Научная статья на тему 'Игровой и соревновательный методы в физической культуре, их значение и особенности использования'

Игровой и соревновательный методы в физической культуре, их значение и особенности использования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3433
319
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРА / ИГРОВОЙ МЕТОД / СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ МЕТОД / ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТА / GAME / PLAYBASED METHOD / COMPETITIVE METHOD / OUTDOOR GAMES / STUDENT PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уразалин Нурахметулла Бимаганович

В данной статье рассматриваются сущность игрового и соревновательного методов, средства и технология их применения в учебном процессе, анализируется значение подвижных игр в физическом воспитании студента

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLAY-BASED AND COMPETITIVE METHODS AT PHYSICAL EDUCATION CLASSES: IMPORTANCE AND FEATURES OF USE

This article discusses the essence of game and competitive methods, the means and technology of their application in the educational process, analyzes the place of outdoor games in the student’s physical education

Текст научной работы на тему «Игровой и соревновательный методы в физической культуре, их значение и особенности использования»

t* S

X

<

со

О

го

£ из О О

(-4

W

=3 и 3 со

W

£ О

Рн

с

УДК 796.011.1

игровоЙ и СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ МЕТОДЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ: ЗНАЧЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Уразалин Нурахметулла Бимаганович

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, старший преподаватель кафедры физической подготовки, к.ю.н. e-mail: urazalin59@mail.ru

В данной статье рассматриваются сущность игрового и соревновательного методов, средства и технология их применения в учебном процессе, анализируется значение подвижных игр в физическом воспитании студента

Ключевые слова: игра; игровой метод; соревновательный метод; подвижные игры; физическое воспитание студента

PLAY-BASED AND COMPETITIVE METHODS AT PHYSICAL EDUCATION CLASSES: IMPORTANCE AND FEATURES OF USE

Urazalin Nurakhmetulla B.

Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Senior Lecturer of Department of Physical Training, PhD, e-mail: urazalin59@mail.ru

This article discusses the essence of game and competitive methods, the means and technology of their application in the educational process, analyzes the place of outdoor games in the student's physical education

Keywords: game; play-based method; competitive method; outdoor games; student physical education

Для цитирования: Уразалин Н.Б. Игровой и соревновательный методы на занятиях по физической культуре: значение и особенности использования // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2019. № 4 (72). С. 104-107.

Любой стране нужны активные, здоровые, способные к творческому мышлению личности. Это важный аспект воспитания всесторонне развитой личности, который неотделим от процесса обучения молодого человека в вузе. Составной частью предмета физвоспитания являются подвижные игры. Посредством подвижных игр студенты восполняют жизненный тонус при напряженном учебном графике и удовлетворяют потребность в движении.

Подвижные игры являются средством совершенствования двигательной активности, развития инициативы и самостоятельности, уверенности в себе. Молодые люди приобретают навыки работы в команде, приучаются следовать различным установленным правилам. Игровая деятельность способствует развитию рационального, лаконичного и предметного типа мышления, помогает сдерживать эмоциональную составляющую личности, заставляет быстро реагировать на действия соперников и партнёров по игре. Все это повышает уровень умственного развития студентов.

Игры закладывают методологические основы произвольного поведения, которые будут использоваться в повседневной жизни человека для самоорганизации и самоконтроля. Педагоги разных эпох отмечали, что игра способствует формированию характера, развитию физических качеств и возможностей, поскольку она является одной из главных форм отдыха. Игра помогает развивать самовоспитание, способствует развитию коммуникационных навыков студентов и получению внешней информации об окружающем мире [1].

Существуют игры разного типа. Особенно необходимыми для развития человека, в том числе физического, являются подвижные игры.

Подвижной является игра, основанная на движениях человека. Основными элементами игры являются правила, сюжет и основные двигательные действия. Составной частью подвижной игры является содержание игры, то есть организация деятельности участников в рамках игры, которая даёт возможность широкого выбора методов и способов достижения поставленной цели и удовлетворяет потребность участников в рамках данной деятельности. Правила определяют рамки возможной деятельности участников игры и критерии оценки результатов - для подведения итогов игры. Для достижения наилучшего результата игры в рамках действующих правил, студенты могут использовать личные творческие навыки [2].

Подвижные игры, включающие в себя выполнение различных физических упражнений (бег, наклоны, прыжки) в качестве реакции следующих поочерёдно сигналов, позволяют развивать основные физические качества. Так, игры способны развивать реактивность резкости (возможность быстрого сокращения и напряжения мышц) и скорости (способность производить быстрое суставное движение).

Для развития ловкости как правило используются игры, характеризующиеся новизной, физическими упражнениями высокой координационной активности, упражнениями на развитие равновесия и точности движений, а также игры, в которые заложена необходимость принимать нестандартные творческие решения в условиях ограниченного времени с возможностью использования различного спортивного инвентаря.

Для развития показателей силы необходимо проводить игры, включающие упражнения с высоким внешним сопротивлением (противодействие

партнёров и противников по игре, противодействие внешней окружающей среды, использование тяжёлого спортивного инвентаря) или упражнения с преодолением веса собственного тела игрока (сгибание и разгибание рук в упоре лежа, лазанье по канату, сгибание и разгибание рук в висе и т.п.).

Одной из самых важных функций подвижных игр является развитие выносливости, учитывающей особенности и возможности организма каждого студента, его «энергетическую» составляющую, зависящую от мотивации, волевых качеств и изначальной технической и методологической подготовки каждого игрока [3].

Важным преимуществом подвижных игр является самостоятельный выбор интенсивности физических нагрузок и периодов отдыха. Негативная же составляющая подвижных игр состоит в соревновательном аспекте, приводящем к эмоциональной нагрузке, использованию всех резервов сил и возможному переутомлению.

Подвижные игры делятся на подвиды, которые решают определенные типы педагогических задач, например: развитие двигательных качеств, обучение двигательным навыкам и т. д. Каждый из подвидов делится на группы подвижных игр, которые объединены по характеру совершения игровой задачи (игры с бегом, прыжками, лазаньем, с метанием и т.д.) [4].

Содержание игр зависит от возраста человека и его развития. На начальных этапах игра содержит упрощенный характер двигательной активности, но на более поздних - она значительно обогащается как по форме, так и по содержанию. Особая роль отводится играм, способствующим укреплению взаимоотношений в коллективе, поскольку они вырабатывают взаимопонимание и создают доверительную атмосферу между игроками. Особую ценность представляют подвижные игры, содержащие элементы спортивных игр, поскольку они способствуют возникновению интереса к дальнейшему профессиональному занятию спортивными играми [5].

Игровые методы - способы организации игровой деятельности, основанные на определённом образном замысле или идее, предусматривающие стремление к достижению поставленной цели в условиях динамичной изменчивости среды. Этот метод предполагает не только конкретные виды подвижных игр, но и различные физические упражнения, эстафеты и т.д. Подвижные игры вызывают наибольшую заинтересованность студентов, поскольку они привлекают своей динамикой, возможностью творческого подхода, позволяют совершенствовать двигательные навыки в облегченном соревновательном виде [6].

Соревновательный метод - это способ, который основан на включении в игровой процесс компонентов соревновательной деятельности [7].

Игровой метод может быть представлен в виде игры и в виде упражнений в игровой форме [7].

Основными особенностями игрового метода являются:

1. Свободный и осознанный выбор двигательных действий.

2. Творческий подход в выборе путей достижения целей игры.

3. Комплексность игрового метода, позволяющего участнику применять как интеллектуальные, так и двигательные способности, а также налаживать быстроту взаимодействия между данными качествами.

4. Адаптивный характер двигательных навыков в отношении динамично развивающейся игровой среды.

5. Доступность на всех этапах обучения.

6. Высокая эмоциональная составляющая игровой деятельности, которая вызывает особый интерес со стороны игроков, что и приводит впоследствии к выполнению игровой задачи [8].

Средствами игрового метода являются:

1. Подвижные игры. Данные игры можно разделить на два подвида.

Первый подвид - игра-упражнение, под которой понимается неоднократно повторяющееся воспроизведение отдельных движений в различных условиях. Педагоги, в рамках достижения цели данных подвижных игр, предъявляют определенные требования по качеству выполнения отдельных элементов (техническая правильность, точность, быстрота и их сочетание).

Второй вид - игра-соревнование, заключающаяся в стремлении выполнить задание наиболее качественно, чтобы в итоге превзойти других участников-соперников. Примером данного вида игр выступают игры-эстафеты [9].

2. Спортивные игры. Они составляют особую группу средств игрового метода, основное отличие которого заключается в использовании единых правил для оценки качеств игровой деятельности участников. В свою очередь спортивные игры подразделяются:

- на развлечения, для которых характерно сохранение общего содержания игровой деятельности и некоторых основных правил игры;

- на соревнования, проводимые по упрощенным правилам, делающим игру доступной для участников любого уровня подготовки (мини-футбол, мини-волейбол и т.д.);

- на соревнования, проводимые по международным правилам, позволяющим достаточно объективно выявить мастерство занимающихся, их уровень подготовленности [10].

Для решения всего комплекса задач физического воспитания студента применяются оба этих метода. Их правильное сочетание и рациональный выбор методик ведут к более полному и эффективному решению задач данного комплекса [11].

На начальном этапе проведения игры необходимо разработать комплекс необходимых занятий, подготовить место проведения игры (спортивные

корты, спортивный зал, площадка, поляна, лес), необходимый спортивный инвентарь (мячи, скакалки, флажки, обручи), учесть организованность и подготовленность занимающихся. Особенно важной является расстановка команд таким образом, чтобы ход и результат игровых событий был виден всем игрокам. Это позволяет учесть непредвиденный ход событий на игровом поле. Объяснение правил и целей игры должно проводиться только после занятия исходных позиций участников.

Для наилучшего проведения игры педагогам необходимо:

1. Представить название игры, ее цель, и предложить участникам придумать название своим командам.

2. Объяснить и наглядно представить содержание игры, основные двигательные упражнения и расположение играющих команд на площадке.

3. Объяснить студентам основные правила, ход игры и направления движений команд и конкретных игроков.

4. Определить условия победы команды.

5. Указать основные наказания за нарушения правил игры (штрафные очки, предупреждение, отстранение) [12].

В играх могут принимать участие несколько команд. Для облегчения судейства руководитель привлекает помощников из числа студентов, которые следят за правильностью выполнения действий каждым участником. Важно, чтобы в игре принимали участие примерно равносильные команды.

Обязанность руководителя - умело управлять ходом игры, вовремя ее закончить и правильно и честно подвести итоги. Преподавателю необходимо комментировать весь процесс игры, делать замечания по ходу игры, следить за поведением игроков и соблюдением правил. При этом очень важно предоставить максимум инициативы участникам игры для поддержания их заинтересованности, а педагогу следует оставаться беспристрастным судьей [13].

При проведении игры необходимо соблюдать следующие условия:

1. Двигательные упражнения должны выполняться всеми игроками без исключения.

2. При построении команд в шеренгу - построить в соответствии с ростом игроков.

3. Исключить возможность получения травм игроками.

4. Предоставить равные условия для достижения победы всем командам (равное количество участников, равные правила игры, штрафные санкции распространяются на всех).

5. Определить условия выдачи поощрительных и штрафных баллов за совершение определенных действий [14, с. 459].

Важной методической особенностью руководства игрой является ее «дозирование». Изменение и регулирование нагрузки в играх проводится следующими приемами:

Изменением пройденной дистанции при перебежках.

6. Уменьшением количества повторяющихся упражнений.

7. Упрощением или усложнением отдельных правил.

8. Изменением размеров игрового поля, количества используемого спортивного инвентаря, условий прохождения препятствий.

По окончании игры преподаватель должен подвести краткий итог и указать: какие команды действовали правильно, кто из игроков нарушил правила, объявить команду-победителя. Далее построить участников в колонну, дать небольшую пробежку, переходящую в ходьбу.

Кроме результата проведенной игры руководителю необходимо оценить в действиях студентов следующие моменты:

1. Четкое следование правилам игры.

2. Целесообразное выполнение двигательных упражнений.

3. Правильное выполнение показанных преподавателем движений.

4. Творческий подход.

Нельзя допускать проявления недисциплинированного поведения игроков (выкрики, споры, несогласие с решением и результатом и т.п.), следует приучать игроков уважать соперника и нести ответственность перед коллективом за свои действия [12].

Сигналы о начале и окончании выполнения двигательных упражнений в рамках подвижной игры могут быть как звуковыми (свисток, команда голосом, хлопок), так и зрительными (взмах флажком, рукой). Из-за высокой эмоциональной напряженности студенты не всегда могут контролировать своё физическое состояние, что ведет к перевозбуждению и утомлению организма. При первых признаках появления усталости (пассивность, потеря точности выполнения заданий) необходимо снизить нагрузку. При первых признаках ошибок из-за усталости, преподавателю следует объявить о завершении игры, но так, чтобы ее окончание вызвало интерес к продолжению игры на следующем занятии.

При подведении итогов следует учитывать не только скорость выполнения упражнений и время, затраченное игроками на выполнение всего комплекса действий в рамках подвижной игры, но и качество их выполнения. Все это повышает дисциплинированность участников и их стремление выполнить упражнения как можно лучше, а преподавателю следует выделить лучших игроков, обратить внимание на дисциплину и поведение конкретных студентов [14, с. 368].

Следует отметить, что в современном мире от каждого человека требуется высокая физическая подготовленность, для того чтобы выдержать физические и психологические нагрузки на организм.

На занятиях по физической культуре это достигается с помощью развития силы и выносливости, повышения скорости производимых движений, ловкости и гибкости. Подвижные игры позволяют задействовать многие двигательные упражнения и различные группы мышц. Благодаря правильно организованному двигательному режиму и применению игрового метода достигается укрепление здоровья, значительно повышаются показатели психофизической подготовленности и, что важно, организм студента развивается комплексно.

При наблюдении за игрой преподавателем изучается личность каждого студента, вырабатывается к каждому из них индивидуальный подход, обращается внимание на мотивы поступков в процессе игры. Необходимо отметить, что поступки игроков в большинстве случаев зависят от сложившихся в их жизни установок, взаимоотношений с товарищами, воспитания и поведения [14, с. 369].

В силу изложенного выше опыта преподавателей-практиков многие ученые и методисты и рекомендуют включать в учебно-воспитательный процесс игры, развивающие не только физический потенциал студента, но и воспитывающие любознательность, активную жизненную позицию и другие положительные черты характера. Включение подвижных игр в процесс физического воспитания студентов позволяет более эффективно решать специфические задачи всестороннего развития молодого человека.

Библиографический список:

1. Железняк Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. М.: Академия, 2015. 264 с.

2. Барчуков И.С. Физическая культура и физическая подготовка / И.С. Барчуков, В.Я. Кикоть. М.: Юни-ти-Дана, 2014. 431 с.

3. Лаптев А.П. Теория и методика физической культуры / А.П. Лаптев. М.: ФИС, 2017. 543 с.

4. Малорошвило Л.Н. Подвижные игры для студентов вузов / Л.Н. Малорошвило, В.П. Малорошвило, Р.Н. Разяпова. Оренбург: ОГПУ, 2014. 53 с.

5. Бишаева А.А. Физическая культура / А.А. Бишаева. М.: Издательский центр «Академия», 2014. 304 с.

6. Луговая В.А. Народные подвижные игры, развлечения и забавы: методология, теория и практика / В.А. Луговая. М.: Академия, 2018. 105 с.

7. Жуков М.Н. Подвижные игры: Учебник / М.Н. Жуков. М.: Издательский центр «Академия», 2015. 160 с.

8. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры / Ю.Ф. Курамшин. М.: Советский спорт, 2017. 320 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Мейксон Г.Б. Методика физического воспитания школьника / Г.Б. Мейксон, Л.Е. Любомирский. М.: Просвещение, 2014. 143 с.

10. Чернякова С.Н. Подвижные и спортивные игры во дворе: Учебно-методическое пособие / С.Н. Чер-някова, С.В. Иванова. Тюмень.: ФГБОУ ВПО «Тюменский Государственный Университет», 2017. 72 с.

11. Фетисова С.Л. Подвижные игры в общеобразовательных и коррекционных учреждениях: Учебное пособие / С.Л. Фетисова, А.М. Фокин. М.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. 237 с.

12. Спортивные игры / Б.И. Туркунов, В.В. Воронков,

A.И. Аникин [и др.]. М.: МГОСТИ, 2016. 386 с.

13. Черемисин П. Методические основы спортивных и подвижных игр: Сборник лекций / П. Черемисин,

B.П. Теоретико. М.: МГАФК, 2015. 244 с.

14. Ясько А.И. Учебно-методическое пособие по подвижным играм / Я.И. Ясько, А.С. Баймагамбетова. М.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. 216 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.