных образовательных курсов:
- формирование высокого уровня наглядности за счёт использования различных средств графического представления учебного материала;
- улучшение качества учебного процесса и ускорение темпов освоения учебного материала в связи с использованием современных цифровых технологий в обучении;
- оптимизация работы преподавателей путем использования модулей автоматической проверки выполненных заданий в обучающем курсе, ведомости успеваемости учеников;
- управление познавательной деятельностью обучающихся.
Определив основные теоретические составляющие и функции электронных образовательных курсов в учебной деятельности, считаем целесообразным назвать основные преимущества и недостатки подобного нововведения в образовательной деятельности (рис. 1).
Таким образом, основываясь на заключениях специалистов в области информационно-образовательной среды (см., например, [6]), а также на личном опыте использования цифровых средств в образовательной деятельности, считаем возможным утверждать, что применение электронных образовательных курсов в обучении способствует повышению заинтересованности учеников к учебному процессу, формирует у учащихся навыки самостоятельной работы, позволяет многократно сократить время, затраченное на подготовку и проведение урока.
Преимущества
• мультимедийное предъявление информации дает больше возможностей для эффективного усвоения материала;
• возможность моделирования различных процессов, заменяющих использование специального оборудования и реактивов
• интерактивноегь:
•возможность сетевого распространения;
•удобство поиска информации:
• открытость для внесения новых данных;
•компактность хранения данных.
Недостатки
• возможность информационного перенасыщения учебного процесса;
• «технолоп нация» учебного процесса способствует формированию излишнего индивидуализма, а, следовательно, разрушению целостности личности, постоянная работа в интернете способствует возникновению проблемы информационной безопасности шпшостн;
• проблема закупит современной техники, соответствующая требованиям новейших ЭОК;
•проблема оптимизации стоимости ЭОК;
• возникновение дополнительной когнитивной нагрузки на мыслительную память.
Преимущества и недостатки использования электронных образовательных курсов
в учебной деятельности
При самостоятельном создании электронного образовательного курса нами были учтены некоторые требования к материалу, таким образом, курс состоял из лекционного материала и практической части.
Лекционный материал, на наш взгляд, может быть представлен в виде текстового формата, в виде презентаций или аудио-, видеоряда. Допустимо использовать комбинированные лекции, которые могут включать текстовые фрагменты, видеоролики, графические презентации и другие интерактивные компоненты, а также тестовые вопросы.
Практическая часть курса должна содержать практические задания, при помощи которых обучающиеся смогут отработать полученные теоретические знания на выполнении заданий и тестов по пройденной теме. В задание желательно включать примеры решения типовых задач, перечень практических работ, заданий и описаний к ним, инструкции и требования к оформлению, порядок выполнения заданий.
Мы решили остановиться на обучающей цифровой платформе «ЯКласс», которая
наиболее часто используется в общеобразовательных школах при проведении внутри-урочного и дистанционного обучения.
Образовательный интернет-ресурс
«ЯКласс» помогает учителю проводить занятия с использованием компьютерных технологий, проверочные и тестовые работы, задавать домашние задания в дистанционном формате. Для учеников - это банк электронных книг, рабочих тетрадей и сборники тренажеров по школьной программе.
При проведении образовательной деятельности учитель может использовать как готовые комплексы теоретических и практических заданий, так и создавать собственные курсы. Создание курса имеет интуитивное управление и не требует от учителей глубоких познаний в информационной области.
Нами был создан авторский курс на тему: «Сложение и вычитание натуральных чисел» для учеников 5 класса на платформе «ЯКласс».
Электронный курс разработан на основе контрольно-тематического планирования
образовательной деятельности в школе, по материалам учебника по математике для 5 классов под авторством А. Г. Мерзляка.
Электронный образовательный курс по математике на тему «Сложение и вычитание натуральных чисел» разработан для учеников 5 класса общеобразовательной школы.
Цель курса - дать ученикам основы знаний по использованию операций с натуральными числами; развить логическое мышление; создать условия для развития у учеников умения структурировать информацию при работе с цифровыми ресурсами.
В результате освоения курса школьники должны уметь:
- оперировать основными компонентами и правилами операций сложения и вычитания натуральных чисел, записывать свойства буквенного представления в виде формул;
- использовать числовые и буквенные символы для записи выражений и формул;
- интерпретировать и записывать условия задачи в виде буквенных и числовых выражений.
Общая трудоемкость электронного учебного курса составляет 14 часов.
В материалах электронного курса представлены теоретические блоки, которые, в свою очередь, поделены на отдельные параграфы:
1. «Сложение натуральных чисел. Свойства сложения»:
а) «Сложение натуральных чисел»;
б) «Свойства сложения».
2. «Вычитание натуральных чисел»:
а) «Вычитание натуральных чисел»;
б) «Правила вычитания натуральных чисел».
3. «Числовые и буквенные выражения. Формулы».
Теоретический блок разработан в красочном виде, чтобы привлечь внимание
учеников к теме курса, значимые элементы урока выделены цветом, приведены наглядные рисунки с подробным разбором хода решения задач.
К каждому из параграфов прилагаются практические задания для отработки теоретического материала. В блоке практических заданий представлены задания с выбором одного верного варианта ответа на тест, со свободным ответом на вопрос, а также задания с ручной проверкой, где ученикам необходимо прикрепить фотографию выполненного письменного задания.
Кроме того, после прохождения каждого из параграфов предусмотрены практические задания на закрепление изученного материала.
По завершении темы «Сложение и вычитание натуральных чисел» по программе предусмотрена контрольная работа в виде тестовых заданий, которая измеряет уровень знаний, навыков, умений, которые получили школьники при прохождении темы.
При создании электронного курса по математике следует обращать внимание на такие параметры, как соответствие материала федеральным государственным образовательным стандартам; отсутствие неточностей, грубых ошибок в написании формул; соответствие возрастным особенностям пользователей курса; систематичность и последовательность расположения учебного материала в курсе.
При разработке теоретического материала в графическом виде следует выделять различным цветом и шрифтом формулы, чтобы выделять их среди прочего текста. Текст и компоненты формул должны быть хорошо читаемыми.
В практическом комплексе должны быть отражены пример решения задания, справочная информация, глоссарий и ссылка на
конкретный теоретический материал по теме задачи.
Для успешного проведения дистанционного обучения в школе с элементами электронных образовательных ресурсов, нами были разработаны методические рекомендации, предъявляемые к проведению ЭОК на уроках в школе.
Главной рекомендацией является частичный перевод образовательной деятельности в дистанционный формат, так как при занятиях на электронных курсах отсутствует момент личного общения учеников с педагогом (обратная связь), отсутствуют меры социального контроля, нарушаются механизмы дисциплины.
Учителя, разрабатывающие электронные образовательные курсы, должны проходить дополнительную подготовку по работе с цифровыми ресурсами.
Следует учитывать рекомендации Министерства здравоохранения по разрешенному времени, которое дети проводят за компьютером. Так, для учеников с 5 по 7 классы время работы за компьютером не должно превышать 15 минут. По истечении данного временного промежутка следует проводить комплекс упражнений для глаз.
Каждому из учеников необходимо иметь компьютерное оборудование, способное воспроизводить материалы электронного курса в домашних условиях.
Теоретический материал должен осваиваться учениками самостоятельно в домашних условиях, затем, в рамках очного урока по математике, ученики выполняют практический модуль на школьных компьютерах. При возникновении затруднений следует оказать помощь школьникам. Следующий после практических заданий блок на закрепление материала осваивается учениками самостоятельно в дистанционном формате. После прохождения подобным образом всех разделов темы курса предполагается контрольная работа в классе.
Разработанный электронный курс был апробирован на учениках МБОУ города Абакана «Лицей имени Н. Г. Булакина» в рамках уроков по математике. Проведенный курс показал успешное усвоение учениками полученных теоретических и практических знаний, способствовал развитию определенных навыков и умений при выполнении операций над натуральными числами.
Библиографический список
1. Андреев А. А. Основы открытого образования / отв. ред. В. И. Солдаткин / Российский государственный институт открытого образования. М.: НИИЦ РАО, 2002. 680 с.
2. Ахметов Б. С., Бидайбеков Е. Ы. Информационная образовательная среда вуза: разработка, внедрение, перспективы / Б. С. Ахметов // 3-я Всероссийская научно-практическая конференция-выставка. Омск, 2006. URL: http://www.omsu.ru/conference/stat.php (дата обращения: 24.04.20).
3. Запорожко В. В., Дырдина Е. В., Парфенов И. В. Создание электронных учебных курсов в системе Moodle для реализации образовательных программ факультетом дистанционных образовательных технологий: методические рекомендации. Оренбург: ОГУ, 2016. 41 с.
4. Копылова Е. А. Электронный образовательный ресурс как структурный компонент методического обеспечения образовательного процесса СПО: выпускная квалификационная работа. Екатеринбург: Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, 2020. 90 с.
5. Лапенюк М. В. Научно-педагогические основания создания и использования электронных образовательных ресурсов информационной среды дистанционного обучения (на примере подготовки учителей): автореф. дис. ... доктора педагогических наук. М., 2014. 43 с.
6. Хеннер Е. К. Формирование ИКТ-компетентности учащихся и преподавателей в системе непрерывного образования. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. 378 с.
© Закиржанова Д. Р., 2021