Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДОСТУПНЫХ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДОСТУПНЫХ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
29
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / СТУДЕНТ / ЗДОРОВЬЕ / СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ПОДГОТОВКИ / СПОРТИВНЫЕ И ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Таова Асият Хасеновна

Статья посвящена вопросам использования доступных средств и методов на занятиях физической культурой и спортом, применяемых при подготовке специалистов. В результате научных исследований многих ученых подтверждают необходимость использования спортивных и подвижных игр, позволяющих более качественно формировать и развивать всесторонне гармонично развитых специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Таова Асият Хасеновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF AVAILABLE MEANS AND METHODS AT THE CLASSES OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS IN TRAINING FUTURE SPECIALISTS

The article is devoted to the issues of using available means and methods in physical culture and sports, used in the training of specialists. The results of scientific research by many scientists confirm the need to use sports and outdoor games, which allow better formation and development of comprehensively harmoniously developed specialists.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДОСТУПНЫХ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_6_1_76 УДК 37.013:796

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДОСТУПНЫХ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Таова Асият Хасеновна,

старший преподаватель кафедры физического воспитания, Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В. М. Кокова, г. Нальчик, Россия

Статья посвящена вопросам использования доступных средств и методов на занятиях физической культурой и спортом, применяемых при подготовке специалистов. В результате научных исследований многих ученых подтверждают необходимость использования спортивных и подвижных игр, позволяющих более качественно формировать и развивать всесторонне гармонично развитых специалистов.

Ключевые слова: физическая культура и спорт; студент; здоровье; средства физического развития и подготовки; спортивные и подвижные игры.

UDC 37.013:796

USE OF AVAILABLE MEANS AND METHODS AT THE CLASSES

OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS IN TRAINING FUTURE

SPECIALISTS

Taova Asiyat Khasenovna,

Senior Lecturer, Department of Physical Education, Kabardino-Balkarian State

Agrarian University named after V.M. Kokova, Nalchik, Russia

The article is devoted to the issues of using available means and methods in physical culture and sports, used in the training of specialists. The results of scientific research by many scientists confirm the need to use sports and outdoor games, which allow better formation and development of comprehensively harmoniously developed specialists.

Keywords: physical culture and sport; student; health; means of physical development and training; sports and outdoor games.

Десятки миллионов людей в нашей стране занимаются физической культурой и спортом. Это оказывает серьезное влияние на общество, экономическую жизнь страны, внешние и международные связи и качество рабочей силы. По ряду отраслей народного хозяйства прослеживается весомость физической культуры и спорта:

- есть заслуга физической культуры и спорта в результатах экономического роста, она является одним из ключевых элементов подготовки будущих специалистов;

- во всех сферах жизнедеятельности общества физически подготовленные люди позволяют минимизировать экономические потери;

- влияет на качество, рост продолжительности жизни и трудоспособного возраста людей;

- занятость населения обеспечивают спортивная индустрия и туризм, за счет которого делаются налоговые отчисления, пополняющие региональные бюджеты и т.д.

Здоровье граждан является значимым финансово-экономическим, гражданственным и политическим фактом существования нации. В развитых странах это признано давно. Высокие достижения в спорте стали непременным атрибутом идеологического и мировоззренческого превосходства, гордостью страны и населения. Здоровье населения зависит не только от уровня развития системы здравоохранения, но и от образования культуры, науки и других не менее существенных направлений. В то же время в обществе становится больше нездоровых людей. Это ведет к хозяйственно-экономическим потерям, снижению личностного и общественного здоровья.

Можно говорить о здоровье не только при каких-либо заболеваниях, но даже при высокой умственной, физической работоспособности, при стрессах, нервно-психических расстройствах, перевозбуждении и т.д.

Уже давно никто не сомневается и не удивляется, что здоровых студентов становится все меньше на начальных этапах обучения, об этом говорят результаты контрольных испытаний и научных исследований. Процент физиологической незрелости высок (более 65 %), откуда и причина роста функциональных (до 75 %) и хронических (до 55 %) заболеваний. Дефицит массы тела имеют более 20 % студентов, столько же - избыточный вес. Среди функциональных отклонений ведущими являются нарушения сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата; среди хронических патологий - аллергические заболевания, болезни дыхательной, нервной, мочеполовой системы, костно-мышечной. Под воздействием целого комплекса факторов формируется здоровье. Занятия физической культурой в этом случае имеют особое значение.

Процесс обучения студентов организуется с учетом условий и характера труда, предстоящей профессиональной деятельности, в зависимости от состояния здоровья, подготовленности студентов, спортивной квалификации, уровня физического развития.

В Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об об -разовании в РФ» и Федеральном законе от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от-

мечено, что в образовательных учреждениях основными задачами физического воспитания являются: содействие правильному развитию, обучение учащихся жизненно необходимым двигательным навыкам, укрепление здоровья, воспитание волевых и моральных физических качеств, коллективного взаимодействия в игровой и соревновательной деятельности, соблюдение норм этического общения. Выступая как средство и метод физического воспитания, игра содействует решению этих задач.

Как отмечает Ю.А. Ермолаев, особая привлекательность игры состоит в том, что она позволяет действовать в ситуации «риска», неопределенности, свободы выбора. В игре ребенок как бы ставит все на карту и сам, не советуясь ни с кем, принимает решение.

Стремление, интерес к игре (спортивной, подвижной), взрослого и ребенка естественен. Потребность в игровых эмоциях, движениях постепенно переходит в игровую творческую деятельность. Со временем это становится желанным досугом человека. Игровая деятельность сравнима со спортивной подготовкой, и это вполне объяснимо, учитывая психофизиологическую природу активного вида деятельности.

Формирование здорового образа жизни студентов может стать основой изучения использования игровой деятельности. Сегодня в учебном процессе по физическому воспитанию может иметь решающее значение чередование подвижных игр со спортивными играми, которые обогатят занятия новым содержанием, сменой декорации, эмоциональным подъемом, настроением, новизной, поскольку каждая игра требует свой инвентарь и имеет свои особенности. Игры, которые могут быть использованы, очень разнообразны и делятся на 2 большие группы: подвижные и спортивные. Спортивные игры являются высшей ступенью развития подвижных игр. Их основное отличие - единые правила, которые определяют состав участников игры, площадку, продолжительность и инвентарь.

Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов считают, что игры, связанные со спортом, имеют соревновательную природу. Игровая деятельность отличается правилами, игровыми приемами, тактикой и предметом состязания, может иметь национальные традиции. Это

могут быть танцы, спортивные состязания, сопровождаемыми музыкой, пением, аплодисментами и голосовой поддержкой, что имеет большое значение для нравственного и культурного воспитания.

Трудно переоценить значение спортивных и подвижных игр на занятиях. Преимущество игрового метода состоит в том, в его процессе осваиваются технически сложные упражнения. При использовании игры вместе с двигательными навыками развиваются физические качества [1; 2].

В вузе по курсу физического воспитания в процессе обучения студентов предусматривается решение следующих задач: подготовка к высокопроизводительному труду; нравственное воспитание; повышение физической подготовленности занимающихся; обучение самостоятельному, грамотному, регулярному занятию физической культурой и спортом.

Главным результатом физического воспитания является решение вышеперечисленных задач, что сподвигает человека к полноценной жизнедеятельности и социально обусловленной деятельности. Для преподавателя важной задачей является подбор подвижных игр, позволяющих в короткий срок повысить эмоциональную нагрузку и впоследствии включить растущего человека в спортивно-игровую деятельность [2; 6; 7].

В учебных заведениях подвижным и спортивным играм на занятиях необходимо уделить должное внимание, потому что они используются в соответствии с требованиями программы для решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач.

Двигательная деятельность организуется на основе утвержденного содержания, имеющихся условий и правил игры, где педагог может позволить за счет повторяемости игр оказывать необходимое воздействие на занимающихся. Однако следует помнить, что подвижные игры выступают как вспомогательные средства, дополняющие основные средства, в то же время играющие немаловажную роль в творческом воспитании студентов.

Спортивные и подвижные игры дают возможность изучения технически сложных упражнений, и это является большим достоинством. Двигательные навыки развиваются вместе с физическими качествами, и одно-

временное использование игры позволяет комплексное совершенствовать двигательную деятельность.

Преимуществом игровой деятельности является то, что она позволяет:

а) предельно раскрыть и проявить свои интеллектуальные, физические способности во время игры;

б) удовлетворить некоторые социальные интересы, общаться с другими игроками во время игры, что поддерживает желание играть.

Для моделировании подвижных игр можно использовать оба пути. При правильном подборе подвижная игра может стать точной моделью спортивной деятельности с сохранением ее существенных свойств. Хотя она отличается внешне от конкретного вида спорта и способствует формированию важных специальных навыков, моделирование и подбор делается не только по схожести движений в конкретном виде спорта, но путем логического сопоставления двигательных действий и их идентичности.

При этом предварительно осваивают сложное движение с помощью специальных упражнений. В соответствии с задачами каждого этапа тренировки изменяется методика, объем. В подготовительном, соревновательном и переходном периодах тренировки применяются подвижные игры. Игра помогает восстановить силы, является естественной потребностью человека, помогает не только в решении ряда специальных задач, но и является толчком для занятий спортом.

Подвижная игра - это как дополнительное средство обучения, позволяющее изме-ненять эмоциональное состояние занимающихся и способствующее формированию важных специальных навыков [5-7].

Педагогический процесс постоянно находится в поисках новых направлений, форм и методов работы со студентами, которые будут решать важные задачи образовательной системы.

Такие мыслители, как Н.П Чернышевский, Н.А. Добролюбов, В.И. Писарев, высоко ценили народные игры как мощное средство нравственного воспитания личности [4].

В контексте вышеизложенного следует отметить, что национальные кабардинские игры являются эффективным средством для повышения физической подготовленности

студентов и освоению жизненно важных двигательных навыков.

Для выполнения поставленной цели - сохранение и повышение уровня здоровья, умственной работоспособности и общей физической подготовки каждого студента - в Кабардино-Балкарском аграрном университете им. В. М. Кокова, применяются спортивные игры (ручной мяч, настольный теннис, волейбол, баскетбол, мини-футбол) и подвижные игры (народные кабардинские подвижные игры).

В университете 108 студентов I и II курса добровольно приняли участие в экспериментальных исследованиях. В процессе учебных занятий в основной медицинской группе по физической культуре 54 студента работали по составленной программе, включавшей 9 % игровых, соревновательных, национально-культурных упражнений, танцев в сопровождении музыки, остальные 54 студента контрольной группы посещали обычные занятия по физической культуре, где физическая нагрузка соответствовала их функциональной подготовленности. Кабардинские народные подвижные игры подбирались в связи с тем, что в основе учебной программы на практическом занятии по физической культуре и спорту лежали такие разделы, как «Легкая атлетика» и «Спортивные игры». С элементами легкой атлетики и спортивных игр высокой и средней интенсивности экспериментальная методика представляла собой 12 подвижных игр высокой и средней интенсивности, а также 2 игры низкой интенсивности на внимание и с применением специальных физических упражнений.

В течение недели и учебного дня игры в методике распределялись с учетом биологической ритмики, физической работоспособности студентов. На середину рабочей недели приходится пик работоспособности, на начало - нарастание, на конец недели -спад. В середине учебной недели (вторник, среда и четверг) соответственно применялись игры высокой интенсивности - «Конное поло», «Похититель лунки», «Перетягивание палки», «Достань шапку», «Снятие шапки», «Надень шапку», «Коснись мяча». В начале и конце учебной недели (понедельник, пятница) проводились игры средней интенсивности при двухразовых занятиях физической культурой в первом семестре и двухразо-

вых во втором. Это кабардинские народные подвижные игры: «Журавли-Журавли», «Волчок-юла», «Сумасшедшие догонялки», «Крепость», «Палочка-выручалочка», «Чья шеренга победит». Подвижные игры низкой интенсивности применялись на контрольных занятиях в конце подготовительной части или в заключительной части занятия: « Палочка для игры», «Игра в лягушек» [3].

На II-III пары приходится пик работоспособности студентов. Врабатывание происходит на первой паре. Спад активности - на четвертой паре. Из-за этого, в зависимости от расписания, была подобрана дозировка. На первых и четвертых парах игры продолжались 15-20 минут, на второй и третьей паре - 20-30 минут.

В первом и во втором семестрах в целях разнообразия занятий применялись игры разной сложности и интенсивности. В конце основной части занятий проводились национальные кабардинские подвижные игры и танцы под музыку.

В опытной группе заметно стало значительное повышение посещаемости, успеваемости и интереса студентов к занятиям за период применения игровых и танцевальных методик. В начале 20182/019 учебного года посещаемость студентов I курса занятий физической культурой контрольной группы составила 74 %, а на II курсе - 62 %. В те же сроки посещаемость занятий в опытных группах составила 81 % у студентов I курса и 78 % у II курса, а 75 % соответственно у студентов в контрольных группах. На уровень общей физической и функциональной подготовленности студентов положительно повлияло повышение интереса и эмоциональной составляющей. Во всех тестах наблюдалась недостоверность различий между мужскими контрольными и экспериментальными группами до начала эксперимента.

По окончании девяти месяцев педагогического эксперимента в уровне физической подготовленности студентов произошли довольно значимые и существенные изменения. По результатам итогового тестирования между контрольными и опытными группами у девушек стали достоверно различимы показатели в следующих упражнениях: бег на 100 м, прыжки в длину с места (см), бег на 2000 м.

Применение экспериментальной методики у юношей сказалось также положительно

в тестовых упражнениях на развитие гибкости, силы, скоростно-силовых качеств (прыжок в длину с места, бег на 60 м (сек), челноч -ный бег 3х10 (сек), сгибание-разгибание рук в висе (количество раз), бег на 3000 м (мин), наклон вперед стоя.

Использование наряду со спортивными, подвижными играми нетрадиционных национальных и танцевальных игр в процессе учебных занятий при подготовке будущих специалистов помогло нам конкретизировать содержание средств и методик, применение и дозирование двигательной нагрузки, что способствовало достижению следующих результатов:

- произошел рост результатов в общефизической подготовке, двигательной работоспособности у девушек и юношей, что

повлияло, по их словам, на умственную деятельность и на желание активно учиться в дальнейшем;

- применение в учебном процессе по физической культуре немалых объемов игровых и соревновательных упражнений сформировали профессиональные умения и навыки, дали толчок к повышению своих способностей, талантов и природных дарований.

Понимание призыва «Движение - жизнь», активное неприятие вредных привычек (курение, спиртные напитки, наркотики) позволит направить студенческую молодежь на получение достойного образования, глубоких знаний, крепкого здоровья и профессиональных качеств, чтобы достойно влиться в социальную среду.

Список литературы_

1. Ансоков Х.К. Спорт как особая отрасль национальной экономики // Микроэкономика. Экономика и предпри -нимательство. 2018. № 1(90). С. 715-717.

2. Бондырева В.Б., Кейно А.Ю., Кузьменко М.В. Подвижные игры в физическом воспитании молодежи // Народное образование. Педагогика. Вестник Тамбовского университета. 2016. Т. 21. № 5/6. С. 98-104, С. 157-158. URL: cyberleninka.ru (дата обращения: 15.03.2022).

3. Былеева Л.В., Григорьев В.М. Игры народов СССР: сб. ФиС. 1985. С. 269.

4. Макаров, Ю.М. Теория и методика обучения базовым видам спорта. Подвижные игры / А.С. Макаров, Н.В. Лутикова, Л.Н. Минина и др.; под ред. А.С. Макарова. М.: Академия, 2013. С. 272.

5. Подвижные игры для студентов вузов / Р.Н. Разяпова, Л.Н. Малорошвило, В.П. Малорошвило. Оренбург: ОГПУ, 2014. С. 53. URL: https://lib.rucont.ru/efd/244788 (дата обращения: 19.03.2022).

6. Рыджалова Р. Народные игры КБР («Къарачай-Малькъар халкъ оюлна»). URL: https://nsportal.ru/ap/library/ literaturnoe-tvorchestvo/2018/08/25/narodnye-igry-kbr-karachay-malkar-halk-oyunla (дата обращения: 11.02.2022).

7. Таова А.Х. Физическая культура и спорт для студентов по специальности 36.05.01. «Ветеринария» всех форм обучения. Нальчик: КБГАУ, 2018. С. 128.

References_

1. Ansokov H.K. Sport as a special branch of the national economy. Microeconomics. Economics andentrepreneurship. 2018. No. 1(90). pp. 715-717.

2. Bondyreva V.B., Keino A.Yu., Kuzmenko M.V. Outdoor games in physical education of youth. National education. Pedagogy. Bulletin of the Tambov University. 2016. VOL. 21. No. 5/6. pp. 98-104, pp. 157-158. URL: cyberleninka.ru (date of issue: 03/15/2022).

3. Byleeva L.V., Grigoriev V.M. Games of the Peoples of the USSR: sat. FiS. 1985. p. 269.

4. Makarov, Yu.M. Theory and methodology of teaching basic sports. Outdoor games / A.S. Makarov, N.V. Lutikova, L.N. Minina, etc.; edited by A.S. Makarov. M.: Academy, 2013. p. 272.

5. Outdoor games for university students / R.N. Razyapova, L.N. Malo-roshvilo, V.P. Maloroshvilo. Orenburg: OGPU, 2014. p. 53. URL: https://lib.rucont.ru/efd/244788 (date of reference: 03/19/2022).

6. Rydzhalova R. Folk games of the CBD («Kyarachay-Malkar khalk oyulna»). URL: https://nsportal.ru/ap/library/ literaturnoe-tvorchestvo/2018/08/25/narodnye-igry-kbr-karachay-malkar-halk-oyunla (accessed: 02/11/2022).

7. Taova A.H. Physical culture and sports for students in the specialty 36.05.01. «Veterinary medicine» of all forms of education. Nalchik: KBGAU, 2018. p. 128.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.